Разработчик российской замены Instagram*: «Моих средств хватит на миллион пользователей в месяц»

О проектах для замещения западных соцсетей говорят уже давно. Периодически анонсируются «убийцы» Facebook* и Instagram*. Но в 2022 году разговоры перешли в практическую плоскость. После блокировок соцсетей Facebook* и Instagram* и объявления их родительской компании Meta* экстремистской, потребность в отечественных аналогах перешла в практическую плоскость. Одновременно, потенциальный убийца Инсты* китайский TikTok сам прекратила деятельность в России и запретил выкладывать контент. Это дало толчок сразу нескольким проектам.

*деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская

Всего год назад Инстаграм* был самым крупным по активности авторов соцмедиа в Рунете. Его обвал радикально изменил ландшафт социальных сетей, открыв возможности, которых у разработчиков стартапов в этой среде не было больше десяти лет. Пока пользователи не разбрелись по другим сайтам развлечений и онлайн-казино, это дало стимул разработчикам запустить свои проекты, и первые российские альтернативы Инстаграму* уже появились в App Store.

Разработчик российской замены Instagram*: «Моих средств хватит на миллион пользователей в месяц»

Блоги

Яrus появился еще в 2021 году и продолжает работать и сейчас. Проект похож на агрегатор контента: постов от блогеров, новостей СМИ, видео с различных хостингов, событий и музыки. А судя по просмотрам постов на главной странице больших охватов у соцсети пока нет.

Проект Pabliko представляет из себя платформу для текстовых публикаций, который собираются в тематические блоки.

Замена Тиктоку

Yappy - это русский аналог TikTok от «Газпроммедиа». Об этой сети много говорят, ее активно рекламируют.

Замена Линкедину?

Tenchat ориентирован на экспертов и бизнес, здесь можно искать партнеров, работу, клиентов. Проект бурно рос в конце прошлого, начале этого года, особенно на фоне сложностей с Facebook*. Но сейчас явно замедлился.

Замена Инсты*?

Fiesta и Rekee (бывший Limbiko) – два проекта, позиционируемые как замена Instagram*. В этом же ряду и проект «Росграм», который вообще не пошел дальше анонсов и до сих пор не представлен публике. А на сайте указано, что все предложения скачать «Росграм» - это действия мошенников. Не лучший старт для соцсети. В этом ряду стоит отметить и проект «Грустнограм», который автоматически делает все добавленный фото черно-белыми, он задумывался не как стартап, а скорее как шутка и сейчас живет как инди-проект.

Проект Limbiko довольно быстро набирал обороты, но спустя пару месяцев стало очевидно, что что-то пошло не так и сервис хуже работать, а пользователи начали уходить. Limbiko настигли трудности по ряду причин, главная заключалась в том, что не было общего мнения о том, как развивать социальную сеть дальше. Потому сам основатель принял непростое решение покинуть проект, его заменил разработчик. Это и стало вторым днём рождением проекта. Проект переродился в «Реки» и снова начал успешно развиваться. С декабря приложение стало доступно для айфона в AppStore.

Помимо того, что название Limbiko осталось в прошлом, новые владельцы заменили брендбук и разработали иную концепцию развития. В первую очередь заключается в том, что пользователи получили новые возможности, ведь разработчики внедрили новые функции. Сразу стало очевидно, что они основательно разобрались в том, какие именно проблемы необходимо решать. Результат радует – багги были эффектно устранены, а обычные пользователи и страницы для бизнеса, получили хорошие возможности. Был значительно улучшен, как функционал приложения, так и его дизайн.

Основатель Rekee Андрей Самоховец:

Проект «Реки» – аналог запрещенной сети Инстаграм* (изначально запускался под названием Limbiko) не планирует дублировать функционал запрещенной соцсети, а пытается объединить на одной платформе лучшие фрагменты из разных соцсетей».

Я задал ему несколько вопросов о состоянии проекта и его видении рынка для vc.ru:

— Сам Инстаграм* в последнее время начал меняться, мутируя в копию Тиктока (неудачно). Как вы к этому относитесь? Будете ли вы делать копию олдовой инсты* для тех кто хочет по-старому, или новой Инсты* с упором на рилсы?

— Я сам не сильно много пользуюсь ТикТоком и Инстаграмом*, но заметил, что Инста* идёт по пути ВК, который пытается сделать всё и сразу, и по итогу получается далеко не лучший результат. ТикТок в свою очередь фокусируется на коротких видео и делают их лучше всех. Делать копию новой Инсты* не вижу смысла, потому что народ просто будет сидеть в ней. Олдовая версия Инсты* мне кажется зайдёт народу как игрушка, а не полноценная соцсеть, а-ля вспомним прошлое.

