серверов от Acer
История Birkenstock: как 250-летняя компания продаёт миллионы «самых страшных» и модных тапочек в год Статьи редакции
Бизнес перестал быть семейным в 2021 году. Продав свои доли, наследники династии Биркенштоков стали миллиардерами.
Появление «биркенштоков»
В 1774 году в церковной записи города Ланген-Берхайма впервые зафиксировали упоминание о сапожнике Иоганне Адаме Биркенштоке. Именно этот год компания Birkenstock считает датой своего основания.
В 1896 году потомок Иоганна Адама, Конрад Биркешток, cделал первую пару обуви с главным отличительным признаком «биркенштоков», изогнутой стелькой. Такая стелька поддерживала свод стопы: до этого момента их делали плоскими.
Торговал обувной мастер через два своих магазина во Франкфурте, а чтобы рекламировать товар, читал лекции об обуви и обувном деле. Кроме того, он продавал лицензии на изготовление изогнутых стелек другим сапожникам.
Американские и европейские туристы, активно посещавшие курорты (например, Баден-Баден), охотно покупали товары для здоровья и фитнеса — в том числе обувь.
В 1925 году Конрад Биркеншток построил первый собственный завод во Фридберге. Основным продуктом была изогнутая стелька по фирменной технологии. А в 1932 году его сын Карл запустил курсы по подиатрии: еженедельно он рассказывал о поддержании здоровья ног.
Часть советов из этих курсов, например, чаще ходить босиком на природе, издали в книгах «Руководство по уходу за ногами» в 1935 году и «Подиатрия — система Карла Биркенштока» в 1947 году тиражами в 15 и 14 тысяч экземпляров соответственно. К 1983 году «Руководство по уходу за ногами» переиздали тиражом в 360 тысяч экземпляров.
Компания тем временем производила сандалии со стельками анатомической формы из четырёх слоёв: джута, амортизирующего пробко-латексного слоя, снова джута и верхнего слоя из замши.
В 1963 году Карл Биркеншток представил сандалии Madrid на тонком ремешке, подумав, что они будут хороши «для занятий спортом». Чтобы они не спадали, покупатель всё время напрягал пальцы ног — это держало в тонусе икроножные мышцы, считал Биркеншток.
А в 1973 году он же изменил систему производства, оснастив завод конвейерным станком, который автоматизировал выпуск стелек по заданным параметрам на основе единого лекала.
В это же время, в 1966 году в Германию с визитом приехала портниха Марго Фрейзер, немка, живущая в США. В поисках удобной для своих больных ног обуви она купила пару «биркенштоков» в фирменном магазине. А затем привезла в США друзьям ещё несколько пар — и открыла в 1971 году представительство компании в США под названием Birkenstock Distribution USA.
Все женские туфли были узкими и с заостренными носами. Даже у так называемой здоровой обуви был каблук. Поскольку у миллионов женщин в Соединенных Штатах болят ноги, я подумала, что их будет легко заставить надеть эту чудесную обувь.
По словам главы связей с общественностью Birkenstock Йохена Гуци, Карл Биркеншток решил сотрудничать с Фрейзер не потому, что она была профессионалом, а потому что она была «персоной, заслуживающей доверия».
Первые продажи Birkenstock Distribution USA шли плохо, так как покупатели считали обувь уродливой и называли её «сандалиями Иисуса», а продавцы сравнивали её с маленькими лодками.
Всю обувь Birkenstock делали из натуральных материалов: кожи, меди, пробки, фетра, натурального латекса. Поэтому в качестве маркетингового хода Марго Фрейзер начала поставлять обувь в магазины, которые специализировались на здоровом образе жизни.
Первыми покупателями стали владельцы этих магазинов, проводящие много времени на ногах. После этого хиппи, а вскоре и другая молодая аудитория активно покупали сандали на фоне бума движения возвращения к природе. В 1973 году компания выпустила Arizona, новую модель сандалий с двумя петлями вместо одной.
В 1984 году к Birkenstock присоеднился сын Карла Биркенштока — Алекс. Тот в 1988-м применил в производстве стельки водорастворимый клей. Это сделало обувь ещё экологичнее — раньше Birkenstock использовала клей, требующий растворителя, который мог вредить окружающей среде.
