Во «ВКонтакте» сейчас царит культ игры «Вормикс» — миллионы людей играют. Потихоньку игра переползает и на другие платформы и соцсети. Нам всегда было интересно, почему со времён «Весёлого фермера» этот бизнес ещё не потерял актуальность, поэтому мы поговорили с Артёмом Решетило, лицом проекта, который согласился дать нам эксклюзивное интервью.
Панфилов: Для начала, расскажи немного о компании: чем она занимается, как давно, чем занимаешься ты сам, какие-то основные моменты.
Решетило: Компания Pragmatix занимается созданием крутых игр для социальных сетей и современных мобильных телефонов. Наш самый известный проект - игра Вормикс, которая имеет более 20 миллионов игроков во множестве социальных сетей — «ВКонтакте», Facebook, Одноклассники... Сложно найти молодого человека, который бы не слышал об этой игре.
Компания относительно молодая, основана в конце 2009 года. Изначально мы работали только над Вормиксом, всего за полгода он вырвался в топ лучших приложений «ВКонтакте» и набрал миллион установок. А потом мы начали расширяться, увеличивать количество специалистов и заниматься новыми проектами. На данный момент мы можем похвастаться играми Death Tour (на Android и ПК), Шопоголики (ВК), Wormix Mobile (на iOS и скоро на Android), Orbix (iOS и Android) и Dark Fortress (скоро в социальных сетях).
Сам я когда-то был обычным игроком, который с первого взгляда полюбил Вормикс и решил помогать разработчикам. Я предлагал множество толковых идей, помогал узнавать мнение игроков и оценивать изменения в игре. А через несколько месяцев, ещё в 2010 году, мне предложили официально работать в компании, быть ответственным за связь с игроками: за официальные сообщества игры, за анонсирование грядущих изменений в игре, за создание контента для различных публичных страниц об игре (фан-клубы игры посещают десятки тысяч людей каждый день). Кратко говоря, связи с общественностью. Также даю советы разработчикам о том, какие нововведения стоит делать в игре в ближайшем будущем, опираясь на мнение игроков и личные наблюдения.
Панфилов: А кто самый главный, кто кашу заварил? Откуда эти люди?
Решетило: Изначально их было всего лишь трое (а теперь тридцать). Они были молоды, неопытны в сложном деле — создании игры, лишь пару лет назад окончили университеты. Тогда все работали на чистом энтузиазме и лишь надеялись на успех.
Панфилов: Откуда взялась идея создать игру и почему именно такую?
Решетило: А кто не мечтал создать свою игру? :) Сначала создатели сами несерьёзно относились к этому, у некоторых была основная работа, а разработке игры они уделяли лишь свободные вечера. О чём делать игру — сложный вопрос. Можно было сделать гонки, экономическую стратегию («Какую-то ферму — 136», где надо платить реальные деньги и смотреть, как растёт виртуальное дерево, ха). Посмотрев, какие игры уже есть во «ВКонтакте», а были только примитивные, я бы даже сказал, убогие, решили сделать что-то на принципиально новом уровне.
Потом возник вопрос о сложности игры: сделать как в 90% игр, где вообще невозможно проигрывать, где вообще не нужно бояться и стараться? Нет. Сложность игры — Hard: лишь быстрая реакция, ловкие пальцы, тактическое мышление и настоящие эмоции. Слабакам в «Вормиксе» не место. А если сложить «игру на новом уровне» и «сложность Hard» то вспоминается захватывающая аркада из детства — Worms. Война червячков, вооруженных самым разнообразным, вплоть до ядерного, оружием! Что может быть круче?
Так и было решено сделать игру, похожую на Worms. Но бесплатную и во «ВКонтакте». А через год, после многочисленных обновлений, игра стала равной по функциональности с оригиналом, имела огромную посещаемость (по полмиллиона посещений в день) и мы решили отдаляться от Worms. Сейчас же Wormix и Worms объединяют разве что похожие названия и общий принцип игры: ходы по очереди, как в шахматах. То есть Worms был ориентиром в далёком 2010, а сейчас игра абсолютно уникальная.
