Смерть в соцсетях. Что будет с аккаунтом? О мемориальных страницах и о том, почему стоит оставить цифровое завещание

Когда в далёком 2004-ом Марк Цукерберг запускал Facebook*, он вряд ли думал о смерти. Соцсети — это про жизнь и общение. Но время идёт, пользователи умирают, а их профили остаются. И… продолжают жить своей жизнью.

С каждым годом аккаунтов умерших людей в соцсетях становится всё больше. Легко предположить, что ещё лет через дцать добрая половина профилей будет принадлежать тем, кого уже нет в живых.

Что же делать с такими страницами?

«Одноклассники», например, предоставляют родственникам умершего право решать, сохранить или удалить его профиль. На аватар можно установить траурную рамку, закрыть от всех пользователей, кроме друзей. Страницу сохранят в том виде, в котором она была на момент последнего входа. Позже авторизоваться на ней будет невозможно.

Во «ВКонтакте» всё примерно так же. Страницу могут удалить либо сделать приватной, если до этого она была открыта — как пожелают близкие. Можно добавить отметку «Профиль умершего человека», тогда аккаунт станет мемориальным. Но чтобы сделать это, нужно отправить в поддержку фото свидетельства о смерти.

В западных соцсетях границы немного шире: в уже упомянутом Facebook* ещё при жизни любой пользователь может назначить «хранителя аккаунта» — того, кто будет распоряжаться страницей после смерти владельца. При этом хранитель не сможет удалять контент, постить новый, читать переписку. Но он сможет менять аватар, принимать заявки в друзья, а также написать и закрепить один пост на странице о смерти владельца.

В Instagram* профилю умершего тоже могут установить памятный статус. После этого подписчикам нельзя будет удалять свои лайки и комментарии к публикациям. Аккаунт как бы «замораживается», под аватаром появляется подпись «Светлая память».

<i>Страница умершей артистки, солистки LittleBig Анны Кастельянос в Instagram* (под аватаром отметка «Светлая память»)/Страница умершего видеоблогера Дениса Бейсовского во «ВКонтакте» (подпись «Профиль умершего человека»)</i>
Страница умершей артистки, солистки LittleBig Анны Кастельянос в Instagram* (под аватаром отметка «Светлая память»)/Страница умершего видеоблогера Дениса Бейсовского во «ВКонтакте» (подпись «Профиль умершего человека»)

Данные для входа в профиль не дадут даже самому близкому родственнику. Несмотря на то что законы в России не защищают конфиденциальность человека после смерти, соцсети всё же блюдут права покойных на сохранение личной информации и тайну переписки. Впрочем, не только соцсети.

Возьмём Google. В настройках аккаунта есть специальный раздел «На всякий случай». Да-да, речь о том самом случае, когда владелец профиля уже не сможет принимать никаких решений.

<i>Здесь можно выбрать «наследников» своего аккаунта. Самому установить время бездействия, по истечении которого конкретные люди получат доступ к почте, диску и другим личным данным. Ну или можно ничего не передавать и всё удалить — такой пункт тоже есть.</i>
Здесь можно выбрать «наследников» своего аккаунта. Самому установить время бездействия, по истечении которого конкретные люди получат доступ к почте, диску и другим личным данным. Ну или можно ничего не передавать и всё удалить — такой пункт тоже есть.

Если инструкций не оставить, Google данные никому не передаст. А с июля 2023 планирует и вовсе содержимое почты и диска удалять, если аккаунт неактивен в течение двух лет.

В Евросоюзе есть регламент о защите персональных данных (GDPR), но он не распространяется на умерших. Был случай в Германии в 2018 году, под поездом погибла девушка. Тогда родители по суду смогли получить права на её учётную запись в Facebook*. Так в Европе появилась судебная практика, согласно которой учётные записи цифровых социальных сетей могут передаваться по наследству.

Логины, пароли, аккаунты не являются интеллектуальной собственностью, поэтому в России их нельзя наследовать в существующем порядке. Чем они являются — вообще непонятно. Отсюда лучше заранее решить, что станет доступно родственникам, а что нет. В конце концов, не каждый готов делиться любой информацией, всем есть что скрывать. Но как об этом позаботиться?

Самый очевидный способ — оставить инструкции в завещании. Там же можно дать ссылку на единый мастер-ключ для менеджера паролей. Но много ли тех, кто смолоду задумывается о собственной возможной смерти и идёт к нотариусу?

Есть и другие, довольно экстравагантные способы поделиться цифровым наследием — онлайн-сервисы, которые выступают посредниками между человеком и его близкими.

Например, с помощью британской платформы MyWishes можно создать цифровое завещание. Здесь легко распорядиться любыми аккаунтами начиная с соцсетей и онлайн-хранилищ, заканчивая банковскими приложениями и интернет-магазинами. Родные, в случае чего, легко получат доступ к ценным документам или фотографиям. Но, допустим, переписка на Tinder останется для них недоступной.

