{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

История Birkenstock: как 250-летняя компания продаёт миллионы «самых страшных» и модных тапочек в год Статьи редакции

Бизнес перестал быть семейным в 2021 году. Продав свои доли, наследники династии Биркенштоков стали миллиардерами.

Реклама Birkenstock в 1968 году CNN

Появление «биркенштоков»

В 1774 году в церковной записи города Ланген-Берхайма впервые зафиксировали упоминание о сапожнике Иоганне Адаме Биркенштоке. Именно этот год компания Birkenstock считает датой своего основания.

В 1896 году потомок Иоганна Адама, Конрад Биркешток, cделал первую пару обуви с главным отличительным признаком «биркенштоков», изогнутой стелькой. Такая стелька поддерживала свод стопы: до этого момента их делали плоскими.

Торговал обувной мастер через два своих магазина во Франкфурте, а чтобы рекламировать товар, читал лекции об обуви и обувном деле. Кроме того, он продавал лицензии на изготовление изогнутых стелек другим сапожникам.

Американские и европейские туристы, активно посещавшие курорты (например, Баден-Баден), охотно покупали товары для здоровья и фитнеса — в том числе обувь.

Посетители курсов Биркенштока, 1935

В 1925 году Конрад Биркеншток построил первый собственный завод во Фридберге. Основным продуктом была изогнутая стелька по фирменной технологии. А в 1932 году его сын Карл запустил курсы по подиатрии: еженедельно он рассказывал о поддержании здоровья ног.

Часть советов из этих курсов, например, чаще ходить босиком на природе, издали в книгах «Руководство по уходу за ногами» в 1935 году и «Подиатрия — система Карла Биркенштока» в 1947 году тиражами в 15 и 14 тысяч экземпляров соответственно. К 1983 году «Руководство по уходу за ногами» переиздали тиражом в 360 тысяч экземпляров.

Книга «Подиатрия - система Карла Биркенштока» Heddels

Компания тем временем производила сандалии со стельками анатомической формы из четырёх слоёв: джута, амортизирующего пробко-латексного слоя, снова джута и верхнего слоя из замши.

В 1963 году Карл Биркеншток представил сандалии Madrid на тонком ремешке, подумав, что они будут хороши «для занятий спортом». Чтобы они не спадали, покупатель всё время напрягал пальцы ног — это держало в тонусе икроножные мышцы, считал Биркеншток.

А в 1973 году он же изменил систему производства, оснастив завод конвейерным станком, который автоматизировал выпуск стелек по заданным параметрам на основе единого лекала.

Так выглядят стельки на заводе Birkenstock в 21 веке TheCut

В это же время, в 1966 году в Германию с визитом приехала портниха Марго Фрейзер, немка, живущая в США. В поисках удобной для своих больных ног обуви она купила пару «биркенштоков» в фирменном магазине. А затем привезла в США друзьям ещё несколько пар — и открыла в 1971 году представительство компании в США под названием Birkenstock Distribution USA.

Все женские туфли были узкими и с заостренными носами. Даже у так называемой здоровой обуви был каблук. Поскольку у миллионов женщин в Соединенных Штатах болят ноги, я подумала, что их будет легко заставить надеть эту чудесную обувь.

из письма Марго Фрейзер

По словам главы связей с общественностью Birkenstock Йохена Гуци, Карл Биркеншток решил сотрудничать с Фрейзер не потому, что она была профессионалом, а потому что она была «персоной, заслуживающей доверия».

Первые продажи Birkenstock Distribution USA шли плохо, так как покупатели считали обувь уродливой и называли её «сандалиями Иисуса», а продавцы сравнивали её с маленькими лодками.

Разные модели биркенштоков Heddels

Всю обувь Birkenstock делали из натуральных материалов: кожи, меди, пробки, фетра, натурального латекса. Поэтому в качестве маркетингового хода Марго Фрейзер начала поставлять обувь в магазины, которые специализировались на здоровом образе жизни.

Первыми покупателями стали владельцы этих магазинов, проводящие много времени на ногах. После этого хиппи, а вскоре и другая молодая аудитория активно покупали сандали на фоне бума движения возвращения к природе. В 1973 году компания выпустила Arizona, новую модель сандалий с двумя петлями вместо одной.

Ретроплакат с рекламой Birkenstock, слева модель Madrid, справа Arizona Heddels

В 1984 году к Birkenstock присоеднился сын Карла Биркенштока — Алекс. Тот в 1988-м применил в производстве стельки водорастворимый клей. Это сделало обувь ещё экологичнее — раньше Birkenstock использовала клей, требующий растворителя, который мог вредить окружающей среде.

К моменту вступления Алекса Биркенштока и двух его братьев (Стефана и Кристиана) во владение фирмой в 1990 году, Карл Биркеншток разделил её на 38 независимых филиалов. У каждого из братьев были свои взгляды на управление своей частью фирмы и поэтому между ними вспыхивали конфликты. Общий темп роста производства в 90-е годы составил всего 2% в год.

