«Я начинала с 30 тысяч рублей и подумать не могла, что у меня будет пять магазинов»

Основательница магазина украшений «Сахарок» Светлана Ефремова о том, как добиться успеха с небольшим бюджетом, о бизнес-ошибках и «грехах» предпринимателей.

Светлана Ефремова, основательница "Сахарка"
Светлана Ефремова, основательница "Сахарка"

«Сахарок» - это первый мультибрендовый магазин украшений российских дизайнеров, которых в 2014 году объединила Светлана Ефремова. Спустя четыре года у «Сахарка» уже пять офлайн-магазинов и сайт. Когда в 26 лет Ефремова решила заняться бизнесом, она ничего не знала о ритейле, работала в PR и была колумнистом в The Village.

Стремительный успех «Сахарка» никто не мог предположить, в том числе и сама Светлана. Большой бизнес вырос с рядового поста в Facebook, где Ефремова очень скромно объявила, что запускает свое дело. Тогда все украшения закупались в США и Гонконге. Однако кризис 2014–го года перекроил планы Светланы, и ей пришлось оперативно менять концепцию и знакомиться со скромным на тот момент выбором российского рынка. Сегодня Ефремова продает украшения 35 брендов, в том числе и собственную коллекцию «Сахарка».

Я хочу, чтобы ты мысленно вернулась в 2014 год и вспомнила, что с тобой происходило до открытия «Сахарка»?

У меня была депрессия. Я сидела дома, очень много ела, не вылезала из кровати и ни с кем не виделась. Это длилось три месяца. Причина депрессии – уход с любимой работы и неприятные события в личной жизни. Я поняла, что вытащить себя из этого состояния смогу благодаря сильной эмоции, которая перекроет мою грусть, боль и самобичевание. Самый мой главный страх и одновременно самое главное желание – делать бизнес. Я решила, что если не хочу еще пять месяцев проваляться в кровати и весить сто килограммов, мне надо браться за дело. Как только я написала пост в Facebook о запуске «Сахарка», весь страх прошел. Почему? Потому что страх и его преодоление в тысячу раз мощнее по эмоциям, чем что угодно другое.

Продажа украшений была спонтанным решением?

На тот момент у меня было только 30 тысяч рублей. На эти деньги сложно что-то купить, чтобы продавать. Украшения были единственным, что я могла себе позволить купить в небольшом количестве. Сейчас я очень их люблю, но тогда была равнодушна. Весь мой магазин помещался в небольшую коробочку, с которой я легко могла приехать к клиенту. С этой же коробочкой я участвовала в маркетах. Я проповедую интуитивный подход ко всему. Лучшие вещи создаются благодаря умению слышать себя и Вселенную. Но интуиция в моем случае тесно связана и с практичностью. Для украшений не нужно много места, чтобы хранить. Соответственно, склад или шоурум можно было не снимать.

"Сахарок" и статистика в 2018 году

"Сахарок" в цифрах
"Сахарок" в цифрах

Ты работала в PR и, скорее всего, у тебя в друзьях в Facebook было много людей из медиатусовки. Не исключено, что именно это и дало такой хороший старт для развития «Сахарка». А чтобы ты делала, если бы в твоем окружении не было такой поддержки?

Я бы делала то же самое, что делаю и сейчас. Когда я писала редактору «Афиши» о себе и своем бизнесе, я не была с ней знакома. И тогда, и сейчас я пишу всем одинаково: «Здравствуйте! Меня зовут Света. Я сделала магазин украшений, он называется «Сахарок»…. Я очень хочу вам о нем рассказать». С виду может показаться, что я коммуникабельна, но это не так. Я достаточно закрытый человек, я не хожу на светские мероприятия, всю мою жизнь занимает работа и несколько самых близких людей.

Если бы я ходила на вечеринки и больше общалась с людьми оттуда, «Сахарок» был бы гораздо-гораздо успешнее. Но медиатусовка меня как не поддерживала, так и не поддерживает. Многие знакомые мне девушки из так называемой тусовки не ходят в «Сахарок», но находят дизайнеров, которые у нас подаются, и покупают у них напрямую. Я знакома с большим количеством редакторов, стилистов и it-girls, никто из них до сих пор ни разу не упомянул «Сахарок». Это не исключает того, что у меня действительно есть несколько публичных друзей, которые меня очень поддержали, есть прекрасные Таня Решетник и Вика Лобанова — талантливые журналисты, которые писали о «Сахарке» с большой любовью, и всем этим людям я очень благодарна по сей день.

Ты же писала для The Village?

Да, я вела там отдельную колонку. И The Village не написали об открытии нового большого магазина «Сахарка» на Садовой-Кудринской. Но я об этом не думаю, потому экономно отношусь к своей энергии. Я представляю, что мне дан определенный её объем, и я каждый день должна выбирать, куда ее потратить. Думать о том, почему «Сахарок» не поддерживают или копируют его, я не хочу. Это не моя битва. Любая борьба отнимает очень много сил и ничего нового не приносит. Я лучше эти силы потрачу на свой бизнес, команду, на себя.

У тебя были какие-нибудь бизнес-ошибки?

У меня их море! Я ошибки люблю, но не сильно заостряю на них свое внимание. Если задаться целью каждый день находить ошибки, то вы будете их находить. У нас, например, четыре года нет пиарщика. Несмотря на то, что я сама пиарщик, я этим не занимаюсь. Ошибка это? Наверное, ошибка. Или вопрос с Email-рассылками: надо собирать контакты с первого дня работы вашего бизнеса, с вашего первого клиента. Я начала это делать спустя три года после запуска. Это огромные финансовые потери, но что об этом сейчас думать?!

