{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

«Мы решаем глобальную проблему одиночества»

Интервью с Грачиком Аджамяном — сооснователем «умного» сервиса для подбора собеседников Wakie.

Грачик Аджамян

Дважды в месяц генеральный директор компании «Нетология-групп» и ведущий подкаста «Рунетология» Максим Спиридонов беседует с российскими предпринимателями в сфере цифровых технологий и интернета.

Редакция vc.ru публикует краткую версию интервью — о том, как «социальный будильник» превратился в коммуникационную платформу, почему через семь лет после старта проект находится в ранней стадии развития, как пробиться сквозь стереотипы американских инвесторов, на чём компания зарабатывает в партнёрстве с мобильными операторами и как Wakie совмещает машинный интеллект с человеческим.

О госте — Грачик Аджамян

  • Родился в 1985 году в городе Спитак, Армения.
  • В 2008 году окончил Московский институт электроники и математики (МИЭМ).
  • В 2002 году совместно с братом открыл компанию WhiteStudio и управлял ею в течение десяти лет.
  • В 2007 году пришёл в «Яндекс» на позицию руководителя социальной сети «МойКруг».
  • В 2011 году запустил стартап «Будист.ру».
  • В 2014 году в Кремниевой долине основал компанию Wakie.
  • В 2016 году поступил в программу Y Combinator, после чего Wakie получил инвестиции от топовых американских инвесторов.

Сейчас у вас на борту 36 инвесторов, среди которых знаменитости вроде лидера группы Muse Мэтта Беллами, а также основателей PayPal и Eventbrite. Все они зашли массово после вашего поступления в Y Combinator?

Большинство — после того, как мы прошли Y Combinator. А в нём устроено так: три месяца идёт программа, затем — демодень, на котором стартапы представляют свои проекты. Если инвесторы увлеклись стартапом, то пишут его основателям с предложением встретиться. А дальше начинается обычный процесс инвестиционных переговоров.

И ты лично беседовал с каждым из тридцати шести?

Да.

Вообще, как ты попал в Y Combinator?

Мы подавали туда заявку. Она была отклонена. Через полгода подали опять. Нас позвали, но мы не сумели поехать, потому что были очень заняты. А через полгода подумали: ладно, предпримем ещё одну попытку. Снова подали — и снова нас пригласили. Мы увиделись, поговорили. И нас приняли.

Как проходил разговор? Это был питч проекта?

Десятиминутный стресс-тест. Параллельно несколько групп партнёров YC проводят собеседования с несколькими стартапами. Ты садишься, и напротив тебя, как правило, четыре-пять человек.

В течение десяти минут эти люди, у которых очень мало времени и целая очередь из команд, пытаются разглядеть тебя со всех сторон. Они устают, недослушивают, прерывают тебя, даже грубят. И шансы на успех сильно зависят от того, как предприниматель покажет себя, сумеет ли сохранить присутствие духа, находясь под давлением.

Воронка у них очень широкая. Подать заявки могут десять тысяч стартапов, а принято будет около сотни.

А сколько доходит до очной встречи?

Думаю, несколько сотен.

Как развиваются события после собеседования?

Если вас приняли, вам звонит кто-то из партнёров Y Combinator, кто больше всего загорелся вашим проектом, и сообщает: «Мы вас приняли». А отказы отправляют по почте.

Кто позвонил тебе?

Майкл Сайбл, президент Y Combinator.

И что вам предложили?

У них стандартные условия. Ты говоришь: «Отлично, я согласен» или «Нет, я не согласен, просто хотел провести интервью с вами». Но второго ответа, конечно, никто не даёт.

Каковы эти условия?

$120 тысяч за 7% компании.

Что они делают в обмен на эту долю?

Принимают тебя в программу. Каждая из осознанно пришедших в YC компаний преследует свои цели. Большинство примыкает к нему, потому что это сильнейший бренд.

Нашей основной задачей было «почистить» свою историю. В Долине российский предприниматель с российским продуктом выглядит как марсианин. Люди смотрят на то, что ты делаешь, это их впечатляет. Но ты из другого мира, из другой культуры, с другой аудиторией, непонятной им. Поэтому им страшно.

