От музыкальных инструментов до мототехники и промышленных роботов — история Yamaha

Обозреватель vc.ru изучил историю компании Yamaha, которая создавалась как производитель музыкальных инструментов, но позже расширила свою деятельность на другие отрасли, включая выпуск мотоциклов, снегоходов, гидроциклов, лодок, спортивного инвентаря. Сейчас Yamaha считается единой компанией, но разделена на два независимых направления — Yamaha Corporation и Yamaha Motor.

От музыкальных инструментов до мототехники и промышленных роботов — история Yamaha

Yamaha является одной из старейших компаний мира. За свою почти 130-летнюю историю она прошла путь от мелкого производителя музыкальных инструментов до всемирно известной компании, работающей в нескольких отраслях. Достигнуть успеха японскому гиганту помогло умение работать в условиях жесткой конкуренции, внедрять инновации и выходить на рынки разных стран мира.

Биография Торакусу Ямаха. Создание компании

Основателем Yamaha стал Торакусу Ямаха, который родился в 1851 году. Его отец имел, судя по всему, самурайское происхождение, но служил дому Кисю-Токугава в качестве астронома. Не слишком почетная для самурая должность сыграла свою роль в становлении Торакусу. Он с детства был окружен книгами и оборудованием для астрономических наблюдений, а потому проникся интересом к технологиям.

Другим его увлечением были боевые искусства — он стал мастером в кэндо. В 16 лет он покинул родной город для того, чтобы продолжить оттачивать навыки, и позже преподавал уроки фехтования сотрудникам своей компании.

Молодого Торакусу Ямаха называют человеком с широким кругом интересов, способным упорно учиться для постижения всех аспектов интересующей его темы. Главным увлечением Ямаха стала техника. Начал он с часового дела, к изучению которого под руководством английского инженера приступил в 20 лет в городе Нагасаки.

Торакусу Ямаха
Торакусу Ямаха

Достигнув в этом определенного мастерства, он переключился на изучение ремонта медицинского оборудования. Именно этим он в 32 года начал заниматься в небольшом японском городке Хамамацу, прославившись как мастер своего дела. Впрочем, заказов в Хамамацу было немного, а потому Торакусу был вынужден ремонтировать часы и искать другие возможности для дополнительного заработка.

Однажды к Ямаха обратился директор местной школы — у него был серьезная проблема из-за сломанного язычкового органа, или фисгармонии. Этот инструмент был привезен из США одним из местных уроженцев и подарен школе, когда здесь создавался класс пения. В Японии органы были редки, так что о нем знала вся провинция. Что именно случилось с органом, источники умалчивают, отмечая, что он попросту перестал издавать звуки. Решение директора школы обратиться к Ямаха было актом отчаяния — никто не представлял, как отремонтировать фисгармонию. Торакусу в этом тоже специалистом не был, но, взявшись за работу, сумел с ней успешно справиться.

В процессе работы инструмент настолько восхитил Ямаху, что он решил создать собственный. В конструкции он разбирался, так как успел увидеть каждую деталь. Помогал Ямаха создавать орган местный ювелир Кисабуро Каваи. Чтобы построить работающую модель, им понадобилось два месяца. Разработку они продемонстрировали в местной школе и педагогическом институте, где получили в основном отрицательные отзывы.

Впрочем, к этой оценке Ямаха и Кисабуро отнеслись скептически и решили представить разработку в Токийском музыкальном институте. С транспортом в то время было сложно, и по крайней мере часть пути пришлось переносить орган вручную. Отзывы опять были отрицательные — хотя директор института похвалил саму конструкцию, он также отметил, что инструменту необходима точная настройка, и посоветовал изучить музыкальную теорию. Ямаха с этой целью провел в Токио месяц, после чего вернулся в Хамамацу и взялся за создание нового органа. Трудился он, как и прежде, вместе с Кисабуро. Рабочий день у них начинался в пять утра и длился до поздней ночи.

Затраченные усилия того стоили, и новая версия оказалась удачной. Ямаха одной успешной разработкой не удовлетворился и запустил собственное дело по производству органов. Фирма была открыта в 1888 году, помещением для мастерской служила кухня заброшенного храма, над которой Ямаха повесил вывеску Yamaha Fukin Seizojo («Фабрика Органов Ямаха»). Это было первое в Японии предприятие, занимающееся производством музыкальных инструментов, привезенных из Европы. Правительство весьма благосклонно оценило инициативу Ямаха и поддержало его. В 1889 году скромная компания предпринимателя доросла до сотни рабочих и выпускала 250 органов в год.

В 1890 году компания начала производить недорогие пианино, оценив, что они стали гораздо популярнее в США. В 1897 году Yamaha вышла на рынок Юго-Восточной Азии, вполне успешно работая здесь. В том же году компания изменила название на Nippon Gakki, что означает «японские музыкальные инструменты», и переехала в новое помещение в Хамамацу.

Особый интерес, с точки зрения развития компании, представляет 1899 год. В это время Ямаха впервые отправился в США, где побывал на фабриках, производящих фортепиано, многое узнал и позже использовал в собственной компании.

В этом же году один из инвесторов Yamaha решил вывести из компании деньги, переключившись на другого производителя музыкальных инструментов, и, что еще хуже, уговорил и других вложившихся в дело Торакусу. История Yamaha могла бы на этом и закончиться, если бы ее основатель не занял деньги, чтобы сохранить платежеспособность и выкупить доли у предавших его инвесторов.

До начала Первой мировой войны компания развивалась без лишних проблем и каких-либо особых изменений. Обычно отмечается, что в 1900 году в Nippon Gakki было налажено производство фортепиано, а в 1902 году еще и роялей. Кроме того, компания стала награждаться на международных выставках, став первой японской компанией в своем направлении, снискавшей подобную честь за рубежом. Среди наград стоит выделить гран-при на Louisiana Purchase Exposition в Сент-Луисе в 1904 году.

Nippon Gakki в период мировых войн

Первая мировая война позитивно повлияла на развитие компании. Немецкие губные гармоники перестали поступать на японский рынок, что открыло новую нишу для Nippon Gakki. Компания даже стала работать в этом направлении на экспорт. Ее гармоники продавались под брендом Yamaha.

Только этим направлением Nippon Gakki в этот период не ограничилась и, воспользовавшись ситуацией, усилила интеграцию всей линейки своей продукции на другие рынки и нарастила присутствие на японском. Впрочем, в этот период компания понесла потери. В 1916 году неожиданно умер Торакусу Ямаха, а через два месяца его партнёр Кисабуро Каваи.

