Кофе, игры, искусство и предпринимательство: как джентльменские клубы превратились в клубы для предпринимателей и не только

Джентльменские клубы в кофейнях, куда не пускали женщин, сообщества выпускников или путешественников, клуб для тех, кому нечем заняться в свободное время или место для заведения полезных знакомств — за время своего существования клубы пережили значительную трансформацию. Как появились и как менялись клубы, рассказываем мы — Хайс, банк для ИП.

Сигарные комнаты — неотъемлемый элемент джентльменских клубов, но мы, как и Минздрав, напоминаем, что курение вредит вашему здоровью
Сигарные комнаты — неотъемлемый элемент джентльменских клубов, но мы, как и Минздрав, напоминаем, что курение вредит вашему здоровью

История джентльменских клубов берет начало в аристократических кругах, где элита обменивалась идеями и наслаждалась привилегированным обществом. Постепенно они становились площадкой для обсуждения профессиональных вопросов, встречи с партнёрами для будущего бизнеса или просто приятного времяпрепровождения за обсуждением искусства.

XVII век, Лондон, зарождение понятия «клуб»

Предвестниками появления клубов и местом сборищ мужчин в Лондоне XVII века были кофейни — там, в неформальной и демократичной обстановке, встречались после работы желающие отдохнуть люди и обсуждали всякого рода вещи: от научных теорий до вопросов бизнеса.

Первые клубы возникли в Лондонском Вэст-Энде, где резиденции богатых аристократов соседствовали с мрачными трущобами. Поскольку та часть общества, которую не приветствовали в элитарных кругах, легко могла попасть в кофейню, богатые его представители нуждались в месте, где можно не переживать о том, что кто-то нападёт, ограбит или просто смутит своим присутствием.

Идея пришла быстро, и первый такой клуб, остающийся одним из старейших в своём роде и по наши дни, основал итальянец Франческо Бианко, более известный как Фрэнсис Уайт. За чашечкой кофе или горячего шоколада посетители его клуба могли спокойно играть в незаконные в то время карты или кости. Ещё одной причиной создания клуба стала необходимость заставить должников платить по долгам — что, в силу запрета азартных игр, не могло сделать государство. Зато могли члены клуба Уайта. Соответственно, «Уайтс» стал своего рода подпольным игорным клубом под прикрытием кофейни.

Не всех туда допускали, а кого-то даже с позором выгоняли — так появились другие клубы, например, «Брукс» и «Будлс», названные по фамилиям отщепенцев-основателей. Для вступления в них нужно было получить единогласное одобрение всех действующих членов: это было необходимо для того, чтобы участники не переживали насчёт выдачи их государственным властям, а также для того, чтобы люди могли поручиться за должников. Позже система упростилась и превратилась в подобие реферальной: всего двое голосов «за» уже давали право на вступление.

Позже клубы превратились в коммерческие и начали существовать на членские взносы: это было необходимо для аренды здания и персонала. Хозяева здания, прежде бывшие лишь организаторами, но не членами клубов, стали полноправными участниками и совладельцами: и первым таким клубом стал «Юнион», занявший шикарный особняк на Трафальгарской площади.

Сначала клубы были немногочисленными — от 30 до 40 членов, а потом стали разрастаться. В них появились курительные комнаты, владельцы начали нанимать не только официантов, но и библиотекарей, парикмахеров, клубы стали вторыми домами для своих членов, но с пометкой, что здесь можно спрятаться от рабочих переживаний и привычных норм этикета — женщин туда не пускали, а значит, можно было не беспокоиться о костюме и о том, чтобы лишний раз подняться с кресла, когда встаёт дама.

Трансформация клубов в кружки по интересам

Постепенно клубы начали видоизменяться: так, в XIX веке начали появляться клубы по профессиям или по интересам: существовали объединения приверженцев разных видов спорта, выпускников крупных университетов, служащих одной компании или даже путешественников — в Лондоне, например, существовал клуб тех, кто умудрился отъехать от него на расстояние в 500 миль.

Были и клубы профессионалов одной сферы: врачей или юристов, впрочем, даже в таких местах не было принято говорить о работе. Но существовало негласное правило, по которому сотрудничать можно было лишь со знакомыми — и клубы давали возможность пожать руку будущим партнёрам.

