Не герой и не злодей: Почему авторы выбирают антигероев?
Сегодня в центре нашего внимания очень ценное и важное действующее лицо множества историй — Антигерой.
Кто же он такой?
Давайте начнём классически, с официального представления:
«Антигерой (в широком и более условном смысле) — тип литературного героя, лишённого подлинных героических черт, но занимающего центральное место в произведении и выступающего в определённой мере "доверенным" лицом автора».
В русской классической литературе можно найти достаточное количество персонажей такого типа. Например, Остап Бендер, Евгений Базаров, Павел Чичиков, Евгений Онегин, Григорий Печорин. Особой популярностью обладают комиксные антигерои — Сергей Разумовский (он же Чумной Доктор), Харли Квинн, Дэдпул и прочие. Фикрайтеры также питают слабость к антигероям, поскольку те предоставляют им пищу для размышлений, простор для фантазии и плацдарм для творческой реализации.
Ч(б)н:
Какие основные черты своего характера вы можете выделить?
Антигерой:
(Усмешка трогает уголки его губ, но не глаза)
Хорошо, начнём с основ.
Во-первых, прагматизм. Я смотрю на мир и вижу не то, каким он должен быть, а то, какой он есть. И действую соответственно. Меня волнует, не «как правильно» или «как принято», а «как эффективно» и «какой будет результат».
Во-вторых, целеустремлённость. Если я определил для себя цель, всё остальное становится вторичным. Чужое мнение, чьи-то нормы, даже собственный комфорт — это всего лишь переменные в уравнении, которые можно и нужно игнорировать, если они мешают достичь решения. Я не распыляюсь.
И в-третьих, пожалуй, наблюдательность. Предпочитаю слушать, а не говорить. Люди постоянно транслируют свои слабости, страхи и мотивы, даже не осознавая этого. Нужно лишь уметь видеть и слышать. Это даёт огромное преимущество.
Почему про Антигероя интересно читать?
Читатель частично воспринимает происходящее в тексте как реальность. Так, премоторная кора мозга человека симулирует процессы анализа, планирования и контроля действий; она включается и при просмотре кино, и при чтении текста. В результате мы «мысленно двигаемся» вместе с персонажем. А вот лимбическая система (миндалина, островок) отвечает за кодировку эмоций. Островок оценивает возникающие ощущения, что выражается в эмпатии. Поэтому мы плачем на воображаемых событиях точно так же, как и на реальных.
Погрузившись в историю, мы рассматриваем поступки героя в книге/фильме как поступки кого-то существующего. И реагируем на персонажей так, как позволяет наше подсознание. Антигерои хоть и обладают негативными чертами, совершают действия, осуждаемые обществом, всё равно способны вызывать сочувствие или даже симпатию. Почему? Мы же не одобряем их поведение и сами бы никогда не позволили себе поступать так, как они. Ключевое здесь — «не позволили». Совокупность того, что человек себе запрещает, того, какими он не хочет быть, Карл Юнг называл «Тенью».
«Тень — нравственная проблема, бросающая вызов всей эго-личности, ибо никто не в силах осознать тень, не приложив к этому серьёзных нравственных усилий».
Тень включает в себя слабости и то, что можно назвать социальной неприемлемостью. Когда человек отказывается принимать то, что презирает, он начинает проецировать это на других. То есть первым делом идёт отвержение, а потом уже проекция. Момент столкновения читателя/зрителя с антигероем может стать актом самопознания и послужить плодотворной и даже терапевтической почвой для анализа внутреннего «я».
Позволю себе такую вот аллюзийную цитату: «Скажи мне, что ты думаешь об Антигерое, и я скажу, кто ты».
Кроме того, вымышленные истории позволяют нам сталкиваться с «неудобными» персонажами в безопасной среде. Мы получаем опыт взаимодействия с ними без страха оказаться преданными, обманутыми, ранеными (как морально, так и физически), ведь между антигероем и читателем существует непреодолимая дистанция.