Потерявшая обоих основателей компания не осталась без руководства — пост главы вскоре занял вице-президент Чийоману Амаро. У него были широкие связи в правительстве, что позволило существенно укрепить позиции компании в Японии. В период Первой мировой войны японская экономика переживала бурный рост, что позитивно повлияло и на Nippon Gakki, успешно действующей на рынках Азии. В 1920 году в компании работала тысяча человек.

Окончание войны оказало на Nippon Gakki негативное влияние. Рост курса йены отрицательно сказался на ценообразование компании, что повлекло падение продаж за рубежом. В 1922 году из-за пожара сильно пострадали заводы Nippon Gakki в Хамамацу и в Наказава.

Через год, когда компания, казалось бы, восстановила свои производственные мощности, ее ждало новое несчастье в виде Токийского землетрясения. Заводы компании вновь сильно пострадали, а офис в Токио был разрушен. Затем последовала крупная забастовка рабочих, с которыми Амано не шел на примирение более 100 дней, сдавшись только после того, как практически полностью исчерпался запас продукции на складах.

В общем, начало 20-х для Nippon Gakki явно не задалось, и ситуация выглядела печально. Многие источники называют чудом тот факт, что компания не обанкротилась в этот период. О способностях Амано как руководителя информации мало, но в таких условиях он сумел удержать компанию на плаву. Кстати, в 20-х годах Nippon Gakki нашла еще одну нишу — японское правительство стало заказывать у нее самолетные пропеллеры.

В 1927 году Амано покинул свой пост, а его место занял Кайчи Каваками. Он имел опыт руководства и стал главой Nippon Gakki по просьбе совета директоров. Каваками досталась компания в плохом состоянии и с внушительной суммой долга. Новый глава не растерялся, действовал быстро и эффективно, проведя реструктуризацию и сократив издержки. Предпринятые им меры позволили рассчитаться с половиной долгов всего лишь за 18 месяцев.

Каваками хорошо понимал причины, из-за которых компания начала терять свои позиции. Кроме непредвиденных обстоятельств типа пожаров и забастовок оставалась еще и конкуренция с импортируемыми инструментами. До роста курса йены Nippon Gakki выигрывала за счет более низких цен. Теперь же ситуация сильно усложнилась, и компании следовало самой задавать уровень качества и обходить конкурентов.

Для достижения этой цели Каваками в 1930 году открыл лабораторию по исследованию акустики. Это начинание позже окупится с лихвой и позволит Nippon Gakki стать сильным конкурентом для западных компаний. Их достижения Каваками ни в коем случае не недооценивал, а потому приглашал специалистов из других стран — в частности, из немецкой компании C. Bechstein — в качестве консультантов. В 1931 году именно Nippon Gakki создала систему акустики для японских концертных залов Diet.

В 30-х годах рыночные условия в Японии стали гораздо более благоприятными. Все дело в росте образовательной системы страны, которая повлекла за собой увеличения заказов музыкальных инструментов. Каваками воспользовался ситуацией, выпустив на рынок более дешевые гитары и аккордеоны, чем у конкурентов, и на этом заработал.

В период войны Nippon Gakki, как и остальные японские компании, перешла на производство для военных нужд. Выпускать технику она была не приспособлена, а потому сконцентрировалась на металлических пропеллерах, бензобаках, крыльях и других компонентах. Впрочем, свою сферу она полностью не оставила и в 1942 году умудрилась выпустить на рынок первую акустическую гитару.

Война для компании, благодаря государственным заказам, была прибыльным периодом, но имела негативные последствия. После бомбардировок у Nippon Gakki уцелел только один завод, а ее общее состояние наряду с разорением японской экономики определенное время не позволяло компании работать на привычном для себя уровне.

Nippon Gakki в 50-60-х годах. Создание Yamaha Motor

Сильно помогла компании полученная Японией финансовая помощь от США. Страна постепенно восстанавливалась, а Nippon Gakki начала производить ксилофоны и гармошки. Через полгода ее ассортимент расширился на привычные органы, гитары, аккордеоны и трубы. Выпуск фортепиано был вновь начат в 1947 году. В этом же году компания стала активно работать на международном рынке. В 1948 году рост продаж вновь обеспечило японское Министерство образования, запустившее программу музыкального обучения.

Кайчо Каваками оставался во главе компании до 1950 года, после чего передал пост своему сыну – Геничи. Именно он начнет расширять присутствие компании в других отраслях, постепенно превратив ее во многоотраслевой конгломерат. Во многом в этом ему помогло восстановление японской экономики, впрочем, о Геничи Каваками обычно говорят как о талантливом руководителе и ставят в один ряд с Хондой, Матсуситой и Моритой. Перед вступлением на должность он прошел карьерный путь в компании, успев поруководить производством.

Геничи Каваками
Геничи Каваками

В 1954 году усилиями Каваками было запущено мотостроительное направление компании. Судя по встречающимся воспоминаниям предпринимателя, заняв пост главы Yamaha, он задумался над расширением ее на другие отрасли. В конце концов Каваками обратил внимание на производство мотоциклов, а специалисты Yamaha смогли убедить главу компании в положительных сторонах выхода на этот рынок.

Перед тем, как заняться выпуском мотоциклов, Каваками вместе со своими инженерами посетил немецкие заводы, работающие в этой отрасли и познакомился с производством изнутри. Разработка, судя по всему, заняла у компании несколько лет.

В 1954 году появился первый мотоцикл компании, получивший название Ya-1 и характерное прозвище «Красная стрекоза». За основу была взята одна из моделей немецкого производителя DKW. Ya-1 имела двигатель на 125 кубов. Модель считается удачной, но была мало распространена ввиду высокой стоимости – 138 тысяч йен.

Впрочем, запуск был признан удачным и уже в 1955 году это направление было выделено в дочернюю компанию Yamaha Motor. Yamaha продвигала Ya-1 с помощью участия в гонках. В отличие от других производителей мотоциклов, ей удалось успешно выступить в первых же своих гонках в Японии. Сначала было третье место в Fuji Ascent Race, а затем победа в Asama Highlands Race. При этом Ya-1 нельзя было назвать гоночным мотоциклом.

Yamaha Ya-1
Yamaha Ya-1

Запуск Yamaha Motor казался вполне успешным. Завод компании выпускал на первых порах всего лишь 200 мотоциклов в месяц, и на внутреннем рынке его ждала сильная конкуренция с Honda, но в целом перспективы Yamaha выглядели позитивно.

