Омар под светом софитов: Как платье Эльзы Скиапарелли стало иконой моды

Погрузитесь в историю, где мода и искусство сливаются в одно целое: как платье с омаром от Эльзы Скиапарелли стало символом творческой революции и продолжает вдохновлять поколения.

Эльза Скиапарелли (итальянка, 1890-1973). Женское вечернее платье, февраль 1937 года. Напечатанная шёлковая органза и синтетическая конская шерсть. Филадельфия: Филадельфийский музей искусства, 1969-232-52. Подарок мадам Эльзы Скиапарелли, 1969 год. 
Эльза Скиапарелли (итальянка, 1890-1973). Женское вечернее платье, февраль 1937 года. Напечатанная шёлковая органза и синтетическая конская шерсть. Филадельфия: Филадельфийский музей искусства, 1969-232-52. Подарок мадам Эльзы Скиапарелли, 1969 год. 

Привет! Меня зовут Светлана Волкова, я практикующий топ-менеджер, работала в ведущих fashion и beauty брендах, а также автор Телеграм-канала «Fashion-стратегии роста», где делюсь секретами успеха в индустрии моды и красоты. Про успех знаковой коллаборации пойдет речь в этой статье.

Мода и сюрреализм: Встреча двух миров

Когда мы говорим о моде как о форме искусства, в голову сразу приходит платье для ужина с омаром, созданное Эльзой Скиапарелли в 1937 году. Это не просто одежда — это культурный феномен, который демонстрирует, как мода может выходить за границы своей утилитарной функции, становясь выразителем художественных идей. В партнерстве с Сальвадором Дали, знаменитым сюрреалистом, Скиапарелли создала нечто, что стало воплощением смелости и креативности того времени.

Структура и стиль: Элементы дизайна

Это белое платье А-образного силуэта с легкой коралловой вставкой под бюстом создает утонченный образ, который удивительно сочетает в себе как классические, так и экспериментальные формы. Прозрачная вставка добавляет нотку нежности и женственности, придавая платью элегантность, в отличие от всего, что было до него.

Рождение идеи: Вдохновение из искусства

Скиапарелли всегда была открыта к новаторским идеям, и её дружба с Сальвадором Дали стала источником вдохновения для создания платья с омаром. Именно Дали нарисовал первоначальный эскиз омара, который затем был интегрирован в ткань платья с помощью шёлкового мастера Саше. Этот рисунок стал ключевым элементом, обозначившим границу между высокой модой и авангардным искусством.

Шоковая тактика, которую Скиапарелли часто использовала в своих работах, идеально сочеталась с сюрреалистическими идеями Дали. Оба художника стремились бросать вызов традиционным представлениям о красоте и гендере, раздвигая границы привычного. Это был союз, принесший обоюдную выгоду и позволивший каждому из них выйти на новый уровень творчества. Среди их совместных шедевров была шляпа «Туфелька», созданная в 1937-38 годах, и «Скелетное платье» 1938 года. Эти изделия не просто шокировали публику, но и вдохновляли на переосмысление того, что может быть модой.

Эльза Скиапарелли (итальянка, 1890-1973). Шляпа «Туфелька», 1937-38. Шерстяной фетр и шёлковый бархат; длина: 32 см, высота: 26 см. Лондон: Музей Виктории и Альберта, T.2-2009.
Эльза Скиапарелли (итальянка, 1890-1973). Шляпа «Туфелька», 1937-38. Шерстяной фетр и шёлковый бархат; длина: 32 см, высота: 26 см. Лондон: Музей Виктории и Альберта, T.2-2009.
Эльза Скиапарелли (итальянка, 1890-1973). «Скелетное платье», 1938. Шёлковый креп, квилтинг трапунто и хлопковая набивка. Лондон: Музей Виктории и Альберта, T.394&A-1974. Подарено мисс Рут Форд.
Эльза Скиапарелли (итальянка, 1890-1973). «Скелетное платье», 1938. Шёлковый креп, квилтинг трапунто и хлопковая набивка. Лондон: Музей Виктории и Альберта, T.394&A-1974. Подарено мисс Рут Форд.