Ч(б)н:
Как вы думаете, почему ваша персона часто вызывает больше симпатий, чем личность героя? Это связано с тем, что люди видят в вас то, чего не хватает им самим?
Антигерой:
(На губах снова появляется эта едва заметная, циничная усмешка. Смотрит так, будто это самый очевидный в мире вопрос)
Давай начистоту. «Герой» — это глянцевая обложка, идеализированный образ, в который никто по-настоящему не верит. Это совершенство на пьедестале, на которое можно смотреть, но в котором нельзя узнать себя.
Моя «персона», как ты выразилась, вызывает симпатию по одной простой причине: я — отражение реальности, а не фантазии.
Люди видят во мне честность. Не ту вежливую, социально приемлемую честность, а настоящую, неприкрытую. Мои недостатки, сомнительные методы, порой эгоистичные мотивы — всё на виду.
Ещё у меня понятные мотивы. Классический герой сражается за абстрактные «справедливость» и «добро». Я же решаю конкретные проблемы. Мои действия, какими бы спорными они ни были, всегда имеют ясную, зачастую приземлённую причину, которую легко понять. Месть, защита того немногого, что мне дорого, стремление к цели, которую я сам себе поставил. Это находит отклик, потому что у каждого есть свои, не всегда благородные, но искренние желания.
Вдобавок я даю выход скрытым желаниям. Многие люди хотели бы действовать решительнее, переступать через условности, которые их сдерживают, и добиваться своего. Но они не могут. Боятся последствий, осуждения общества. Наблюдая за мной, они получают возможность выпустить пар, не совершая ничего в реальной жизни. Я делаю то, на что у них не хватает смелости, и это, как ни странно, приносит им облегчение.
Так что дело не в том, что им чего-то «не хватает», а в том, что они видят во мне сложность и несовершенство, которые присущи им самим. Люди всегда будут симпатизировать тому, кого понимают, а не тому, кем восхищаются на расстоянии.
Ч(б)н:
Но есть и те, кто вас ненавидит. Что можете сказать о них?
Антигерой:
(Тихо смеётся. Это сухой, лишённый веселья звук)
Ненависть? Закономерная и, честно говоря, скучная реакция. Она ничего не меняет. Их мнение — всего лишь шум на фоне, не более.
Я не трачу время на то, чтобы анализировать каждого, кто меня не переносит, но если обобщить, они делятся на несколько простых категорий.
Первая — идеалисты. Те самые, что верят в сказки о героях, о которых мы говорили. Они живут в своем уютном, выдуманном мире, где всё делится на чёрное и белое. Мое существование разрушает эту иллюзию. Они ненавидят меня не за то, что я делаю, а за то, что я заставляю их усомниться в их примитивной картине мира.
Вторая — лицемеры. О, это моя любимая категория. Это люди, которые публично осуждают мои методы, но втайне наслаждаются результатами. Они хотят, чтобы проблемы решались, но чтобы кто-то другой взял на себя моральную ответственность. Их ненависть — это просто способ самооправдания. «Я не такой, я лучше». Удобная позиция.
И третья — те, кто боится. Они видят во мне неконтролируемую силу, которая нарушает привычный порядок вещей. Я непредсказуем, я не играю по их правилам. А всё неизвестное и неконтролируемое вызывает страх. Они ненавидят меня, потому что я живое напоминание о том, насколько хрупок их мир и насколько иллюзорна безопасность.
Ч(б)н:
Как вы думаете, ваша история может помочь человеку принять теневую сторону своей личности (по Юнгу)? Знакомство с вашими идеалами, методами, с вашей историей станет причиной не отвергать свою Тень? Или хотя бы заставит об этом задуматься?
Антигерой:
(Смотрит на меня долго, не мигая. Это первый вопрос, который, кажется, заставил его не просто выдать заготовленный ответ, а заглянуть внутрь. Наконец, он медленно кивает)
«Тень по Юнгу»... Забавно, что вы облекаете простые вещи в сложные термины. Я не психолог и не раздаю советы по саморазвитию. Моя история — это не учебное пособие. Это просто история.