Желание победить Honda заставляло руководство компании идти на риск. Следующая модель мотоцикла, известная как YD-1, стала первой сделанной инженерами Yamaha самостоятельно. Вера руководства в способности собственных сотрудников после успешного старта сильно выросла, а потому идея казалась правильной. Повлияло на уверенность Yamaha и слияние с научно-исследовательским институтом Hamamatsu в 1956 году. Оптимистические прогнозы обернулись крупными неприятностями. YD-1 имела технические недоработки, что привело к разочарованию клиентов Yamaha и как следствие к падению доли рынка с 13% до 3%.

Все нужно было начинать с нуля, и, чтобы сохранить репутацию компании, ее руководство пошло на неоднозначный шаг, отозвав проданные мотоциклы и устранив неполадки. Конструкторские ошибки были исправлены, а Yamaha продемонстрировала свою лояльность к клиентам. Улучшенная версия YD-1 получила название YDS-1 — в будущем она обеспечит Yamaha мировое признание.

Пока конструкторы Yamaha исправляли свои ошибки, руководство совершало новые. Оно хотело вернуть утраченные позиции, расширив линейку собственной продукции сразу же двумя моделями — мотороллером SC-1 и мопедом MF-1. Будь у конструкторов побольше опыта, идея и вправду могла принести солидные дивиденды, но на тот момент компания все еще переживала процесс становления и оказалась неспособна воплотить все на должном уровне. SC-1 и MF-1 оказались неудачными и были восприняты рынком отрицательно.

По мнению некоторых источников, это едва не закончило историю Yamaha Motor, но компанию спасло устойчивое положение Nippon Gakki на рынке музыкальных инструментов и все тот же YDS-1, успешно выступающий на гонках и привлекший внимание мировой общественности.

Yamaha YDS-1
Yamaha YDS-1

В 1958 году команде Yamaha Racing удалось сравнительно успешно выступить, заняв шестое место на Гран При Каталины. Это достижение выглядит гораздо весомее, если учесть, что в процессе гонки мотоцикл слетел с трассы. Ремонт затянулся, что привело к потере восьми позиций, но гонщик смог немного восстановить положение.

На этом выступлении компания не остановилась и продолжила выступать на международном уровне. В 1961 году Yamaha принимала участие в так называемых Больших призах. В этом же году ей удалось занять шестое место на Isle of Man TT. Последние были своеобразным выставочным соревнованием, куда крупнейшие мотопроизводители привозили лучшие модели. Войти здесь в первую шестерку было огромным достижением. За целый сезон гонщик команды Ито зарабатывал очки на всех гонках, в которых сумел финишировать.

Успехи неминуемо приводили к росту продаж, что было на руку Yamaha. В 1964 году в команде было уже четыре гонщика, и Фил Рид выиграл первое в истории Yamaha чемпионство и Кубок Конструкторов. Более того, удалось впервые победить Honda, что ввиду соперничества между компаниями сделало победу еще более важной.

В 1960 году официально стартовали продажи в США, хотя первый мотоцикл Yamaha был продан в этой стране еще в 1958 году. Все дело в том, что сначала компания работала через посредников, а в 1960 году решила действовать самостоятельно.

В течение 60-х годов компания выпустила на рынок несколько ярких моделей, упрочивших ее положение. В 1961 году был представлен гоночный мотоцикл компании TD1, основой для которого стал YDS-1. Эта модель еще на стадии прототипа показывала превосходные результаты. Во время гонок ее преимущество подтвердилось и обеспечило успешные выступления в гоночных соревнованиях сначала в Японии, а позже и в мире.

В 1964 году появилась модель YA6. Он имел несколько неординарных конструкторских решений, среди которых система раздельной смазки, что сделало его первым в своем роде среди серийных моделей.

В 1967 году был представлен первый в мире мотоцикл двойного назначения DT1. Считается, что делали его исходя из потребностей американского рынка. Жители США в то время практиковали переработку мотоциклов для мотокроссов под обычные дороги. Yamaha решила предоставить им модель, подходящую для обеих целей, и добилась успеха. DT1 отлично себя показал на бездорожье и получил чрезвычайную популярность не только в США, но и в Японии. Именно эта модель привела к популяризации в Японии мотопутешествий по пересеченной местности и гонок по бездорожью.

Каждая вышедшая модель или привносила в отрасль инновации, или же становилась очередной ступенькой к интеграции новых технологий. В любом случае, к концу этого периода Yamaha зарекомендовала себя в мире и считалась не новичком, а компанией с сильными позициями, успешно конкурирующей с другими производителями мотоциклов.

Успехам в этой отрасли Каваками отчасти обязан уверенному положению на рынке музыкальных инструментов. В 50-60-е годы Nippon Gakki продолжала успешно работать в этой отрасли, попутно внедряя инновации. В 1950 году компания считалась мировым лидером по производству роялей. Останавливаться на достигнутом никто не собирался. Именно потому в 1950-х годах компания вышла на рынок магнитофонов, а затем начала производить электронные музыкальные инструменты.

В 1954 году компания начала популяризировать свою продукцию путем открытия музыкальных школ Yamaha Music School. Кроме Японии, эти учебные заведения постепенно появились в США, Европе, Латинской Америке и Азии. В Японии эта инициатива быстро принесла плоды, существенно расширив внутренний рынок. В 60-х годах компания начнет еще и финансировать фестивали и концерты.

В 1959 году был представлен первый транзисторный электроорган D-1 Electone. Этот революционный инструмент дал начало целой серии и торговой марке Electone. Впрочем, несмотря на преимущества разработки, у модели имелись недостатки, главным из которых можно считать выразительность звука, он был слишком резким и отрывистым. Каваками относился к этой разработке иронично и называл электроорган «музыкальной игрушкой».

Параллельно Nippon Gakki создавала дочерние компании. В 1958 году был открыт филиал в Мексике, а через два года представительство в Лос-Анжелесе. Тогда же был заключен контракт на поставку 53 роялей с Лос-Анджелесским Советом по образованию. Он стал важным клиентом компании и делал заказы на поставку инструментов для школ в течение семи лет, чем упростил Каваками работу на рынке США.

Годовой объем производства фортепиано в 1966 году составлял 100 тысяч штук, в то время как в 1960 году этот показатель составлял всего лишь 24 тысяч. Так компания Каваками стала мировым лидером по этому показателю. Само собой, только на этом компания не остановилась, начав расширять производство духовых инструментов, экспортируя их в США.

В Штатах компания работала успешно во многом из-за того, что предоставляла цены ниже работающих здесь компаний при высоком качестве продукции. Успехи Nippon Gakki на рынке фортепиано вызвали негативную реакцию американских производителей, которые пытались добиться повышения тарифов на ввоз в США этих музыкальных инструментов. Впрочем, достигнуть успеха в этом начинании им не удалось, а потому доминирование Nippon Gakki продолжилось.

