Монетизация мессенджера: кейс Line

У всех популярных мессенджеров в России — WhatsApp, Viber, Telegram — практически нет выручки. Но оказывается, на мессенджерах можно много зарабатывать. Рассказываем историю лидера Японии.

Line — самый популярный мессенджер в Японии. Сегодня он девятый в мире по числу пользователей и четвертый по выручке. Впереди только пара китайских гигантов: Wechat и QQ Mobile, и Skype. Line примечателен взрывным ростом (100 млн пользователей через полтора года после запуска) и диверсифицированной моделью заработка. На сегодня Line в России заблокирован Роскомнадзором.

Line был запущен в 2011 году как приложение для уведомлений при землетрясениях, но вскоре трансформировался в полноценный мессенджер. В 2012 году создатели начали развивать экосистему Line: появилась лента друзей, блог, новостной портал. Line начал трансформироваться в гибрид мессенджера и социальной сети и развивать экосистему дополняющих продуктов.

Встроенные в Line сервисы <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.theegg.com%2Fseo%2Fjapan%2Fguide-to-line-ads-platform&postId=64609" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">The Egg</a>
Встроенные в Line сервисы The Egg

Вообще зарабатывать на продукте с аудиторией более 100 млн человек кажется очевидным. При этом половина мессенджеров из 10 крупнейших либо практически ничего не зарабатывают, либо убыточны. Whatsapp на заре своего существования в некоторых регионах пробовал монетизацию «в лоб» и брал плату за скачивание, но постепенно отказался от этого и стал полностью бесплатным, сделав ставку на рост аудитории.

Facebook Messenger появился как бесплатный придаток к Facebook и начал зарабатывать на рекламе только в середине 2017 года. Viber не особо успешно пытался зарабатывать на стикерах. Телеграм вроде должен начать зарабатывать на блокчейн-платформе TON.

У каждого азиатского мессенджера, помимо, собственно, мессенджера, есть своя экосистема, линейка комплементарных продуктов, которые и приносят выручку. Плюс в том, что выручка диверсифицируется по множеству юнитов, интегрированных в одно приложение. Получается экосистема продуктов вроде «Яндекса», только встроенная в мессенджер. Первым этот подход опробовали китайцы (WeChat и QQ Mobile), затем успешно скопировали японцы (Line) и корейцы (Kakaotalk).

Вот неполный список источников выручки Line:

  1. Реклама: у Line есть собственная рекламная платформа, несколько видов интеграции. На сегодняшний день — ключевой источник доходов.
  2. Стикерпаки: большинство стикеров в мессенджере платные, многие анимированные. Стикеров в японском стиле и выглядят нереально круто.
  3. Line Friends: серия персонажей из стикеров внутри мессенджера. Япония славится любовью к няшным персонажам, и некоторых удачных героев стикеров начали монетизировать. Выпущены кучи мерча, манги, анимэ, игр и прочего контента про «друзей Line», есть тематический парк, магазины, кафе, отели.
  4. Line Pay: собственный встроенный кошелёк. В 2018 году через Line Pay прошло транзакций на сумму более $9 млрд.
  5. Manga: в Line встроен каталог японских комиксов, в том числе с уникальным контентом/
  6. Line Music: стриминговый музыкальный сервис (аналог Apple Music). Сервис интегрирован в мессенджер, музыкой можно делиться в сообщениях.
  7. Line Taxi: сервис такси по модели Uber, также как и остальные сервисы интегрирован в приложение, такси можно вызвать сообщением и оплатить через Line Pay.

Также команда Line в разное время и в разных регионах экспериментировала с внутренним сервисом доставки еды из ресторанов и видеостриминговым сервисом.

Похоже, в отличие от западных мессенджеров, японцы решили запихнуть в свой продукт как можно больше дополнительных сервисов. Самое интересное, что стратегия работает: и выручка, и прибыль Line стремительно растет. Но с другой стороны продукт получился «чересчур японским» и сейчас достаточно тяжело растет за пределами Японии.

1212
26 комментариев

"Большинство стикеров в японском стиле и выглядят нереально круто. "
Пользуюсь LINE с тех пор как он вышел и мне до сих пор не по себе когда их вижу. К слову, так выглядит предустановленный и самый ходовой набор стикеров LINE

5
Ответить

Как Вы им пользуетесь, когда мессенджер у нас забанен?

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

ИДЕАЛЬНАЯ модель монетизации была у WhatsApp до продажи его цукербергу — 1 доллар в год и при этом никакой рекламы, игр, стикеров, сторис и прочей лабуды. Только мессенджер.

Очень досадно, что эта затея была свёрнута. Мне думается, что в наше время, когда быстрые и удобные приложения имеют тенденцию превращаться в неповоротливые монструозные комбайны, такой подход имеет заметные шансы на успех.

Есть немало психически здоровых людей, которым нужны только сообщения и звонки (ну может ещё видеозвонки). Ватсапп с его аудиторией мог бы дополнительно закрепить такой подход в монетизации и разработке приложений.
А бонусом бы ещё дополнительно отсеклись люмпен-юзеры, что тоже неплохо.

4
Ответить

1 доллар в год с 1 человека - это очень мало. Этот же самый человек может потратить 20 долларов за год. Поэтому нет, у Line модель лучше.

1
Ответить

Думаю, что при такой монетизации аудитория бы упала раз в десять минимум. Несмотря на то что доллар в год это почти бесплатно. А количество пользователей для мессенджера критично

Ответить

Почти все стикерпаки платные. Можно купить за деньги, а можно за поинты. Поинты можно заработать, подписываясь на спам, просматривая рекламу.

Сам месенджер тормозной, глючный и загажен всяким шлаком донельзя. Но в Азии все от него в восторге, а его проникновение в обыденную жизнь очень глубоко. Все компании и госструктуры имеют аккаунты и ботов в лайне.

1
Ответить