{"id":13650,"url":"\/distributions\/13650\/click?bit=1&hash=b4a44ea9299acb416ac92e110a87e80acc960de1a8f124e06d52ec1ea62c252a","title":"\u041a\u0430\u043a \u043f\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0438\u0442\u044c \u0438\u0434\u0435\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0434\u043e\u043c \u043a\u0430\u043a \u0432 Sims","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

Четыре сети со своими правилами ведения бизнеса: чем отличается развитие интернета в Индии, США, Китае и Европе Статьи редакции

Интернет поделился на четыре самостоятельные части, считает аналитик Бен Томпсон: закрытый китайский, «свободный» американский, зарегулированный европейский и индийский — с монополией Jio.

Блокировка китайского TikTok в Индии и обсуждение запрета сервиса в США, регулирование интернет-компаний в Евросоюзе и миллиардные инвестиции Facebook и Google в индийскую платформу Jio — это новые шаги по усилению раскола интернета на несколько частей, считает технологический аналитик, бывший сотрудник Microsoft и Apple, автор блога об ИТ и бизнесе Stratechery Бен Томпсон.

Первым шагом к этому стал запуск «Великого китайского файервола» 23 года назад, когда Китай отрезал себя от большинства западных сервисов. Теперь же США, Индия и Европа также начинают создавать собственные модели развития сети и работы технологических компаний.

Главное из статьи Томпсона, посвящённой моделям развития интернета в разных странах.

Структура сети по мнению Томпсона Stratechery

Американская модель: доминирование и свобода ИТ-компаний

Американская модель интернета — сейчас самая популярная и эффективная, утверждает Томпсон. Технологический сектор стал двигателем экономического роста США, а её ИТ-компании доминируют в большинстве стран мира.

  • На рынке США доминирует агрегаторская модель дистрибуции: небольшие компании и поставщики теряют свою ценность на фоне агрегаторов и вынуждены подчиняться их правилам и комиссиям, чтобы сохранить бизнес.
  • Агрегаторам проще выходить на новые рынки, так как они задействуют сторонние компании для оказания услуг. В качестве примера Томпсон называет Netflix, Airbnb, Facebook, Google, Uber, которые вытеснили традиционные сервисы на своих рынках.
  • У крупных технологических компаний практически полная свобода работы: в стране небольшое число барьеров, особенно в области регулирования контента и сбора данных.
  • Крупные компании свободно работают в США, а большая база платёжеспособных пользователей позволяет финансировать выход на зарубежные рынки.
  • Большая часть налогов с американских компаний идёт в казну США, в том числе с доходов, полученных за рубежом. При этом правительство получает доступ к данным пользователей, не являющихся гражданами США.
  • В США достаточно высокая свобода для работы и общения в онлайне.
  • Зарубежные компании могут свободно работать в США и странах, повторяющих подход США к сфере ИТ.
  • При этом власти других стран могут лишь частично контролировать работу американских компаний, например, ограничен доступ к доходам и контролю над распространением информации.

Китайская модель: цензура и отсутствие конкуренции со стороны Запада

Движущая сила китайской модели — полный контроль над информацией в офлайне и интернете и блокировка иностранных сервисов.

  • Власти контролируют работу зарубежных компаний, в том числе на сетевом уровне.
  • Китайские ИТ-корпорации сотрудничают с властями, цензурой занимаются тысячи сотрудников Tencent или ByteDance.
  • Китай стала единственной в мире страной, сопоставимая США по размеру и мощи ИТ-корпораций благодаря огромному внутреннему рынку и отсутствию конкуренции.
  • Китайские компании не только копируют чужие сервисы и бизнес-модели, но и создают инновационные продукты — благодаря быстрому переходу от ПК к смартфонам появились социальная коммерция и сервисы коротких видео.
  • Китайскую модель сложно воспроизвести: для повторения успеха нужно не только устанавливать аналогичный контроль над западными компаниями, но и обладать мощной экономикой — поэтому китайская модель «большого файервола» не сработала в Иране.
  • От цензуры и ограничений страдают жители Китая.

Европейская модель: борьба с ИТ-корпорациями США с помощью законов и штрафов

Европа постепенно создаёт собственную модель управления интернетом — регуляторами. По мнению Томпсона, с такой моделью Евросоюз не может добиться успеха и станет «худшим из всех возможных вариантов», при котором страдает внутренний рынок.

  • Например, Евросоюз запретил хранить в США данные о своих гражданах, ввёл регламент по защите данных пользователей GDPR и принял директиву об авторском праве, по которой интернет-платформы должны платить издателям за контент.
  • Законы не останавливают крупные американские компании. Например, Google платит миллиардные штрафы за нарушение антимонопольного законодательства, но это не ограничивает её влияние на рынке Европы — разве что растут расходы на бюрократические споры.
  • При этом регулирование бьёт по внутреннему рынку ИТ в Европе: стартапам приходится тратить больше времени, сил и денег на соблюдение строгих законов, из-за чего они меньше рискуют и экспериментируют, а значит, медленнее развиваются.

