Бизнес-трекинг: как за 1,5 часа сэкономить 5 миллионов рублей

Итак, бизнес-трекинг - что это?

В переводе с английского tracking - это отслеживание. В данном случае отслеживание бизнеса.

Это не консалтинг и не коучинг, хотя включает в себя их элементы.

Методология родилась как способ контролировать и помогать развитию стартапов. Давать им максимум пользы при минимальных ресурсах. А главное - вести их к "кратному росту".

Что интересно, произошло это не в Силиконовой долине, а у нас в стране в 2007г.

Сегодня ни один акселератор не обходится без трекеров. И многие состоявшиеся бизнесы активно используют таких внешних специалистов.

Зачем? Затем, что:

  • многие бизнесы у нас в стране строились и развивались не "благодаря", а "вопреки" - предприниматели пробивали стены лбом, пахали годами и добивались своего. Но в какой-то момент они упирались в потолок, т.к. просто не владеют теми или иными навыками и методологиями. Учиться долго, да и без этого есть чем заняться. И привлечь внешнюю экспертизу - быстро и эффективно.
  • предприниматели, которые постоянно учатся, ходят на курсы, привлекают внешних консультантов и исполнителей, понимают ценность таких решений. Трекер привносит не только методологию, которую в такой компании вполне себе знают. Он привносит насмотренность многими проектами, проблемами и их успешными решениями. А также независимую и придирчивую внешнюю оценку происходящему. Ведь менеджмент, в отличие от собственника, часто действует не только в целях компании, но и в своих личных. Ради бонусов или чтобы не оп*%дюлиться.

У трекера цель одна - результат.

Бизнес-трекинг: как за 1,5 часа сэкономить 5 миллионов рублей

Как работает трекинг с бизнесом?

Если чисто технически, то это еженедельные встречи с собственником, руководителем или командой. И обсуждение на них результатов прошедшей недели (спринта) и составление задач на следующую.

Но если бы все было так просто, никакой трекер был бы не нужен. Тоже самое все делают на планерках.

Соль в поиске и преодолении ключевых ограничений на пути к действительно большой цели:

Начинается всё с целеполагания.

Дальше диагностика.

Потом - фреймворки.

Гипотезы.

Фокусировка.

Тонус.

Переосмысление и перепроверка.

А теперь более подробно.

  • Целеполагание. Куда ты хочешь прийти сам и куда привести свой бизнес? Удивительно, насколько часто люди не знают, зачем они все это творят и "кем хотят стать, когда вырастут". Правильное целеполагание - это готовый ответ на многие вопросы. Но это не так уж просто.
  • Диагностика. Бизнеса и самого собственника (.../руководителя/команды). Что происходит в компании и насколько ты владеешь ситуацией? А главное - что мешает вырасти в Х раз прямо сейчас? Маркетинг, продажи, производство, финансы, рынок, конкуренты, ЦА и т.д. Уже здесь у предпринимателя запускается сильнейшая генерация идей. Он сам вдруг понимает, что упускал из виду и что уже можно починить. В т.ч. и в себе.
  • Фреймворки. Органический рост бизнеса часто обходится без углубления в те или иные методики. Предприниматель умело справляется с новыми вводными, благодаря опыту, таланту, команде. Поэтому часто можно услышать "я сам эксперт лучше всяких MBA". И с этим сложно спорить. Но чтобы сделать качественный скачок, нужны качественные изменения. Трекер владеет продуктовым подходом, юнит-экономикой, customer-development, HADI и т.д. И использует их там, где это нужно прямо сейчас, а не пытается вам просто дать сакральное знание, которое может и не пригодиться.
  • Гипотезы. "Давай запустим новый продукт" - не гипотеза. "Давай наймем продавца" - не гипотеза. Правильная работа с гипотезами - способ быстро и дешево находить решения, которые двигают компанию вперед. «Наш успех в Амазоне – это функция от того, сколько экспериментов мы проводили в год, в месяц, в неделю, за день…» (с) Джефф Безос.
  • Фокусировка. Возможно, важнее остального. Главный порок предпринимателя - заниматься не тем. Закапываться в операционке, выбирать (или даже придумывать) легкие/срочные задачи вместо важных и ведущих к цели, саботировать собственные планы. Ведь если ты главный, никто тебя не наругает, а с собой договориться всегда можно. Приоритезация и возврат к плану, цели, тому, что действительно важно - вот что происходит на сессиях.
  • Тонус. Трекер не дает советов, решений и ответов. Он дает много нужных вопросов, которые активируют предпринимательский мозг и заставляют действовать.
  • Переосмысление и перепроверка. В процессе работы в том или ином направлении ты начинаешь лучше понимать, а правильное ли это направление? Это правда то, чего ты хотел? Или - достаточно ли этого? Нормально, если на диагностике ты не получил ответ, а запустил процесс. И начав грести в выбранную сторону понял, что что-то не так. Либо - освоив ту или иную методику, снова притормозил, сосредоточившись на процессе, а не результате. Трекер выдергивает тебя из этого круга и превращает его в восходящую спираль.
Бизнес-трекинг: как за 1,5 часа сэкономить 5 миллионов рублей

Диагностическая сессия - это самостоятельный инструмент.

Уже на ней часто становится ясно, где, чего и сколько теряет или может потерять (если речь о новом проекте) бизнес.

Например, на одной из таких диагностик общались с предпринимателем, который на Авито собирает заказы и распределяет их по разным специалистам, типа электриков, разнорабочих и т.п. На фоне плотного взаимодействия с сервисом у него возник ряд идей, что можно улучшить. И он задумал сделать собственный сервис - "убийцу Авито".

Однако, когда мы начали копаться, что у него есть для того, чтобы "растоптать" гиганта, выяснилось, что есть лишь идея, которой он очень не хотел делиться, чтобы никто ее "не украл". Оказалось, что продукт - аналог Авито, только нишевый, для таких вот специалистов, и с безопасной сделкой.

Реализацию MVP он оценил в 5 млн.руб. В ближайших планах было найти деньги (инвестиции или кредит), нанять команду человек из 5 и начать "пилить продукт".

При этом:

❌ Он не обсуждал проект с потенциальными пользователями - ни с рабочими, ни с клиентами.

Инсайт - нет подтверждения "нужности" решения.

❌ Не было и понимания, как эта идея должна работать на практике. Как технически реализовать контроль за исполнением заказа с учетом всех нюансов. Тут стали возникать вещи, о которых он вообще не задумывался - видео-камеры? Какие-то фичи в приложении и дополнительные действия от заказчиков? Операторы, которые выступают арбитражом между исполнителем и заказчиком?...

Инсайт - идея есть, продукта нет.

❌ Цифра в 5 млн. была взята с потолка. Как и представления о команде проекта. Никакой предварительной оценки стоимости реализации не было.

Инсайт - нужно пообщаться с разработчиками и предварительно оценить затраты.

❌ А главный вопрос - почему такие ребята как Авито до сих пор этого не сделали? Причем с этого вопроса начал сам предприниматель. Только он увидел в этом невероятную ошибку с их стороны и возможность для себя. Но он не думал, а могла ли эта идея быть уже проработана и отвергнута Авито? И почему это могло случиться?

Инсайт - пообщаться с кем-то из Авито.

Вот так человек за 1,5 часа избавил себя от 5 миллионов рублей долгов и кучи неверно потраченного времени. А взамен получил понимание, какие вопросы нужно проработать и как это сделать максимально бесплатно.

Если вы захотели применить бизнес-трекинг в своем проекте, записывайтесь на бесплатную диагностическую сессию к Тимуру Назаренко.

Начать дискуссию