Работа на рынке музыкальных инструментов и производство мотоциклов были не единственным направлением работы в течении 50-х годов. В это время компания проводила исследования в сфере металлов, а их результаты нашли применение в 1958 году. Именно тогда компания начала работать в судостроительной отрасли.

В 1960 году был выпущен катер CAT-21. Кроме того, Yamaha начала выпуск подвесных моторов. Компания успешно работала на рынке, выпуская патрульные катера и рыбацкие шхуны. Одним из крупнейших заказчиков компании стало японское правительство, приобретающее катера для береговой охраны. В итоге компания стала крупнейшим производителем в сфере композитного судостроения Японии.

Исследовательские достижения в этой сфере были использованы и в другом направлении, появившемся в компании в 50-х годах — производстве спортивной экипировки. Компания продолжила исследования в сфере металлов и применяла результаты в создании электроники. В дальнейшем она выйдет на рынок котлов и систем базового отопления, превосходно используя для этого полученные сложные сплавы.

Развитие компании в 70-х годах

В 1970-х годах Nippon Gakki активно работала во всех имеющихся направлениях. Так, продолжилось развитие серии Electone, которая в 1973 году получила новую флагманскую модель — синтезатор GX-707, позже изменивший название на GX-1. Эта модель известна тем, что ее использовал целый ряд известных музыкантов, среди которых Кит Эмерсон, Джон Пол Джонс и Рик Райт.

Yamaha GX-1
Yamaha GX-1

На основе GX-707 в 1974 году был представлен одноголосый синтезатор SY-1. Он мог воссоздавать звуки целого ряда музыкальных инструментов, среди которых гитара, фортепиано и флейта. Важной инновацией стал регулятор силы нажатия на клавишу.

В 1976 году использовались технологии GX-1 и в синтезаторе CS-80. Он поддерживал 8-голосную полифонию и имел пятиоктавную динамическую клавиатуру. CS-80 получил целый ряд полезных функций, благодаря которым обрел заслуженную популярность. В конце 70-х компания переключилась на выпуск компактных моделей синтезаторов и при этом начала снижать стоимость своих разработок. Особое расширение получила линейка CS, в которую добавилось несколько интересных и инновационных моделей.

Компания продолжала выпускать и другие музыкальные инструменты, просто успехи на рынке синтезаторов более известны и заметны. Говоря о другой продукции этой направленности, нужно вспомнить гитары Yamaha, которыми пользовались всемирно известные музыканты вроде Боба Дилана. В 1979 году Nippon Gakki имела выручку в 15 млрд йен и продолжала наращивать этот показатель.

Yamaha СS-80
Yamaha СS-80

Продолжилось в 70-х годах и развитие Yamaha Motor. Дочерняя компания запомнилась выпуском неординарных мотоциклов. Cреди них нужно упомянуть XS1. Этот мотоцикл стал первой разработкой Yamaha, получившей четырехтактный двигатель. Особого успеха XS1 не добилась. Модель должна была конкурировать с Honda CB750, что сделать не вышло из-за конструкторских решений Yamaha.

На рынке в то время были гораздо популярнее четырехцилиндровые двигатели, которые использовала Honda. XS1 же получила двухцилиндровый и осталась в тени конкурентов. Впрочем, стоит отдать Yamaha должное — они не остановились на достигнутом и выпустили несколько модификаций этой модели, добившихся успеха на рынке.

Кроме XS1, в течение 70-х годов было представлено большое количество других моделей мотоциклов. Каждая из них была чем-то примечательна, но некоторые особенно выделялись. Так, например, в 1973 году был представлен Yamaha TX500, оснащенный двухцилиндровым двигателем.

Этот мотоцикл имел несколько инновационных особенностей по сравнению с другими мотоциклами в своем классе и был достаточно популярен. Впрочем, наряду с преимуществами имелись и недостатки, в том числе и проблемы с двигателем. Например, мотоцикл пробуксовывал, если несколько секунд работал на холостом ходу. С подобной проблемой можно было столкнуться, остановившись на светофоре.

Yamaha TX500
Yamaha TX500

В 1974 году была представлена модель YZ250. Этот кроссовый мотоцикл получил двухтактный двигатель и стал единственной на момент выпуска серийной моделью, имеющей моноамортизатор.

Также стоит упомянуть об XT500, еще одном мотоцикле двойного назначения, получившим всемирную популярность благодаря совей нацеленности на путешествия. Французский гонщик Сириль Неве на этой модели выиграл две гонки «Париж-Дакар».

В 1977 году была создана дочерняя компания Yamaha Motor Corporation USA. Ее главной целью стало продвижение мотоциклов компании в США и дальнейшее покорение этого рынка.

Кроме того, в 70-х годах компания добилась успеха и на рынке снегоходов. Здесь Yamaha Motor начала работать еще в 1967 году, представив модель SL-350. Разработки в этой сфере были начаты в 1965 году, впрочем, тестирование прототипа снегохода YX15 закончилось неудачей. SL350 была готова лишь в 1967 году, и 270 моделей из 300 созданных сразу же отправились на продажу в Северную Америку.

Yamaha SL350
Yamaha SL350

Лишь в 1968 году этот снегоход был представлен в Японии, но, несмотря на затраченные ранее усилия, потребовал доработки. Продажи стартовали осенью, и со временем Yamaha добилась успеха, несмотря на изначальные препятствия. В течение 70-х годов компания выпустила около 10 моделей снегоходов, в частности, всемирно известные Prestige и Enticer. В 1980 году она захватила лидерство на рынке.

Еще одним направлением работы компании стало производство промышленных роботов. Первые успехи компании в это сфере пришлись на вторую половину 70-х годов. Именно тогда был создан первый промышленный робот компании. Изначально они создавались Yamaha Motor для использования в собственном производстве, а на рынок компания выйдет лишь в 1980-х годах.

Судостроительное направление холдинга также активно работало в течение 70-х годов. Компания, как и прежде, вполне успешно выпускала катера, подвесные моторы и яхты. Впрочем, этому направлению обычно уделяется мало внимания, учитывая успех компании в производстве мотоциклов. Стоит также упомянуть, что Yamaha в 70-е годы запустила продажи машинок для гольфа.

В целом 70-е годы оказались чрезвычайно успешными для компании, и это при том, что в 1977 году Каваками покинул пост главы компании, избрав в качестве преемника своего сына Хироси. В 1980 году Геничи занял эту должность вновь и сохранял ее еще три года. Причиной возвращения Каваками-старшего на пост президента называют семейные разногласия.