К моменту вступления Алекса Биркенштока и двух его братьев (Стефана и Кристиана) во владение фирмой в 1990 году, Карл Биркеншток разделил её на 38 независимых филиалов. У каждого из братьев были свои взгляды на управление своей частью фирмы и поэтому между ними вспыхивали конфликты. Общий темп роста производства в 90-е годы составил всего 2% в год.
Конкуренты Birkenstock
Обувь Birkenstock покупатели называли страшной из-за внешнего вида. Кроме того, благодаря ЗОЖ-магазинам журналы ассоциировали «биркенштоки» с культурой хиппи: они действительно были популярны в контркультуре.
Несмотря на это, в 1990 году «биркенштоки» вошли в моду. Так, модный журнал The Face вышел со снимками Кейт Мосс в сандалиях Birkenstock. В 1993 году модельер Марк Джейкобс выбрал эту обувь для демонстрации со своей коллекцией одежды на модном показе. А в нулевых журналисты и фотографы замечали сандали на знаменитостях, например, на Гвинет Пэлтроу и Джуде Лоу.
На волне популярности «биркенштоков» похожие внешне модели выпустили Reebok и Scholl. В ответ Birkenstock открыла магазины в США и выпустила линейки обуви для официантов, врачей и тех, кто работает с электричеством: так, серия антистатической обуви ESD покрыта специальным составом, предотвращающим накопление электрического заряда.
В 2003 году жена Кристиана Биркенштока, Сюзанна Папенброк, развелась с ним после 15 лет брака. И тут же начала выпуск собственной линии обуви Beautystep под маркой Susanne Birkenstock International.
За три года она продала 40 тысяч пар обуви. Покупатели путали фирменные товары Birkenstock с обувью Сюзанны — поэтому Биркеншток подал иск. В 2006 году последовал суд, в результате которого Сюзанна оставила за собой право выпускать обувь по фирменному лекалу без права применения торгового знака Birkenstock.
В это время компания Марго Фрейзер, Birkenstock Distribution USA, продолжала продавать обувь компании в США до 2007 года, когда Birkenstock выкупила её.
Высокая мода и передача управления фирмой
Между братьями Алексом, Стефаном и Кристианом с 1990 года вспыхивали разногласия по поводу управления 38 разрозненными подразделениями фирмы, поэтому они решили пригласить сторонних консультантов. В 2012 году впервые в истории Birkenstock они передали управление фирмой не родственникам семьи, а менеджерам Оливеру Райхерту и Маркусу Бенсбергу.
Решение было удачным: за время их управления продажи компании выросли с 11,3 млн пар в 2012 году до 25 млн пар обуви в 2018 году, а выручка выросла в 10 раз по сравнению с последними пятью годами.
В 2012 году дизайнер французского дома моды Céline Фиби Фило показала новую модель сандалий, отороченных мехом на неделе моды в Париже. Журналисты назвали их «самыми страшными туфлями в мире».
В 2013 году Стефан Биркеншток продал свою долю в 30% фирмы братьям и вышел из бизнеса. Хотя сумма сделки неизвестна, предполагают, что он получил несколько сотен миллионов долларов.
Вскоре после его ухода компания расширила ассортимент: в 2017 году она начала продажи собственной натуральной косметики и товаров для сна.
Birkenstock сейчас
В 2016 и 2018 годах фирма получила награду PETA как «наиболее дружественная экологии», также в 2018 году продажи Birkenstock по оценке издания The Cut выросли по сравнению с 2012 годом в три раза, до $800 млн.
Компания к 2021 году выпускает не только сандали, но и прочие виды обуви: сапоги, тапочки, ботинки. А также продаёт косметику, ремни, сумки, носки и матрасы.
Самыми популярными моделями Birkenstock (55% продаж от 23,8 млн пар обуви) в 2019 году по-прежнему были модели сандалей Arizona, Madrid и Gizeh.
Для модели Arizona фирма выпустила водонепроницаемую полимерную модель EVA, ценой €25 против €49 за классическую модель из джута и замши. Она предназначена для стран Юго-Восточной Азии. По оценкам The Cut, продажи этой модели составили 15% от общего числа продаж обуви Birkenstock в 2019 году.
