Как московские музеи ведут свои соцсети

Digital-агентство «Интериум» рассуждает о том, хорошо ли в мире digital живется хранителям культуры и истории.

Крупные столичные музеи ведут свои страницы с начала 2010-х и сейчас активно постят на всех основных площадках: ВКонтакте, Facebook, Одноклассники и Instagram. Этот важный коммуникационный канал музеи осваивали не сразу: сначала привычные форматы вроде Twitter или ВКонтакте, а потом «ноу-хау» вроде Instagram. И если для музеев современного искусства действовать по аналогии со знаменитым Нью-Йоркским MоMA — нечто само собой разумеющееся, то для хранителей вековой древности вроде Государственного Исторического музея все не так очевидно. Тем интересней сравнить, как московские музеи подстроились под изменчивый мир и насколько эффективно используют соцсети. В данном обзоре мы решили обратить внимание на то, как крупные московские музеи ведут свои аккаунты в Instagram.

Статистика за период: 30.11.2018 — 31.01.2019.

Третьяковская галерея

  • Количество подписчиков: 277 тысяч
  • Количество лайков: 292 832
  • Количество постов: 66
  • Оригинальные рубрики: #запасникитретьяковки, #настроениедня
Как московские музеи ведут свои соцсети

Главному музею национального искусства России принадлежит самый большой Instagram-аккаунт среди московских музеев. Решение сделать упор на картины, которых в Третьяковке, разумеется, в достатке, можно назвать стандартным. Зато Третьяковка очень интересно работает с подачей. Среди рубрик мне удалось отыскать две, которые могут претендовать на звание оригинальных и вовлекающих. Публикации под хэштегом #запасникитретьяковки поведают о произведениях искусства, которые в данный момент нельзя увидеть в самой галерее, что придает профилю определенную информационную ценность. В рубрике #настроениедня Третьяковка очень удачно выбирает картины, подходящие под дневную повестку: будь то намек на сегодняшнюю погоду, день недели или грядущие праздники.

Московский музей современного искусства

Как московские музеи ведут свои соцсети

Вот кто точно заглядывается на Нью-Йоркский МоМА. Аккаунт Московского музея современного искусства очень неплохо визуально оформлен, но другого ожидать от такой локации мы не могли. Сами публикации скорее носят тизерный-информационный характер и рассказывают о мероприятиях и новых выставках. Из интересных вовлекающих рубрик была найдена только одна — #метафизическаямастерская анонсирует одноименную выставку Михаила Шемякина, где автор иллюстрирует разные русские народные загадки, которые ММоМА и предлагает разгадать подписчикам.

Музей современного искусства «Гараж»

  • Количество подписчиков: 143 079
  • Количество лайков: 49 657
  • Количество постов: 49
  • Оригинальные решения: @garagecat
Как московские музеи ведут свои соцсети

Музей современного искусства лучше всех из подборки использует современные методы подачи. В данном аккаунте, пожалуй, гораздо больше других используются тизерные видеозаписи, созданные специально для Instagram. Кроме того, это единственный аккаунт, который использует GIF-анимацию. Из других интересных решений — у музейного рыжего кота есть не только собственная рубрика, но и собственный аккаунт. Объективно это самый профессиональный аккаунт из представленных в обзоре.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

  • Количество подписчиков: 138 632
  • Количество лайков: 103 677
  • Количество постов: 50
  • Оригинальные решения: визуализация а-ля «Страдающее средневековье»
Как московские музеи ведут свои соцсети

Профиль ГМИИ им. Пушкина был бы очень похож отстраненной подачей на Третьяковскую Галерею, если бы не два фактора. Идея использовать представленные картины для мемов (добавлять баблы и шутливые подписи), которая наверняка пришла бы в голову любому smm-щику, но показалась бы вандализмом администраторам музея — в этом профиле с успехом используется. Также аккаунт большей частью состоящий из картин разбавляют фотографии подписчиков, под которые ГМИИ заботливо подкладывает рамочки, подходящие по цветовой гамме к ленте.

Государственный исторический музей

  • Количество подписчиков: 42 568
  • Количество лайков: 58 176
  • Количество постов: 58
  • Оригинальные рубрики: @repost
Как московские музеи ведут свои соцсети

Пожалуй, самый слабый как по визуальной составляющей, так и по текстам профиль из представленных. Большинство фотографий очевидно взяты из пресс-релизов музея и слабо подходят для формата Instagram, тексты изобилуют датами и фактами, но не пытаются хоть сколько-нибудь вовлечь читателя. Спасают только красивые фотографии, сделанные подписчиками, которые ГИМ обильно репостит себе.

Выводы: во всех аккаунтах, кроме Государственного исторического музея, есть определенная стратегия, собственный визуальный стиль и манера подачи. Не каждый из музеев готов тратить средства на дизайнера специально под социальные сети, однако Третьяковка и ГМИИ неплохо справляются с вовлечением без дополнительных средств визуализации. «Гараж» в этом списке выглядит самым продвинутым и явно держит руку на пульсе современных трендов digital и дизайна. ГИМ — «гадкий утенок» подборки, но работа кипит и здесь — фотоконкурсы капсом, призывающие каждого участвовать, исправно стимулируют производство фотоконтента от подписчиков.

9
Начать дискуссию