Как скопировать чужого чат-бота? Никак, но

Привет VC! Меня зовут Боровков Евгений и я предприниматель. В этой статье попробую ответить на очень частый запрос клиентов, который звучит примерно так: “Оцените разработку вот этого бота: <ссылка на бота>. Сколько будет стоить и сроки.”

Правильно говорит?

Предисловие

Мы в Botcreators занимаемся разработкой чат-ботов уже больше 4 лет, и за это время у нас накопилось большое количество “типовых” запросов от клиентов. Один из них мы попробуем разобрать в этой статье.

Как вы уже поняли из первого абзаца, с запросом “разработайте точно такого-же бота” приходят достаточно часто. И далеко не всегда получается емко объяснить клиенту всю сложность ситуации или донести, что ничего из этой затеи хорошего не выйдет.

В чем же сложность скопировать чужого бота

Чат-бот это некая программа, которая “живет” на сервере. Точно так же как и сайт и любой другой софт. Единственное отличие бота от другого софта это то, что в качестве интерфейса взаимодействия выступает мессенджер или соц. сеть. Это может быть Telegram, VK, WhatsApp (недавняя статья про WABA), Viber (недавняя статья про API Viber), Slack, Skype, Discord, и даже какой-нибудь Там-Там или Одноклассники.

Соответственно, у каждой из платформ\площадок\соц сетей, отличается не просто пользовательский интерфейс, а еще и отличается API. Соответственно, в каждом из мессенджеров будут свои возможности и свои ограничения.

Если говорить проще: пользователь, смотря на бота, понятия не имеет что на самом деле происходит на серверной части. Она на столько изолирована, что без доступа к исходному коду или подробному описанию функционала, очень сложно предположить что там может быть под капотом.

У пользователя нет никакой возможности узнать даже адрес сервера или язык программирования, на котором реализован бот. Не говоря уже об алгоритмах или интеграциях. Например, бот для обратной связи может бы интегрирован с каким-то таск трекером, или с CRM системой. Если этого не понятно в явном виде из интерфейса бота, то скорее всего вы никак это и не узнаете.

Более того, под капотом, например, бота для обратной связи, может создаваться не просто лид в CRM или тикет в какой-нибудь тикет системе, а обращение может дублироваться еще и в чат в Telegram, или может начинаться выбор первого свободного специалиста сапорта, или… еще сто таких же “может”.

Все ли так безнадежно на самом деле? Или все-таки что-то можно сделать?

Если вы хотите дать подрядчику задачу скопировать чужого бота, то вот на какие вопросы можно себе ответить для начала:

  • Бот собран на конструкторе? Есть ли какие-то видимые отметки об этом? Некоторые конструкторы делают подпись “бот собран на…” .
  • Вы знаете кто сделал этого бота? Спрашивали у него про функционал? Или задача втихую скопипастить функционал конкурента? А вы знаете как построена инфраструктура конкурента? Хотя-бы какую CRM систему он использует?
  • Вы сами проходили этого бота целиком? Точно целиком? Вам точно нужен РОВНО такой функционал? Или все-таки вон та реплика под той кнопкой не нужна?

Эти вопросы нужны для того, чтобы исполнитель (фрилансер или агентство) мог прикинуть что там внутри бота может быть наворочено и попробовать посчитать вам какую-то подобную механику.

Но надо понимать, что, например, у нас в агентстве, идет доплата за время аналитика, который будет пытаться нарисовать майндмап с функционалом существующего бота и выписывать непонятные участки. Чтобы при коммуникации потом остановиться на какой то из гипотез на этом самом майндмапе.

Чаще всего мы сразу говорим, что из этой затеи ничего хорошего не выйдет. Потому что, как правило, этот запрос приходит от удивительных заказчиков, которые сочетают в себе целое комбо клише. Например криптоинвесторов, которые хотят трейдить ровно так-же, как трейдит другой криптоинвестор. (да простят меня криптоинвесторы).

Но смотреть чужих ботов надо

Как бы ни была трагична или печальна ситуация с копированием ботов — смотреть их все равно надо. Как минимум для прокачки той самой насмотренности.

В ТЗ для разработчика нормально писать фразу: “По аналогии с ботом N”. То есть когда заказчик уже набросал ТЗ в каком-то удобоваримом виде, дополнить этот документ референсами ботов это наоборот хорошо. Такие фразы помогают лучше понять общее настроение заказчика на внешний вид будущего продукта.

Но как бы ни был велик соблазн отдать целиком какой-то раздел на откуп исполнителю, лучше прописать все детали подробно. Иначе все скатится к фразе “Без ТЗ — результат ХЗ”.