Так воспринимают россиян в Долине?

Не только россиян. Те, кто не живёт в Долине, — инопланетяне для тех, кто живёт в Долине. Есть инвесторы, которые принципиально делают инвестиции в радиусе 15 минут езды на велосипеде.

Люди извне там действительно оказываются инопланетянами или виной тому стереотип?

Скорее результат местечкового мышления, сложившегося в Долине. Понемножку ситуация улучшается, выстреливает всё больше проектов извне, их замечают. Однако стереотип действительно устойчивый. Вот есть Сэнд-Хилл-роуд — улица, на которой издавна были сосредоточены офисы крупных инвесторов. Все они друг друга знали и вкладывали деньги, как принято в деревне, — через знакомства. Но фонды меняются и стараются смотреть на вещи шире.

Итак, заявку стартапа приняли. Его основатели согласились на предложенные условия. Что потом?

Начинается программа акселерации. Она длится три месяца. Важно, в какую программу ты идёшь. Y Combinator существенно отличается от того же 500 Startups, который считается венчурным фондом номер два. В YC скорее сосредоточены на том, чтобы привить тебе фундаментальные принципы правильного технологического предпринимательства, а не на том, чтобы глубоко залезть в твой бизнес или «менторить» тебя.

Они достаточно дистантные. Так, 500 Startups выделяет каждому стартапу офис, и почти шесть месяцев люди сидят там едва ли не круглосуточно. Каждый день — лекции, очень много взаимодействий, партнёры акселератора постоянно работают с основателями, погружаются в их бизнес. Ну а в YC говорят: «Ребята, это наш офис. Если хотите где-то работать, ищите себе офис, а с нами будете видеться максимум раз в неделю».

Так что дают в основном понимание принципов [бизнеса] и доступ к определённым ресурсам. Раз в две недели у нас проходят group office hours: группа стартапов — обычно пять-шесть, — которая работает с одним ментором, встречается с ним, и каждый описывает, что сделал за прошедшее время.

Здесь есть состязательный элемент: ты знаешь, что, если будешь тянуть резину, через две недели придёшь и при других ребятах сознаешься, что никуда с прошлой встречи не продвинулся, а они наверняка окажутся молодцами и продемонстрируют свои достижения. Ментор слушает. Бывает, даёт совет, или предлагает познакомить с правильными, с его точки зрения, людьми, или говорит, что встречал такую проблему раньше, и объясняет её решение.

Это работа, приближенная к индивидуальной. Кроме того, у тебя есть доступ ко всем менторам Y Combinator: ты можешь им назначить эти office hours. Например, выбрать человека, который создал Gmail, и договориться с ним о том, чтобы он посидел с тобой час, вник в твою ситуацию и помог тебе.

И так круг за кругом до финала?

Да. Причём на протяжении первых 70–80% времени тебя побуждают общаться с пользователями и строить продукт и больше ни о чём не думать. Если к тебе приходят инвесторы, ты должен им отказывать с формулировкой: «Знаете, мы очень заняты продуктом, сейчас мы не тратим время на инвестиции». Многие стартапы так и поступают.

А в конце, ближе к демонстрационному дню, всё резко меняется. Тебе говорят: с продуктом вы сделали, что могли, теперь давайте выстраивать правильный питч, готовиться к работе с инвесторами, потому что ваш успех дальше будет зависеть от этого. И фокус смещается на fundraising (привлечение инвестиций — vc.ru).

И инвестиции привлекаются в основном за счёт того питча, который стартап делает на демонстрационном дне Y Combinator?

Верно. Туда приглашают семь сотен крупнейших инвесторов. Происходит сверхкачественный отбор двух аудиторий — стартапов и инвесторов. Причём с упором на заботу о проектах. Если какой-то инвестор некорректно ведёт себя по отношению к стартапам, YC ничего не стоит выкинуть его из своей группы и больше никогда не приглашать на свои демодни.

В чём может проявляться некорректность?

