С основателем сервиса поисковых рекомендаций Surfingbird Сергеем Шалаевым в последнее время выходит очень много интервью — значит, проект на самом деле интересный. Мы решили сравнить Surfingbird с его западным прообразом StumbleUpon.
Да, сейчас эти сервисы развиваются в уже достаточно разных направлениях, но в начале своего пути были похожи как капли воды — даже в именных статьях на «Википедии» есть перекрёстные ссылки.
Поэтому мы взяли одно из старых интервью (2007 год) с основателем StumbleUpon Гарреттом Кэмпом и задали Сергею все те же самые вопросы, чтобы на своей шкуре осознать разницу между бизнесом по-русски и типичным стартапом из Долины.
StumbleUpon из 2007 года и Surfingbird из 2013 года находятся примерно на одном уровне развития, так что сравнивать действительно интересно.
Важно понимать, что на момент интервью StumbleUpon было 6 лет, а Surfingbird сейчас 2 года. К тому же, 2007 год — эпоха разговоров о веб 2.0, на это нужно оглядываться, читая рассказ Кэмпа. Приступим?
Как быстро растёт проект?
Ответ Гарретта: Мы запустили StumbleUpon в 2001 году и выросли до 10 000 пользователей за первые 12 месяцев. Это были очень активные члены сообщества, которые давали обратную связь и предложения. Это круто, потому что в то время мы жили на свои и работали буквально из спален. Когда мы переехали в Сан-Франциско в 2006, у нас уже было 500 000 пользователей; с тех пор мы уже достигли 1,5 миллиона юзеров и 3,5 миллиона страниц в день.
Ответ Сергея: Сейчас у нас больше миллиона пользователей. В прошлом году росли так себе. В этом все значительно лучше. Во многом потому, что мы стали уделять очень много внимания анализу поведения наших пользователей, постоянно экспериментировать и сокращать время от гипотезы до ее воплощения в часть продукта.
Главной ошибкой для нас стало отсутствие опыта в мобильной разработке и понимания, как должен выглядеть Surfingbird на смартфонах. Сейчас мы очень активно исправляем это. Полностью переделаны приложения для iPhone и Android, на очереди iPad. Собственно, после перезапуска приложений они за месяц обогнали веб по количеству рекомендаций в день. С одной стороны, это всё очень круто, с другой — обидно, что веб так сдал позиции. В целом, это сильно скорректировало наше развитие, и сейчас мы стремимся уделять мобильным версиям больше времени, чем вебу.
[caption id="" align="aligncenter" width="1377"] Так сейчас выглядит сёрфинг через StumbleUpon[/caption]
Что в твоём проекте привлекает пользователей?
Ответ Гарретта: StumbleUpon помогает персонализированному поиску контента — люди используют его, чтобы открывать для себя новые и интересные сайты, получая рекомендации от других. Сильно помогает тулбар, который позволяет в один клик внести в систему новый сайт. Это увеличивает количество и разнообразие контента в Stumble — каждый день появляется 15 000 новых сайтов. Ещё привлекают интерактивные и социальные аспекты сервиса, потому что, используя сервис, ты активно повышаешь свой опыт, оценивая и обозревая новые страницы. В самом начале у нас почти не было никаких фишек с сообществом. Однако в последние несколько лет мы это исправили, сделав использование сервиса более привлекательным.
Ответ Сергея: Сама идея сервиса и наш подход. Мы стараемся фильтровать контент как на этапе добавления, так и с помощью алгоритмов. В этом есть своя логика, так как из заведомо нетрешовых статей, видео и фото легче рекомендовать, и эффект от ошибки менее драматичен. Мы пытаемся донести до пользователя, что ему не нужно думать, куда пойти что-то почитать, что-то посмотреть. Нужно просто зайти к нам и нажать «Surf». Дальше всё делаем мы и наши волшебные алгоритмы. Не нужно искать, нужно находить.
[caption id="" align="aligncenter" width="1376"] Так сейчас выглядит сёрфинг через Surfingbird[/caption]
Что тебя вдохновило на создание сервиса?
Ответ Гарретта: Мы начали проект через несколько лет после того, как поисковые системы начали набирать популярность. Нашей целью было создать систему, в которой вам не нужно искать высококачественный контент, систему, которая сама бы рекомендовала вам релевантные страницы, основываясь на ваших личных предпочтениях. Например, поисковые запросы в Google выводят всем одну и ту же информацию — всех под одну гребёнку. StumbleUpon работает иначе: я получу отличные от ваших результаты, потому что у нас разные личности и интересы.
Ответ Сергея: Изначально мы с Димой (второй фаундер) думали о совершенно другом сервисе, но идея была похожа. Сервис назывался «Соседи», и он находил людей по твоим интересам, живущих неподалеку от тебя. Типа отмечаешься на карте, говоришь «хочу вместе ходить в тренажерный зал» или «не с кем играть в футбол», и мы ищем вокруг людей, которые могут тебе помочь с этим.
