— Да, лет 10-12 назад, когда музеи только вставали на «скользкий путь» внедрения мультимедиа в экспозиции, и разработчики, и интеграторы были заинтересованы показать свои возможности. Шли на большие скидки, в рекламных целях даже готовы были бесплатно поставлять оборудование, понимая, что музей — общественное пространство, в котором очень легко показать свои возможности заинтересованным людям, потенциальным клиентам. Но время идет, и мода в области ИТ меняется почти как в одежде. Когда-то очень популярны были мультимедийные киоски, сейчас их можно увидеть разве что там, куда цифровая трансформация пока не добралась. Произошел технологический прорыв, во главе которого шли крупные музеи, сотрудничество с ними было желанным для компаний, производивших или распространявших как сами устройства, так и программы для них. Находить общий язык с музейщиками им было подчас проще, чем с серьезным бизнесом. Сегодня ситуация иная, гораздо более сложная. И не только потому, что многие зарубежные компании ушли с российского рынка. Прежде многие известные бренды выступали спонсорами музеев. Сейчас этого почти нет, поскольку музеи уже не ощущают себя бедными родственниками, которым надо подарить то, что они сами купить не в состоянии. Музей, особенно федеральный, столичный, — довольно крупный заказчик, который не берет, что дают, а ищет то, что ему нужно для решения той или иной задачи, и в музеях фирмы видят таких же партнеров, как и в других секторах экономики.