Скажем, инвестор грубо и долго торговался, выжимал из стартапа все соки, а в конце концов неожиданно пропал с радаров, так и не вложившись в него.

Вообще, многое из того, что принято в качестве нормы делового поведения в России, в Долине с точки зрения бизнес-этики считается неправильным. Там очень строгие принципы на сей счёт, и они работают. Культура общения между инвесторами и стартапами там развита лучше.

Давай вернёмся к вашему продукту. «Будист» в первоначальном виде — «социальный будильник» — в России больше не работает?

Как «Будист» больше не работает. В России у нас действует совместный проект с «Мегафоном», эта возможность есть у его абонентов. В Wakie осталась соответствующая функция, но она сейчас очень маленькая часть продукта: он разросся.

Wakie — прямой наследник «Будиста»?

Да, но имеет мало общего с тем, чем был «Будист» вначале.

Как возникла идея «Будиста» и как он трансформировался в Wakie?

«Будист» начался почти как шутка. У меня была личная проблема: я не мог просыпаться по утрам, какие бы будильники ни использовал. Никакие ухищрения не помогали. Работал я почти круглосуточно, просиживал ночи напролёт. Но когда засыпал, сам подняться не мог.

Как-то я разговорился с приятелем и поделился с ним давней идеей: вот если бы мне кто-нибудь регулярно звонил, как периодически звонят по бизнес-вопросам. Иногда в ранние часы мне звонили с незнакомого номера, и я понимал, что это может быть потенциальный клиент моей компании. У меня была супермотивация быстро проснуться: я знал, что должен говорить бодро, что у меня есть шанс получить большой контракт. В таких случаях я переходил к бодрствованию стремительно.

Меня посетила мысль, что если бы мне звонили люди, но разговор с ними был бы менее стрессовым, чем общение с потенциальным клиентом спозаранку, то просыпаться было бы чертовски комфортно и эффективно.

Не то что с обычными будильниками. Ты разговариваешь с человеком, твой мозг вынужден включить все социальные функции. Тебе нужно быть вежливым, приятным, к месту доставать из мозга информацию. У тебя начинает работать голова. Через две минуты беседы ты полностью пробуждаешься.

Выступлю с позиции скептика: сама предпосылка звучит логично, но прекраснодушно и романтично. Может быть, излишне прекраснодушно и романтично для бизнеса.

Возможно. По-моему, с чего-то похожего по духу начинался Airbnb. Ребята много рассказывали нам о том, как люди реагировали на их первичную идею.

Как из твоей идеи возник «Будист»?

Мы быстро запустили продукт. Решили, что за две недели соберём прототип, чтобы ты мог поставить будильник где-то на сайте, а в назначенный час тебе на мобильный позвонил кто-то из пользователей и разбудил тебя.

На конференции, где передо мной было человек двадцать, я сказал: «Ребята, мы запускаем вот такую штуку. Кому интересно, подойдите ко мне, дайте свои мобильники, я их вручную введу в систему, потому что мы её только делаем». Наверное, пятеро подошло ко мне. Они поставили будильник в первый день. Каждого я разбудил лично.

На следующий день будильники «завели» десять человек — я их тоже разбудил. Потом тридцать, пятьдесят. В одиночку я уже не справлялся — позвал на подмогу семью. А дальше пользователи сами начали будить друг друга.

Маркетинга никогда не было. Просто люди требовали [развития проекта], жаловались на недочёты, мы их исправляли. И база пользователей росла.

Какого масштаба «Будист» достиг в России?

Мы дошли приблизительно до 50 тысяч звонков в день.

Кто платил за связь?

Мы.

То есть вы просто сжигали свои деньги, оплачивая телефонный трафик?

Да. В сумасшедших объёмах.

Зачем?

Продукт рос, потребности аудитории были очевидны. Мы видели, как «Будист» становился большим социальным сервисом. И понимали, что скоро сможем перевести его на VoIP и перестать тратить безумные деньги. Было ясно, что проект превращается в бизнес.

А где именно был бизнес? Предполагался возврат вложенных в проект средств?