Если вспомнить, как все было на самом деле, а не как я обычно говорю в интервью: мы просто шли с Димой по улице и я сказал, что, типа, чувак, на нашей улице живет куча телок, которым потенциально можно вдуть, а так как мы с тобой ленивые и всегда заняты якобы очень важным делами, то скорее всего этот момент настанет примерно никогда, поэтому вот бы был такой сервис, где можно узнать, кто же живет на нашей улице. В дальнейшем мы поняли, что не очень большое количество девушек захочет сообщить исчерпывающую информацию о своем местоположении неопределенному кругу лиц, а те, которые хотят этого, делают это на «Мамбе» или на каких-то хардкорных тематических форумах. Поэтому мы решили сместить фокус с дейтинга на что-то более нейтральное.
[caption id="" align="aligncenter" width="1280"] Так сейчас выглядит Шалаев (фото: Антон Беркасов для Hopes&Fears)[/caption]
Параллельно, работая в WMJ.ru (такой женский портал раньше был), мы замечали, что у редакции портала есть примерно та же проблема, что и у нас с Димой. Есть огромная аудитория, которой может быть интересен контент портала, но нет доступа к этой аудитории. И наоборот: есть пользователь и есть контент, и очень часто они где-то рядом, но не находят друг друга. И это огорчает, это проблема современного интернета, перенасыщенного информацией. Потенциально мы с Димой каждый день в шаге от отличнейшей оргии в стиле girls next door, фактически — мы проделываем каждый день один и тот же маршрут до работы, без шансов попасть в одну из «тех самых» историй. Потенциально в интернете огромное количество всяких крутых и интересных штук, но вы об этом, скорее всего, никогда не узнаете.
Поэтому мы с Димой решили развивать рекомендации по интересам не людей, а страниц, фото и видео.
Почему такой сервис может конкурировать с соцсетями в плане доставки контента?
Ответ Гарретта: Рейтинги и отзывы на StumbleUpon объединяют пользователей с близкими им по духу, даже если они не ищут новых друзей. Людям правда нравятся социальные взаимодействия на нашем сервисе, особенно потому что это происходит очень естественно и повседневно. Социальные фичи — не главная цель StumbleUpon, конечно, но это определённо позволит создать более значимый опыт, чем обычный поиск.
[caption id="" align="aligncenter" width="2400"] Так сейчас выглядит Кэмп[/caption]
Ответ Сергея: Мы не стремимся конкурировать за право первыми сообщить вам ломающие новости о рождении первенца у вашей жирной одноклассницы. Мы также не стремимся фильтровать большую часть информации, которую вы видите в VK или Facebook, потому что она отстой.
Основная проблема, которую мы стремимся решить, — это дать вам то, чем вы потенциально интересуетесь. Ваши друзья в соцсетях всегда накладывают некий фильтр на контент, возможно ненамеренно искажая и смазывая общую картину. То есть, вы не видите, что называется, big picture, а видите ссылку в вашей ленте, с каким-то мнением вашего друга, мнением, которое он может засунуть себе в жопу, мнением, о котором вы его не спрашивали. В каких-то ситуациях ваша лента может превратиться в подобие головы психически больного человека, внутри которой постоянно раздаются голоса «Навальный, Путин, Навальный, новая iOS 7, Путин, Навальный» и т. д., и вы никуда не можете от этого деться, потому что ваша лента состоит на 70% из этого. Еще 20% занимает реклама, еще 10% — фотографии детей, свадеб ваших одноклассников или коллег и постов о том, что ваш очередной друг выпил смузи и теперь бежит по Парку Горького в обтягивающих штанишках навстречу позитиву.
На это может влиять много факторов, смузи может быть больше, Путина, наоборот, меньше, но основная суть в том, что социальные сети — это не кружок по вашим интересам, это место, куда вы пришли, чтобы подглядывать за остальными и смотреть, что остальные делают, как им плохо или, наоборот, хорошо, куда они ходят, с кем у них новые отношения и тому подобное. Другими словами, ваши друзья всегда так или иначе навязывают вам свою линию.
То есть, если вы интересуетесь, скажем, мотоциклами или коллекционированием марок, то очевидно, что в социальных сетях никакого «discover» подобного контета не будет. Или вам нужно будет приложить существенные усилия, чтобы такой контент пойти и найти. Собственно, 2-3 контентных сайта, лента в ФБ или ВК, двачи, «Лепра», d3 и, пожалуй, всё. Сходить куда-то ещё нет времени, лень, и вообще непонятно куда идти.
Задача Surfingbird — закрыть последнюю милю между пользователем и контентом с минимальными затратами для первого. Регистрация, ваши интересы и понеслась.
Если вы хотите узнать, что там нового, например, в мире гаджетов, то наша задача — быстро дать вам такую возможность, в удобном виде, с веба или вашего смартфона, проанализировав ваше поведение и контент наших паблишеров.
