Карточки, полоски и крючки: как придумали каталог

Недавно на просторах интернета попалась следующая шутка: «Въ нѣмецкомъ монастырѣ въ самой серединѣ среднихъ вѣковъ пропала изъ библiотеки цѣнная книга. Монахи провели разслѣдованiе, расзмотрѣли версiи, исключили подозрѣваемыхъ и пришли къ выводу, что кромѣ дiaвола некому. Тогда монахи приняли радикальныя мѣры: записали дiaвола въ библiотеку, завели ему читательскiй билетъ, вписали туда исторiю съ кражей и исключили дiaвола изъ библiотеки. И книги больше не пропадали».

Разумеется, в Средние века никого ни в какие библиотеки не записывали. Однако систематизация источников — штука несомненно важная. Как люди придумали библиотечный каталог в принципе? Почему конспекты книг резали на полоски, зачем библиотекарям нужны были крючки? Рассказываем в нашей статье.

Источник universitytoday.it
Источник universitytoday.it

Таблички до нашей эры

Вообще стоит оговориться сразу, что каталогизацией книг — вернее того, где записывается та или иная информация — человечество занимается издревле. Например, древнейший из дошедших до нас каталогов в принципе — это перечень документов на глиняных табличках из хранилища текстов, собранных ещё в VII веке до нашей эры царём Ассирии Ашшурбанапалом. На каждой табличке есть название текста; язык текста; автор текста; краткое содержание текста. Более того, есть даже некоторый аналог библиотечного шифра, помогавшего искать текст в коллекции.

Оный Ашшурбанапал и лев. Источник tourpedia.ru
Оный Ашшурбанапал и лев. Источник tourpedia.ru

Египтяне не отставали от ассирийцев. В храме бога Гора (того, что с головой сокола), появившемся в 237 году до нашей эры в городе Эдфу, есть настенная опись. Она озаглавлена как «Перечень ящиков, содержащих письмена на больших свитках из кожи». В эти же времена Каллимах из Кирены — греческий поэт, учёный и философ — составляет каталог всем известной Александрийской библиотеки. А этот каталог уже стал первым сводным каталогом в мире: он рассказывал и о трудах, что хранились в других библиотеках.

Однако все эти свитки и таблички производились в небольшом количестве; то же самое можно сказать и о средневековых книгах, которые писались вручную и находились либо в монастырях, либо при королевских дворах. Истинная необходимость в наведении порядка в книжном царстве появилась после изобретения книгопечатания.

Книжная революция

Как известно, книгопечатание изобрёл в 1440-е годы Иоганн Генсфляйш цур Ладен цум Гутенберг, более известный нам по сочетанию первого и последнего имени. Он стал первым европейцем, который для печати книг использовал подвижные литеры. И он же стал человеком, который не на шутку изменил не только европейскую культуру, но и европейскую и всемирную историю.

Стоит только подумать: к 1500 году в мире напечатали около 12 500 разнообразных книг, за следующие полвека — 79 000, а между 1550 и 1600 годами — 138 000. Сейчас нас такие числа вроде бы не удивляют, однако же в 1550 году итальянский писатель и один из ранних социалистов-утопистов Антон Франческо Дони заявил: «Книг стало так много, что некогда читать даже названия». Книги, напечатанные до начала XVI века, сейчас называются инкунабулами, от латинского incunabula — «колыбель».

Ян ван дер Страт, «Книгопечатание», около 1600 года. Источник substack.com
Ян ван дер Страт, «Книгопечатание», около 1600 года. Источник substack.com

Книги действительно стали не только многочисленными, но и разнообразными: на дворе было раннее Возрождение, поэтому печатать стали не только религиозную литературу. Хотя всем знакома Библия Гутенберга, которая стала первопечатной книгой, но потом появились труды римских и греческих авторов. А потом и современники изобретения печати стали писать книги: так, например, появились и «Будайская хроника», описывающая историю славных венгров, и «Книга абака», главный труд математика Фибоначчи, излагающий и пропагандирующий десятичную арифметику.

В общем, для путешествия по этому огромному морю книг, которое всё увеличивалось и увеличивалось, нужна была толковая навигация. И вот на сцене появляется Конрад Геснер.

Классификация животных и книг

Конрад Геснер — это один из первых ботаников и зоологов в Европе Нового времени. Его знают прежде всего как автора пятитомного труда «Historiae animalum», то есть «История животных». Геснер явно питал симпатию к систематизации: кроме приведения в порядок знаний о животных и растениях, он решил систематизировать ещё и книги.