Вариантов монетизации мы придумали множество. После общения два человека могли бы отправить друг другу платные подарки. Кроме того, в «Будисте» были свои суперзвёзды. Скажем, будившие других голосом Карлсона. У них были десятки тысяч фолловеров, которые мечтали, чтобы их разбудили именно эти люди, и были готовы платить за такую услугу.

Таким образом, становилась возможной монетизация как для системы, так и для талантов внутри неё. Была масса видов взаимодействия, на транзакциях вокруг которых мы могли зарабатывать. Не говоря уж о рекламной модели, ведь мы, в сущности, создали что-то вроде нового формата радиостанции, которому люди были глубоко привержены.

Когда ты дозванивался до кого-то и, слушая гудки, ждал, пока он не поднимет трубку, ты тратил десятки секунд, и это было самое что ни на есть рекламное время. Мы сделали проект с Nokia и за две недели использования того времени, пока пользователи ждали ответов от собеседников, получили $100 тысяч.

Так что некоторые модели монетизации мы успели потестить, и они довольно хорошо себя показали.

Тем не менее в России вы работу проекта приостановили.

Да. Мы начали понимать, что строим уникальную штуку, которой в мире почему-то нет и которая почему-то работает, но что странно строить такую штуку, тем более социальную в своей основе, в России. У нас инвесторы не привыкли вкладываться в настолько экстравагантные вещи, а в Штатах — пожалуйста.

Наконец, стало ясно, что нет смысла фокусироваться на сравнительно маленькой и не самой платёжеспособной части мировой аудитории. И в тот же момент у нас запустился клон в Америке, причём сразу на многих языках, в глобальном масштабе. Мы поняли, что теряем рынок, что надо спешить. И ринулись в Штаты.

Ринулись — и попали в Y Combinator?

Нет, Y Combinator возник позже. Мы бросились биться с конкурентами, чтобы по возможности их убить, заставить их отказаться от своей затеи. Очень-очень быстро, криво-косо, но мы запустили Wakie в Америке. И через несколько месяцев после нашего запуска те ребята решили закрыться.

Возможно, это было мудрое решение.

Вероятно. Мы успокоились и спустя год провели запуск в Штатах по-нормальному, всё подготовив. Было понятно, что Америку так просто не захватишь, весь мир — тем более. Среда остроконкурентная.

Остроконкурентная, хотя у вас возник лишь один конкурент и сам же ушёл с рынка?

Конкуренция в мире и в Долине не обязательно ведётся между однотипными продуктами. Все, кто делает сервисы для людей, борются за одно и то же — за внимание пользователей. У человека ограниченное «количество внимания», и какое именно приложение он откроет в своём телефоне, большой вопрос. Facebook — одно, будильник — другое, но в конкретный момент для социального взаимодействия пользователь выберет что-то одно.

Значит, «Будист» вы прикрыли. Видимо, зафиксировав какие-то убытки — деньги, которые туда вложили?

Да. Конечно, мы не вернули те деньги, что вложили в проект.

Большие деньги?

Приличные. Миллионы долларов.

Ваши личные?

Вначале были наши, потом от инвесторов в России. Но «Будист» мы не прикрыли, а запустили американскую компанию, которая приобрела 100% российской. Все наши инвесторы остались у нас на борту. Просто мы начали делать глобальный продукт.

Сколько всё-таки было вложено в Wakie?

На сегодня в него инвестировано больше $6 млн.

Причём он всё ещё не зарабатывает?

Какие-то деньги зарабатывает. Мы убыточные. Сейчас легко вывели бы компанию на окупаемость, но за счёт сильного расфокуса.

Сосредоточены мы на другом. Та модель, которую мы опробовали, в частности с «Мегафоном», — и другие операторы у нас на подходе, — неплохо масштабируется, причём на весь мир. С её использованием мы можем вывести компанию на окупаемость. Мы это и делаем потихоньку. Но главные силы брошены на развитие продукта.

Что представляет собой продукт сейчас?

