Shoelace от Google. Почему у Гугла не получится. И кто сможет

Недавно Гугл анонсировал запуск новой соцсети. Актуальная идея, востребованный сервис, серьезные ресурсы в наличии. Хватит ли этого, чтобы взлетело?

Мысль, что можно объединять людей в компании для офлайновых активностей, уже давно витает в воздухе. Только за последний год, только в России, только беглый обзор выдал полтора десятка стартапов, пытающихся создать аналогичное приложение.
Потребность – есть. Нехватка живого человеческого общения - проблема, которую ощущают очень многие. Современные тренды – от более позднего возраста вступления в брак до ухода в онлайн всех повседневных взаимодействий – только усиливают эту потребность. Деньги на офлайновые развлечения люди уже тратят. С монетизацией проблем не возникнет. Механика процесса – простая. Дешевый трафик у Гугла в избытке. Ресурсы на разработку и маркетинг присутствуют.

Паззл складывается. Или нет?

Почему никто до сих пор не смог реализовать такой проект? Только ли из-за нехватки денег и компетенций? Или проблема все-таки глубже?

Как организатор крупнейшего в Москве городского офлайнового сообщества «Фантим», попробую рассказать какие факторы помешают «выстрелить» Гугловскому проекту (и десяткам стартапов, делающих то же самое).

Приступим.

Чтобы начать активно пользоваться таким сервисом, надо, чтобы можно было всегда найти, к кому присоединиться, и чтобы всегда находились желающие присоединиться к вам. Думаю, что большинство проектов в этой сфере объясняют свой провал нехваткой денег для набора критической массы пользователей. Такая проблема, несомненно, есть. Впрочем, Гугл с ней справится легко. Но давайте посмотрим, что случится дальше…

Как это выглядит в идеале?

У вас выдались свободные выходные. Друзья, к сожалению, заняты. Вы решаете воспользоваться сервисом и провести время весело и интересно в хорошей компании. Открываете приложение. Находите любопытное мероприятие. Присоединяетесь. Приходите и получаете все вышеперечисленное: отдых, развлечение, общение, приятную компанию.

Второй способ: вы сами решаете, чего хотите, объявляете сбор на мероприятие, туда приходят люди, и вы вместе радостно и дружно проводите время.

Круто же? В чем подвох?

Кто аудитория?

Создатели таких сервисов представляют себе молодых, активных, энергичных, самостоятельных пользователей. Которые постоянно куда-то ходят, где-то тусят, с кем-то общаются, непрерывно ищут новые развлечения и новые компании. На самом деле среднестатистический пользователь скорее ленив, пассивен, насторожен и не склонен к экспериментам. Поэтому не будет создавать свои встречи, и редко будет присоединяться к чужим.

Кто составит компанию?

Вы вряд ли захотите пойти в кино с человеком, который вам неприятен. При этом, отказать кому-то, потому что вам показалось, что это не тот человек – не самая комфортная процедура. Усложнять систему, чтобы присоединиться мог только тот, кто вам понравился? Делать закрытые мероприятия по приглашениям? Чем это лучше создания мероприятия в фейсбуке?

Большая ли будет компания?

Речь же идет не о дейтинг-сервисе. Хочется, чтобы собиралась компания больше двух человек. Это кратно поднимает планку необходимой критической массы пользователей. Плюс завышает ожидания. Вы хотели собрать веселую компанию на прогулку, записалось всего 2 человека, вы недовольны. Да и из тех, кто запишется, в реальности придет в лучшем случае половина. Разочарование.

Кто возьмет на себя ответственность?

Вы присоединились к компании, которая идет на прогулку. А потом передумали. Ничего страшного. А если вы инициатор мероприятия? Это налагает на вас определенную ответственность. Координировать желающих, давать свои контакты, чтобы найтись на месте, не иметь возможности поменять свои планы, выслушивать претензии из-за того, что парк закрыли на ремонт… Оно вам надо?

А если инициатор кто-то другой? И он передумал? Вы уже запланировали сходить, а все сорвалось. Неприятно, согласитесь.

Что делать с более сложными мероприятиями?

Все предыдущие проблемы чудесным образом разрешились. Вы сходили в кино, на концерт, на прогулку в парке. Вам понравилось. Вы решили устроить пикник с шашлычками. Нашли площадку, все продумали, создали мероприятие… Надо внести предоплату за беседку. Надо закупить продукты. Надо не забыть про шампуры, уголь, посуду. Каждый приносит это на себя? Согласовать в чате, кто что делает? Подстраховаться от того, что кто-то не придет? Собрать деньги заранее, чтобы сделать это централизованно? Иногда даже с близкими друзьями такая координация может быть утомительной. Что уж говорить про незнакомых.