Nippon Gakki и Yamaha Motor в 80-е годы

В 1980-х годах Nippon Gakki столкнулась с трудностями, которые усложнят развитие холдинга в это десятилетие и не позволят красиво отпраздновать столетие компании. Одной из главных проблем стала Yamaha Motor. Как и прежде, эта дочерняя компания пыталась сдвинуть с пьедестала Honda, выпустив несколько новых моделей и наращивая производство.

Победить не удалось, а жесткая конкуренция принесла отрицательные последствия — примеру Yamaha последовали другие производители мотоциклов, и рынок столкнулся с перепроизводством, нанесшим ущерб всем компаниям. До того успешная Yamaha Motor оказалась должна $1 млрд.

Впрочем, Nippon Gakki на тот момент владела лишь 39% своей дочерней компании и понесла больше репутационные, чем финансовые убытки. Здесь стоит подробнее рассказать о взаимоотношениях между Nippon Gakki (сейчас она более известна, как Yamaha Corporation) и Yamaha Motor.

Несмотря на то, что автомобилестроительное направление официально является дочерней компанией, взаимосвязаны они сейчас слабо. Материнская компания владеет 12,21% Yamaha Motor, что все равно делает ее крупнейшим акционером компании.

Список других акционеров представляет особый интерес ввиду того, что здесь встречаются одни и те же учреждения. Среди них Mitsui, Trust Custody Service Bank, Japan Trustee Service Bank и State Street Bank and Trust Company. Yamaha Corporation имеет более низкие финансовые показатели по сравнению с дочерней компанией и в управлении они не слишком друг от друга зависят, но учитывая общих акционеров можно предположить, что взаимосвязь между компаниями гораздо сильнее, чем кажется.

Часть источников утверждает, что компании стали действовать более независимо друг от друга еще в 1955 году, когда Yamaha Motor была отделена от Nippon Gakki. Впрочем, учитывая, что Геничи Каваками до 1974 года занимал пост президента в обеих компаниях, однозначно утверждать нельзя.

В начале 80-х ситуация на рынке продолжила усугубляться, когда уставшая от конкуренции с иностранными компаниями американская Harley-Davidson добилась повышения тарифов на импорт в США японских мотоциклов. Это отрицательно сказалось на позициях Yamaha на этом рынке, ведь у компании здесь не было собственного завода.

Ситуация начала налаживаться с приходом нового президента Хидето Егучи в 1983 году. Он имел собственные взгляды на развитие компании и поспешил воплотить их в жизнь. Главным направлением его деятельности в 1983 году стала реорганизация Yamaha Motor, программа получила название «Новая Yamaha». Ее целью стала поддержка воплощения инициатив обычных сотрудников компании. О реализации этой программы и основных изменениях в работе Yamaha Motor в этот период информации мало. Исходя из официальной истории компании, уже через два года усилиями Егучи доход Yamaha Motor начал расти.

Изменения в руководстве позитивно влияли на выпуск новых мотоциклов, которых в этот период было достаточно много. Среди известных моделей стоит выделить XV750 Special, которая создавалась конкретно под рынок США и в итоге стала основой для серии Virago.

В 1984 году был представлен легендарный Yamaha V-Max. Выпуску этой модели предшествовала интересная история разработки. Конструктор модели Акира Араки тщательно изучал американский рынок и увлекался драг-рейсингом. Одна из гонок этого типа проходила на мосту Миссисипи. Здесь себя отлично показала модель Suzuki Katana. В Yamaha до этого момента уже были планы в этом направлении, и Акира ускорил процесс. Популярно мнение, что одной из целей разработки стало опередить Suzuki Katana. На соревнования Араки отправился вместе с двумя специалистами из Yamaha. Также он привлек к разработке дизайнера Джона Рида.

Совместными усилиями они за месяц создали эскиз будущего мотоцикла. В процессе разработки конструктором Yamaha удалось выполнить поставленную задачу создав первый японский хот-род с разгоном до 100 км/ч за 3,2 секунды и мощностью 142 лошадиных силы. Yamaha V-Max уже на момент представления получила восторженные отзывы аудитории и в итоге была удостоена награды «Мотоцикл Года». Модель пережила множество модификаций и считается одной из классических разработок Yamaha.

Yamaha V-Max
Yamaha V-Max

В 80-х годах Yamaha Motor изменила свои подходы к производству, начав переносить его на рынки других стран, чего раньше компания избегала. Все дело в том, что японская экономика в 80-е годы переживала спад, что при высоком курсе йены делало производство в этой стране процессом не дешевым. Японские производители же часто захватывали иностранные рынки за счет более низкой цены.

Пытаясь сохранить это преимущество, Егучи и начал расширять производство на другие страны и добился ожидаемого эффекта — Yamaha Motor вопреки проблемам Японии чувствовала себя к концу десятилетия достаточно уверенно. Нельзя не упомянуть, что первое производство Yamaha Motor открыла в Индонезии еще в 1974 году.

В 80-х годах произошло еще одно важное событие в истории Yamaha Motor — создание IM, специального подразделения, занимающегося выпуском промышленных роботов. Именно в это время руководство, оценив перспективы разработки CAME, используемой на линии производства мотоциклов, решило, что его можно продавать другим компаниям.

Несмотря на привлечение в это подразделение инженеров, ранее занимавшихся подобными разработками в Yamaha, и набранных специалистов, первый запуск IM не удался. Вся проблема оказалась в конкуренции на внутреннем рынке, в итоге приведшей в 1982 году к расформированию отдела. Впрочем, работавшие в IM специалисты не успокоились, мечтая продолжить работу. Им удалось убедить работать в этой сфере Катсухико Цутию, возглавившего технический отдел.

В 1983 году в Токио проходила международная выставка роботов, и было решено, что IM должна в ней поучаствовать. У команды было всего два месяца, чтобы подготовить все необходимое для стенда компании. Несмотря на то, что представленные IM разработки нельзя было назвать революционными и они не привлекли внимание общественности, после выставки с компанией все же связался один заинтересовавшийся производитель. Именно он обеспечил возможность дальнейшего развития этого подразделения. Постепенно Yamaha стала стабильно получать контракты на производство промышленных роботов и добилась успеха в том числе и на мировой арене.

Nippon Gakki в течение 80-х годов работала достаточно нестабильно, хотя позиции на рынке все же не утратила. Именно в этот период был выпущен синтезатор DX-7. Он считается одним из самых популярных и распространенных синтезаторов в истории. Всего было продано около 160 тысяч DX-7. По общему мнению, успех этой модели связан с сочетанием компактности, низкой цены, отличной функциональности.