С будильником и всем, о чём мы говорили до сих пор, новый продукт связан слабо. Делать его мы стали, пытаясь понять, зачем люди совершают все эти миллионы звонков. Мы много общались с пользователями — и вот что обнаружили. У людей усиливается проблема одиночества.

Одиночество имеет много форм, и все они сокращают количество сильных связей между людьми. Согласно исследованиям, в Штатах за последние тридцать лет в ответах на вопрос «Сколько у вас близких друзей?» средний показатель упал с «трёх» до «нуля». В Великобритании и вовсе недавно открыли министерство одиночества.

Глобально мы решаем как раз проблему одиночества. Мы видим аналогию с тем, что сделал в своё время Google применительно к поиску информации. В результате сегодня ты находишь нужные сведения мгновенно, тогда как раньше тебе, возможно, пришлось бы не один час просидеть в библиотеке.

Ты мог позволить себе потратить столько времени лишь на поиск важной для себя информации. Между тем у тебя регулярно возникали какие-то будто бы мелкие вопросы, которые ты привыкал игнорировать. С Google все мы начали искать ответы на них.

То же, что с информацией, происходит с людьми. На планете больше семи с половиной миллиардов человек. Что бы с тобой ни происходило, где-то живут like-minded (сходно мыслящие, придерживающиеся тех же убеждений — vc.ru) люди: у них похожий жизненный опыт, они находятся в похожем состоянии. Но ты понятия не имеешь, как и где их встретить. У тебя нет к ним доступа, ты не знаешь, готов ли кто-то из них с тобой поговорить.

Мы строим искусственный интеллект, который изучает жизненный опыт пользователей и сводит их между собой на основании их запросов. Кто-то приходит и говорит: «У меня такая-то проблема». Практически как в Google.

Люди вводят свой запрос в систему. Он появляется в Wakie в виде темы, и мы показываем её пользователям, которым, судя по их по жизненному опыту, она наиболее близка. Кто-то из тех, кому запрос будет показан, скажет: «Да, я хочу поговорить», — и мы соединим его с автором запроса.

У нас делаются миллионы звонков, в которых мы соединяем двух человек на почве какого-то вопроса, который потенциально важен для них обоих и который они захотели обсудить. Через секунду после того, как ты написал: «Хочу прыгнуть с парашютом, но мне очень страшно», тебя соединяют с человеком, который говорит: «Слушай, я буквально два дня назад решился и сделал это».

Концепция красивая. Но меня смущает то, что фундаментальную проблему, обозначенную тобой, Wakie едва ли решает. Он ведь не обеспечивает формирование тех самых сильных связей. Боюсь, люди утыкаются в собственную коммуникационную ограниченность. Вот сделал звонок человек, опасающийся прыгать с парашютом, и собеседник ему: «Ну да, я прыгал, и о’кей…» О чём им дальше разговаривать?

Смотря со стороны, я бы думал так же. Задача, бесспорно, сложная. Мы строим в каком-то смысле «свой Google» силами маленькой команды, что тяжело.

Однако факты говорят о другом: пользователей, которые дошли до формирования сильных связей через Wakie, много. Это ядро аудитории, и у них сумасшедшая вовлечённость. По мере того как ты втягиваешься в общение, система предлагает тебе сделать следующие шаги. Поговорил с кем-то — и дальше вы можете друг другу писать личные сообщения или звонить напрямую, развивая контакт, пытаясь превратить его в дружбу.

Люди, входящие в наше ядро, говорят буквально — ‘my friends on Wakie’. Нам было невдомёк: ну какие друзья, вы что, серьёзно? Случалось, кто-то переставал пользоваться приложением, и люди нас умоляли: «Пожалуйста, найдите способ вернуть этого человека. Как мне его найти, чтобы ему сказать, насколько он для меня важен?» Мы пытались разузнать, в чём причина.

Думали, это случаи, когда приложение использовалось как дейтинг. Но нет. Люди, пребывая в состоянии одиночества, умудряются создавать в сервисе очень сильные связи. И ядро пользователей — это тесно связанная аудитория, с очень крепким социальным графом.

