CPO RuStore Олег Афанасьев: «Я делаю так, чтобы нам всем было удобнее каждый день»

В мае 2022 года VK запустила отечественный магазин приложений RuStore. Только за первый месяц его скачали более 500 тысяч человек, а сегодня RuStore установили более 70 млн раз.

В новом выпуске подкаста Doubletapp «Что-то на программистском», который мы записали на кэмп-конференции South HUB, CPO RuStore Олег Афанасьев рассказал, сколько времени потребовалось на запуск стора, как за два года удалось привлечь более 10 000 разработчиков из 40 стран мира, поделился дальнейшими планами развития RuStore и тем, как эффективнее всего дистрибутировать свое приложение.

CPO RuStore Олег Афанасьев: «Я делаю так, чтобы нам всем было удобнее каждый день»

А еще из текста вы узнаете:

Ты – CPO в RuStore. Какова твоя роль в компании?

Мне нравится фраза одна. Она звучит так: настоящая функция руководителя – объяснять и направлять. Если вы умеете успешно это делать, то ваша команда чудесно справится со всеми остальными задачами. Поэтому в RuStore основная моя задача – быть неким визионером для своей команды, то есть знать, куда забежать дальше, что там за следующим поворотом. А помогать – это помогать выбрать правильные приоритеты, помогать иногда раскопать технические решения вместе с командой. И здесь очень полезен технический бэкграунд.

Короткая, наверное, версия такая. А длинная бы прозвучала так: сейчас на роли CPO я руковожу сразу несколькими командами. Это продуктовые команды, команда дизайна, аналитиков и исследователей. И мне очень нравится, что это именно такая вот комбинация – все вместе в одной структуре. Я в принципе фанат горизонтальных, максимально горизонтальных структур. Не верю в многоуровневые иерархии, не люблю в них работать. И поэтому в своих командах тоже строю очень плоские зависимости. И это классно срабатывает, но накладывает еще одно обязательство: все ребята в команде должны быть теми, которые работают руками. Все нужно делать ручками.

И ты сам продолжаешь работать руками?

Да. И считаю, что это полезно. Где-нибудь в 23:15 в пятницу понимаю, что не знаю ответа на какой-нибудь вопрос. Я могу забраться в аналитику, быстро построить себе дашбордик, написать нужный запрос и понять – так, бежим не туда. Или нет, все нормально, панику закрываем, ноутбук тоже. То есть не мучаю команду, не иду, например, к аналитикам: ребят, вот вам задача, чтобы построить мне что-то. Я зачастую могу это посмотреть сам. И моя команда работает так же. Мы можем многие вещи сделать самостоятельно, очень автономно.

Получается, ты считаешь, что и у продакт-менеджеров, и у проджект-менеджеров должен быть технический бэкграунд, прежде чем они возьмут на себя такую роль?

Зависит от контекста. Когда вы делаете технический продукт, технический стартап, то это, конечно, необходимо, потому что это же и есть ваша область. Я уверен, что продакты JetBrains отлично рубят в программировании, потому что иначе ты не можешь делать сервис для программистов и решения для программистов. У нас то же самое. Ты должен понимать, как работает мобильная разработка, как работает паблишинг, как они зарабатывают деньги, как продвигаются. Если ты только руководишь, то, к сожалению, картинка не складывается.

Какие ресурсы, сколько времени нужно, чтобы запустить свой стор?

2022 год показал, что можно быстро. И показал нам это три раза. Потому что в тот момент вышло сразу три стора локально в России. Но у каждого была своя концепция. Мы пошли полностью с нуля по одной простой причине: мы очень опасались того, что потом просто застрянем на каких-то ограничениях. И вот эта гибкость, которую мы сохранили, нам позволила и сейчас расти.

А по времени... Тут такой ответ, который никому не поможет. У нас получилось за три месяца. Но означает ли это, что все сейчас взяли на карандаш, такие «ну, все понятно, в принципе, за три месяца можно сделать»? Вы можете оказаться в других условиях. У вас другой набор ресурсов.