Ну а к XX веку клубы наконец начали пускать в свои ряды и женщин, и иностранцев, и людей с разным цветом кожи.

Клубы в Российской империи и их роль в обществе

В Москве существовало 4 главных клуба: Английский, Дворянский, Купеческий и Немецкий. Примечательно, что ни один из них полностью не оправдывал своего названия: в Дворянском клубе были не только дворяне, в Купеческом — не одни лишь купцы, а в Немецкий и Английский и вовсе входили русские.

Первый российский джентльменский клуб — Английский — был основан в Петербурге в 1770 году англичанами, проживавшими в городе. Клуб быстро набрал популярность, и количество его членов росло, пока не достигло существующих ограничений по количеству. Петербургский Английский клуб просуществовал около 150 лет, за это время в нём успели принять участие А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, И.А. Крылов, Н.М. Карамзин и В.А. Жуковский. В 1772 году аналогичный клуб был открыт в Москве.

Появление клубов в России в это время было связано с освобождением дворян от обязательной государственной службы. После выпуска манифеста Петра III о вольности дворянства около 7,5 тысяч бывших военных ушли в отставку — и им надо было чем-то заниматься. Мода на создание клубов распространилась по всей стране, особенно в Москве и Петербурге, где клубы стали неотъемлемой частью культурной жизни.

В Англии в то время детей в клубы записывали с рождения, чтобы к моменту совершеннолетия сын мог занять освободившееся место. Количество участников каждого клуба было лимитированным — это приводило к необходимости «стоять в очереди», а также к тому, что принимали далеко не всех, и даже знатные и обеспеченные люди могли получить отказ. Аналогичная история была в Москве и Петербурге, где в самый престижный Английский клуб ожидание вступления могло составлять до 20 лет.

До середины XIX века в России состав клубов был в основном дворянским, хотя позже они начали принимать и купцов, и банкиров, и промышленников. Своей очереди смиренно ждали только женщины.

Клубы сегодня

И на сегодняшний день джентльменские клубы продолжают существовать, особенно в Великобритании. Некоторые из них допускают женщин, другие остаются сугубо мужскими, что иногда вызывает недовольство и судебные иски. Например, в 2022 году англичанка Эмили Бенделл подала в суд на лондонский Garrick Сlub за отказ принять её в члены.

Клубы всё чаще становятся местами объединения людей, связанных едиными интересами или ценностями: здесь можно и обсудить работу, и завести полезные знакомства, и просто провести время за чем-то, что приносит удовольствие.

В отличие от закрытых джентльменских клубов, подобные современные сообщества формируются по другим признакам, и вступить, при желании, в них может каждый — ну или почти каждый. Один из таких примеров — клуб LIVE, созданный для состоятельных, деятельных и интересующихся людей, но не про бизнес, а про культуру и искусство. Мы поговорили с его основателем Денисом Собе-Панеком, и приводим ниже его рассказ про то, как пришла в голову идея организации подобного общества, в чём его особенность и какие ценности транслирует клуб.

«Идея создать клуб для предпринимателей и топ-менеджеров, но не про бизнес, а про культуру и искусство, пришла во время работы над развитием Фонда поддержки инструментальной музыки Алексея Козлова. Именно через общение с меценатами стало понятно, что я не одинок и в нашей стране есть успешные яркие деловые люди, которых привлекает совместное развитие в мире культуры и творчества, в то время как традиционный тип нетворкинга, на который делают ставку бизнес-клубы, им уже мало интересен. Я сам музыкант, в свое время выбравший развиваться в сфере бизнеса, но именно музыка заставляет мое сердце биться чаще, а для кого-то подобным источником вдохновения является театр, живопись, кино, литература и т.п. LIVE — именно для таких людей.

Специфика клуба LIVE состоит в том, что помимо резидентов-созерцателей, которых я описал выше, у нас есть резиденты-навигаторы: художники, музыканты, искусствоведы, кинокритики, коллекционеры — и все они являются полноправными участниками сообщества. Именно соединение двух миров — мира бизнеса и мира культуры — отличает нас от большинства подобных сообществ. Мы сознательно разрушаем невидимую стену и всячески порицаем любые намеки на снобизм. У нас не страшно задать самый глупый вопрос или признаться, что, например, никогда не был в Большом театре и хочешь начать знакомство с этим миром, но безопасно и осознанно, чтобы понять, а не просто поставить галочку.