Yamaha DX-7
Yamaha DX-7

Главной причиной проблем Nippon Gakki в период 80-х стал Хироси Каваками, вновь ставший президентом компании в 1983 году. Он пытался соответствовать успехам своего отца и деда, а потому стремился воплотить в жизнь рискованные проекты, не взвесив тщательно положительные и отрицательные стороны этих начинаний. Есть мнение, что отец и сын имели разные взгляды на развитие компании, и семейные раздоры продолжились.

Именно из-за Хироси и его амбиций случился знаменитый маркетинговый просчет в виде 200 тысяч непроданных духовых инструментов в 1990 году. К неоднозначным его действиям также нужно отнести открытие штаб-квартир в США и Великобритании, обошедшихся Nippon Gakki в крупную сумму и никакой по сути роли не сыгравших, кроме как демонстрации мощи и финансовых возможностей японского гиганта. Было еще несколько амбициозных проектов, которые не принесли успеха и усложнили положение компании.

Рост прибыли Nippon Gakki в течение 80-х уменьшился, а Каваками-младший, так и не смог принять эффективные меры по решению этой проблемы. Он в том числе попытался улучшить положение компании с помощью реструктуризации, но и в этот раз успеха не добился. Кстати, именно Хироси в процессе празднования столетия компании переименовал Nippon Gakki в Yamaha Corporation.

Nippon Gakki в период 1990-х и 2000-х годов. Новые технологии и приобретение компаний

Каваками осуществил еще несколько попыток исправить положение компании, но в итоге своего не добился и Yamaha Corporation покинул. В 1992 году новым главой этой компании стал Сэйсукэ Увэсима. Он энергично взялся за дело, начав с того, что понизил в должностях соратников и советников Каваками, которых многие обвиняли в неудачах.

Затем он продолжил реструктуризацию, существенно сократив административный аппарат компании. Кроме того, было уменьшено присутствие компании в непрофильных направлениях, в том числе в производстве спортивной экипировки. Затем было принято решение выпустить несколько новых революционных разработок, чтобы восстановить положение на рынке.

Так, уже в 1993 году стартовала линейка фортепиано с возможностью отключить звук — Silent Piano. Они имеют два режима — обычный акустический и бесшумный, при котором играющий слышит музыку только через наушники. Стоимость первой модели составляла $7,3 тысяч. За первый год в Японии было продано около 17 тысяч моделей и этот показатель оказался гораздо выше ожидаемого. Вдохновившись успехами Silent Piano, Yamaha продолжила расширять эту линейку на другие инструменты, так появились Silent Drums, Silent Cello и Silent Violin.

Линейка синтезаторов также претерпела изменения, хотя настоящих хитов, подобных DX-7 в этот период создано не было. Главным направлением работы Yamaha стали недорогие, но качественные синтезаторы. Сделано это было для привлечения новых клиентов и увеличения продаж. Считается, что из общей массы синтезаторов в течение 90-х выделяются только VL1 и VP1. Усилиями Увэсимы финансовое положение Yamaha стабилизировалось.

В 1997 году Увэсима оставил пост главы компании, и его сменил Казукийо Исимура. От смены в руководстве Yamaha Corporation не стала хуже работать, демонстрируя стабильные результаты и выручку в $4,58 млрд. Впрочем, долго во главе компании Исимура не остался — все дело в том, что компания вновь оказалась в тяжелой ситуации из-за застоя японской экономики, плохих результатов в сфере производства электронных деталей и реструктуризации компании. Так, потери компании составили $384 млн. В результате Исимура был отправлен в отставку, а новым главой компании стал Шуджи Ито, который будет занимать пост президента компании до 2007 года.

Пытаясь побыстрее вывести компанию из кризиса, Ито сконцентрировался на производстве музыкальных инструментов, а также создании электронных деталей, цифрового контента для телефонов и других портативных устройств. Для реализации этой идеи даже была создана звукозаписывающая компания Yamaha Music Communication. Предпринятые действия наряду с отличной продукцией и тем, что компания больше не проводила реструктуризацию, обернулось $107 млн чистой прибыли в 2001 году.

В течение 2000-х годов компания продолжила предлагать рынку инновационные продукты. Так, например, в 2004 году была представлена программа Vocaloid, разработанная для имитации на основе избранной песни поющего голоса определенного человека. В том же году появился цифровой звуковой проектор YSP-1. Разработка была первой в своем роде, она использовала технологию отражающихся от стен звуковых лучей и изменила рынок домашних кинотеатров.

Нельзя не упомянуть о серии музыкальных рабочих станций MOTIF, появившейся в 2001 году. Первый вариант был создан в четырех версиях. В течение 2000-х разработка получила несколько модификаций. MOTIF обрел чрезвычайную популярность не только из-за функциональности, но и благодаря тому, что этот синтезатор использовали звезды вроде Джастина Тимбелейка, Pink, Beyoncé и Элтона Джона.

Yamaha MOTIF XS6
Yamaha MOTIF XS6

Говоря об известных разработках Yamaha Corporation в этот период, стоит упомянуть о Tenori-On. Это особый музыкальный инструмент, который был создан благодаря сотрудничеству Yamaha и художника Тосио Иваи. По своей сути он представляет собой экран с 1616 светодиодными переключателями, с помощью активации которых и создается особый звуковой рисунок. Продажи Tenori On стартовали в Лондоне в 2007 году, а стоимость этого инструмента составляла $1200.

При желании в линейке Yamaha Corporation можно найти еще много интересных разработок, за этот период успешно работающая на рынке компания постоянно укрепляла свои позиции новыми моделями.

Кроме того, в течение 2000-х Yamaha успела купить несколько компаний. В 2004 году была приобретена Steinberg Media Technologies. Последняя специализировалась на производстве музыкального ПО и некоторых аппаратных средств. В 2008 году Bösendorfer, которая является одним из старейших производителей фортепиано в мире и поставляла их еще к австрийскому императорскому двору. Ее рояли считаются лучшими в мире и до сегодняшнего дня. Заполучив эту компанию, Yamaha благоразумно не стала вмешиваться в руководство и навязывать собственные взгляды на производство, оставив Bösendorfer возможность работать автономно.

В 2009 году было объявлено об альянсе с ведущим игроком на рынке акустических систем компанией Nexo. Кроме того, Yamaha приобрела чуть больше 10% ее акций.