Ограничиться только простыми мероприятиями? Теми же кино, концертами, посиделками в баре, прогулками в парках. Ветка комментариев на афишных сайтах поможет собрать компанию быстрее и проще.

Мы прошлись только по самым верхам. Количество сложностей, которые возникнут в реальной жизни – на порядок больше.

Где решение?

На самом деле эта потребность давно (и вполне успешно) закрывается активистами – организаторами разнообразных офлайновых сообществ. Я как-то уже писал об этом здесь .

Проблема в том, что все эти сообщества разрознены, разбросаны по разным соцсетям, мессенджерам и сайтам. Единой площадки, на которой «можно всех посмотреть» не существует.

Может ли Гугл повернуть в эту сторону? Поменять формат с с2с на своеобразный в2с, сделав агрегатор «немассовых» мероприятий от активистов-организаторов? Может. Но не повернет. Для реализации такого формата необходимо выйти из чистого онлайна. Подбирать умелых организаторов, разбираться в их потребностях, контролировать качество мероприятий, бороться с мошенничеством. В этом Гугл не так силен.

Кто сможет реализовать такой проект?

Тот, кто сможет объединить знания и компетенции офлайновых организаторов с умениями и опытом профессиональных разработчиков. Может быть вы?

Обсудим?

55
16 комментариев

Спасибо за статью! Идея такой соц сети вообще кажется странной по ряду причин:
1) Там придется собираться в компании с незнакомыми людьми, о которых вы ничего не знаете. Отправляться на 6-часовую экскурсию с каким-то рандомным чуваком, который может оказаться диким занудой? Ну такое себе.
2) Соц сеть люди используют прежде всего для виртуального общения. То есть эта площадка прямо противоречит тому, к чему она должна мотивировать. Нужно смотреть на деятельность людей - те, кто любит зависать в соц сетях, обычно и не стремятся к офлайновому общению. А те, кому это общение необходимо - сами находят способы найти единомышленников (иногда прямо на месте).
3) И еще - все мы знаем, насколько тяжело договориться о встрече даже в чате с друзьями, если там больше 2 человек. А как договориться с незнакомцами - вообще неведомо.

2
Ответить

1) поэтому компания должна быть сильно больше 1 человека. Среди десятка наверняка найдется кто-то, с кем будет интересно.
2) Не факт ) Люди не делятся строго на тех, кто в офлайне и тех, кто в соцсетях. Интернет вообще (и соцсети в частности) используются в том числе и для организации офлайновых встреч. И далеко не все в офлайне экстраверты, которые легко и непринужденно знакомятся прямо на месте.
3) Именно поэтому существуют активисты-организаторы, которые создают такие встречи и централизованно решают все возникающие вопросы. Но для них формат, заявленный Гуглом, не очень подходит.

1
Ответить

Доброго дня! Спасибо за материал!
Правильно я поняла, что конечная Ваша идея - это маркетплейс офлайновых мероприятий для совместного досуга?

1
Ответить

Да, пожалуй, такая формулировка подойдет ) Хотя я предпочитаю называть "агрегатор мероприятий". Есть нюансы )) Но для обсуждения здесь не критично.

Ответить

Тема не ограничивается общими интересами, хобби или спонтанным интересным занятием. Например, есть проблема найти человека, который наиболее близок по духу, например при заселении в общагу или в новом коллективе. Я просто могу оказаться не в той комнате и не по своей воле. А с подобным приложением мне легче ориентироваться, где бы я ни оказался. Я вижу однозначную пользу от такого сервиса.

Ответить

Я думаю, что успех в подобном стартапе будет у той команды, которая первой придумает простой способ делить интересы пользователя по нужным категориям. По своему опыту, это основная проблема. Shoelace призывает к живому общению, это значит что пользователь полагается прежде всего на свою ответственность, так как не приложение является гарантом успешной сделки, а человек со своими поступками.

Ответить

Разделить встречи по интересам - не так сложно. А вот то, что никаких гарантий такой сервис не даст - это правда. Полагаться придется только на ответственность пользователей. Мне кажется, что это сомнительно. Именно поэтому необходимо участие в процессе проверенных организаторов встреч.

Ответить