Есть люди, которые проводят в нашем приложении 8–12 часов в день. И таких десятки тысяч.

Сколько человек вы относите к ядру?

Порядка 100 тысяч.

А кого считаете такими «ядерными» пользователями?

Это те, кто активно пользуется приложением больше пяти дней в неделю.

Для понимания пропорций: сколько у Wakie пользователей в общей сложности?

Несколько миллионов человек. Вообще, продукт, о котором мы сейчас говорим, был запущен около года назад. Раньше это всё-таки был будильник — в разных формах. Когда мы поняли, что люди хотят делать с помощью сервиса, мы перезапустили его. Так что, как ни смешно, спустя столько лет продукт ещё в начальной фазе развития.

А какова дальнейшая траектория его развития?

Мы строим платформу и собираемся создать что-то наподобие того, что даёт Google в плане поиска информации. Вообразим кейс с участием Alexa. Домохозяйка в США говорит Alexa: «Что же мне так одиноко?» И Alexa ей: «Хочешь, я соединю тебя с человеком из Массачусетсе, который сейчас тоже скучает?»

Проблема голосовых помощников в том, что они глуповаты. Alexa так не отвечает. Мы же можем за секунды распознать вопрос, найти подходящего тебе собеседника и соединить вас. Когда ты хочешь узнать что-то у конкретного человека, то звонишь или пишешь ему. А когда не знаешь, в каком источнике искать ответ, то вбиваешь в поисковик запрос, и он выдаёт тебе контент.

Мы становимся такой платформой, в которую, надеемся, будут «сливать» все ситуации [с запросом на коммуникацию]. Когда кому-то что-то понадобится и он не будет знать, к кому обратиться, мы будем обеспечивать ответ на вопрос с помощью человеческого интеллекта — вместо машинного.

Иначе говоря, ваш юзкейс — голосовой ввод какой-то последовательности мыслей. Вы анализируете её и предлагаете человеку наиболее релевантного ему собеседника.

Да, и соединяем их одним из нескольких способов. Один мы запустили буквально месяц назад, он называется Wakie Clubs. Это что-то вроде фейсбуковских групп. Но в наших клубах есть бесконечный групповой голосовой чат.

Скажем, я основатель клуба, посвящённого сериалу «Чёрное зеркало». Ты заходишь туда и находишь like-minded людей, которые прямо сейчас беседуют, текстом и голосом. Можешь нажать на иконку-микрофончик и начать говорить вместе с ними. У нас есть клуб Songs Nation, где состоит две с половиной тысячи певцов. Ты в любой момент заходишь в клуб — и там пять человек поют, по очереди или вместе, и ещё тридцать слушают.

«Приземление» человека в готовое сообщество — это ещё один действенный способ решить проблему одиночества. Когда ты сомневаешься, стоит ли тебе прыгнуть с парашютом, мы тебе можем организовать не разговор тет-а-тет, а вход в клуб, где много людей, причём все они релевантны твоему запросу, уже создали кучу контента и продолжают создавать. Хочешь — прочти их переписку, хочешь — сразу вступай в разговор.

Почему вы остановили свой выбор на аудио, а не на видео?

У видео много недостатков по сравнению с аудио. Во-первых, видео стимулирует «грязные» формы взаимодействия, что очень помешало в своё время Chatroulette и другим подобным продуктам. Во-вторых, людям далеко не всегда комфортно использовать видео. Может быть, тебе грустно и просто хочется спокойно потолковать с человеком, а он будет на тебя смотреть. А что, если ты не причёсан и тебе неприятно показываться на глаза собеседнику? Или у тебя медленный интернет.

В-третьих, видео деанонимизирует. А в случае с аудио такого сильного страха быть раскрытым нет. Часто люди обсуждают крайне деликатные материи, например семейные трудности или проблемы с ориентацией. Такие вещи многим удобно обсуждать, если они знают, что их никто не идентифицирует.

Тогда почему не текст?

