Почему Bluesky — соцсеть будущего

Удалось раздобыть инвайт в пока еще закрытую от широкой публики инновационную соцсеть Bluesky. Посмотрим, что внутри, и почему новый проект Джека Дорси способен радикально изменить digital-коммуникации.

Почему Bluesky — соцсеть будущего

Попасть в Bluesky оказалось совсем не просто: после массового исхода пользователей Twitter’a из-за управленческих решений Илона Маска, очередь из желающих присоединиться к бета-тесту Джека Дорси (создателя Twitter’a) растянулась на 1,5 млн человек. Вступить можно только по приглашению, которые выдаются авторизованным пользователям сети раз в две недели. Еще можно попроситься в лист ожидания – но это не быстро, вставал в очередь дважды, и пригласительный код пришел почти через год.

Тем не менее, приложение, которое появилось в Google Play и AppStore несколько месяцев назад, уже входит в топ самых популярных – на момент написания статьи, у Bluesky было более 500 тыс. загрузок в Google Play. На этой неделе, после очередных изменений в Twitter’е, а точнее уже в X, число регистраций в Bluesky подскочило в 10 раз, с 500 до 5 тыс. в день, даже сервера в какой-то момент не выдержали. И это закрытая соцсеть на бета-тесте!

Поэтому вполне естественно инвайты Bluesky превратились в предмет ажиотажного спроса, и торгуются на маркетплейсах по цене, порой достигающей $600 — и нет гарантии, что вы не нарветесь на мошенников.

Почему всем так нужно в Bluesky? Что, других соцсетей не хватает? Одну из причин уже упомянул: после кардинальных изменений и ребрендинга, «твиттерские» фактически лишились своего «дома», а традиционные соцсети не способны заменить сервис коротких оперативных сообщений, который так полюбился журналистам, политикам и звездам.

Вторая причина — это личность самого Джека Дорси, который на фоне остальных владельцев онлайн-сервисов выделяется взглядами: он разделяет идеалы свободы, независимости и не утратил стремления к инновациям ради развития, а не ради выгоды. Фактически на данный момент Дорси остался единственным «визионером» техносферы, в фокусе которого — не личное обогащение и окупаемость инвестиций, а развитие технологий и интересы конечных пользователей. Его отлично характеризует такой факт: занимая должность гендиректора Twitter, Дорси на три года отказался от зарплаты, а его доход за четвертый год составил символические $14 — все ради развития любимого детища.

Именно такой «генетический код» лежит в основе разработанного компанией Дорси протокола AT Protocol (Authenticated Transfer Protocol). Его цель, по словам команды проекта, вернуть сетевое общение в лучшие ранние годы Интернета, когда любой пользователь мог создать любой авторский блог или использовать RSS, чтобы собирать новости с разных платформ в одном канале. Современные соцсети находятся в руках и под полным контролем владельцев, которые могут как угодно распоряжаться пользовательским контентом и в любой момент менять правила игры по своему усмотрению. И, если вы вдруг не согласны и захотите уйти, ваши личные данные, ваши друзья и весь созданный вами контент останется у владельца соцсети. Именно с такой несправедливостью призван бороться AT Protocol, который позволяет переносить свое сетевое «имущество» с площадки на площадку без каких-либо потерь.

Генеральный директор Bluesky Джей Гребер так объясняет отличие нового протокола от привычной всей практики использования соцсетей:

Традиционные соцсети — как магазины с товарами. Но представьте, вы зашли в магазин, а когда хотите уйти, ваше удостоверение и все покупки продавец оставляет себе. AT Protocol позволяет переходить из магазина в магазин в цифровой экосистеме, всегда имея при себе и паспорт, и кошелек, и покупки.

Джей Гребер

Очаровательная перспектива – осталось только внедрить новый протокол в остальные соцсети, и именно над этим команда сейчас активно работает.

Что же доступно пользователям Bluesky, который сейчас является главной «песочницей» для отработки AT Protocol?

Так выглядит интерфейс поста Bluesky
Так выглядит интерфейс поста Bluesky

Интерфейс соцсети максимально «твиттерский»: тот же функционал, ограничение длины поста в 300 символов, те же треды из нескольких сообщений, связанных цепочкой. В настройках можно выбрать несколько языков, на которых вы хотите создавать и читать контент – и вы будете видеть в ленте записи, которые вы можете понять.

Из медиа пока можно прикрепить только картинки, на днях добавили сокращение ссылок, чтобы они занимали меньше полезного объема поста. Не забыли здесь и о людях с ограниченными возможностями: к каждому изображению можно добавить описание в специальном окошке, и такой визуальный контент соцсеть сможет озвучивать для незрячих людей.

Существенное отличие от всех известных соцсетей — в Bluesky можно поделиться не только отдельным постом, но и целым аккаунтом, что открывает невероятные горизонты для продвижения. Предполагается, что в будущем аккаунт можно будет переслать вовне.

