Павел Эрлих: «Верьте в себя, не бойтесь пробовать новое и менять свою жизнь»

Интервью с Павлом – это история о том, что в жизни всегда есть место для перемен. Даже если кажется, что вы зашли в тупик, из которого не выбраться. Читайте и вдохновляйтесь вместе с Kwork!

Павел Эрлих: «Верьте в себя, не бойтесь пробовать новое и менять свою жизнь»

Павел (@EhrlichPaul) – сценарист

На Kwork с 2018 года

Высший рейтинг плюс

100% заказов сдано вовремя

51% повторных заказов

Павел, как давно ваша жизнь связана с фрилансом?

Вообще я никогда не задумывался не то что о фрилансе, а даже об онлайн-работе в принципе, потому что всю жизнь зарабатывал ручным трудом. Но примерно 7 лет назад я получил серьезную травму на производстве: потерял несколько пальцев на руке и больше не мог работать. А дома жена и на тот момент трое детей. Конечно, мне нужно было срочно что-то придумывать, и вот так нежданно-негаданно я был вынужден попробовать себя во фрилансе.

Вы с самого начала занимались написанием сценариев?

Нет, начинал я с озвучки, а сценарии появились позже. И за это люблю фриланс: ты можешь войти в него одним специалистом, а через пару лет обнаружить себя в совершенно другом русле. Так что не удивлюсь, если спустя года три снова окажусь в другой сфере. Я открыт к таким поворотам и, напротив, удивляюсь людям, которые по пять лет сидят на одном месте. Человеку полезно меняться, поддерживая в себе интерес и вкус к жизни.

Почему для старта вы выбрали именно озвучку?

О, это интересная история! Начнем с того, что с самого детства я занимался музыкой: состоял в рок-группах, работал со звуком, сводил музыкальные треки. Но трудился я на заводе, затем на стройке, а ещё позже – на мебельном производстве, в столярке, кочегаром, садовником, дворником… и, естественно, ни с какой музыкой моя работа связана не была. И вот однажды я вижу рекламу микрофона. Студийный такой, бюджетный, на ножках. И думаю: надо его купить. Я не знал, зачем он мне, да и денег лишних не было, тем более на никому не нужный микрофон. Но я так загорелся, что занял деньги и все-таки его купил. А потом положил на полку и благополучно про него забыл на полгода.

А затем в столярке случилась моя травма. И вот, я сижу дома с забинтованной рукой, не понимаю, что мне делать дальше. Ощущение полной безысходности: все и так было несладко, а стало еще хуже. В таком подавленном состоянии я открываю шкаф и на полке вижу свой ноутбук, а рядом с ним тот самый микрофон. У меня в голове тут же сложился пазл, и вот так я начал заниматься дикторской озвучкой.

Профиль Павла на Kwork
Профиль Павла на Kwork

Вы сразу начали работать на Kwork?

Нет, сначала я искал заказы на других биржах и, честно говоря, работал за копейки. Мне нужно было наработать портфолио, поэтому я не чурался заказов по 100-200 рублей. Но у меня и не было других вариантов: оставалось либо сидеть без денег и жаловаться на судьбу, либо делать хоть что-то. Начинать было очень сложно, но начать хоть что-то было необходимо. И даже когда пошли первые крайне редкие пробные заказы, я всё равно не видел в этом будущего. Я искал пусть даже бесплатную работу хотя бы для того, чтобы не выглядеть в сложную минуту в глазах жены и детей отчаявшимся человеком, каким на самом деле и являлся. Признаюсь, это были крайне непростые полтора года.

А на Kwork я пришел несколько позже – когда наработал портфолио. И остался. Самым главным плюсом для меня стало то, что здесь не нужно платить за доступ к заказам. А это критически важный момент для начинающих фрилансеров, особенно для тех, кто находится в затруднительном финансовом положении. Любой человек может зарегистрироваться и попробовать свои силы – это и стало решающим фактором. Ну и заказы здесь уже посерьезнее.