Панфилов: А какие были проблемы, неужели всё так чудесно и без подводных камней?
Решетило: Ой, было много проблем. Перечислю самые интересные:
1) В декабре 2009 года игра называлась Worms War, это было скорее предварительное название приложения, но в спешке с ним и запустились. Вскоре было решено поменять название на «Вормикс», на тот момент новое название воспринималось нами не очень хорошо, т.к. уже привыкли к старому и на тот момент уже имели больше 20 тыс. установок. Потом нам это не раз аукнулось: из-за сбоев на стороне ВК пару раз возвращалось старое название и без возможности его сменить назад.
2) Когда «Одноклассники» открыли свой API для разработчиков, мы одни из первых перенесли игру на их платформу, но так и не смогли пройти их модерацию — они не верили нам, что звуки в игре записаны нами. Диалог у нас с ними не заладился. С улыбкой вскоре наблюдали за чистыми клонами игр с Facebook, я имею ввиду клонами, в которых даже графику не потрудились сменить. Второй раз попробовали загрузить игру лишь через два года, сейчас «Вормикс» там среди лидеров по популярности.
3) В ноябре 2010 года один юный «мастер» организовал эффективную DDoS-атаку на наши сервера с помощью ботов, целая команда несколько недель пыталась стабилизировать работу. Игра в то время часто выключалась, и всем, кто находился в сражениях, засчитывало поражение. Очень не хотелось подводить игроков, тогда для перезагрузки серверов мы даже ночью оставались на работе. Это время совпало с увеличением пиковой аудитории приложения до 400 тыс. в сутки, к которой мы не были готовы. Нужно было срочно покупать новые сервера и искать нового провайдера, и, конечно же, мы считали, что проблемы приложения связаны с линией. Постепенно мы решили проблему с линией, переключились на ботов и смогли дать им бой. Игру мы тогда отстояли, но были уже на грани.
Панфилов: Ты говоришь, что было решено сделать бесплатную игру — сейчас это всё, очевидно, монетизируется? Как именно? В каких масштабах? Почему люди платят за такую, казалось бы, чушь?
Решетило: Бесплатная — в том смысле, что за лицензионный Worms надо обязательно платить, ещё до запуска игры. Ну а если не лицензионный, то через интернет играть нельзя. А в «Вормиксе» платить вообще не обязательно. Всё можно выиграть в сотнях сражений, а драгоценные рубины получить за особые задания. Но за задания их долго копить, поэтому их чаще всего покупают за голоса ВК, чтобы быть в игре сильнее. То есть можно обойтись и без покупок за реальные деньги. Но мало кто обходится без них ;)
Говоря о масштабах монетизации, процитирую Павла Дурова: «За последние четыре года разработчики приложений получили 100 миллионов долларов». Ну а «Вормикс» — безупречный лидер, как по посещаемости, так и по количеству установок. Почему люди платят? Потому что это отдых, хобби и развлечение. Чушь? Не согласен. Десятки миллионов людей покупают игры в Steam. Тем более, много кто за эти же деньги мог покупать сигареты и «ягу» (которые подорожали капец как). Тратить деньги на себя — это нормально, ведь мы тратим деньги, например, на кинотеатр, но можно прожить и без него; мы покупаем билет на стадион, вместо того, чтобы смотреть футбол по телевизору; мы покупаем телефоны с яблочком, которые такие самые, как без него, но значительно дороже, а звонить и отправлять СМС можно и с телефона за 600 рублей.
Да и вообще люди живут же, чтобы быть счастливыми, а у каждого своё счастье. Но игры должны быть лишь приятным дополнением в жизни, а не её смыслом.
Панфилов: А какой в среднем возраст игроков?
Решетило: В основном 14-21 год, 80% парней. 60% игроков — до 18 лет.
Панфилов: Как скоро вообще игры в соцсетях потеряют актуальность? Вроде же вот был недавно бум, как раз когда Zynga появилась — и вот сейчас у неё всё плохо, а вы как-то ещё держитесь.