Часто мы сами предлагаем посмотреть какого-то бота и взять из него какую-то фичу. Просто потому, что заказчик далеко не всегда лучше нас знает как будет ему лучше.

Да, в конце статьи есть ссылка на наш Telegram канал про чат-ботов. Куда же без нее в 2022 на vc.

0
20 комментариев
Написать комментарий...
Леха Стальский

“Без ТЗ — результат ХЗ” - волшебно. Записал

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

Избитая уже фраза, но рад, что полезно оказалось 😀

Ответить
Развернуть ветку
Антон Татаринов

не скопировать, а вдохновиться

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

Не своровать, а научиться

Ответить
Развернуть ветку
Mewton Games

Имхо если в статье заменить все слова "чат-бот" на любой другой продукт "сайт, приложение, игра" — ничего не изменится. Конкретно про специфику копирования чат-ботов тут ничего нет.

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

Ну нет, сайт скопировать гораздо легче.
На большинстве сайтов бОльшую часть логики не прячут куда-то на бэк, а оставляют прям на фронте.
Боты в этом смысле гораздо более закрытые

Ответить
Развернуть ветку
Константин Нагибович

Не согласен. Возьмите, к примеру, booking.com не так много логики там не фронте.

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

Ну а вы уверены, что хотите прям копировать букинг?
Прям с такой задачей придете к исполнителю?
Мне почему-то кажется, что такая постановка вопроса не несет в себе смысла

Ответить
Развернуть ветку
Константин Нагибович

Я ответил в контексте утверждения, что на фронт выносят большую часть логики.

Ответить
Развернуть ветку
Valerian Valkin

100% согласен. К нам в 2V Modules так же часто как к автору заходят люди с просьбой "скопировать вооон тот SaaS" :)

И конечно же любой +/- сложный продукт (а) имеет кучу логики на бэке и (б) имеет множество нелинейных сценариев взаимодействия, которые все могут вести себя по-разному пользователь с разными настройками в разных местах видит и может сделать разные вещи.

В общем такие запросы напрямую тоже никогда не удовлетворяем, но референсы - это всегда полезно чтобы начать что-то ресерчить и всегда можно найти проблемы/удачные моменты в конкурентах и от этого оттолкнуться.

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

Так а статья то не про сложный продукт. А про простых ботов.
Энивей на фронте сайта доступно больше инфы чем "на фронте" бота

Ответить
Развернуть ветку
Mewton Games

Понятно что вы делаете чат-ботов, поэтому написано про них. Но они тут притянуты за уши. В статье речь про то, что сложно скопировать бизнес-логику любого продукта, расположенную на сервере.

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

Это вроде и так очевидно. Но боты редко работаю как самостоятельные продукты. Чаще они как переплетение всяких интеграций.
Не у каждого того-же букинга будет 100500 интеграций, кроме условной платежной системы.
А у бота легко может быть

Думаю мы друг друга поняли, просто по разному говорим)
И да, статья как про наболевшее.
За копированием сайтов к нам тоже приходили и мы закрывали эти запросы чаще чем с копированием чат-ботов.

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav Birukov

Когда заказчик говорит хочу так, мне кажется он имеет ввиду "вот cjm, сделай также" а какой будет код и начнем реализовано ему без разницы.
А задача компании написать cjm и согласовать с заказчиком, а потом приступить к реализации бота(сайта, приложения)

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

Так только кажется)
А с его CRM мы тоже будем связывать не посвящая его в детали? Или хотя-бы его команду?

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav Birukov

А к чему простите вопрос про crm?

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

Это к разговору об интеграциях. Если заказчик приходит имея в виду: "вот cjm, сделай также", то мы делаем прям так-же, без интеграций под капотом, получается?)

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav Birukov

Из интернета: «Customer journey map (CJM) — это визуализация пути клиента, начиная с момента поиска товара или услуги и заканчивая покупкой.»

Я имею ввиду, что клиент и понятия не имеет как делаются боты. Он приходит и говорит, хочу также.

Это как с сайтами, приходит клиент и говорит: - «хочу такой же лендинг, но своей информацией».
Клиенту нет разницы на Tilda или на чем-то другом он будет сделан, ему нужен лендинг и все 🙂
А задача студии объяснить, что под ваши задачи подойдёт Tilda, потому потому...

Ответить
Развернуть ветку
Буквоед

Забавно, интересная публикация. Оказывается, проблема «А можешь сделать нам второй Гугл?» перекочевала в Телеграм )

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

Получается так)

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Раскрывать всегда