Европейская модель самая неопределённая, считает Томпсон. У неё нет своего видения, а постоянные запреты без каких-то инициатив по развитию своего рынка приводят к статусу, где деньги важнее инноваций.

Индийская модель: строгие регуляторы и акцент на Jio

Рынок Индии раньше был одним из самых сложных с точки зрения развития технологий, например, из-за высоких тарифов на импорт электроники, ограничений на иностранные инвестиции, проблем с логистикой и слабым проникновением интернета, отмечает Томпсон.

В то же время индийский рынок — самый привлекательный в мире для американских и китайских компаний, которые в значительной степени захватили внутренние рынки. В результате технологические компании обеих стран постоянно сталкиваются друг с другом и индийскими регуляторами.

Так, Индия запретила TikTok, ограничила Amazon и Walmart работу с розничными продавцами и проведение распродаж и запретила Facebook создание программы свободного доступа к интернету Free Basics.

Но в последние несколько месяцев американские компании нашли способ обойти запреты властей Индии и избежать рисков — миллиардные инвестиции в 4G-оператора и провайдера цифровых услуг Jio Platform миллиардера Мукеша Амбани.

С их помощью Jio не только быстро окупает собственные инвестиции, но и становится полноценной технологической компанией с возможным выходом в другие страны.

  • Амбани изначально сделал ставку на создание 4G-сети с быстрым интернетом, которой покрыл около 95% территории страны и в пять раз снизил цены на связь и интернет-трафик. На быстрый рост Jio Мукеш Амбани потратил $32 млрд.
  • Компания стала лидером по клиентской базе и доле трафика, а для многих индийцев Jio — единственный вариант для доступа в интернет благодаря покрытию и низкой стоимости.
  • Jio начала строить платформу для продажи рекламы и цифровых услуг, перейдя от статуса телеком-провайдера к формату высокомаржинальной ИТ-компании.
  • Вместо того чтобы пытаться блокировать зарубежные компании, Амбани сотрудничает с ними.
  • В июле 2020 года Амбани представил планы по запуску 5G-сети в Индии в 2021 году и заявил, что Jio полностью «с нуля» спроектировала и разработала собственное 5G-решение. По словам Амбани, архитектура Jio позволяет легко модернизировать 4G-сеть до 5G, а в случае успеха в Индии, компания готова экспортировать свои технологии другим операторам связи по всему миру.
  • Jio станет единственным 5G-оператор Индии, а благодаря инвестициям в ближайшие несколько лет превратится в монополиста в области телекоммуникационных услуг страны, считает Томпсон.
  • Компания обладает достаточным влиянием, чтобы воздействовать на правительство, контролировать интернет и зарабатывать на продаже услуг, данных и технологий — в том числе и в других странах, заявляет аналитик.
  • Также Jio становится «проводником» для иностранных корпораций, желающих получить индийский рынок. Им придётся инвестировать в Jio и делиться доходами, но взамен компания берёт на себя решение проблем с регуляторами и созданием инфраструктуры.

Индийский интернет-рынок становится уникальным: с одной стороны, Jio дал доступ к интернету, современным технологиям и сервисам сотням миллионам жителей и развивает технологическую мощь страны.

Но переход телеком-рынка Индии в руки монополиста, который активно сотрудничает с правительством, может стать угрозой для конфиденциальности и свободы информации в стране, отмечает Томпсон.

При этом западные компании — лишь средство достижения цели Jio, которые вынуждены соглашаться на условия компании и властей, чтобы получить новых пользователей на крупнейшем рынке после Китая.

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Миша Постников
>В США достаточно высокая свобода для работы и общения в онлайне.

ха-ха-ха

Ответить
Развернуть ветку
Александр Сидоров

Тогда  получается, что российский интернет - следят за пользователями как в США и жесткая регулировка, как в Европе))))))

Ответить
Развернуть ветку
Sultan Karybaev

А история будет такая же как в Иране

Ответить
Развернуть ветку
Александр Сидоров

Судя по всему, вы имеете ввиду Иран после революции?

Ответить
Развернуть ветку
Saucedo Puetz

бен про РФ забыл. Она своими троллями уже пол америки порвала

Ответить
Развернуть ветку
Иван Драго

Ну да.
Трампа им выбрали с бюджетом кампании в FB в 3000 баксов )) 

Ответить
Развернуть ветку
Alan Al

Тут скорее больше про it-рынки, но вряд ли об «изолированных» объективно интернетах (как в советской Корее, например).
А так статья хорошая)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Китайские интернет вполне себе изолирован, я там свой сайт минут пять открывал, быстро все работает только если хостится в Китае.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Сон

Пора создавать новый интернет. Даркнет не в счёт

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов

А как же кластер туркменского интернета?! (( 

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Semenov ‏⚡☟

Отличие: в одной из этих стран есть деньги

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Читать все 11 комментариев
null