От текста мы не избавились, у нас его много. В Wakie люди обмениваются десятками миллионов сообщений, создают миллионы тем, в которые пишут комментарии. Но голос имеет потрясающее преимущество — огромный объём передаваемой за секунду информации. За первые двадцать секунд разговора ты можешь почувствовать, насколько «твой» человек находится по ту сторону экрана: по паузам, по интонациям, много по чему ещё.

С текстом не так: ты сказал — тебе через полчаса ответили. Может, твой собеседник искал правильный ответ в «Википедии». Математический аппарат в нашей голове позволяет нам очень быстро идентифицировать «своих» людей и понимать, хотим ли мы углублять общение с ними.

Когда будут деньги — и будут ли? Представим, что я твой инвестор. Я волнуюсь.

Волноваться не из-за чего, деньги будут. Пару раз мы приблизились к окупаемости.

Как вы монетизируетесь? Аудиороликами?

Нет. Сейчас мы ведём совместные проекты с мобильными операторами, незаметные изнутри сервиса, что нам очень нравится. В самом Wakie на текущий момент нет ничего связанного с монетизацией. Но мы свою аудиторию «продаём сбоку».

Один из наших продуктов — «Мегафон.АнглийскийЯзык». Люди хотят практиковаться в английском. Они учат язык с преподавателем, но продолжают жить в среде, где язык не используется, и забывают его. Мы решили эту проблему.

Абонент «Мегафона» в любой удобный ему момент звонит на короткий номер, его соединяют со случайным англоговорящим человеком, и они просто общаются. Проводи короткие сессии языковой практики хоть сто раз на дню. Прибыль от сервиса мы делим с «Мегафоном».

Другой сервис — наши будильники, о нём я уже упоминал. Мобильные операторы продают эти услуги своим абонентам: ставьте будильник — и вас будут будить живые люди. Мы даём операторам наш API, они продают сервис как свой продукт, и мы, опять же, делим прибыль. Они прекрасно умеют «бесшовно» снимать деньги со своих абонентов. Притом что ни «Мегафону», ни нам это не стоит ничего, потому что связь идёт через VoIP.

Какой у тебя образ победы? Ты мечтаешь, чтобы Wakie начал играть в жизни других людей какую-то определённую роль?

Мы хотим превратить мир в такое место, где любой человек в любой момент будет знать, что, как только он задастся каким-то вопросом, как только его одолеет любопытство, грусть, скука, ему в течение нескольких секунд будет доступен идеально релевантный ему собеседник: эмоционально подходящий, действительно разбирающийся в теме.

Как вариант, для профессиональной консультации. Например, тому, чья семейная жизнь рушится, может срочно понадобиться адвокат по бракоразводным процессам с высшим рейтингом и ставкой $15 за минуту разговора. Или ты просто признаёшься: «Мне страшно прыгать с парашютом», — и тебя соединяют с человеком, который говорит: «Мне тоже полтинник, а я решился. Решайся и ты. Все вокруг мной гордятся».

Люди пытаются заткнуть пустоту внутри, смотря Netflix, играя в Angry Birds, листая Facebook или ругаясь на политиков. Но то щемящее чувство одиночества, которое с каждым годом становится всё сильнее, должно быть устранено. Нужно, чтобы ты знал, что вокруг есть люди, которые тоже жаждут общения, и что ровно те, кто тебе нужен, доступны в эту секунду.

В ближайшие годы решить эту проблему полностью нам вряд ли удастся, и, скорее всего, это не наша конечная задача. Задача по улучшению Google бесконечна. С нашей то же самое.

Это интервью — сжатое изложение 326-го выпуска аналитической программы «Рунетология». Полная версия — на Soundcloud.

0
20 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Eugene I. Bel

мы решаем как раз проблему одиночества (с)
мб, правильнее так: "мы думаем, что мы решаем проблему одиночества"?

