Уйти нельзя остаться: история Ашана

Уйти нельзя остаться: история Ашана

Французская сеть гипермаркетов пришла в Россию в 2002 году. Она быстро завоевала популярность среди потребителей, начав скупать конкурентов и получая многомиллиардную выручку. Однако в октябре 2024 года стало известно, что Ашан может покинуть российский рынок. Рассказываем в нашей статье историю гиганта ритейла.

С чего все начиналось

Auchan значит «Верхние поля» (название французского квартала Рубе, где был открыт первый магазин. Также это созвучно с au chant («птичья трель»), на что указывает изображенная на логотипе зарянка. Компания была основана в 1961 году Жераром Мюлье. Первый магазин, открытый тогда же, быстро обанкротился. Тогда Жерар решил попробовать новый формат торговли — гипермаркет.

Это был успех. Сеть быстро набирала популярность во многом за счет собственных брендов. Было около 200 наименований товаров, продаваемых под торговой маркой Auchan по цене значительно ниже аналогов.

В 1979 году Мюлье купил 50-процентную доля в Leroy Merlin, а в 1981 году эта сеть была поглощена полностью.

Auchan и сейчас контролируется семьей Мюлье. Интересно, что никто из них не является миллиардером, так как все имеют равную долю в каждой компании (Auchan Retail (розничная торговля), Immochan (торговая недвижимость), Oney Banque Accord (банковские услуги) и другие). Семья Мюлье сейчас насчитывает около 700 человек.

Ашан в России

Первый гипермаркет под этим брендом в России был открыт 28 августа 2002 года в Мытищах в Московской области. Магазинов становилось все больше, так, например, гипермаркеты сети «Рамстор» были преобразованы в Ашан. В декабре 2012 года Ашан купил у Metro Group часть сети розничной торговли.

По итогам 2023 года выручка группы в России составила 276,7 млрд рублей. 26 октября 2024-го Le Monde написала, что Ашан готовится уйти из России из-за санкций. Покупателем может стать, по данным издания, Газпромбанк. Лента и Магнит также называются среди кандидатов.

В Ашан Ритейл Россия заявили, что слухи о продаже российского бизнеса и об уходе группы с рынка ходят уже несколько лет. В компании отметили, что такие сообщения уже неоднократно опровергались.

Бизнес Ашана в России оценивается примерно в 60 млрд рублей. По состоянию на 30 сентября, компания управляла 231 торговым объектом (с учетом принадлежащих сети дискаунтеров «Атак»).

Интеллектуальная собственность

У сети зарегистрировано в России множество торговых марок (как с логотипом, так и без). В сентябре 2022-го «Ашан» получил свидетельство на бренд «Родной, и все тут». Всего у сети зарегистрировано более четырех десятков различных товарных знаков. Были у компании и судебные процессы. Например, Ашан проиграл иск из-зза товарного знака «О».

В Роспатент обратилась фирма «Эсна ТМ». Она заявила, что является правообладателем на группу товарных знаков «О!». «Эсна ТМ» потребовала прекратить правовую охрану товарного знака Ашана, отметив, что он схож до степени смешения с ее брендом.

Роспатент встал на сторону компании. Ашан потерял правовую охрану в отношении всех позиций 32 класса МКТУ (за исключением пива). Арбитражный суд Москвы признал действия Роспатента законными.

А потеряют ли российские потребители сеть «Ашан»? Скоро узнаем.

Вы занимаетесь бизнесом?

Регистрация товарного знака укрепляет узнаваемость бренда, повышает доверие потребителей, защищает от штрафов и отличает продукцию от конкурентов, не давая им пользоваться вашим именем.

Уйти нельзя остаться: история Ашана
77
Начать дискуссию