10 малоизвестных фактов про грузовые самолёты

10 малоизвестных фактов про грузовые самолёты

Рассказываем о фактах про необычные грузовые самолёты, рекордные грузоперевозки. Также вы узнаете о воздушном гиганте Третьего рейха, сколько могут транспортировать дроны, и многое другое.

Первая грузовая авиаперевозка

7 ноября 1910 года – дата рождения грузовых авиаперевозок. В этот день пилот Филип Пармели за 57 минут доставил 440 кг шёлка в штате Огайо. Самолёт соревновался с поездом в доставке и победил. С тех пор авиацию стали использоваться не только для перевозки пассажиров, но и грузов.

Первая доставка почты самолётом

В феврале 1911 года самолёт впервые доставил почту. Анри Пеке на биплане за 13 минут доставил 6 500 писем из одного индийского города в другой. Это была разовая акция в рамках авиашоу. Деньги с неё пошли на благотворительность.

В сентябре того же года появилась первая регулярная доставка писем. Самолёт доставлял посылки из местечка Хендон вблизи Лондона в Виндзор.

Самый большой грузовой самолёт в мире

Первое место по грузоподъёмности в мире занимает американский Boeing 747 Dreamlifter. Грузоподъёмность 113 т. Транспортный гигант разгоняется до 988 км/ч. Максимальное расстояние без дозаправки 7 800 км. Самолёт может использоваться для трансконтинентальных перелётов. Обслуживает Boeing 747 Dreamlifter экипаж из двух человек.

10 малоизвестных фактов про грузовые самолёты

До 2022 года Боинг уступал советскому самолёту АН-225 «Мрия», который мог перевозить до 250 т. груза, разгонялся до 850 км/ч и преодолевал 15 400 км. АН-225 был в единственном экземпляре. Самолёт изготовили для перевозки космического корабля “Буран” и его компонентов от места сборки до места запуска. В 2022 году “Мрия” был уничтожен.

10 малоизвестных фактов про грузовые самолёты

Первый реактивный грузовой самолёт

Boeing Dash-80 – первый в мире грузовой самолёт с реактивным двигателем. Максимальная скорость 937 км/ч. Грузоподъёмность 50 т. Самолёт поднимался на высоту 13 км и перелетал на расстояние до 5 600 км. Обслуживался 3 членами экипажа.

Два дополнительных факта о Boeing Dash-80:

  • он стал прототипом всемирно известного пассажирского самолёта Boeing 707;
  • это первый грузовой лайнер, который сделал “бочку” — развернулся на 360° вокруг своей продольной оси.

Самая крупная грузоперевозка

Транспортные авиаперевозки используются преимущественно для негабаритных грузов. В 2004 году АН-225 «Мрия», о котором мы говорили выше, доставил 250 т спецтехники из Чехии в Узбекистан. Из действующих грузовых самолётов в 2024 году ни один не может поднять такой вес.

Мрии же принадлежит и другой рекорд. В 2010 году он перевёз самый длинный груз — две лопасти ветряка по 42 м. АН-225 — единственный самолёт в мире, который мог транспортировать груз такой длины. Доставка из Китая в Данию заняла всего 12 часов. В сравнении, по морю корабль бы шёл около месяца.

Грузовой самолёт из берёзы

Hughes H-4 Hercules — первый и единственный в мире деревянный грузовой самолёт. Изготавливался для переброски солдат в Европу из США во время Второй мировой войны. Но тогда в дефиците был алюминий — основной материал для производства самолётов.

Американский инженер Говард Хьюз создал самолёт из берёзы и в 1947 году пролетел на нём около 2 км. Этот полёт так и остался единственным у Hughes H-4 Hercules. Согласно расчётам, которые конструкторы, правда, не проверили, самолёт мог разогнаться до 565 км/ч и перевезти до 59 т. груза.

Пассажирский самолёт вместо грузового

Объём пассажирских авиаперевозок снизился во время пандемии, а грузопоток увеличился. Сидя дома, люди стали больше заказывать товары удалённо, больницам потребовалось больше лекарств и средств индивидуальной защиты, поэтому перевозчики столкнулись с дефицитом грузовых самолётов. На имеющихся они не могли перевозить весь необходимый груз.

Выход — переоборудовать пассажирское судно в грузовое. В салоне снимают кресла и багажные полки, заделывают иллюминаторы, расширяют двери. Обычно под такие цели задействуют старые пассажирские самолёты.

Пассажирские самолёты одновременно перевозят людей в салонах и грузы в багажных отделениях. Пассажирские рейсы обычно используются для доставки небольших (до 10 т.) партий грузов.

Самый большой военно-транспортный самолёт Третьего рейха

Грузовые самолёты военные начали использовать в своих целях ещё до Второй мировой войны. На них доставляли не только провизию с медикаментами, но и военную технику с автомобилями.

Самый большой самолёт во время войны был у немцев. Мессершмитт Me 323 Gigant мог перевозить до 11 т. груза. Длина самолёта 28,5 м., размах крыльев 55,24 м. Работал на 6 двигателях по 990 л.с. Обслуживал самолёт экипаж из 5 человек. Основной фронт работы – перелёты между Италией и Северной Африкой. Мессершмитт Me 323 Gigant мог перевезти пару четырёхтонных грузовиков, либо 88мм зенитную пушку с оборудованием и боеприпасом или 120 солдат.

Сейчас во многих странах есть военно-транспортная авиация, задачи которой с момента основания не изменились.

Первый грузовой беспилотник

Беспилотник AT200 совершил революцию в авиаперевозке грузов. В ноябре 2017 года китайские конструкторы Института инженерной теплофизики провели испытательный полёт первого грузового дрона, который управлялся с наземной станции.

Разгоняется беспилотник до 313 км/ч, без дозаправки может пролететь до 2 200 км., поднимается на высоту 6 км. Грузоподъёмность 1,5 т. Вместо взлётной полосы для летательного аппарата подойдёт обычная грунтовая дорога, шоссе или поле.

Для китайцев дрон решил проблему с доставкой продовольствия и военных грузов на удалённые острова Южно-Китайского моря, где нет взлётно-посадочных полос. С 2019 года АТ200 выпускается серийно.

Самый большой в мире грузовой дрон

В конце октября 2024 года китайская компания Air White Whale показала грузовой беспилотник W5000, который планирует выпустить на рынок в 2026 году. Дрон может перевозить грузы массой до 5 т. и объёмом до 65 куб.м. Разгоняется аппарат до 526 км/ч, поднимается на высоту 6 км. Максимальное расстояние полёта 2 600 км. Основные стойки шасси располагаются на фюзеляже, поэтому для взлёта и посадки беспилотника подойдут обычные полосы в аэропортах.

Фото с сайта компании Air White Whale
Фото с сайта компании Air White Whale

Дрон — экономный вариант грузовых авиаперевозок. На 6 — 7 беспилотных аппаратов требуется один экипаж, который управляет ими удалённо. Затраты на эксплуатацию дрона в 10 раз меньше, чем затраты на эксплуатацию аналогичного самолёта.

Может быть у вас есть какие-то интересные факты о грузовых самолётах или авиаперевозках, которыми вы хотели бы поделиться? Ждём ваши комментарии.

Начать дискуссию