Нам тогда во многом повезло: нас поддержали другие IT-компании, которые поделились и ресурсом, и экспертизой. Например, инфраструктурой нам очень помог Ростелеком, который умеет большую инфраструктуру строить. Технологически – с платежной частью – нам помогла команда Сбера. У них было готовое решение, которое можно было тоже определенным образом переиспользовать. И до сих пор, например, мы работаем с ребятами из «Касперского». Все, что касается безопасности на сервер — сайт, на клиентской стороне – это технологии «Касперского». Мы пришли к ребятам и сказали: «Нам нужна технология, которая обеспечит хороший уровень безопасности». Они сказали: «Да, у нас есть». Так что вопрос как бы в моменте тоже – что у вас будет на тот момент.

Можешь перечислить основных игроков на рынке Android Store сейчас в России?

Это займет примерно час. Когда мы говорим про App Store для платформы от Google, то есть для Android и AOSP, то здесь у меня есть такой отдельный список в блокнотике. Они все перечислены специально, чтобы я не забывал про них. Но я бы выделил такие категории.

У нас есть те, что базово есть в системе – это, конечно, Google Play. И то здесь двоякая ситуация. В лицензионных версиях Android Google Play есть в вашем телефоне. Если вы используете AOSP, то есть открытую версию, то там Google Play не будет. И мы знаем, что на рынке есть девайсы, где, например, ни Google Play, ни Google-сервисов нет.

Второе – большие вендоры делают свои решения. Почему? Потому что это бизнес. Все сторы – это зарабатывание денег. И мы можем просто перечислить крупных вендоров. Samsung – да, конечно же. Xiaomi, Huawei по абсолютно понятной причине, как отключенные от Google-сервисов. Полная калька того, что сделал Huawei в дочерней компании Honor, с собственным стором. И начинаем перечислять новеньких, которые пришли на рынок, например, за последний год, зашли в топ-5 по продажам в России и в мире тоже. Это такие ребята, как Oppo, Vivo, Tecno. Мы про них два года назад вообще не слышали. Они заходят на рынок, захватывают аудиторию. И у них тоже есть свои сторы.

Но на этом можно поставить точку? Абсолютно нет. Идем дальше. Если вы ищете open source, то это F-Droid. Если вы ищете почему-то альтернативу Google Play – Aurora OSS. Если у вас есть какая-то своя специализация, например, вы играете много в игрушки, значит, скорее всего, у вас есть еще один из сторов – какой-нибудь Nine Store или QO Store с определенной тематикой и возрастным цензом.

То есть [сторов] очень много, все под задачи. Есть вообще open source проекты, которые просто интересно сделаны. Или есть очень маргинальные истории. Когда мы говорим про Android и игры, рядом где-то нам нашептывают что-то типа «А как же моды?» Поэтому есть отдельный стор, который так и называется — Happy Mod, «Счастливые моды». Да, он и правда существует. И в России, например, есть контентная площадка Trashbox. Тоже очень говорящее название. У ребят очень много контента, и там тоже много модификаций.

Вообще пользователи Android – это очень много разных людей. Есть похожие на тех, кто пользуется iPhone: они используют только доверенные приложения, только из специального стора. А есть такой настоящий хардкорный рок-н-ролльщик: «Если я буду слушать музыку в каком-нибудь сервисе, то он будет взломанный, потому что сейчас сэкономлю 100 рублей». Очень разные люди. Поэтому очень много сторов.

А как эти сторы попадают к людям, как устроена дистрибуция?

Все просто – реклама, реклама и еще раз реклама. Все они зачастую продвигают себя. Так же, как ты узнаешь о том, что интересно купить в Ozon или Вайлдберриз, ты узнаешь, что интересно скачать, например, в RuStore. Ты увидишь это в ответе на запрос в своем поисковике.

Но есть же второй способ еще – предустановка на девайс.

Я бы не сказал, что это прям способ, потому что иначе мы видели бы десять предустановленных сторов. Это опция, которая может быть, но для этого вам нужно проделать достаточно много манипуляций. И самое главное, предустановка – это не универсальное правило. Нельзя просто сказать: «Предустанавливайте меня», – и все. Это результат переговоров с каждым вендором буквально. Я перечислил сейчас больших игроков на рынке, а есть ребята-производители, которые занимают меньше 1%, и предустановиться к ним – это тоже частные переговоры: какие плюсы вы можете как стор дать, почему контент из вашего стора интереснее.

Сколько пользователей у вас сейчас?