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Королев

Или богатый брат/родители
Тогда вообще никаких границ)
Это типа "как я открыла свое кафе в 17 лет") "Ну мне родители денег дали") Пффф
Или как Сечин
Компанией управлять много ума не надо, даже если она в убыток работает, если есть кому тебе бабосы отваливать

Ответить
Развернуть ветку
Tatoul Adzhamyan

Мы богатыми не были. На момент создания нашей первой компании, отец лежал в больнице с тремя операциями, мы распродали все, что можно, квартиры у нас своей не было и тд.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Shirnen

Мой Круг просран в том числе из-за этого Грачика?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Валерий Парыгин

Молодцы! Еще на один проект с российскими корнями будет больше!

Ответить
Развернуть ветку
timursh

Армянскими)

Ответить
Развернуть ветку
Bringo_call_tracking

Значит, «Будист» вы прикрыли. Видимо, зафиксировав какие-то убытки — деньги, которые туда вложили?
Да. Конечно, мы не вернули те деньги, что вложили в проект.
Большие деньги?
Приличные. Миллионы долларов.
Ваши личные?
Вначале были наши, потом от инвесторов в России. Но «Будист» мы не прикрыли, а запустили американскую компанию, которая приобрела 100% российской. Все наши инвесторы остались у нас на борту. Просто мы начали делать глобальный продукт.
Причём он всё ещё не зарабатывает?
Какие-то деньги зарабатывает. Мы убыточные.

Thug life, надеюсь инвесторы счастливы

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Станислав Саввиных
Волноваться не из-за чего, деньги будут. Пару раз мы приблизились к окупаемости.

На зарплаты основателям точно будут!

Ответить
Развернуть ветку
Николай Кузнецов

Да проблема не в зарплатах основателей, а то что гигантские инвестиции уходят на визионерство основателей, что всё более и более делает любой бизнес - шоу-бизнесом.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Pozhilov
Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Anton Ilabanau

все норм, но 6 раз упомянуть что "мы такие же как гугл" - это перебор.
гугл по человеческим проблемам и мыслям? да лааадно...

Ответить
Развернуть ветку
Rick Grick

Вторая статья за день про проблемы одиночества. Сперва приложение для гей-знакомств, теперь это.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Нечаев

Это офигительная тема - социальная сеть. Ведь по сути, "социальные сети" глубоко асоциальны. Ну сами посудите, какая социальная составляющая в "квартирках", где фончики, фоточки, видосики и те же знакомые лица? Нет ничего иного. Как был человек одиноким, так и остался. Не может влиться в беседу, кампанию в реале и в сети тоже сидит "букой". В чем-то социальные сети ещё больше отдаляют людей друг от друга: зависть, ревность, соперничество. Когда вы последний раз обнимали коллегу, друга, любимого человека? Когда слышали что-то типа "мне очень хорошо от того, что ты есть в моей жизни, что с тобой можно поговорить, помолчать, спросить совета или просто съесть по морожке. Я люблю тебя, очень рад видеть тебя. Дай мне обнять тебя, дай выразить всю глубину чувств, которые я испытываю к тебе". Это не розовые сопли, это нормальное проявление человеческих эмоций. Да, существуем мы мыслями и действиями, но живём эмоциями. И это далеко не последний сервис, который будет пытаться решить проблему одиночества. Тиндер поможет найти того, с кем можно заняться сексом. Кто-то должен помочь найти того, кого можно обнять. А по сервису скажу, что посыл верный, сделать разве что несколько иначе реализацию, но это превратит мой комментарий в целую статью)

Ответить
Развернуть ветку
Zoloto Guru

Так то интересный проект. Я давно давно пару раз пользовался будистом.

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Лобов

Мне одиноко

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Пешков

тиндер вроде уже решает проблему одиночества, мамба там...

Ответить
Развернуть ветку
Николай Кузнецов

Идея понятная, идея носится в воздухе и нужна, но... лишний раз убедился стартапамания это американская бизнес тема и нигде больше это не работает, по сути.

Ответить
Развернуть ветку
Elena Shlyapnikova

натнулась на интересную инфографику, где говорится в каком возрасте заработали свой первый $1.000.000 известные бизнесмены)

Ответить
Развернуть ветку
Alan Alanov

Ох уж этот парашют...

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
17 комментариев
Раскрывать всегда