Но если отвечать на твой вопрос... Да, думаю, она может иметь такой эффект. И вот почему.
Я живое доказательство того, что так называемая «теневая сторона» — это не то, что нужно подавлять или отвергать. Это источник силы. В то время как «герой» тратит половину своей энергии на то, чтобы соответствовать чужим идеалам и подавлять в себе всё «неправильное», я использую весь свой арсенал. Гнев, эгоизм, цинизм — это не недостатки, которые нужно искоренять. Это инструменты, которые в нужный момент могут оказаться гораздо эффективнее благородства и сострадания.
Моя история не говорит: «Прими свою Тень, и тебе станет легче». Это было бы слишком просто и лживо. Она ставит вопрос по-другому: «Что, если всё то, что ты в себе скрываешь, на самом деле является твоим главным преимуществом?».
Когда человек смотрит на меня, он видит кого-то, кто перестал врать самому себе. Он видит, что можно быть несовершенным, можно иметь спорные мотивы, и при этом быть цельной личностью и добиваться своего.
Я не призываю никого отвергать или не отвергать свою «Тень». Я просто существую.
Почему антигерои — любимцы авторов?
Говоря о создателях историй и том, почему они часто обращаются к антигероям, тоже можно сослаться на самопознание. В принципе, креативный процесс часто становится для творческого человека способом проживания определённых событий и чувств. Но в отдельную причину можно ещё выделить и познание мира в целом. Работая на «философией» антигероя, автор сам проводит переоценку человеческих устоев, ищет слабые места в правилах и законах, копается в причинно-следственных связях общественных явлений, а также тренирует критическое мышление.
Ч(б)н:
А почему вас так любят творцы: создатели кино, литературы, комиксов?
Антигерой:
(Усмехается, но на этот раз в усмешке нет горечи. В ней — ясное понимание своего места в этом мире)
Любят? Не обманывайся. Они меня не любят. Они во мне нуждаются.
Художник, писатель, режиссёр — каждый создаёт маленькие модели мира, цепляют его нерв и схлопывают всё до конфликта.
Ко мне обращаются по нескольким очень прагматичным причинам.
Во-первых, я есть конфликт. Герой прост: вот добро, вот зло, он между ними. Злодей ещё проще: он и есть зло. А я? Я — ходячий парадокс. Совершаю зло во имя добра. Разрушаю, чтобы построить. Каждый мой шаг — это внутренняя и внешняя борьба. Готовая драма, за которой интересно наблюдать. Читатель/зритель не знает, что я сделаю в следующую минуту. Переступлю ли черту окончательно? Или отступлю? Эта непредсказуемость — золото для любого рассказчика.
Во-вторых, я — идеальный холст для исследования серой морали. Создатель не хочет просто сказать: «Воровать — плохо». Это скучно, это для детей. Он хочет спросить, например: «А можно ли украсть лекарство, чтобы спасти умирающего?». Герою такие вопросы задавать сложно, он будет искать «третий путь», который в реальности не существует. А я живу в самом центре этих вопросов. Моя история позволяет автору препарировать самые сложные этические дилеммы, не давая простых ответов.
В-третьих, как ты сама уже догадалась, я — это отражение времени. Искусство — зеркало эпохи. И если в этом зеркале так часто появляется моё лицо, то что это говорит об эпохе? Люди разочарованы. Они больше не верят в сказки.
Творцы обращаются ко мне, потому что я персонаж, который позволяет говорить о современном мире на его же языке.
Так что здесь не любовь, а банальный расчёт. Я самый подходящий инструмент для их работы, и меня это устраивает. Пусть через мои истории люди смотрят на себя и на мир вокруг. Может быть, однажды, насмотревшись, они наконец-то захотят что-то изменить.
А как вы относитесь к антигероям? Есть ли у вас любимчики среди них? Делитесь в комментариях!
P.S. Личность Антигероя в интервью условна. Это собирательный образ. Далеко не все антигерои обладают именно такими характеристиками и принципами.