Помните, как получали первые заказы на Kwork?

Рыбачил! Каждый фрилансер может находиться в двух состояниях: он либо рыбачит – то есть самостоятельно ищет заказчиков, либо он уже наработал рейтинг, и заказчики ищут его. Вот сейчас я нахожусь уже во втором состоянии, но первое время, конечно, сам искал заказы на Бирже.

Как вы считаете, почему среди всех фрилансеров покупатели выбирали именно вас?

Наверное, из-за моих живых откликов. Я стараюсь не разговаривать шаблонными фразами, так что и отклики всегда составляю живым человеческим языком. А когда покупателю приходит огромное количество сообщений, он сразу может вычислить, кто отправил готовый шаблон, кто даже не прочитал задание, а кто вник в задачу и ответил по существу.

Вот так я и действовал: очень внимательно изучал проект покупателя и только тогда предлагал свои решения. Я понял, что главное в общении с потенциальным заказчиком – это не ответить быстро, а ответить по существу вопроса, вдумчиво и взвешенно. И желательно сразу озвучить хотя бы ориентировочную стоимость работы и сроки исполнения.

Буквально недавно мне написал заказчик: рассказал о своей задаче и задал несколько важных вопросов. Я в тот момент был занят и ответил ему, что освобожусь чуть позднее, внимательно изучу его сообщение и вернусь с ответом. В общем, позже я прочитал его задачу и расписал во всех деталях: что и как делается, сколько времени займет, сколько примерно будет стоить, ответил на его вопросы. На что он заметил, что я единственный человек, который ответил ему по делу – все остальные ограничились лишь автоматическими отписками.

Дайте покупателю почувствовать, что его задача важна для вас.

Отзывы на работу Павла на Kwork
Отзывы на работу Павла на Kwork

Как вы перешли с озвучки на написание сценариев?

Переход был плавным и незаметным. Пока я работал диктором, озвучивал и книги, и в том числе рекламные ролики. И ко мне все чаще стали обращаться заказчики с просьбой не только озвучить их рекламу, но и написать текст для этой озвучки. Я соглашался и на такие заказы тоже, покупателей все устраивало, а мне это приносило чуть больше дохода. Постепенно все больше заказчиков стало приходить именно за написанием сценариев, а не за услугами диктора. И в какой-то момент я увидел, что микрофон-то мне уже и не нужен! В итоге я его продал и стал развиваться именно в сценарной работе.

Как происходит работа над сценариями? Вот вы получили заказ – что дальше?

Как и любая серьезная творческая работа, работа над сценариями начинается с прокрастинации. И, между прочим, это самое верное решение! Сейчас объясню. У нашего мозга есть две фазы работы: активная и пассивная, то есть фоновая. Когда человек думает над задачей, его мозг находится в активной фазе. Но если человек зашел в тупик и переключается на другие дела, мозг в фоновом режиме продолжает работать над этой задачей. Потом нам кажется, что на нас снизошло озарение, но на самом деле просто мозг все это время искал решение.

Так что я понял, что лично для меня нет смысла сразу же бросаться в работу. Я очень внимательно изучаю техническое задание и ухожу заниматься чем-то другим. Потом опять перечитываю задачу и снова переключаюсь на другие дела.

Все это время, пока я занят, в моей голове уже вовсю запущен фоновый процесс решения поставленной задачи, и в воображении начинают появляться то фрагменты реплик персонажей, то фрагменты сюжета, то внешний вид героев. Это подобно тому, как художник пишет большие картины: сперва он делает множество набросков, эскизов, которые впоследствии объединит в одну большую композицию. И когда я окончательно возвращаюсь к заказу, то у меня в уме уже есть заготовки для общей картины, которые осталось лишь скомпоновать. Если сказать лаконично, то пассивное мышление хорошо генерирует наброски, а активное мышление хорошо связывает эти наброски в единое целое.

Потом я накидываю черновик, который уже и является на 80% выполненной работой. И остается последний этап – шлифовка и отправка заказа покупателю на проверку.

