«Общность условий жизни — вот что необходимо для воспитания нового человека»: почему на заре СССР появились дома-коммуны
Общежитие Текстильного института — «Дом-конвейер»
- Адрес: Москва, второй Донской проезд, 9.
- Годы постройки: 1929–1930.
- Архитектор: Иван Николаев.
Общежитие Текстильного института — полноценный дом-коммуна. В комплексе три корпуса: спальный, санитарный и общественный.
В спальном корпусе семь этажей. Из коридоров в спальные кабины размером 2,3 х 2,7 метра ведут сдвижные двери. Корпус выстроен на стальном каркасе — это позволило сделать длинные ленточные окна и упростить возможную смену планировку.
Спальный корпус через санитарный соединён с общественным. В последнем находились ясли для детей, кухня, столовая, актовый зал, комнаты для групповой работы, а также библиотека и общий холл для занятий. Над входом в него — кровля-терраса.
В шесть часов утра — сигнал к подъёму во всех спальных кабинах. После пятиминутной разминки — переход в санитарный блок, где у студента есть десять минут на умывание, пять на душ и ещё пять на то, чтобы одеться.
Затем — в столовую в общественном блоке. После завтрака студент ориентируется на своё расписание занятий и кружков. Вечером звучит сигнал, созывающий всех жильцов на прогулку. Вернувшись с улицы, студенты снова из общественного блока, где располагался единственный вход в здание, двигаются в спальный корпус.
На пути уже в обратном порядке — раздевалки и души. В 22 часа гаснет свет и в комнату начинает поступать озонированный воздух. Обязательная продолжительность здорового сна — восемь часов.
Распорядок сохранялся до 1960 годов. В 2016 году здание отреставрировали, в 2022 году там располагается общежитие МИСиС.
Жилой дом Общества бывших политкаторжан
- Адрес: Санкт-Петербург, Троицкая площадь, 1.
- Годы постройки: 1929–1933.
- Архитекторы: Григорий Симонов, Павел Абросимов, Александр Хряков.
Дом политкаторжан — одно из самых известных зданий эпохи авангарда в Санкт-Петербурге. Он относится к «домам переходного типа» — его строили для ветеранов каторги с подорванным здоровьем, поэтому жильцам предоставили квартиры с удобствами. Однако предполагалось, что они вместе будут питаться в столовой и проводить досуг в библиотеке или в солярии на крыше.
Дом состоит из трех соединённых корпусов по шесть-семь этажей. Всего в нём 144 квартиры по две-пять комнат. В квартирах были ванная, уборная, мусоропровод и стенная кухонная ниша с электроплиткой для разогрева еды, нагревателем и баком с водой для мытья посуды. В 1960 году в квартиры провели газ, а небольшие жилые комнаты переделали в полноценные кухни.
Отличительная черта дома — 75-метровое ленточное окно первого этажа. На первом этаже размещались Музей каторги и ссылки, зал заседаний, комнаты для занятий, столовая-ресторан с кухней, детский сад, амбулатория, закрытый магазин-распределитель, коммутаторная, домовая контора, а в подвале — механизированная прачечная, газоубежище, овощехранилище и котельная.
В доме была своя библиотека, великолепная, огромная. К ней вёл широкий балкон, где стояли столики и шезлонги. Вы могли взять книгу и читать на воздухе. На крыше находился солярий и душ. Люди выходили на крышу, общались с удовольствием.
В квартирах предусматривались балконы-консоли, для прогулок предназначались общие террасы. В подъездах были широкие, отделанные деревом и зеркалами лифты, а во дворе работал клуб с залом на 500 мест, киноустановкой и эстрадой.
В 2022 году это элитный жилой дом.
Дом-коммуна инженеров и писателей — «Слеза социализма»
- Адрес: Санкт-Петербург, улица Рубинштейна, 7.
- Годы постройки: 1929–1930.
- Архитекторы: Андрей Оль, К. Иванов, А. Ладинский.
Кооперативный дом-коммуну на паях выстроила группа молодых писателей и инженеров для «категорической борьбы со старым бытом». В шестиэтажном доме — 52 квартиры по одной-четыре комнаты, в том числе двухэтажные.
В больших квартирах предусмотрены комнаты для домработниц. На первом этаже располагались гардероб, столовая на 200 мест с кухней, детские комнаты, комнаты отдыха и библиотека-читальня.
По воспоминаниям поэтессы Ольги Берггольц, жители вселялись в дом с энтузиазмом, восторженно сдавали в общую кухню продовольственные карточки и «отжившую» кухонную индивидуальную посуду. Однако уже через несколько лет «слезинцы» признали, что попытка «фаланстера на Рубинштейна, 7 не состоялась».
Общая столовая была уже не в силах удовлетворить разнообразные вкусы обитателей дома. С пелёнками был просто ужас: сушить их было негде! Звукопроницаемость же в доме была такой идеальной, что если внизу, на третьем этаже, играли в блошки или читали стихи, у меня на пятом уже было всё слышно вплоть до плохих рифм.
Это слишком тесное вынужденное общение друг с другом в невероятно маленьких комнатках-конурках очень раздражало и утомляло.
Дом остаётся жилым, его признали памятником культурного наследия регионального значения.