Ключевая ценность LIVE — это эволюция резидента: от созерцателя, который только присматривается, до созидателя, который осмысленно инвестирует свое время и энергию в творческие проекты: как коммерческие, так и некоммерческие. Я уверен, что предприниматель и деятель культуры могут объединить свои потенциалы и стать партнёрами. И тогда вместо очередного бездушного светского раута мы пойдем в гости к французскому коллекционеру, который 30 лет популяризирует именно русское современное искусство, или организуем концерт с уникальной программой и талантливыми молодыми музыкантами на сцене. А ещё запишем его и выпустим пластинку — и мир станет светлее. Вот пример концерта, которым мы очень гордимся, — специальная акустическая программа певицы Гаяны в сопровождении струнного квартета в пространстве Yauza. Достаточно почитать отзывы под видео и станет понятно, о чём я говорю.

Трудность одна: погружение в мир культуры не есть насущная потребность человека, даже если он уже многие базовые потребности закрыл и готов развиваться. В итоге сообщество не работает как самостоятельная бизнес-модель. Именно поэтому через год после запуска мы вышли на корпоративный рынок и сегодня организуем эксклюзивные культурные события и строим комьюнити для крупных корпоративных заказчиков (среди них Яндекс, Сбер, Сколково, Уральская сталь и другие). В итоге корпоративные проекты стали донорами сообщества, однако для команды это достаточно тонкий баланс, у нас даже есть специальный термин — «зона Стинга» (подробнее писал в своём телеграм-канале). Это про ту часть мира культуры и искусства, которая с одной стороны обладает коммерческим потенциалом, а с другой — всё-таки соответствует самым высоким стандартам и является искусством.

У сообщества есть чёткая цель — 150 резидентов, и мы к ней медленно, но верно движемся, а у корпоративного бизнеса есть рынок в РФ — мы его оцениваем примерно в 10 млрд рублей. Это та часть ивент-рынка, где есть чётко сформулированный запрос на камерные осмысленные мероприятия для требовательной аудитории. К 2030 году мы хотим занимать не менее 10% этого рынка и сделать LIVE рыночным стандартом».

В общем, клубы тогда и клубы сегодня довольно сильно отличаются — от мест, где можно было отдохнуть от суеты дел за праздным времяпрепровождением и порицаемыми занятиями, и где деление по половым признакам слишком сильно обуславливало состав членов, до клубов, где участники объединены одной целью стать более вдохновлёнными, интересными, наполненными.

Если вы предприниматель, присмотритесь к LIVE как к месту для созидательного отдыха, а вашу финансовую рутину тем временем возьмём на себя мы — Хайс, банк для ИП. И не забывайте подписываться на наш телеграм-канал, чтобы свободные минуты проводить с пользой для ума, узнавая новые интересные истории и факты обо всём на свете.

33
реклама
разместить
7 комментариев

Для кого-то такой способ нетворкинга - это основное направления развития бизнеса))) все самые важные знакомства и сделки заключаются в неформальной обстановке за партией гольфа или покера. Почему бы и нет? Если это приносит результат

1

Согласны, что в таком формате всё обсуждать проще и приятнее, получается такое ненавязчивое общение. Плюс порой можно завести знакомства, которые перерастут в дружескую связь!

1

Про современный вид таких клубов - класс, такой формат идеален, когда хочешь попасть в конкретно свою среду в плане интересов, задач и связей. Здесь точно найдется тот, кто тебя поймет и подскажет пути решения на основе собственного бизнесового опыта.

1

Всё так! Кружок своих людей 🤝

1

Просто в какой-то момент все поняли, что будущее за софт скрилами - коммуникабельностью, способностью налаживать связи. Особенно в бизнесе! Мне кажется сейчас уже просто нельзя НЕ состоять в подобном клубе, даже если это что-то более простое чем лондонские образца 17 века

1

Тем более, что сейчас и выбор подобных клубов шире, и смысл в них глубже, чем просто отдых от жён и возможность сыграть на деньги!

1

Я особо не фанат таких мероприятий, но прекрасно осознаю необходимость их посещения. Никогда не знаешь, где могут пригодиться даже случайные знакомства

1