Насколько для вас важно вдохновение?

Очень важно! Оно играет ключевую роль не только в моей работе, но и в моей жизни в целом. Без вдохновения я перестаю жить и ощущаю себя пустым. Вдохновение – это любовь, дыхание жизни. Я не знаю, как без него можно работать, и мне неизвестны способы его искусственного стимулирования. Если вдохновение покинет меня насовсем, это будет большая трагедия.

А как же тогда работать, если вдохновения нет?

Да, на фрилансе никого не будет волновать, есть у тебя вдохновение или нет, и какое у тебя настроение. Взял заказ – будь добр, сдай в срок. Но, знаете, у меня еще ни разу не было такого, чтобы вдохновение пропало насовсем. Обычно ходишь-ходишь, уже потихоньку паника и отчаяние накатывают, дедлайн близится, и оно раз! И озаряет.

Я думаю, что когда все нервные ресурсы уже истрачены, в голове выключается тумблер переживаний, и приходит осознание того, насколько вся эта нервотрепка незначительна. Ведь на самом деле человек ценнее рейтинга и суеты, а душевный покой важнее работы. И когда понимаешь, что в глобальном смысле ничего не изменится от того, что ты ходишь и паникуешь, сперва возвращается покой, а следом – вдохновение.

Вдохновение и покой в моем случае тесно связаны: я могу фантазировать только в тишине и спокойствии, и желательно при этом быть выспавшимся. А теперь представьте, насколько проблематично сложить все эти компоненты воедино отцу шестерых детей, который работает из дома! (смеётся)

Некоторые из кворков Павла на Kwork
Некоторые из кворков Павла на Kwork

Кто ваши основные заказчики? Для каких целей они заказывают сценарии?

Сейчас бóльшую часть заказчиков составляют игровые компании, которые производят браузерные игры, игры для ПК и мобильных телефонов. Это и основной поток заказов, и то, над чем мне больше всего нравится работать. Потому что когда я пишу сценарии для игр, я получаю возможность создать новую вселенную, перенестись в другой мир, в другую реальность и наблюдать ее в своем воображении. Этот процесс очень увлекает!

Кстати, хотите парадокс? Я работаю по заказам игровых компаний, в которые не могу устроиться официально, потому что, на их взгляд, у меня недостаточно опыта. То есть их штатные сотрудники не могут справиться с работой, которую поручают мне, но я не могу стать штатным сотрудником, потому что, в отличие от них, не имею формальных знаний. Это весьма иронично.

К каким играм вы приложили руку в качестве сценариста?

Например, я писал сценарий для игры Northern Tales 6. Также ко мне обращался разработчик Dead Station 2 – у него уже была готовая игра, которую нужно было всю перелопатить, добавить сюжет, диалоги, реплики персонажей.

Сейчас я работаю над сюжетной кампанией для браузерной и мобильной игры Fantasy Hearts. Разработчики решили сделать однопользовательский режим, чтобы люди могли не только друг с другом играть, но и в одиночку пройти какую-то кампанию.

И еще у меня в работе сценарий для браузерной стратегии на базе Xcraft. Там заказчик тоже хочет внедрить однопользовательский сюжетный режим. Одних только диалогов для проекта я уже написал на более чем 200 страниц 14 кеглем. И это далеко не финал кампании!

Вообще кейсов у меня довольно много, вот только далеко не все из них были реализованы в конечном итоге. Но я в каждую работу вкладываюсь по максимуму и отношусь к сценариям как к написанию интереснейшей книги.

Но также у меня есть кейсы не только в геймдеве. Ещё я пишу сценарии для мультфильмов, короткометражного и полнометражного кино. Например, прямо сейчас у меня «в столе» лежат два сценария для полнометражных фильмов: один уже почти готов, а второй на этапе заготовки.

Павел, мы всегда просим опытных фрилансеров дать советы для начинающих исполнителей. Что бы вы могли сказать новичкам на Kwork?