В целом, компания продолжила выпускать отличные продукты и сохраняла свою позицию в числе мировых лидеров в сфере музыкальных инструментов и акустики. В 2007 году президентом компании стал Митсуру Умемура, сменивший на этом посту Ито. Последний успешно руководил компанией до этого момента и Yamaha не оставил, сохранив за собой пост председателя совета директоров.

Cледующая перестановка в руководстве произошла в 2013 году — тогда Умемуру на посту президента заменил Такуя Наката. Как и в прошлом случае, судя по официальной информации, это было сделано не из-за плохого состояния компании. Совет директоров определил план развития компании до 2016 года и решил обновить руководство. Судя по всему, Такуя со своей задачей справляется. В 2016 году чистая прибыль компании составила $290 млн.

Yamaha Motor в 1990-е годы. Расширение линейки и участие в спортивных соревнованиях

Продукция Yamaha Corporation, какой бы революционной она ни была, безусловно теряется на фоне более известной Yamaha Motor. В 90-е годы эта компания столкнулась с трудностями, связанными с лопнувшим японским экономическим пузырем. Оказавшись в сложной ситуации, руководство компании во главе с тем же Егучи пыталось адаптироваться к новым условиям.

Yamaha Motor стала позиционировать себя как компания, создающая «Кандо». Этот термин означает сочетание чувств удовлетворенности и радостного волнения, когда человек встречает что-то действительно ценное. По сути это означает, что Yamaha поставила целью производить продукты, делающие жизнь людей более активной, насыщенной и радостной.

Дополнялось это новыми мотоциклами, среди которых спортбайк FZR600, получивший инновационную ходовую GTS1000A, а также универсальный мотоцикл для путешествий TDM850. Отдельно стоит упомянуть об успехах компании в гонках в том числе ее мотоциклы выигрывали соревнования «Париж-Дакар» и чемпионаты по шоссейным гонкам.

Yamaha GTS1000A
Yamaha GTS1000A

Подразделение Yamaha Marine не уступало по этому показателю. Так, например, построенное в 1992 году судно Nippon смогло занять первое место на предварительных гонках America's Cup.

Также в 90-х был начат амбициозный проект по созданию спорткара Yamaha. Для создания автомобиля конструкторы японской компании решили использовать полученный опыт и наработки в процессе участия в «Формуле 1». Первым этапом разработки стало создание двигателя OX99. Затем была идея создать прототип автомобиля с помощью немецких инженеров, но разработка последних Yamaha по вкусу не пришлась.

Разработка получила название OX99-11 и была передана компании IAD. Здесь автомобиль получил новый дизайн и через 12 месяцев после начала работы Yamaha увидела прототип IAD. Несмотря на то, что IAD потрудилось над разработкой, между ней и Yamaha появились определенные противоречия относительно дальнейшего развития модели. В итоге проект опять был передан — на этот раз Ypsilon.

Последним было дано шесть месяцев и в случае неудачи проект собирались закрыть. В итоге в 1994 году было создано всего три модели этого автомобиля — красная, черная, а одна так и осталась не выкрашенной. Yamaha, оценив дороговизну OX99-11 — модель стоила $800 тысяч, — а также спад на японском рынке, решила разработку прекратить и покинула рынок автомобилей.

Yamaha OX99-11
Yamaha OX99-11

В 1994 году Егучи оставил пост главы компании, передав его Такехико Хасегава. Последний стал известен ориентацией на потребности клиентов. В целом он продолжил существующую линию работы и поддерживал участие команд компании в международных соревнованиях, начиная с мотогонок и заканчивая элитными регатами. Yamaha продолжала ставить рекорды по количеству побед в «Париж-Дакар», выиграла несколько гонок яхт, а также активно работала во всех направлениях, начиная с производства мотоциклов и заканчивая подвесными двигателями и гидроциклами.

О последнем можно рассказать больше. Еще в 1986 году была запущена линейка WaveRunner. Началась она с WaveRunner 500, ставшего первым гидроциклом с открытой кормой, получившим массовое производство. Год спустя появилась первая в мире одноместная модель WaveJammer 500, ставшая основой для линейки WaveBlaster.

WaveRunner 500
WaveRunner 500

В 90-х годах линейки гидроциклов компании продолжили активно расширяться, выпуская примечательные модели. Одна из них, например, Yamaha SuperJet появившаяся в 1990 году и являющаяся первым гидроциклом для езды стоя. В 1999 году появился WaveRunner SUV 1200, ставший первым в мире гидроциклом с четырьмя местами для пассажиров. Также стоит упомянуть появившийся в 1995 году WaveVenture 700, который отлично подходил новичкам, а потому активно использовался для сдачи напрокат в местах отдыха. Кроме того, линейки компании активно пополнялись спортивными мощными моделями.

К концу 90-х компания добивалась успеха во всевозможных отраслях. Начиная с выпуска снегоходов, общее производство которых перевалило отметку в 1 млн, и заканчивая новыми технологиями и разработками. К последним можно отнести первый в мире вспомогательный двигатель для инвалидных колясок. Само собой, ассортимент продукции компании пополнился новыми снегоходами, гидроциклами, скутерами и мотоциклами.

Среди последних особого внимания заслуживает YZF-R1. Он до сегодняшнего дня считается флагманской моделью Yamaha. Уже первая версия, представленная в 1998 году, включала все сильные стороны этой модели: высокую скорость при минимальных размерах и весе. Еще больше дополнял эту картину отличный дизайн. Модель изначально шла в двух расцветках — красной и синей.

Yamaha YZF-R1
Yamaha YZF-R1

В 90-х годах Yamaha Motor чувствовала себя достаточно уверенно, даже несмотря на то, что японская экономика все еще находилась не в лучшем состоянии. Практически в каждом направлении компания выпускала революционные продукты, а ее достижения в различных соревнованиях явно шли на пользу бренду.

Yamaha Motor в 2000-е годы. Трехлетние планы развития компании

В 2001 году пост президента Yamaha Motor занял Тору Хасегава (однофамилец Такехико). Он решил сосредоточить деятельность компании на создании продуктов на основе инновационных технологий Yamaha. На своем посту он продержался до 2005 года, когда перешел на должность председателя. По официальной версии Тору сам решил уйти, успешно выполнив трехлетний план.

Который, кстати, получил название Next 50 и ставил себе целью повышение рентабельности всех предприятий, упрочение позиций Yamaha в Китае, Индии и странах Юго-Восточной Азии, содействие стратегии роста, а также укрепление финансового положения компании. В 2005 году появился новый трехлетний план Next 50 Phase II.