— Как вы относитесь к самому Тиктоку?

— ТикТок очень мощный инструмент. Благодаря персональной ленте рекомендаций, он буквально затягивает часами листать короткие видео. Это очень хорошо для создателей контента, которые могут строить персональные бренды и т.д. Это хорошо для рекламодателей из-за огромных охватов.

— На какую аудиторию вы ориентируетесь: сегодняшнюю молодёжь, которая выбирает ТитТок, или вчерашнюю молодёжь, которая выбирает Инсту*?

— Сложно сказать, сейчас ориентир на здравомыслящих людей, которым не интересно сидеть и деградировать, а которые что-то изучают, ищут, копают. Это и молодёжь, и люди постарше.

— Что выберет завтрашняя молодёжь? Какое будущее у приложений такого типа: фото, стори, виртуальная реальность, дополненная реальность?

— Говорить про виртуальную или дополненную реальность сейчас ещё слишком рано. Сейчас эти технологии слишком дорогие, чтобы их использовать для массового пользователя. Смартфоны прошли долгие 15+ лет, чтобы прийти к текущему состоянию цена/качество. Фото и стори дополняют друг друга, так что хорошо иметь и то, и то.

— Аудитория Инстаграма* в Рунете обвалилась на 20 миллионов пользователей за год. Что нужно сделать проекту-альтернативе, чтобы её заполучить? Есть ли у вас план?

— Проекту-альтернативе нужно быть лучше ВК, который эту аудиторию собрал. Нужно делать рабочие алгоритмы рекомендаций, который действительно будут давать пользователям охваты целевой аудитории. В Телеге вообще нет рекомендаций, а в ВК они максимально плохо работают. Кто первый сделает, что-то похожее на алгоритмы инсты или ТикТока, может попробовать побороться за этих пользователей. Ну и внешняя рекламная компания. Люди должны слышать о соцсети, иначе некому будет пробовать рекомендации.

— Кто его разрабатывает? Команда, где находится, как собрана?

— На данный момент я единственный разработчик проекта, живу на Юге России, в Ставрополе.

— Кто финансирует «Реки»? Достаточно ли у проекта средств, чтобы вырасти до масштабов аудитории, которую потерял Инстаграм* (десятки миллионов пользователей в месяц)?

— Финансирую из своих собственных средств. Финансов точно хватит, чтобы потянуть 1 миллион пользователей в месяц, и это по наихудшим расчётам. Однако я не боюсь ситуации, что аудитория начнёт расти. Чем больше пользователей, тем больше людей и компаний, которые захотят платить за продвижение на этих пользователей.

Как и Инстаграм*, просмотр постов в Rekee доступен не только в приложении, но и в веб-версии через браузер, что помогает продвижению как обычных пользователей, так и бизнес-профилей благодаря индексации в поисковых сервисах.

— Какой рост вы планируете? Какой рост сейчас?

— На данный момент планируется рост до 100 тысяч активных пользователей в месяц, благодаря активной рекламной компании. До рекламы рост был примерно 1000 активных человек в месяц.

— Будете ли вы развиваться как независимый проект или хотите стать частью экосистемы (Яндекс, Мэйл, другой вариант).

— Мне нравится вариант развития как независимый проект. Поглощение часто приводит к негативным последствиям в продукте. Лучший вариант - если останется независимое название, логотип, но продукт будет под крылом у крупного инвестора, который сможет помочь развивать и продвигать продукт.

— В декабре 2022 «Реки» попали в AppStore. Каков ваш опыт? Стало ли сложнее для российских стартапов получить аппрув, или с точки зрения отбора ничего не поменялось? Что посоветуете другим проектам из России, которые туда хотят попасть?

— С AppStore есть некоторые особенности. Во-первых у них не работает оплата через сайт в принципе, из-за чего были первые трудности. В моём AppleID стоит страна Россия, и независимо от того, через какую карту пробовать оплатить, Эппл просто замолкает. Когда выясняешь через поддержку, в чём причина тишины, они отвечают, что оплата не прошла. По итогу мне удалось оплатить аккаунт разработчика через Билайн через приложение для MacOS (сумма на 30% больше, чем при пересчёте доллара по курсу Binance).

Во-вторых приложение по началу тоже не захотели принимать. Основная ошибка - упоминание инстаграма* в описании. После того, как они мне отклонили по причине копирования инсты*, не было смысла писать что-либо в Эппл. Они даже не читали мои сообщения, а просто присылали одно и тоже шаблонное письмо. Помогли полное удаление приложение, смена имени пакета и загрузка по-новой без упоминания инсты*. Зная, что они не ищут в приложении кнопок блокировки контента и т.д, я заранее описал всё, на что они могут обратить внимание и весь процесс проверки с момента загрузки чистого приложения до публикации в стор занял меньше суток.