Единороги в «Истории животных» тоже водились. Источник srf.ch
Единороги в «Истории животных» тоже водились. Источник srf.ch

В 1545 году Геснер выпускает книгу Bibliotheca universalis. Здесь он делает попытку упорядочить всю известную ему литературу на латыни, греческом и иврите — в размере 10 000 томов. Как он это делает? Для начала он составляет каталог, в котором указывает автора, год и место издания, а также краткое содержание. Вторая часть труда представляла собой предметный указатель, который относил все перечисленные в первой части книги по 21 области знаний.

Геснер также предложил сам метод каталогизации книг. Необходимо выписать на лист бумаги все необходимые данные, затем рассортировать в любом удобном порядке; при этом учёный отдельно указывал, что сортировку можно проводить снова и снова в зависимости от целей. Геснер был первым; однако идея каталогизации в принципе витала в воздухе, поэтому расскажем ещё об одном человеке — о Томасе Харрисоне.

Ключевые слова на крючках

Томас Харрисон также изобрёл метод каталогизации книг — правда, позже, чем Геснер: в 1640-е годы. Он предложил выписывать факты и идеи из книг на карточки, а для упорядочивания использовать прикреплённые к стене крючки. Карточки с тем или иным словом вешались на один и тот же крючок: поэтому в какой-то степени можно считать, что Харрисон ещё и ключевые слова изобрёл. Систему свою он назвал Arca studiorum, то есть ни больше ни меньше – «ковчег познания».

Одна из иллюстраций к «ковчегу познания». Источник wiki2.org
Одна из иллюстраций к «ковчегу познания». Источник wiki2.org

Правда, идея такого ковчега у современников не вызывала душевного отклика: Харрисон пытался продать её и английскому парламенту, и голландскому послу, и даже пытался добиться аудиенции у английского же короля Карла I. Что характерно, сам изобретатель в это время находился в тюрьме по делу об оскорблении судьи.

Однако дело Харрисона всё-таки пошло в народ. Сорок лет спустя после изобретения, в 1689 году, некий Винсент Плассиус выпустил книгу De arte excerpendi, которая представляла из себя правила ведения заметок при обучении. Там Плассиус упоминает и «ковчег познания» — однако анонимно, потому что он был знаком с этим ковчегом в виде как раз анонимного труда. Прочитав этот трактат, придворный одного ганноверского герцога заказал себе такой ковчег. А потом, после смерти оного придворного, этот ковчег приобрел другой придворный из Ганновера — совершенно никому не известный Готфрид Вильгельм Лейбниц.

Лейбниц

Разумеется, Лейбниц известен всем: один из изобретателей матанализа и первой вычислительной машины, человек, придумавший и знак интеграла, и комбинаторику, основатель Берлинской академии наук. Он приложил свою руку и к каталогизации знаний — что, учитывая комбинаторику и вычислительную машину, совсем не удивительно.

В «ковчеге познания» математик хранил, например, картотеку исторических фактов: Лейбниц служил при дворе герцогов Брауншвейг-Люнебургских и работал над историей их рода. А также он создал первый в истории Европы каталог библиотеки на карточках.

Лейбниц собственной персоной. Источник aktiffelsefebursa.org
Лейбниц собственной персоной. Источник aktiffelsefebursa.org

Вначале он сделал каталог с помощью отдельных «листков бумаги для каждой книги, рассортированных pro materia et autoribus (по предметам и авторам)». После получения картотеки Лейбниц перенес названия книг в алфавитном порядке с листков в тетради, а потом аналогично — уже по предметам. Сам математик считал придуманный им способ ненадёжным и временным — однако, это был идеальный способ для библиотечного поиска.

В народ книжные каталожные карточки пошли после очередной французской революции 1791 года. Причём сделаны они были из игральных карт, а сама идея карточек уже была довольно-таки знакома множеству людей. Тогда под лозунгом «свобода, равенство, братство» на основе обобществлённых книжных собраний была создана сеть общедоступных публичных библиотек. Свергнутый Людовик XVI увлекался карточными играми и пасьянсами, из его дворца конфисковали тысячи карточных колод — которые и пошли на каталоги. Тем более, что у тогдашних карт отсутствовала «рубашка», и на этой стороне было вполне удобно писать название очередной книги.

Сейчас способов каталогизировать информацию — масса. Кстати говоря, один из них — это Цифровой капсуле времени, где вы можете разложить по полочкам всю семейную информацию, от историй своего деда до вчерашних фотографий, а заодно и передать всё это наследство будущим поколениям.

11
Начать дискуссию