В 2020 году Vogue назвал сандали от Birkenstock одним из главных трендов года.
В 2021 году компания перестала быть семейной — её выкупила частная инвестиционная фирма L Catterton. Сумму сделки стороны не разглашали, но, по оценке Bloomberg, она составила около €4–4,5 млрд. А продавшие свои доли Алекс и Кристиан Биркенштоки стали миллиардерами.
О, сандали на носки ! Поддерживаю! А то босиком некоторые носят, а там какие-нибудь грязные нестриженные ногти... уж лучше пусть оно в носках будет
Ноги могут быть пыльные, если с дачи например, а вот сандали на носки - это уже нетривиальный вопрос к психике обутого )
Не, как раз норм. Не натирает, смотрится эстетичнее, обувь как-никак. Мы же не про кроксы говорим, в которых ходят гамно месить. Ну а если носки грязные это зашквар, какая разница носки или штанина. Для дачи надо там галоши или говноступы сменные.
Вообще бред с носками, решил кто-то что надо сандали без носков и все стали это повторять, эстеты типа дох*я, хотя щас вон с классическим пиджаком и брюками таскают беговые кроссовки (!) и ничо, типа не зашквар, хотя имхо вот это и есть настоящая безвкусица - полное смешение стилей, прямых и косых линий, материалов, цветов, областей (официальные мероприятия vs фитнес) и тп, типа как шпильки с фуфайкой
Просто нету какого-то шизоидного чувака бунтаря, который бы подал пример носить шлепки с носками.
Дык я постоянно таскаю так, но блин я не в России:( Вот приеду, стану законодателем моды. А то на марс летаем, а вотэтосамое не научились )
" сандали на носки - ...вопрос к психике обутого" - можно попробовать носки на сандалии )
14 лет в теплое время года не вылезаю из сандалий Teva Hurricane. Без носок конечно. Никакие камушки мне не мешают. Вечером ноги помыл и все.
Это из серии "кофе только ОН", комплексы небыдла.
В европе все сандалии на носки надевают.
Зато без носков ноги можно ополоснуть прямо в сандалиях, не снимая - подошёл на улице к колонке с водой, подставил ноги и вся пыль смылась.
Это да, но если сандалии из кожи, или есть тканевые элементы, то они потом будут неприятно мокрые
Так скоро сезон таких модников начнется. Будут разные носки, цвета, но самое весёлое когда вьетнамки на носки. Такие особи редко попадаются...
Не проще ли вовремя стричь ногти? Топсайдеры и мокасины тоже не принято с носками надевать.
Ну им видимо не проще. И ноги мыть то ли лень то ли воду экономят
"Сумму сделки стороны не разглашали, но, по оценке Bloomberg, она составила около €4–4,5 млн. А продавшие свои доли Алекс и Кристиан Биркенштоки стали миллиардерами" - то есть, парням до ярда не хватало несколько лямов. (опечатка)
Нравятся подобные статьи, не к автору данной претензия. Почему-то у немецких и близких компаний период 30-50хх прошлого века деликатно умалчивается...
А то окажется, что армия Роммеля в Африке в Биркенштоках тусила...
Биркенштоки раньше: председательствовали на заседаниях круглого стола короля Артура, в составе передовой конницы брали Мордор, взмахом меча сносили голову Левиафану
Биркенштоки сейчас: продают самые страшные и модные тапочки
Отличная статья тоже самое как хорошая реклама. Никогда не было у меня обувь биркенштока и стало интересно покупать.😊
Сумму сделки стороны не разглашали, но, по оценке Bloomberg, она составила около €4–4,5 млн.
А продавшие свои доли Алекс и Кристиан Биркенштоки стали миллиардерами
Это как?
карантин заставил многие предприятия сменить владельца или покинуть рынок, не все хотят приспасабливаться к новым условиям через 250 лет, вот и ищут тех, кому интересно или надобно
Вот это я понимаю — бизнес олдсульный!!! Куча поколений, от основателей до потомков трудились сменяя друг друга 250 лет — от основания до экзита! Не то что нынешние скороспелки-единороги. Тьфу!
Комментарии