Новое общество художников – кто это такие?

Новое общество художников (НОХ) – малоизвестное творческое объединение Серебряного века, которое отличалось демократичностью и разнообразием. Здесь не было единого художественного направления, что позволяло привлекать самых разных талантливых мастеров. Среди 218 участников объединения, включая художников, графиков, скульпторов и архитекторов, почти четверть составляли женщины (58 участниц).

Свои знания я вынесла из экскурсии по выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма.

История создания НОХ:

Чтобы художник считался профессионалом, его работы должны продаваться. В одиночку это было делать затруднительно, поэтому создавались различные творческие объединения. Они задавали рамки направления. Но что делать, если художник не определился со стилем и направлением? Спасением стало Новое общество художников, где отсутствовала унификация и предоставляли слово каждому стилю. Из-за этого их выставки, где было всё вместе, выглядели достаточно эклектично.

Новое общество художников (НОХ) было создано в 1903 году четой Кадовских. Дмитрий Кадовский и его будущая жена с испано-болгарскими корнями Ольга Делла-Вос познакомились в высшем художественном училище при Императорской академии художеств. Это был союз любви и искусства. Их дочь Катя стала музой для Ольги Делла-Вос, которая часто писала её в своих картинах.

Новое общество художников – кто это такие?

Ольга Делла-Вос-Кардовская чаще всего писала портреты. Одни из первых работ, которые можно увидеть на выставке – это её автопортрет (1917) и портрет её мужа Дмитрия Кардовского. (1913). Портреты хранятся в разных музеях (в Русском музее и Третьяковской галерее), встретиться супружеская пара смогла только на выставке. Эти картины отсылают нас к эпохе Ренессанса, когда были распространены парные портреты.

Новое общество художников – кто это такие?

(К) Любимая картина директора Музея русского импрессионизма, по словам экскурсовода, «Маленькая женщина» Ольги Делла-Вос-Кардовской (1910), где художница изобразила свою дочь. Работа объединяет сразу несколько жанров живописи: портретный, предметный и пейзажный.

Какие ещё интересные художники были в объединении?

Михаил Латри. Если бы тогда существовали селебрети и сплетни на ютубе, его бы назвали непо-бейби. Он был внуком Ивана Айвазовского. Его великий дед рекомендовал Архипу Куинджи взять Латри в ученики, но не из-за родства, а из-за таланта внука. Куинджи его к себе взял, но мотивы мы никогда не узнаем.

Новое общество художников – кто это такие?

Елена Киселёва – первая женщина-пенсионерка. Пенсионерами называли выпускников академии художеств, которые получали пенсию – денежный грант на развитие творчества. Киселёва часто писала «демонических женщин». Этот термин придумали для обозначения современных женщинах, которые стали более эмансипированы: они самостоятельно путешествовали, строили заводы и могли сделать первый шаг в отношениях.

У Надежды Любавиной есть интересный момент в биографии. Она выбрала жить в кайф, а не в СССР, поэтому влюбила в себя индийского коммуниста, женила на себе, поехала с ним (если не ошибаюсь) в Турцию, развелась и переехала одна в Италию. Вот вам и «демоническая женщина». Говорят, такой лайфхак по переезду был очень популярен.

Новое общество художников – кто это такие?

Анна Ремизова-Васильева (Мисс) была чрезвычайно плодовитой художницей. Но она была молчалива и, судя по всему, интровертом. Поэтому её брат-художник контактировал с другими за неё, в том числе по рабочим моментам.

Новое общество художников – кто это такие?

Николай Фокин очень любил зиму, поэтому преимущественно писал только её. И не в любое время суток – он предпочитал сумрак.

Новое общество художников – кто это такие?

Николай Пирогов любил живопись и лошадей. Он объединил две свои страсти и писал животных, в основном лошадей. Близкие порой переживали из-за самоотверженности Пирогова. Чтобы лучше разглядеть, как двигается животное, художник мог выскочить перед несущейся лощадью и разглядывать её.

Новое общество художников – кто это такие?

Мой фаворит на выставке – подразделы «Камень» и «Чужое небо» с изображением архитектуры, в частности картина Александра Бенуа «Кладбище в Бретани» (1906). Художники часто путешествовали, чтобы собрать материал для своих работ.

Чем закончилось:

У НОХ с 1904 по 1917 прошло 10 выставок. Последняя не имела коммерческого успеха. Да и само Новое общество художников оказалось не очень прибыльной затеей. Дело в том, что финансовыми и организационными вопросами занимался сам Дмитрий Кардовский и другие художники, а не профессионалы. Иногда что-то могли не так посчитать. Кардовский оплачивал из своего кармана несостыковки. Также было сложно конкурировать с другими творческими объединениями за площадки, потому что выставляться хотели все. Так что не только политические события 1917 года стали причиной распада НОХ – всё к этому шло.

По словам экскурсовода, творцы Нового общества художников принадлежали ко второму эшелону художников. Они понимали, что они не гении, но они любили творчество и были настоящими профессионалами своего дела, вкладывая всю душу в свои произведения.

Немного про особенности выставки:

Участники НОХ тесно общались со знаменитыми поэтами и литераторами, поэтому выставка в названиях своих подразделов отсылает к названиям стихов и сборников. Стихи можно прочесть на интерактивных экранах. Стены подразделов также выкрашены в разные цвета.

На выставке можно не только смотреть, но и трогать и нюхать, благодаря поддержке программы «Особый взгляд». На отдельных панелях располагаются тактильные версии некоторых картин, какой-то вид ткани и аромат, отражающие настроение подразделов. Запах – изюминка выставки, мне очень понравилось.

Больше интересного про искусство в моём тг-канале «Art Actually | Реальное искусство»:

22
11
Начать дискуссию