С введением коллекций наша задача немного усложнилась, и теперь мы хотим ещё и упростить каталогизацию найденного. Я знаю нескольких дизайнеров, которые используют Surfingbird, чтобы коллекционировать разные прикольные штуки и иллюстрации. Многие юзеры коллекционируют рецепты, фото, коубы, иллюстраторов, художников. В этом плане человек маниакален, мы все любим что-то собирать, пусть даже не всегда с понятной нам самим целью.
Много ли появляется отзывов о том, что люди находят какие-то новые сайты благодаря твоему сервису?
Ответ Гарретта: Постоянно получаем такие отзывы. Здорово видеть людей, которые видят ценность в интуитивности StumbleUpon. Людям также очень нравится социальное взаимодействие — тут всё ощущается не так, как в других сообществах. Рейтинги и отзывы постепенно соединяют людей с общими интересами, а компоненты соцсети повышают качество использования сервиса.
Ответ Сергея: Нам каждый день пишут, что «Срань господня, если бы не вы, я бы никогда не узнал о существовании W-O-S, или «Постнауки», или ЦП, или whatever». А также нам пишут: «Теперь я снова читаю новости каждое утро», или: «Теперь мне есть, что смотреть по дороге на работу», или: «Я излечился от алкоголизма и стал олимпийским чемпионом». Хотя последнее это, скорее, мои фантазии. У всего этого позитива есть и обратная сторона: иногда юзеры удаляются, указывая причину «отнимает слишком много времени». Иногда нам пишут знакомые, что боятся нами пользоваться, так как Surfingbird сжирает все их время и это лучшее средство для прокрастинации, иногда кто-то из юзеров не сдает экзамен, потому что всю ночь тупил на Surfingbird. Иногда я ору на коллег, что будьте так любезны, закончите пользоваться Surfingbird и начните его делать.
Наша задача — показывать статьи, фото, видео, рецепты, коубы, гифки бесконечно. Что-то типа персонального журнала, в котором никогда не заканчиваются страницы. У нас есть кое-что для каждого, поэтому наши пользователи нас так любят.
[caption id="" align="aligncenter" width="2631"] Мобильные приложения[/caption]
Какие у тебя есть планы по развитию?
Ответ Гарретта: Мы постоянно развиваем технологию, чтобы улучшить сервис. Недавно добавили веб-интерфейс, который позволяет людям добавлять сайты без использования тулбара. Ещё запустили Search Reviews — интеграцию нашей базы отзывов и поисковых систем, то есть когда вы ищете через Google и Yahoo, к примеру, вы видите, какие сайты нравятся (или не нравятся) другим пользователям. Это работает в Firefox и IE.
Чтобы было проще добавлять в систему контент, мы запустили интерфейс, при помощи которого можно добавлять страницы так же, как в Digg или del.icio.us. То есть люди могут делать это без тулбара, таким образом увеличится число и разнородность участников StumbleUpon.
Ответ Сергея: Помимо совершенствования наших алгоритмов, мы стараемся двигаться в сторону визуализации и компоновки контента. Нам интересно микшировать разный контент между собой, делать картину дня по различным срезам, делать рекомендации, объединенные ключевыми топиками, делать последовательные связки и комбо рекомендаций. Скажем, если мы видим, что вам нравится Apple, то стараемся показать больше контента именно по тематике Apple. Например, выход новой iOS7 + интервью с Айвом + мнения экспертов + факты из истории Apple + коллекция «Лучшие приложения для iOS за 2013 год». Это наш идеал рекомендательной системы и то, над чем мы сейчас ведём работу.
Что поможет тебе одолеть конкурентов?
Ответ Гарретта: Friendster и другие соцсети популяризовали идею о том, что круто строить связи в онлайне, но не каждому хочется использовать для этого интернет. Для этого привлекательнее поисковые системы, но они не учитывают, кого вы уже знаете и что вам нравится. Мы объединили оба подхода, используя концепции веб 2.0 с самого начала. Мы не тычем вам в лицо социальные аспекты StumbleUpon, это маленький кусочек; вы можете либо оставить след в сети (добавляя или оценивая сайты), либо просматривать страницы анонимно. Мы продолжаем добавлять новые социальные функции, которые позволят открывать для себя крутой контент.
Ответ Сергея: Наверное, наше упорство и любовь к тому, что мы делаем. Стремление упрощать жизнь сотен тысяч людей, стремление найти для них что-то интересное и постоянный поиск оптимального решения этой задачи. Сейчас Surfingbird — это один из самых сильных и технологичных продуктов в российском сегменте интернета. Самое главное преимущество — мы сами пользуемся Surfingbird каждый день, и мы видим и знаем, как можно сделать его ещё лучше и куда двигаться дальше.
Выводы из этого сравнения я предлагаю читателю сделать самостоятельно.