Не вижу, чтобы стало сложнее получить аппрув, правила со временем усложняют, из-за чего приходится всё больше и больше дорабатывать под них.

Нужно учитывать аккаунт Apple ID на который регистрируется разработчик. Если нет зарубежной карты, то проще всего поставить регион Россия и оплатить через телефон, если карта есть, то можно выбрать другой регион и оплатить этой картой. «Эппл» по бумагам ввёл санкции против России, а по факту продолжает без проблем регистрировать и обслуживать пользователей РФ.

— Вы говорили, что в апреле на волне хайпа в проекте было 180 000 зарегистрированных пользователей, однако сейчас им активно пользуется около 10 000 человек в сутки. Кто эти люди? Откуда они пришли? Какой контент они выкладывают, тематически?

— Это очень разные аудитории, в основном люди рекламируют свои деятельности: ногти, мебель, похудение и т.д. Есть несколько аккаунтов, которые выкладывают видео про своих питомцев, про кухню и т.д. Многие пришли ещё в апреле. Изначально на волне хайпа люди начали делиться разными способами ссылкой на Лимбико, кто-то в сторис запостит, кто-то тикток снимет и т.д. Сейчас с меньшими темпами, но также пользователи затягивают своих друзей, знакомых и просто подписчиков из других соцсетей.

— Видите ли вы пространство для улучшения? Какие есть недостатки у Инстаграма*, какой он есть, по-вашему? Или его можно назвать совершенным продуктом для своей ниши и аудитории?

— Пространство для улучшения есть. Инстаграм* пытается сделать всё и сразу из-за чего усложняется интерфейс и я лично знаю людей моего возраста, которые не слышали о некоторых фишках инсты*. Также все западные соцсети очень политизированы и порой могут блокировать по глупым причинам.

— Планируете ли вы Rekee как точную копию Инсты* на замену ей, или что-то хотите сделать иначе?

— Точной копии инсты* точно не будет. Я вижу, что например некоторым не нравится формат телеги или ВК, но нравился формат Фейсбука*. Стараюсь анализировать разницу и уже есть несколько задумок, что можно реализовать, чтобы попробовать вытянуть на себя эту группу блогеров. Уже несколько таких функций прорабатывается и скоро пользователи смогут испытать их.

Состояние Rekee на данный момент:

  • возможность заливать фотографии высокого качества;
  • возможность добавлять в профиль видеозаписи;
  • ускорена работа приложения;
  • возможность переписываться внутри приложения - внутренний messenger;
  • расширенный поиск профилей — добавились альтернативные возможности поиска людей, фото и видео, в том числе и при помощи хештегов;
  • практически все ошибки и баги из-за которых пользователи не только постоянно писали жалобы, но и покидали социальную сеть были устранены;
  • есть возможность делать репосты, писать комментарии стало намного удобнее;
  • процедура входа стала значительно удобнее;
  • появилась тёмная тема;
  • процедура регистрации нового профиля стала значительно удобнее;
  • работать с профилем и редактировать данные стало намного удобнее;
  • обновлённый интуитивный интерфейс;
  • приложение доступно для айфона в AppStore, в Google Play, в RuStore и Huawei AppGallery.

В ближайшем апдейте Rekee появится интеграция с телеграм-каналами. Это решение для тех, кто после запрета Инсты* перешёл в Телеграм и не хочет терять фоловеров при переходе в Rekee. Автоматически дублируя контент с Телеграм-канала в Rekee авторы могут расширить охват на растущую аудиторию Rekee минимальными усилиями.

*Meta, которой принадлежит Instagram и Facebook, признана в России экстремистской организацией

55
11 комментариев

Имхо порешают всё не алгоритмы, а рекламный бюджет. Тикток (забыл как он изначально назывался) выстрелил потому, что его запихали во все щели по всему миру, от его рекламы тошнило пиздец

3
Ответить

ага, спасибо, но русские аналоги точно качать не буду

3
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

я бы рад перейти, но Дженна Ортега не хочет переходить в реки или тенчат, приходится оставаться с ней в инсте

4
Ответить

Падение активных юзеров Инсты на 55% говорит об обратном. Это рынок - эти 20 миллионов куда-то перейдут, и это открывает простор для альтернатив.

1
Ответить

Тенчат как замена звучит не очень, а вот как самостоятельная соц сеть мне зашла. Френдли тусовки с интересующими темами и экспертами. Можно найти не только единомышленников, но и клиентов. Определённо заслужил место в моём сердце.

2
Ответить

Да, приложения это тема. Общение тоже нельзя сбрасывать со счетов.

Ответить