Начало 2000-х в Yamaha запомнилось частичной реструктуризацией. В том числе в отдельные дочерние компании были выделены судостроительное и роботостроительное направления. Само собой, Yamaha продолжила активно обновлять линейки собственной продукции в разных отраслях начиная с мотоциклов и заканчивая подвесными моторами. В процессе создания новой продукции компания успела произвести несколько инноваций. В частности, был создан новый способ литья из сплавов алюминия, а также разработана инновационная система впрыска топлива в четырехтактные двигатели.

В 2005 году главой компании стал Такаши Каджикава. В целом он продолжил работать в направлении расширения компании, в частности, на азиатском рынке. В том числе она активно работала в Индонезии, где появился новый завод, производящий мотоциклы и тренинговый центр для сотрудников.

Как и многие другие компании из Азии, Yamaha при Каджикаве начала активную интеграцию в Китай, Бразилию, Россию и Индию. Ничего странного в этом не было, учитывая, что перечисленные страны считаются активно растущими рынками. Большая часть источников утверждает, что, выходя на рынки этих стран Yamaha продажами не ограничивалась, активно занимаясь другими проектами, в том числе финансируя детские спортивные мероприятия и соревнования.

Стоит немного рассказать о новых моделях продукции компании в 2000-х. Среди мотоциклов в этой сфере выделяются MT-01, ставший родоначальником одноименной серии, первая модель перезапущенной серии V-Max, получившая огромную популярность, а также практичный и недорогой XJ6.

Yamaha XJ6
Yamaha XJ6

Не обошла внимание Yamaha и гидроциклы. Здесь имелись модели начиная с прогулочных и заканчивая спортивными. Среди них WaveRunner VX 700, продолжившая серию для новичков и славящаяся управляемостью, WaveRunner FX SHO, получивший корпус из материала с использованием нанотехнологий. Также несколько удачных моделей получили линейки мотовездеходов и снегоходов.

В этот период в структуре продаж компании по-прежнему лидировали мотоциклы, на которые приходилось 57% этого показателя. На втором месте морской транспорт — 16,8 % продаж. 15% пришлось на снегоходы, мотовездеходы, машинки для гольфа. Оставшиеся 9% — непрофильная продукция.

В целом компания работала без особых проблем ко второй половине 2000-х. Впрочем, в 2008 году начался новый мировой кризис, который отрицательно повлиял на Yamaha Motor и как следствие привел к смене руководства. Новым президентом компании в 2009 году стал Цунеджи Тогами.

Тогами получил под свой контроль инновационную компанию, терпящую убытки в условиях кризиса, и прежде всего начал с реорганизации производственных систем и вывода на азиатский рынок новой продукции. При этом требования к качеству оставались высочайшими, а компания продолжила активно поддерживать различные спортивные и публичные инициативы. Уже в 2010 году Yamaha Motor вернула себе прибыльность.

В этом же году новым главой компании стал Хироюки Янаги. Cмена главы произошла из-за проблем со здоровьем у Тогами. Новый президент продолжил реструктуризацию, которая зацепила руководство и рабочий состав. Кроме того, было проведено крупное сокращение сотрудников, стоившее работы нескольким тысячам человек.

Так в 2010-2012 году Yamaha смогла сэкономить 75 млрд йен. Впрочем, план компании был гораздо более амбициозным и воплотить его в жизнь полностью не получилось. В частности, сумма продаж так и не достигла 1,4 триллиона йен. На 2013-2015 годы был озвучен новый план по развитию компании. Относительно финансовых показателей – сумма продаж 1,6 трлн йен и операционная прибыль — 80 млрд йен.

Кроме того, планировалось снизить издержки на 90 млрд йен. Добиться этих показателей планировалось за счет выпуска 250-кубовых моделей продукции компании начиная с мотоциклов и заканчивая снегоходами. В отрасли мотоциклов Yamaha сосредоточилась на рынках Индии и других странах Юго-Восточной Азии планируя вывести сюда большое разнообразие собственных продуктов. Не обошла вниманием Yamaha Европу и Северную Америку, где была намерена действовать расширяя линейки и представляя новые флагманские модели. Кроме того, интересной нишей для компании стали дешевые электромотоциклы.

В итоге план вполне оправдался. За указанный период на рынок было выведено около 250 продуктов. Объем продаж составил 1,61 трлн йен, а операционная прибыль120 млрд йен. Такие финансовые показатели оказались выше заложенных в план, что позволило планировать период 2016-2018 гораздо оптимистичнее.

Так, исходя из нового плана, Yamaha собирается выпустить на рынок 270 новых продуктов и добиться годового объема продаж в 2 трлн йен, а также операционной прибыли в 180 млрд. йен. Из интересных инноваций компании на данный момент стоит упомянуть две – введение искусственного интеллекта в мотоциклах для повышения безопасности анонсированное в 2016 году, а также выпуск первого серийного автомобиля запланированный на 2017 год.

Кстати, в 2013 году Yamaha вернулась на рынок автомобилей, представив компактный автомобиль Motiv, существующий в двух версиях — электрокар и работающий на бензине. Разработка не была самостоятельной, ведь для его создания пришлось привлечь автоконструктора Гордона Мюррея. Затем в 2015 году был представлен прототип спортивного автомобиля Sports Ride Concept.

Sports Ride Concept
Sports Ride Concept

В обеих разработках использовалась разработанная Мюрреем технология iStream. Говоря о Yamaha Motor, нельзя не упомянуть Motobot — робота-мотоциклиста, который представлен на Tokyo Motor Show в 2015 году. В отличие от других роботов в этой сфере, Motobot способен управлять мотоциклом с мощностью в 200 лошадиных сил. Впрочем, о том, насколько справляется со своей работой Motobot, информации мало.

Yamaha Motobot
Yamaha Motobot

Разработка пока представляет собой прототип, которому предстоят доработки. Развить Motobot планируется до робота, способного управлять мотоциклом на скорости в 200 км/ч и пока только по ровной поверхности. Использовать полученные благодаря этой разработке технологии планируется для создания систем безопасности и помощи мотоциклисту-человеку.

У Yamaha длительная история, наполненная инновациями и конкуренцией. Несмотря на то, что Yamaha Corporation, и Yamaha Motor действуют практически независимо друг от друга, они имеют общие черты — стремятся к нововведениям и мировому лидерству, активно расширяют количество собственных продуктов и известны во всем мире благодаря незаурядным разработкам. Это и было главным наследием Торaкусу Ямаха, который едва ли в момент создания своей небольшой компании подозревал, что это начинание прославит его имя во всем мире.

реклама
разместить
1 комментарий

Комментарий недоступен