У меня было очень много неприятных ситуаций, когда меня обманывали, и я работал за бесплатно. Поверьте, обмануть вас может кто угодно: и красивые девушки, и состоятельные мужчины, и добрые старички. Запомните аксиому: если вы даете человеку возможность вас обмануть – он вас обманет. Поэтому, если вы хотите получить оплату за свою работу, мой первый совет: обсуждайте и выполняйте заказ, не выходя за пределы Kwork. Никаких мессенджеров – иначе в конечном итоге потеряете и репутацию, и зарплату, и клиента. Сейчас я просто отказываюсь от клиентов, которые намекают на выход в мессенджеры, потому что репутация фрилансера намного дороже ненужного риска и лишних пяти сотен рублей.

Второй совет: не думайте, что фриланс это легко. Да, здесь другой вид свободы, организации и планирования, но работать все равно придется. И работать много. Отличие лишь в том, что работа интересная, и даже когда работаешь по 12 часов в сутки, нет ощущения сизифова труда.

Когда человек на своем месте, слово «работать» меняет свое значение на «создавать».

Так что если вы готовы встать на путь фриланса, наберитесь терпения. Вы перестанете работать по 8 часов в день непонятно для кого, но вы начнете создавать то, что вам интересно, пусть и по 12 часов в день.

Третий совет: всегда берите запас времени на исполнение заказа. Даже если вы твердо уверены в том, что выполните предлагаемый заказ за 3 дня, то берите 5: минимум 2 дня сверх срока. Если же так получилось, что взяли срочный заказ, сфокусируйтесь на нем со всей серьезностью, потому что срочные заказы – это зона повышенной опасности для фрилансера. В любой момент все может пойти не по плану.

Четвертый совет: не зацикливайтесь на рейтинге. Если вы будете держать в голове мысль об уровне рейтинга и сильно волноваться об этом, то можете быстро перегореть. Занимайтесь делом спокойно, фокусируясь в первую очередь на интересных этапах выполняемого заказа. Развивайтесь плавно, последовательно, не рискуя и не форсируя события. Если вы будете ответственно и с интересом подходить к заказам, то покупатели неизбежно оценят ваш вдумчивый подход. Рейтинг всё равно придет: пусть через год, пусть через 5, но придет.

Пятый совет: сдавайте заказ на проверку таким образом, чтобы у вас в запасе оставались хотя бы сутки, а лучше двое. Нужно понимать, что любая, даже самая продуманная работа, может быть возвращена заказчиком на доработку. А теперь представьте, что сдали заказ за 4 часа до дедлайна и легли спать. Заказчик прочитал вашу работу, внес мелкие правки и отправил заказ на доработку. Таймер исполнения заказа продолжил отсчитывать оставшиеся в заказе 4 часа, а вы спите… и утром вас ожидает неприятный сюрприз в виде просроченного заказа. Поэтому всегда сдавайте работу минимум за сутки до завершения срока выполнения заказа. Лично я стараюсь всегда иметь двое суток в запасе.

И последнее. Существует такая теория – crab bucket theory. Это когда один краб пытается вылезти из ведра, а остальные крабы хватают его за лапы и тянут вниз. Вот это была абсолютно моя история. Когда я начал фрилансить, то знакомые долгое время к моему делу относились несерьезно. Когда я рассказывал им о своей работе, то в ответ получал снисходительную улыбку. Тогда стало очевидным, что не нужно чужое одобрение – достаточно лишь вашей внутренней уверенности в том, что рано или поздно все получится.

Поэтому, если вам кажется, что вы зашли в тупик, как в свое время я, то первым делом успокойтесь и осмотритесь – выход из тупика уже находится у вас под рукой, нужно просто его понять. Жизнь всегда продолжается, и она всегда дает возможность найти какую-то лазейку и вырулить на новую дорогу и в новом качестве. Так что вот вам завершающий совет от бывшего дворника, ставшего сценаристом: верьте в себя, не бойтесь пробовать новое и менять свою жизнь.

11
1 комментарий

хм... интересно