Сейчас сам RuStore установили более 70 млн раз, а приложения и игры у нас скачали более 170 млн раз.

Если зайти с позиции разработчика андроид-приложения, то как эффективнее всего дистрибутировать свое приложение? Понятно, если получается засунуть в Google, то засовываешь в Google, а к кому пойти дальше, чтобы пользователей не потерять своих?

Здесь все зависит от того, что ты делаешь, для какой аудитории. Аудитория более молодая пользуется RuStore, потому что много контента приходит, потому что есть редакторские подборки, потому что есть прожарки игр, где просто интересно про них рассказывают, и это прям классно завлекает.

А вот при этом полностью противоположная аудитория, например я, который приходит меньше за играми и больше за инструментами. Такие ребята, как я, приходят просто потому, что это гарантированный доступ, не нужно заморачиваться, не нужно еще десять других сторов, чтобы найти мое приложение.

Можно ли дать какой-то универсальный совет паблишеру, с чего начать, куда идти? Посмотрите, где живет ваша аудитория и кто она. Если вам нужно дистрибутировать только на российский локальный рынок и вы здесь хотите работать, зарабатывать, то надо смотреть на российские сторы абсолютно точно.

А как выглядит процесс адаптации? Вот есть приложение, подготовленное к Google Play, что сделать, чтоб в RuStore его залить?

Просто залить его. Залить, подождать меньше 15 минут, оно пройдет модерацию. Причем за эти 15 минут его посмотрят и SAT-анализ, и технологии Касперского, и еще и человек посмотрит, что то, что ты сделал, точно похоже на то, что ты описал. И через 15 минут твое приложение в сторе. В принципе, больше ничего не нужно.

Есть компании, которые уже не могут пользоваться Google-сервисами, и для них у нас есть отдельное решение. Мы даем собственный пуш-транспорт абсолютно for free. Через нас сейчас работают очень большие компании, несколько маркетплейсов, большие банки, которые входят в топ-5. И качество доставки у нас сопоставимо с доставкой через стандартные Google-пуши.

И более того, мы такие хитренькие ребята. У нас есть отдельный SDK, который называется универсальный пуш. Логика в следующем. Когда ты разработчик, особенно когда ты, например, делаешь первый раз что-то, затащить сразу кучу SDK тяжеловато. Поэтому мы даем такое решение – забираешь SDK только от RuStore, universal пуш. Не разбираешься, как это сделано в Google или в Huawei, просто указываешь токены, которые тебе там дали, и мы сами определим, как лучше доставить пуш до пользователя, сами посмотрим, какая точка сейчас включена наиболее активно, как статистически лучше доставить, и выберем нужный транспорт.

Сейчас часть российских крупных компаний находятся под санкциями, и их приложений нет в Google Play. Они все разбежались по сторам, которые появились как грибы. Когда эти приложения вернутся в Google Play, то что станет с RuStore?

Во-первых, никто не разбегался, потому что они и так были в этих сторах. Во-вторых, и сторы-то не выросли как грибы. Мы думаем, что появилось много сторов – это вообще не много. Если посмотреть, например, на рынок Китая, там топ-15 сторов есть. А есть еще не топ. То есть там у каждого стора доля рынка порядка от 3 до 7 процентов. И есть такие большие киты, как Huawei в Китае, которые 50% практически занимают. Там фрагментированность. Мы с вами вообще не знаем, что такое фрагментированность и как кто-то разбежался, потому что по факту мы побежали в один стор – в RuStore.

Если говорить, что дальше, я бы вообще не воспринимал ситуацию как «что-то должно закончиться». Потому что никогда не бывает на рынке абсолютно точного отката к прежним реалиям. И не будет. И тешить себя иллюзией, что это случится, тоже не нужно. На самом деле это все ступеньки. То есть 2022 год – это одна ступень, которая поменяла рынок. Что-то изменится с платежной политикой наших заграничных коллег – это будет просто еще одна ступенька.

Представим, сторы возвращаются, говорят: «Ребята, разработчики игр, давайте снова 30% мы у вас заберем с ваших оборотов». Скорее всего все скажут: «А зачем?» В прежние реалии уже просто никто не вернется. Даже если мы увидим эту еще одну ступеньку, им нужно будет конкурировать в новых условиях с новым рынком. Вот и все. Мы тоже тут не сидим на месте.