Решетило: Все меняется, и уже сейчас мы видим серьезные изменения интересов игроков в сторону мобильных устройств. Это было особенно заметно в то время, когда во «ВКонтакте» был отдельный топ по количеству активных игроков в день, и если в начале 2011 года мы занимали 5-6 позицию в топе с примерно 800-850 тыс. активных игроков, то в 2013 в то же самое время у нас была 1-2 позиция, но уже 500-550 тыс. активных игроков. Мы это все прекрасно понимаем и активно работаем, чтобы присутствовать на новых рынках.
И, конечно же, мы не забываем развивать «Вормикс» в социальных сетях, игра обновляется каждые два месяца. Когда-то «Тюряга» уверенно обгоняла нас по количеству игроков, а сейчас разница почти 40%. И мы уверенно идём в отрыв.
Всё потому, что игра не стоит без изменений, постоянно появляется что-то новое, игра становится другой и такой интересной, как будто это новая игра.
[caption id="" align="aligncenter" width="2560"] Офис[/caption]
Панфилов: Ладно. Нас читают начинающие стартаперы, жадные до денег, а история, видать, перспективная — расскажи, как сложно создать игру с нуля? Что для этого требуется? Какие люди, навыки, знания, инвестиции, связи?
Решетило: Создать конкурентоспособную и, возможно, успешную игру с нуля сложно, для этого нужны немалые деньги: хотя бы полтора миллиона рублей на разработку и столько же на мощную рекламную кампанию. Конечно же, большинство игр обошлись разработчикам в десятки раз дешевле.
Их в каталоге приложений сотни, в них активно играют только создатели и друзья создателей. Люди — да, требуются. У нас были проблемы с кадрами, пришлось открывать второй офис — в Санкт-Петербурге (а первый в Краснодаре). Сложно найти опытных специалистов в таких тонких делах. Инвестиции — ну, конечно же, не помешают, но игры — очень рискованное дело, сложно предугадать, как игроки отреагируют на новинку и будут ли играть, вкладывать деньги и смотреть рекламу. Связи — ну разве что для поиска кадров. Взятки мы никому не давали и честно добились успеха.
Навыки, знания — о да, нужно разбираться в геймдизайне, понимать, что хотят игроки, и как это реализовать. Очень много особенностей и вариантов выбора, нужно иметь интуицию и самому быть опытным игроком.
Панфилов: Ну вот насчёт той же Zynga — насколько я понял, у них правда серьёзные проблемы, хотя недавно они были лидерами рынка и т.п. Как вы можете этого избежать? Ну и сюда же вдогонку — есть какая-то разница между местными разработчиками игр и западными?
Решетило: Я слабо знаком с компанией Zynga, но у всех же бывают взлёты и падения. Сейчас у них чёрная полоса. Возможно, они вообще обанкротятся, а возможно — получат важный урок и вернутся на рынок с новыми силами.
Поднимая вопрос о местных разработчиках и западных, вспоминаю комментарии к нашей игре Death Tour на Android. В Google Play люди привыкли видеть нормальные игры лишь от западных разработчиков, а тут русские сделали отличные 3D-гонки с реалистичной графикой. Все писали, что удивлены, некоторые даже говорили, что мы просто украли игру у американцев и перевели её, короче, большинство игроков не верят в нормальные игры от отечественных разработчиков. А зря.
Какая же разница между российскими и западными разработчиками? Там совсем другой масштаб инвестиций, там есть кадры, например, в те же Штаты приезжает каждый год огромное количество IT-специалистов со всего мира, и это создает конкуренцию и возможность компаниям выбрать из них лучших. Там много университетов, которые готовят кадры для гейм-индустрии, у нас даже программистов не все университеты умеют готовить. Например, в США около 400 учебный заведений, готовящих гейм-дизайнеров. У нас в России ни одного, я хочу отметить, что речь идет про университеты и коледжи, а не про платные курсы.