Похожие возможности и на GoodTrust, платформе, созданной после начала пандемии. Заранее можно даже создать посты, которые будут опубликованы в соцсетях после смерти, или видеообращение для похорон. Весьма своеобразно.

Но ни MyWishes ни GoodTrust до России пока не добрались. У нас спрос на подобные сервисы не очень большой. Поэтому часто страницы умерших в соцсетях забрасываются или взламываются.

Так зачем же нужны мемориальные страницы?

Люди боятся быть забытыми. Многие хотят оставить после себя память, пусть даже виртуальную. Мемориал в соцсети — этакая площадка для скорби и воспоминаний — своеобразный гарант того, что о человеке не забудут. Во всяком случае, до тех пор, пока платформа существует, и пока информация хранится на сервере.

Сами соцсети тоже заинтересованы в том, чтобы не удалять профили умерших. Близкие покойного вряд ли захотят потерять доступ к памятной странице. Люди часто обращаются к умершим, пишут послания — многим так легче перенести утрату. Посты, фото, воспоминания — это будет удерживать их в соцсети, даже если они не активные пользователи.

Стоит ли вводить какие-то правила для мемориальных страниц? На мой взгляд, здесь есть, над чем поработать.

Во-первых, в списке результатов при поиске аккаунты умерших людей никак не отличить от остальных. Узнать о том, что страница мемориальная, можно только перейдя в профиль.

Эти страницы — для близких. И если возможно отделить «царство живых» от «царства мёртвых», надо это сделать. Иначе есть риск, что соцсети со временем превратятся в хаотичные виртуальные кладбища.

Хотя уже сейчас во «Вконтакте» есть подобные сообщества — там публикуют ссылки на страницы умерших людей с указанием причины смерти. Цели и мотивы создателей не очень ясны, но точно одно — их публикации получают большие охваты, собирая приличное число зевак, ведь смерть так притягательна.

Во-вторых, в настройки соцсетей можно добавить раздел такого же плана, как в Facebook* или Google. Дать пользователям право при жизни решить, что будет потом с их профилями.

Мало кто захочет, чтобы хозяйничали в личном аккаунте. Но если человек создал сообщество, которое приносит доход, то желание передать близким данные для входа в него будет вполне обосновано. Так есть вероятность, что дело пользователя будет жить и после его смерти.

В-третьих, в соцсетях нужен этикет взаимодействия с памятными страницами, определённые правила поведения. Адекватный человек вряд ли будет оставлять оскорбления в комментариях, но ведь и неадекватных достаточно. Существует даже термин — RIP-троллинг, подтверждающий, что желающие поглумиться над чужой смертью всегда найдутся.

RIP-троллинг принял огромные масштабы после гибели Дон Браншо, дрессировщицы из аквапарка SeaWorld во Флориде. 24 февраля 2010 года её убила косатка Тиликум на глазах у зрителей. Спустя всего несколько минут после случившегося тролли атаковали страницу аквапарка жестокими и провокационными шутками. Поэтому правила надо создавать. Но кто будет следить за их исполнением?

<i>Дон Браншо. Фото © Barry Bland / Barcroft Media</i>
Дон Браншо. Фото © Barry Bland / Barcroft Media

Кстати, в России есть благотворительный интернет-проект, посвящённый памяти усопших — ForeverMemory. На платформе можно создать страницу памяти о человеке, и даже зажигать виртуальные свечи. Оставлять комментарии там нельзя, что избавляет от внимания троллей и неадекватов.

<i>Скрины с сайта ForeverMemory. Здесь можно почтить память умершего, будь то близкий человек или медийная персона. Собранные деньги идут на развитие проекта и в помощь детям «Русфонда».</i>
Скрины с сайта ForeverMemory. Здесь можно почтить память умершего, будь то близкий человек или медийная персона. Собранные деньги идут на развитие проекта и в помощь детям «Русфонда».

В-четвёртых, данные мемориальных страниц должны хорошо защищаться, ведь с каждым годом мошенники становятся изощрённее. Пароль, который считался надёжным ещё пару лет над, сейчас уже легко взламывается. Неприкосновенность личной переписки, да и просто защита от глупых шуток — всё это важно.

Жизнь и смерть в виртуальном мире — это наша реальность. Соцсети — это прошлое, настоящее и будущее большого количества пользователей, где всё подчиняется своим законам. Эти законы формируются прямо сейчас. И уже сейчас понятно, что мемориальным страницам — быть. Ведь это память. А что ещё остаётся?

*принадлежит организации Meta, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории РФ.

33
2 комментария

интересный материал

1
Ответить

Спасибо)

Ответить