В чем ваша монетизация? Как вы зарабатываете деньги?

Мы как в знаменитой картинке «Как выглядит мир» – у нас тоже есть свои черепахи и киты, на которых все это зиждется. В первую очередь, как любой классический стор, мы зарабатываем на транзакциях. Это платежи за платные приложения – самый простой способ монетизации.

Обычно ребята, инди-разработчики, которые хотят попробовать себя, идут в эту историю. Почему? Технически вообще ничего не требуется. Загружаешь свое приложение, указываешь цену, смотришь, как провести трафик, и получаешь раз в месяц выплаты. Чуть сложнее и интереснее – и пользователю, главное, интереснее – это внутренние механики платежей. То есть когда мы тебя вовлекли в процесс, и ты уже готов убить дракона, но тебе нужен вот тот самый классный меч. И этим можешь поубивать, но вот этим будет лучше. И ты хочешь этот меч. Как недавно на одной конференции мне сказали: «Я хочу за деньги быть сразу самым классным парнем». И вот это крутые механики — внутренние платежи.

Мы даем SDK для внутренних платежей, нативная шторка, поэтому сразу отличная конверсия. Пользователь не мучается, вбивая какую-то веб-формочку. Подключаем сразу все платежные способы, которые только можно в России подключить. Это все, что работает с СБП. Это все, что у вас сохранено, например, в VK Pay. Это подключение напрямую Сбер Id, Тинькофф, Яндекс Pay. То есть, по сути, найти, чем невозможно оплатить, достаточно сложно.

Когда мы говорим про сервисную историю, это подписочная модель. Благо за десять лет ментально наше отношение к подпискам поменялось. Люди платят за подписки, пользуются, хотят платить за это качество, и мы готовы давать очень удобный инструмент платежей. Собственно, это первая часть – транзакционная. Все это – определенная комиссия стора. Мы, по сути, забираем за сервис.

Вторая часть. Ты можешь быть очень классным инди-разработчиком, у тебя просто сумасшедшая, классная идея. У меня есть на телефоне любимая игрушка, которую тоже начинающие ребята сделали, – «Голубь Наташа». Голубь Наташа с пистолетом бегает по игровому полю и должна убить врагов. И вот такие истории, как «Голубь Наташа» – как-то же туда нужно привести трафик? Здесь мы работаем вместе с VK-рекламой. Во-первых, вы можете рекламировать приложения в RuStore на внешних площадках. Все социальные сети, которые есть в рамках группы VK, внешние площадки, где включена VK-реклама, конечно, могут привести трафик в стор. Но это только половина. Потому что самое интересное, что внутри стора мы тоже можем тебя попромоутировать: у нас есть рекламные плейсменты.

Например, если ты делаешь игрушку, то именно отдельно в игровом разделе мы будем продвигать тебя. Есть раздел «Интересно» с редакторскими подборками, там ты тоже можешь достучаться до пользователя. И раз мы представляем рекламные плейсменты, это тоже часть нашего заработка.

Вы делали максимально быстро RuStore, чтобы импортозаместить Google Play. А в чем была продуктовая работа, если можно было просто его скопировать максимально?

Не было задачи скопировать. Рядом с импортозамещением я могу еще несколько интересных тезисов написать, которые постоянно где-то в воздухе витают. «Суверенная IT», например, вообще очень титанически звучит, да?

Если вы ставите задачу скопировать что-то, это, скорее всего, немножко провальная история. Когда мы говорим про продукт, мы должны понять, какую задачу [хотим] решить. Настоящая задача на запуске RuStore была одна – чтобы те паблишеры, которые потеряли точку выхода на пользователя, смогли ее не просто получить, а получить гарантированно, что это никуда не убежит, никто тебя не выпилит ни по каким-то соображениям. И главное – это достаточно демократично должно быть. У всех одни условия входа и одни условия дистрибуции. И такую демократичность мы сохраняем и будем сохранять. Нет никаких преференций ни у одного из паблишеров, все на абсолютно одинаковых условиях заходят в стор.