Дом-башня имени Парижской коммуны — «Чайник»
- Адрес: Смоленск, улица Конёнкова.
- Годы постройки: 1931–1933.
- Архитектор: Олег Вутке.
Дом-коммуну построили по заказу рабочего жилищно-строительного кооператива «Труд». В нём семь этажей и 32 квартиры. Уборные располагались в подвале, а умывальники — в квартирах.
Многие решения принимали пайщики. Сначала они планировали построить трёхэтажный дом с коридорной системой, однако архитектор предложил дом-коммуну в виде башни. Сопоставив сметы и бытовые удобства двух вариантов, пайщики склонились к башенному. Преимущество они увидели в том, что обширная поэтажная лестничная площадка на шесть ячеек могла использоваться как холл для встреч и приёма гостей.
Также пайщики решали, что обобществлять, а что нет. Так, детей решили оставить в семьях, а кухни в квартирах ликвидировать, так как в доме запланировали столовую. Однако для желающих готовить самостоятельно при общей кухне устроили отделение на три плиты с духовками.
Кроме столовой на первом этаже располагались гостиная-кружковая, домовая контора для хранения книг, аптечки. В вестибюле — место для велосипедов и ящики для галош. Предусмотренный проектом лифт так и не смонтировали из-за экономии. Центрального отопления в доме не было, каждая ячейка обогревалась дровяной печью — из окон торчали трубы. Поэтому в народе здание прозвали чайником.
Оно расположено вблизи Вознесенского монастыря, и архитектор срифмовал его с башнями крепостной стены — у дома почти квадратный план, скругленные углы, геометрические орнаменты на кирпичных стенах.
Воду, канализацию и отопление в ячейки провели только в 1949 году, а в 1985 году дом покинули последние жители. В 2022 году башня находится в аварийном состоянии.
Коммуны в современности
В 21 веке идеи фаланстера и коммуны возрождаются в формах коливингов и кохаузингов — жилых пространств, где соседи не только делят жилплощадь, счета за коммуналку и общественные пространства, но и разделяют общие взгляды на жизнь, имеют схожие ценности.
Один из первых коливингов в России появился в 2000 году на Среднем проспекте Васильевского острова в Санкт-Петербурге — несколько друзей выкупили квартиру и начали жить вместе, вести общее хозяйство и единый бюджет.
В 2018 году в «Доме на средней» жили около 20 человек, а в Санкт-Петербурге с тех пор появилось еще несколько коммун: «18-я линия», «Римкор», «Триглинки» и другие. Есть коливинги и в других городах России.
В каждой такой общине устанавливаются правила. Например, жильцы вместе убираются по субботам, едят в определённые часы или сортируют мусор. Где-то главное правило — отсутствие правил.
Например, по словам жителей коммуны «Три четверти», главный принцип их коммуны — свобода. Обитатели дома предполагают, что рано или поздно каждый его житель без принуждения захочет сделать доброе и полезное дело для всех.
В некоторых коммунах допускаются собственные продукты питания, в других — нет, в одних коливингах люди спят в одной большой комнате и не имеют личного пространства, в других у каждого члена сообщества есть комната. Одни вместе занимаются медитацией, другие устраивают выставки, арт-шоу, музыкальные концерты.
И объединяет людей в современных коливингах желание жить в сообществе единомышленников. По словам обитателей современных коммун, их привлекает возможность весело проводить время, развиваться и реализовывать себя в творчестве и получать поддержку.
Любое маленькое общество — это система, которая быстро и непредсказуемо развивается. Так что для меня это ребёнок, которому бесполезно ставить рамки, можно разве что направлять и помогать. Только иногда я использую право вето и помогаю ребятам решить конфликты.
отношение к людям как к скоту - отличительная черта коммунизьмы
Именно поэтому когда гады коммунисты запустили первый в мире космический спутник, в США Девятку черных детей из Литл Рока чуть не линчевали, когда они пытались пройти в школу для белых.
Потом еще эти коммуняки первого черного в космос запустили и первого азиата космонавта. Вот гады. Еще до кучи женщину первую.
Ваших крестьянских предков, которые иногда в прямом смысле жили со скотом под одной крышей, до сих пор к городской культуре не приобщили. Они свои модели поведения воспроизводят из поколения в поколение, хотя эти модели и слабеют, но еще не полностью изжили себя. Человека, предки которого хотя бы 5 поколений не прожили в городе легко по бытовому поведению определить
Не то что сейчас! Вы человейники пригородов крупных городов точно видели? У курицы в инкубаторе уютней. Зато каждый личность. А главное возможность получить эту радость всего-то за каких-то 15 лет ипотеки в собственность! А качество какое, а инфраструктура, а эти роскошные дворы, школы и детские сады...
С точностью до наоборот. Как к рабочему скоту относятся к людям при капитализме. При коммунизме интересы и права человека (каждого, а не избранных) ставятся на первое место по значимости в обществе. Увы, в СССР не смогли реализовать идею... Что ж, другие смогут.
Тут можно поспорить. Отношение к людям, как к скоту-неотъемлимая часть любого общественного строя. И будем честны, капитализм с социализмом-два брата, те же яйца, только в профиль
Вы судите исходя из современных понятия о комфорте.
В начале ХХвека для большей части населения привычный уровень комфорта весьма сильно отличался