Конкуренты Birkenstock

Обувь Birkenstock покупатели называли страшной из-за внешнего вида. Кроме того, благодаря ЗОЖ-магазинам журналы ассоциировали «биркенштоки» с культурой хиппи: они действительно были популярны в контркультуре.

Несмотря на это, в 1990 году «биркенштоки» вошли в моду. Так, модный журнал The Face вышел со снимками Кейт Мосс в сандалиях Birkenstock. В 1993 году модельер Марк Джейкобс выбрал эту обувь для демонстрации со своей коллекцией одежды на модном показе. А в нулевых журналисты и фотографы замечали сандали на знаменитостях, например, на Гвинет Пэлтроу и Джуде Лоу.

Кейт Мосс в сандалиях Birkenstock в The Face, 1990 год TheFace

На волне популярности «биркенштоков» похожие внешне модели выпустили Reebok и Scholl. В ответ Birkenstock открыла магазины в США и выпустила линейки обуви для официантов, врачей и тех, кто работает с электричеством: так, серия антистатической обуви ESD покрыта специальным составом, предотвращающим накопление электрического заряда.

Модный показ с обувью Birkenstock

В 2003 году жена Кристиана Биркенштока, Сюзанна Папенброк, развелась с ним после 15 лет брака. И тут же начала выпуск собственной линии обуви Beautystep под маркой Susanne Birkenstock International.

За три года она продала 40 тысяч пар обуви. Покупатели путали фирменные товары Birkenstock с обувью Сюзанны — поэтому Биркеншток подал иск. В 2006 году последовал суд, в результате которого Сюзанна оставила за собой право выпускать обувь по фирменному лекалу без права применения торгового знака Birkenstock.

В это время компания Марго Фрейзер, Birkenstock Distribution USA, продолжала продавать обувь компании в США до 2007 года, когда Birkenstock выкупила её.

Высокая мода и передача управления фирмой

Между братьями Алексом, Стефаном и Кристианом с 1990 года вспыхивали разногласия по поводу управления 38 разрозненными подразделениями фирмы, поэтому они решили пригласить сторонних консультантов. В 2012 году впервые в истории Birkenstock они передали управление фирмой не родственникам семьи, а менеджерам Оливеру Райхерту и Маркусу Бенсбергу.

Решение было удачным: за время их управления продажи компании выросли с 11,3 млн пар в 2012 году до 25 млн пар обуви в 2018 году, а выручка выросла в 10 раз по сравнению с последними пятью годами.

В 2012 году дизайнер французского дома моды Céline Фиби Фило показала новую модель сандалий, отороченных мехом на неделе моды в Париже. Журналисты назвали их «самыми страшными туфлями в мире».

Меховая пара Birkenstock от Céline Pinterest

В 2013 году Стефан Биркеншток продал свою долю в 30% фирмы братьям и вышел из бизнеса. Хотя сумма сделки неизвестна, предполагают, что он получил несколько сотен миллионов долларов.

Вскоре после его ухода компания расширила ассортимент: в 2017 году она начала продажи собственной натуральной косметики и товаров для сна.

Birkenstock сейчас

В 2016 и 2018 годах фирма получила награду PETA как «наиболее дружественная экологии», также в 2018 году продажи Birkenstock по оценке издания The Cut выросли по сравнению с 2012 годом в три раза, до $800 млн.

Компания к 2021 году выпускает не только сандали, но и прочие виды обуви: сапоги, тапочки, ботинки. А также продаёт косметику, ремни, сумки, носки и матрасы.

Тапочки фирмы Birkenstock Hypebeast

Самыми популярными моделями Birkenstock (55% продаж от 23,8 млн пар обуви) в 2019 году по-прежнему были модели сандалей Arizona, Madrid и Gizeh.

Для модели Arizona фирма выпустила водонепроницаемую полимерную модель EVA, ценой €25 против €49 за классическую модель из джута и замши. Она предназначена для стран Юго-Восточной Азии. По оценкам The Cut, продажи этой модели составили 15% от общего числа продаж обуви Birkenstock в 2019 году.

В 2020 году Vogue назвал сандали от Birkenstock одним из главных трендов года.

Arizona EVA от Birkenstock TheCut

В 2021 году компания перестала быть семейной — её выкупила частная инвестиционная фирма L Catterton. Сумму сделки стороны не разглашали, но, по оценке Bloomberg, она составила около €4–4,5 млрд. А продавшие свои доли Алекс и Кристиан Биркенштоки стали миллиардерами.

В планах компании на 2022 год — увеличение продаж на рынках Китая и Индии, где Birkenstock начали работать в 2020 году. Всего же, по данным на 2021 год, Birkenstock торгует в 100 странах мира.

#birkenstock #обувь #какэтобыло

0
55 комментариев
Написать комментарий...
Бабка в засаде

О, сандали на носки ! Поддерживаю! А то босиком некоторые носят, а там какие-нибудь грязные нестриженные ногти... уж лучше пусть оно в носках будет 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Антипов

Так скоро сезон таких модников начнется. Будут разные носки, цвета, но самое весёлое когда вьетнамки на носки. Такие особи редко попадаются...

Ответить
Развернуть ветку
52 комментария
Раскрывать всегда