Но задача за два года тотально поменялась. И в этом и весь смысл продуктовой разработки – добирать, а что там еще у пользователей есть интересного. Вначале к нам приходили, чтобы получить санкционные приложения, потому что страшно получить где-то их еще, особенно страшно скачать на сайте, когда есть куча сайтов-подделок. А что дальше? Можешь ли ты удовлетворить дополнительный интерес? Можешь ли ты дать какой-то эксклюзив? За два года мы можем ответить точно: мы умеем давать эксклюзивы. Есть игры, приложения, которые выходят к нам в первую очередь, и мы становимся первой точкой входа для российского пользователя.

Второй момент – это должно быть удобно. И самое главное – это должно быть предложением первого выбора. То есть ты должен начинать, если ищешь что-то, с него. И у нас не получалось вначале, это правда.

Я помню, как я читал комментарии на VC.ru два года назад: «Да нафига он вообще нужен, этот RuStore», «Есть F-Droid, есть еще что-то, я там скачаю», — и так далее. Мы читали эти комментарии с командой и такие: да, поработаем. И когда я на том же VC.ru спустя два года читаю о том, как какое-нибудь приложение пропало с Google Play, и на стене один из первых комментариев: «Да и пофиг, все есть в RuStore», то понимаю – продуктовая задача хорошо выполнена. За два года мы стали точкой, которая действительно является такой точкой дистрибуции.

А UX/UI вообще имеет значение, если он сейчас отличается от Google Play?

Конечно, да. У нас собственная команда исследователей, которая касается UX. И поэтому по нам можно заметить, что в некоторых моментах мы своеобразно относимся к принятым паттернам, как другие сторы делают. Мы пытаемся сделать это иначе.

Есть вещи, которые мы запускаем иногда быстрее, чем остальные сторы. Допустим, буквально на этой неделе мы запустили под игрушками встроенные инструкции, как переносить прогресс из разных сторов, когда, например, у тебя есть какой-то игровой геймплей, ты уже там 20 уровней прошел. Сейчас эту информацию люди ищут просто везде. Почему мы не можем быть точкой, которая про это рассказывает? И мы запустили инструкции внутри. И любой паблишер может добавить свою инструкцию, рекомендацию, потому что он найдет ее в сторе быстрее, чем где-либо. И такие маленькие шажки, которые помогают пользователю, – это тоже путь.

На South Hub ты выступал с докладом про North Star Metric. Можешь рассказать про это подробнее? Что это такое, в чем плюс такой концепции, как ты ее применяешь в вашем продукте?

Это достаточно старая концепция. У нее много названий, North Star Metric – это один из неймингов. Концепция заключается в следующем. Вы можете найти ту самую главную метрику. Это не означает, что вы будете ее единственную мерить. Но в идеале у вас должен быть фокус, метрика, с которой утро начинается. Смотришь в динамике на нее. Нормально, все ок? Перехожу к рабочим вопросам. Ненормально? Иду, копаю дашборды, что произошло, что там интересное, смотрим с командой. И команда может это объяснить или не может объяснить.

Почему это дерево метрик? За этой главной метрикой есть еще такие грозди, которые разрастаются. Но фишка в том, что она должна быть про пользователя. Есть такая фраза: если ваша стратегия не про деньги, то это не стратегия. А вот North Star Metric чуть-чуть наоборот: да, деньги, конечно. Но это же не про пользователя. Ваш заработок – это не то, как сделать лучше пользователю. А в North Star ты должен выбрать то, что обязательно должно отражать пользователя еще и максимально широко.

Давай погаллюцинируем немножко. Что может быть в сторах самой главной метрикой? Чем вообще сторы занимаются? Что мы делаем?

Дистрибутируете приложения.

А тогда что важно всем пользователям?

Нужно, чтобы, как ты уже говорил, пользователь в первую очередь заходил в ваш стор, когда ему нужно скачать приложение, чтобы у него было понимание, что нужно идти в первую очередь туда.

А что покажет, что все это происходит?

Есть тенденция, что пользователи все меньше и меньше заходят в сторы, ставят основных 5–10 приложений – и все.

Кстати, это не так. Российский пользователь в среднем на своем девайсе имеет 80+ приложений, мы вообще очень любим приложения, например, в отличие от европейцев, у которых 60+.

Тогда можно мерить процент приложений на телефоне у пользователя, который был установлен из вашего стора.