В Vogue 1937 года были опубликованы эскизы Скиапарелли, среди которых особое место занимало знаменитое платье "Омар".

Эльза Скиапарелли (итальянка, 1890-1973). «Мода: Летний улов», Vogue (Нью-Йорк), том 89, выпуск 10, (15 мая 1937 года): 86, 87.
Эльза Скиапарелли (итальянка, 1890-1973). «Мода: Летний улов», Vogue (Нью-Йорк), том 89, выпуск 10, (15 мая 1937 года): 86, 87.

Мотив омара, разработанный под влиянием сюрреализма Дали, был освежающим и провокационным элементом, также вдохновленным темами из работ Зигмунда Фрейда. Дали не только черпал вдохновение из модных идей Скиапарелли, но и позволил ей обратиться к своим более ранним произведениям. Его работа «Лобстер-телефон» 1936 года стала источником вдохновения для создания новых подходов к моде.

Сальвадор Дали (испанец, 1904-1989). «Лобстер-телефон», 1936. Сталь, гипс, резина, смола и бумага; 17,8 × 33 × 17,8 см. Лондон: Тейт, T03257. Приобретено на аукционе Кристис (на средства государственных субсидий) в 1981 году.
Сальвадор Дали (испанец, 1904-1989). «Лобстер-телефон», 1936. Сталь, гипс, резина, смола и бумага; 17,8 × 33 × 17,8 см. Лондон: Тейт, T03257. Приобретено на аукционе Кристис (на средства государственных субсидий) в 1981 году.

Исторический контекст: Эпоха и личность

Эльза Скиапарелли – одна из самых ярких и уникальных фигур в мире моды XX века. Родившись в 1890 году в Риме, в семье с глубокими интеллектуальными традициями, Эльза с ранних лет проявляла интерес к искусству и креативности. Ее жизнь была полна необычных событий и увлекательных встреч, которые стали основой для её эпохальных достижений в мире моды. Скиапарелли получила образование в Швейцарии и Англии, но её истинное призвание проявилось в Париже, куда она перебралась в 1922 году. Вдохновленная сюрреализмом и авангардными идеями, Скиапарелли начала экспериментировать с формами и материалами в одежде, что помогло ей выделиться на фоне других дизайнеров того времени. Её работы отличались уникальным кроем и необычным использованием цветов, а также инновационными методами создания одежды. Её сотрудничество с такими известными художниками, как Сальвадор Дали и Жан Кокто, стало особенно плодотворным.

Эльза всегда стремилась к новаторству. Она первой внедрила использование ярких цветов, таких как её фирменный розовый "Шокинг", который стал культовым. Она также популяризировала молнии в одежде, пионером использования синтетических материалов и одной из первых начала активно использовать принты. Её коллекции всегда отличались дерзкой игривостью и весельем, что помогло ей превратить одежду в нечто большее, чем просто предмет гардероба.

Во время Второй мировой войны Эльза вернулась в Нью-Йорк, но после её завершения вновь открыла свой Дом моды в Париже. Однако конкуренция со стороны новых дизайнеров, таких как Кристиан Диор, начала становиться серьезной преградой. В 1954 году она решила закрыть свой модный дом, но уже оставила неизгладимый след в мире моды. Эльза Скиапарелли скончалась в 1973 году, но её наследие продолжает жить и вдохновлять дизайнеров и сегодня.

«Миссис Симпсон выбирает популярные модели от Скиапарелли для своего весеннего гардероба». Women's Wear Daily, том 54, выпуск 87, (5 мая 1937 года): 3. Из парижского бюро Women's Wear Daily.
«Миссис Симпсон выбирает популярные модели от Скиапарелли для своего весеннего гардероба». Women's Wear Daily, том 54, выпуск 87, (5 мая 1937 года): 3. Из парижского бюро Women's Wear Daily.