Панфилов: Так а сколько народу у вас работает? Чтобы поддерживать столько игр, да ещё и с игроками общаться, уйма ресурсов же нужна
Решетило: Даже больше 30. Два офиса, в краснодарском поддерживается «Вормикс», в петербургском — всё остальное.
Панфилов: У вас есть какие-то привилегии в общении с сотрудниками «ВКонтакте»? Или всё в общем порядке?
Решетило: Сотрудники ВК нам очень помогают: в борьбе с читерами, обманщиками и т.п. Мы с ними активно общаемся, подаём жалобы, и они их оперативно рассматривают, в 99% случаев навсегда блокируют страницы злоумышленников. Но особых привилегий не имеем, да и какие могут быть привилегии? Хотя рекламировать «Вормикс» среди новых пользователей сайта они могли бы и активнее... А вообще мы очень довольны администрацией сайта, они всегда уважали нас и делали всё для общего блага. Например, не так давно начали брать 45% от прибыли игры «для поддержания платформы», а раньше брали 50%.
Панфилов: Как вы отвечаете разгневанным матерям, которые жалуются, что дети всё время убивают на игры?
Решетило: Такое бывает крайне редко. Может, пару раз в год. В основном-то нам не жалуются, а сами принимают меры: ограничивают максимальное время за компьютером, наказывают и т.п. Короче, банально. А вот очень часто бывает, что в «Вормикс» играют всей семьей. Конечно, не все активно, но играют. С такими моментами часто встречался, просто общаясь со случайными игроками. Я вообще люблю выбрать какого-то случайного игрока и полчаса разговаривать с ним или даже играть (в «Вормиксе» можно играть вместе с другом против другой команды).
Панфилов: Раз уж заикнулся о пиаре и всём таком — как вы раскручиваетесь? Может, какие-то особые методы придумали?
Решетило: О да, за 4 года существования игры мы попробовали многое. И рекламу во «ВКонтакте» покупали (сейчас это не эффективно для нас), и когда-то у нас была реферальная система, пока «ВКонтакте» ее не запретила правилами.
А вообще, лучший способ и, пожалуй, наш секрет, — это то, что игра отличная, что в неё хочется заходить снова и с нова, и советовать своим друзьям.
Панфилов: Можешь рассказать про отношения администрации и лучших игроков?
Решетило: Я говорил, что «Вормикс» — не для слабаков. Так вот среди всех сильных игроков есть очень сильные, а среди очень сильных — ещё сильнее. Их называют топерами, несложно догадаться, почему. Таких нынче около 300. Большинство игроков их уважают и боятся, часто жалуются, что подбор противников нечестный. Если попадается топер, то шансов победить мало. Они настоящие мастера, некоторые за год сыграли по 10 тысяч боёв, а один бой в среднем — пять минут. Есть люди, которые играют столько же, но не являются топерами, потому что не имеют такого превосходного тактического мышления и скорости реакции.
Некоторые настолько гордятся тем, что они попали в топ лучших игроков, что ставят во «ВКонтакте» фамилию «Топер». Попробуйте ввести такое в поиске по людям. Какие отношения между ними и администрацией игры? Не особенные. Их мнение весит разве что немного больше, чем мнение всех остальных игроков. Все они имеют очень популярные страницы «ВКонтакте». У большинства по 10-30 тысяч подписчиков и по 10 тысяч друзей (например).
Панфилов: Этот чувак себя монетизирует неплохо, видимо.
Решетило: Да, этим они тоже активно занимаются, имеют свои фан-клубы с десятками тысяч игроков.
Панфилов: Лол, у этих людей вообще никакой жизни нет, кроме игр?
Решетило: А чем им заниматься в свободное время? Играть в Контру и ГТА? Или Скайрим?
Панфилов: Не знаю, я вот книги читал или гулял с девчонками.
Решетило: Хорошо писали МДК: «Книги читают те нищеброды, у которых нет денег на компьютер».
Панфилов: Ладно, пойду на компьютер копить. Спасибо за интервью!