Какая сложная уже метрика, да? А вы, например, стор, говорите: а давай сделаем проще. И вот как проще? Можно ли что-то количественное показать, что отражает, что все неплохо происходит? Берем прям до примитива – допустим, количество установок и обновлений в месяц. Если аудитория растет — должно расти. Если паблишер прирастает, должно расти. И работает в обратную сторону. Если она падает, смотри, что у тебя с паблишерами. Если она падает, смотри, что у тебя с пользователями. Это какая-то универсальная палочка-выручалочка. Такая лакмусовая бумажка. Она прям показывает тебе температурку. Она не отвечает на все вопросы, не может помочь тебе проставить прогноз, сколько ты заработаешь денег. Но это про управляемость.

Почему-то иногда ребята в продуктах делают так: мы выбрали North Star, все, теперь North Star – наша метрика на ближайший год. Нет, нет, абсолютно нет. North Star метрика отражает стратегию, то есть чем вы сейчас занимаетесь. Если у меня сейчас стратегия вырасти аудиторно, то, соответственно, у меня будет North Star метрика, которая показывает активность аудитории и показывает, что пользователи начинают все больше вовлекаться и использовать.

Это метрика, которую ты переключаешь, как режимы в автомобиле. Ты можешь ехать в пробке на «комфорте» или «эко», а потом выезжаешь на трассу и включаешь «спорт». И North Star метрика примерно такая же. То есть от того, где ты находишься, метрику ты должен выбрать. А зачем она? Помогает фокусироваться, помогает с приоритетами. Постоянный такой чек-лист.

Наверное, самый частый вопрос, который мы в команде друг другу задаем: «А зачем? Это точно помогает вот ту задачу выполнить?». Если нет, есть сомнения, не точно, не проверили и так далее, то все это ниже, ниже, ниже в приоритете. А почему? Потому что должны всплыть выше в приоритете.

Ты затронул Аврору ОС, и у меня сразу такой вопрос возник: нативная разработка, KMP или Flutter?

Нативная разработка. Все другие способы, которые ты перечислил, тоже хороши. Но для нашей задачи — мы делаем магазин приложений, мы делаем приложение, которое должно работать абсолютно хорошо на любом девайсе. Девайсов будет много, конфигураций много, типов процессоров. Поэтому ставка на нативность – это просто в будущем возможность упростить себе жизнь. Это не значит, что будет сложно. Просто, когда ты стор, и по умолчанию к тебе ожидание, что все сразу идеально работает, не будет времени на то, чтобы раскачиваться, адаптироваться, делать что-то еще. Поэтому ставка на нативность.

А если ты пишешь просто приложение в стор, у тебя есть предпочтения и соображения?

У меня точно предпочтений нет, я буду рад каждому. Нет универсального правила — использовать только черное. [Если] это будет какое-то сложное приложение с очень сложной локальной логикой, которое используют все сенсоры в девайсе, – посмотри на натив. А если это будет какая-то история, которую ты вообще в принципе изначально задумываешь как кроссплатформенную, то ты и пойдешь в кроссплатформу. Очень логично.

Могу ли я пророчески сказать, куда пойдет сейчас среднестатистический разработчик, который будет писать под Аврору? Не могу. Но могу честно сказать, какие сейчас уже приложения в RuStore — там есть и кроссплатформа, и нативка – 50 на 50. Тут нельзя сказать, что кто-то побеждает. И победа здесь абсолютно не нужна и не важна. Универсальный совет разработчика, на чем писать, какой код выбрать: начни с того языка, который ты знаешь хорошо. А дальше другие вопросы уже начинают разработчики задавать: а где я буду больше зарабатывать? Это другой совершенно вопрос.

Кстати, если говорить про сами телефоны, вот у тебя что, Galaxy Z Fold?

Можно, цитатой отвечу? Недавно у меня ребята в команде аналитиков собирали статистику, есть ли какие-то статистические выбросы по числу сторов и телефонов у наших пользователей. И они [придумали] такой маленький квиз: как думаете, что это за человек такой странный, у которого RuStore установлен на восьми девайсах? Команда в один голос сказала: «Ну, понятно, это Олег».