Подписаться можно как на отдельных пользователей, так и на фиды – по сути похоже на RSS, только с более тонкими и разнообразными настройками. В фиды автоматически попадают все записи с определенными параметрами или метками: это может быть не только традиционный хештег, но и ключевые слова, и смайлики, и картинки. Есть фиды с условиями «показать самые популярные записи моих подписчиков» или «все репосты без реплаев» — то есть, заложены максимально широкие возможности для кастомизации того, что показывается в вашей ленте. Это вам не ползунок вкл-выкл алгоритмическую ленту! Также фиды – отличная возможность для продвижения: попасть даже в самый популярный и раскрученный фид со своим контентом легко — просто выполните указанные в описании условия, и запись из вашего аккаунта автоматически будет отображаться также в фиде по нужной теме.

Свой собственный фид, который будет виден всем пользователям соцсети, пока что могут создать только разработчики – пользователи с хотя бы минимальным знанием основ программирования. Для них администрация разработала стартовый шаблон с инструкциями.

Читать фиды можно на вкладке «Мои фиды», где выводятся по 10 самых новых сообщений из каждого, или же можно закрепить их на домашнем экране и переключаться между вкладками.

Но самые невероятные возможности пользователей ждут в разделе «Модерация»: настройки наиболее широкие и гибкие из всех, что мне встречалось в соцсетях, представленных сегодня на рынке. Вы можете одним ползунком отключить весь «взрослый» контент, а можете выбрать, какие ранящие чувства посты вы готовы видеть, о каких вас стоит предупреждать, а какие вовсе исключить из вашего «инфопузыря». Среди рубрик отключаемого контента – порнография, ню (нагота в художественных произведениях), намеки на сексуальность (без наготы), кровь и насилие, материалы, демонстрирующие символику или новости о деятельность преступных и экстремистских групп, спам, а также фейковые аккаунты. И, конечно, можно замьютить и заблокировать аккаунты и листы. То есть, Bluesky готов блюсти интересы и моральные нормы людей с самыми разными убеждениями и уровнями эмоциональных «болевых порогов», и представил пользователям самим решать, что они хотят читать в своей ленте, без вмешательства администрации площадки. Хотя возможность пожаловаться на аккаунт и даже на целый фид тоже есть.

Меню модерации
Меню модерации

В целом новые функции и возможности в соцсети появляются чуть ли ни ежедневно, команда проекта находится на прямой связи с пользователями и разработчиками, оперативно информирует обо всех изменениях, отвечает на вопросы и принимает предложения. Клиентоориентированность невероятная.

Теперь о минусах. Главный из них со временем пройдет: в соцсети все еще очень мало пользователей, и всех, кто пришел из других соцсетей, поначалу шокирует звенящая тишина – всю ленту можно прочитать минут за 5. Количество подписок пропорциональное: например, всемирно известное информационное агентство Bloomberg на момент написания статьи имело всего 7,4 тыс. подписчиков.

Еще меньше в Bluesky русскоязычного контента, нам удалось найти всего несколько аккаунтов, которые довольно редко обновляются.

Но все это, как уже говорилось, временные трудности, и сейчас самый подходящий момент, чтобы застолбить здесь местечко и закрепить за собой тематические фиды, пока все не разобрали.

Второй недостаток – это, скорее, вызов для маркетинговой команды проекта: функционал и инновации непривычны, и предполагают серьезные изменения пользовательского опыта. Порой новички не сразу понимают, что тут вообще делать – особенно те, кто не знаком с логикой работы Twitter и RSS. Так что с позиционированием и обучением юзабилити предстоит вплотную работать.

Но главное, что отличает Bluesky от остальных соцсетей – это организационная форма компании: Джек Дорси зарегистрировал ее как благотворительную некоммерческую организацию, и вложил в развитие $14 млн из своего кармана. Почему это важно для пользователей? Потому что за соцсетью не стоят интересы ни акционеров, ни сторонних инвесторов, а это значит, что проект не обязан наступать на горло собственной песне и менять правила игры для пользователей на ходу ради получения прибыли любой ценой (что произошло, например, с запрещенными в РФ соцсетями). То есть, цель существования Bluesky – чистое, не испорченное корыстью стремление к развитию стандартов сетевого общения, инновационного пользовательского опыта, изобретение и внедрение новых сетевых протоколов. По крайней мере на текущем этапе. Поэтому соцсети не грозит закрытие, гибель под тяжестью рекламных интеграций или смена собственника, пока того не захотят Дорси и его звездная команда. Желаю им успеха! 🙂

77
13 комментариев

Комментарий недоступен

1

Эээ... А мы точно про одну и ту же соцсеть говорим?)

Где найти время на ещё одну соц. сеть?

А оно Вам надо???

1

!инновационную! соцсеть Bluesky

🤦

ну это мы еще поглядим