От идеи к скандалу: Признание и реакция

Платье получило широкую огласку благодаря фото с Уоллис Симпсон, герцогиней Виндзорской, на страницах Vogue. Симпсон стала идеальной моделью для этого платья, привлекая к нему особое внимание благодаря своему статусу и очарованию. Это событие не могло не вызвать обсуждения, ведь на тот момент историческая подоплёка её жизни добавляла ещё больше пикантности всему, к чему она прикасалась.

Сесил Битон (британец, 1904-1980). Уоллис Симпсон, 1937 год. Фотография. Getty Images. Источник: Vogue
Сесил Битон (британец, 1904-1980). Уоллис Симпсон, 1937 год. Фотография. Getty Images. Источник: Vogue
«Будущая герцогиня Виндзорская». Vogue (Нью-Йорк), том 89, выпуск 11, (1 июня 1937 года): 54.
«Будущая герцогиня Виндзорская». Vogue (Нью-Йорк), том 89, выпуск 11, (1 июня 1937 года): 54.

Вдохновляющее наследие: Влияние на современное поколение

Платье с омаром не раз напоминало о себе в XXI веке, каждое появление становилось событием в мире моды. Одним из таких воплощений стало платье-column с жемчужным омаром от Prada, созданное для Анны Винтур специально для Мет Гала 2012 года. Тема мероприятия - "Скиапарелли и Prada: Невозможные разговоры" - как нельзя лучше подходила для такого смелого выбора. В начале 2000-х популярность снова обрели платья со скошенным кроем, и к 2010 году в моду вошли минималистичные, структурированные платья, что сделало эту адаптацию особенно актуальной.

Миучча Прада (итальянка, 1949-). Платье «Лобстер», май 2012. Источник: Time
Миучча Прада (итальянка, 1949-). Платье «Лобстер», май 2012. Источник: Time

Еще одно значительное возвращение состоялось в 2017 году, когда Бертран Гайон, в тот момент креативный директор Дома Скиапарелли, представил ретроспективную коллекцию haute couture. Созданное к 80-летию оригинального наряда, новое платье сохраняет колоннообразную форму, но с современными элементами в виде мягких драпировок и асимметрии, что, возможно, даже заслужило бы одобрение самой Скиапарелли. Омары, как и прежде, остаются такими же сюрреалистичными, но теперь выполнены в виде аппликации, занимая почетное место на юбке, словно отдавая дань уважения оригинальному шедевру.

Бертран Гийон для Эльзы Скиапарелли (француз, 1966-). Платье «Лобстер», февраль 2017. Фото: Indigital.tv. Источник: Vogue
Бертран Гийон для Эльзы Скиапарелли (француз, 1966-). Платье «Лобстер», февраль 2017. Фото: Indigital.tv. Источник: Vogue

Искусство, живущее в веках

Платье для ужина с омаром от Эльзы Скиапарелли не только украсило бесчисленные страницы журналов и коллекции музеев, но и установило новый стандарт того, чем может быть мода. Это произведение, о котором расскажут будущим поколениям, продолжает вдохновлять дизайнеров на поиски и исследования новых границ между модой и искусством. Таким образом, это неповторимое платье продолжает доказывать, что мода — это не просто одежда, но сложная и многогранная часть культуры, способная коммуникации и инноваций, мощный инструмент самовыражения и перформанса. И в этом заключается его истинная ценность.

***

Если вам была полезна эта статья, подписывайтесь на мой канал «Fashion-стратегии роста».

В этом канале я делюсь своим опытом и знаниями с теми, кто стремится развивать собственный бизнес в сфере производства и продажи одежды и косметики, а также интересуется последними тенденциями. Только делаю это режиме реального времени.

Если есть вопросы или темы для обсуждения, буду рада увидеться в комментариях.

1212
33
12 комментариев

Познавательно )

1
Ответить

И моего любимого Дали зацепили )

1
Ответить

Спасибо за интересную статью!

Ответить

Вам спасибо, что читаете :)

1
Ответить

Интересно!

Ответить

Спасибо ) Рада, что понравилось

Ответить

Спасибо за материал :)

Ответить