Вот, например, сейчас в студию я пришел с Honor. В кармашке у меня лежит китайский Hisense, у которого вместо классического цветного экрана E-Ink. А в офисе на столе у меня лежит Unihertz Tank. Это штука, в которой есть проектор, мигалка, и с ним можно плавать и подниматься на Эльбрус. Зачем так? Потому что огромная дисперсия, разные сборки операционок. И чем необычнее ты выбираешь вариант, тем, на самом деле, лучше понимаешь, с чем сталкиваются пользователи. Но самое приятное – на всех них работает RuStore.

А какой-то телефон у тебя есть основной, ты же не носишь восемь телефонов одновременно с собой?

Обычно ношу два, и у них сезонность сильная. В этом месяце мой любимчик – складной Honor, потому что две недели я в поездках, мне удобно быстро редактировать документы или просматривать таски. А, допустим, я отправлюсь с утра на прогулку со своим псом, и у меня в кармане будет лежать Hisense с E-Ink-экраном, потому что я его беру зачастую как читалку для книг, включаю наушники, и мы гуляем. И он живет пять дней.

А ты не думаешь, что тебе стоит использовать как основной телефон то, что используют обычно пользователи? Например, Павел Дуров недавно сказал, что он Samsung использует дешевый. Это, конечно, возможно, некоторая хитрость, но подход хороший.

Я согласен с этим подходом. И я же не один, поэтому могу себе позволить уйти в крайности. У меня есть целая команда, и если посмотреть на долю девайсов в их руках, они примерно отражают долю девайсов на рынке. У меня вся команда на андроиде, и там, конечно же, наши игроки – мы там видим Realme, Poco, Tecno, Xiaomi, Samsung. Девайсы у нас максимально разные, трубки за 10-13 тысяч есть, есть дорогие девайсы. Так что да, команда вся знает, как выглядит наш пользователь, и они такие же наши пользователи.

Как разработчику, тестеру или дизайнеру вырасти в продакт-менеджера и дальше в CPO?

Тут всегда вопрос, нужно ли разработчику или тестеру вообще вырастать в продакт-менеджера, потому что есть огромная карьерная линейка, куда ты можешь расти вверх и вширь.

Чтобы, например, из инженера, из архитектора вырасти в разработку продукта, главное – инъекция эмпатии. Как только ты поймешь, что ты не просто все знаешь, но готов встать в чужие туфли, поменяться стульями и прочувствовать, как живет этим пользователь, и начнешь это впитывать – все, считай, половина дела сделана. Очень важная черта – это именно эмпатия. За эмпатией потому что все остальное абсолютно автоматически начнет подтягиваться. Если тебе интересен клиентский опыт, ты пойдешь и начнешь смотреть, как CX работает, начнешь разбираться, а почему так или не так. Автоматически придешь к каким-то, допустим, UI-паттернам.

У каждого продакта есть такой внутренний стержень, там написано по диагонали: «Знаю, как правильно». Он очень опасный, потому что делает тебя негибким. Потому что иногда «знаю, как правильно» мешает развернуться, передумать, сделать по-другому. И поэтому одна из моих задач как руководителя, – у ребят, которые знают, как правильно, постоянно гибкость поддерживать, склонять к другим вариантам, думать, как еще, выходить иногда прямо из своей зоны «я все тут знаю, поэтому мы вот так делаем».

Короткая версия: если ты хочешь из инженера стать человеком, который делает продукт, есть очень простая механика. Попробуй с базовых, вообще прям с начальных должностей повариться в этой продуктовой разработке. Пусть это будет какая-то стажировка, джунская позиция. Если скилл нарастает, ты вырастешь. Но это еще и безопасно, потому что если это не твое – а это может быть не твоим, то ты не потерял свой главный скилл.

Есть такая интересная тенденция. На рынке допобразования есть иллюзия, что я могу научиться чему-то быстро, и именно это будет моей ценностью. Но на самом деле, ребят, ваша ценность – не знание, которое вы сейчас потребили, а опыт. У продакта тоже ценность – это опыт. Ваш багаж иногда может быть в очень узкой сфере, вообще в какой-то суперспецифичной. Поэтому, если у вас уже есть наработанный бэкграунд в какой-то сфере, смотрите прежде всего, можно ли именно в этой сфере ее применить.

Я, например, по этой причине очень долго в финтехе рос, потому что как только ты начинаешь понимать, как работают деньги, это такой как бы универсальный базис. Разобрался с дебетовыми продуктами – теперь тебе легче разобраться с кредитными, чем с нуля. Разобрался с кредитными – легче разобраться с инвестиционными историями. Понял, как работают инвестиционные истории – идешь дальше.

Посоветуй топ-5 телеграм- и ютуб-каналов по продакт-менеджменту, которые будут полезны как начинающим, так и продолжающим, и сеньорам-специалистам.

Я буду эгоистичным: я бы посоветовал просто зайти в телеграм RuStore или на мой канал Задача трех дел.

С книгами мне гораздо легче. У меня есть даже такая занудная записочка, называется «Записка для новых сотрудников», где несколько моих принципов и список книг. Эти списки книг не для того, чтобы человек прочитал, научился. Я обычно ребятам говорю: «Прочитайте, и вам станет немножко легче понимать, почему я так думаю».

Мой топ такой. Рей Далио, «Принципы». Очень много вещей, которые я с удовольствием адаптирую на себя: принципы прозрачности, меритократия.

Хоровиц, «Сложные решения». Отличная книга про то, как очень много ошибаться, выползать, не сдаваться, очень честные кейсы. Многие ее рекомендуют, как «посмотри, как работает СТО». А я бы на самом деле просто сказал: «Посмотри, как в принципе работают осознанные люди».

Третья – «48 законов власти». У нее интересное предисловие. Там написано примерно следующее: я должен тебя предупредить, что, начав читать эту книгу, ты начнешь понимать, как работает власть, и из этой картинки мира, к сожалению, нет пути назад, потому что, дочитав эту книгу, ты поменяешься. Такое «оставь надежду всяк сюда входящий» буквально.

Ну и какие-то, наверное, не зубодробильные, что-то попроще, для себя. Если вы почему-то пропустили Лю Цысиня «Задача трех тел», прочитайте ее. По моему субъективному мнению, одна из самых качественных фантастик последнего времени, которая заставляет тебя просто выключиться. Я помню, что я быстрее работать начал в момент чтения книги этой, потому что понимал, что как только я закончу с работой, я смогу продолжить следующую главу.

Если вы хотите развиваться, читайте книги. Просто сам формат приводит к тому, что вы больше вовлечены. Это не означает, что телеграм не подходит. Подходит. Супербыстрое получение информации. Так же, как, например, статьи в Дзен или посты в VK. Это все быстро, классно до нас доходит. Но нужно дать себе честную оценку – вовлеченность наша там меньше. Вот когда ты читаешь телеграм-каналы?

Когда я еду в такси.

Вот, пожалуйста. То есть в это время ты еще думаешь, что делать будешь там, куда доедешь. Вряд ли ты осознанно садишься и такой: ну что, сегодня вечер телеграм-каналов. Открываешь, вычитываешь, делаешь пометки, скриншотишь цитаты и отправляешь своим коллегам – смотри, какая прикольная мысль. Ну, скорее всего, не так.

Читайте книги, вы их читаете точно по-другому. И, наверное, совет, который я бы сам себе максимально рано хотел бы сказать: «Олег, пожалуйста, если книга не очень, брось ее сразу. Скорее всего она не очень будет на всем протяжении». Поэтому, ребят, если не зашла, возможно, вы сейчас не в том контексте состояния, чтобы ее понять. Я, честно, к некоторым книгам возвращаюсь несколько раз. Вы все помните, что мы читали в школьной программе. Но вы правда поняли, о чем это книги? Я, например, «Мастер и Маргарита» перечитал уже в более осознанном возрасте, и для меня она совершенно по-другому раскрылась. Так же на самом деле и с профессиональной литературой. Иногда ты просто не можешь понять, о чем это, потому что ты просто еще не на той стадии. Вернись к ней позже, оставь у себя в заметках и вернись.

Как бы ты свою работу описал пятилетнему ребенку? «Пап, чем ты занимаешься? — Я занимаюсь этим».

Я делаю так, чтобы нам всем было удобнее каждый день.

Выпуск подкаста «Что‑то на программистском» с Олегом Афанасьевым смотрите на YouTube‑канале Doubletapp и в VK Video, аудиоверсию слушайте на удобной площадке.
Подписывайтесь на канал, смотрите новые выпуски в VK Video.

22
реклама
разместить
Начать дискуссию