Ты как-то исправляешь эти ошибки?

Да, у нас теперь исправно работает рассылка, но пиарщика нет до сих пор.

Почему бы не исправить и эту ошибку?

Здесь вопрос про приоритеты. Сейчас у меня в приоритете сделать так, чтобы внутри команды все работало как часы. На это надо потратить время и силы. Сейчас в «Сахарке» больше 20 сотрудников. Чтобы эти люди работали слаженно и качественно, нужно прописать каждый их шаг. Осложняет ситуацию еще и то, что в каждом «Сахарке» своя специфика работы.

В начале года я ставлю себе цели и иду к их реализации, не торопя себя и свою команду. Сейчас мы должны закончить работу над новым сайтом, которая длится почти год. Как только мы перезапустим сайт и выпустим вторую коллекцию украшений «Сахарка», мы начнем заниматься распространением. Что я под этим подразумеваю: будем организовывать мероприятия, больше общаться с журналистами, подключать к работе блогеров. Мы этим не занимались никогда. Бывало, что мы делали разовые посты с моими знакомыми-блогерами, но это не приносило никакого результата. И это тоже ошибка. Заниматься пиаром надо системно. Не делаешь системно – не делай никак.

Какое место команда занимает в развитии бизнеса?

Конечно, первое. Выбрать людей, которые станут твоей командой, - это самое сложное и энергозатратное. Для меня очень важно, чтобы у меня была возможность делегировать. Сейчас я не работала больше месяца, но при этом знала, что в «Сахарке» все будет хорошо. Мне хочется, чтобы в какой-то момент я имела возможность выйти из бизнеса и не переживать, что что-то пойдет не так. Я хочу доверять своей команде. Доверие – это самое важное.

Был ли у тебя случай, когда это доверие пошатнулось?

У меня работала девушка, к которой я относилась, как к младшей сестре. Выяснилось, что она, подворовывала.

Как бороться с воровством?

Я никак не борюсь. Повторюсь, для меня важнее доверять людям. И это не про мою глупость, а, скорее, про мой выбор и отношение к таким ситуациям. Если человек хочет украсть, он обойдет любую систему. Мне кажется, что это борьба с ветряными мельницами. Сейчас у меня очень хорошая команда, на формирование которой ушло много сил и времени.

Светлана Ефремова
Светлана Ефремова

Как происходит отбор претендентов в команду «Сахарка»?

Сейчас это выглядит так: сначала с кандидатом общается HR, следующим этапом идет стажировка со всеми менеджерами и испытательный срок, в течение которого с человеком работает уже вся команда. После этих этапов кандидат приходит на конечное собеседование ко мне. Много людей отправляют нам свои резюме, поэтому процесс выбора — нелегкий и долгий. Мне очень хочется создать сильную крутую команду.

Что стоит в приоритете при отборе кандидата: профессиональные или личностные качества?

Личностные.

Но ведь хороший человек - это не профессия.

Всему можно научить и научиться, если человек открыт к знаниям, амбициозен и активен. Когда я открывала «Сахарок», я вообще ничего не знала про ритейл. Но я каждый день училась и учусь: много читаю, хожу на курсы, общаюсь с людьми, которые умнее и профессиональнее меня. Каждый месяц у меня случаются открытия, и я думаю: «Как же я без этого знания работала раньше!» И это бесконечный процесс на всю жизнь. Вообще тут важно разделять: есть люди на проектную работу, а есть на постоянную к тебе в команду. Например, для сайта я выбрала дорогих и очень профессиональных программистов. Но если я выбираю к себе в команду, то человеческие качества у меня стоят на первом месте.

Ты больше руководитель-друг или руководитель-руководитель?

Я разная, но надеюсь, что больше друг.

Это не влияет на исполнительность твоих сотрудников?

У нас есть штрафы, которые я долго не хотела вводить. Мне казалось, что это ужасная вещь, что я со всеми смогу договориться. Ничего подобного! Люди – это просто люди, им нужны рамки. Это моя печальная правда. Вообще я очень люблю дисциплину и требую ее от себя и от людей в команде. Те, кто находится рядом со мной, на меня влияют. Чем больше расхлябанных людей рядом, тем больше я сама становлюсь такой. Поэтому мне нужно, чтобы в работе все были собранными, четкими и на деле знали, что такое ответственность.

Ты говоришь, что ты стараешься быть другом, но при этом есть штрафы.

А «друг» и «строгость» - это не противоречие. Я к себе тоже строга. Человек любящий может быть строг. Но здесь есть грань: строгость и критиканство — разные вещи. Например, я к себе строга в питании или спорте, моему организму это идет только на пользу, а, значит, это забота и любовь.

Я хочу доверять своей команде. Доверие – это самое важное.

Сейчас под брендом «Сахарок» выпускается коллекция украшений. Расскажи немного об этом этапе развития твоего бизнеса.

Создание собственной коллекции украшений – это лучшее решение, которое я приняла в «Сахарке» за четыре года. Я очень люблю производство. К сожалению, мы до сих пор не научились контролировать сроки, но скоро научимся. Производство – это очень увлекательно. Мне интересно осязать результат своей деятельности. Я думаю, что «Сахарок» не последний проект, где я что-то произвожу.

Главные "грехи" предпринимателя. Чего никогда не надо делать?

Не надо никого копировать.

Не надо сравнивать себя с другими.

Не надо обманывать.

Не надо бояться ошибок.

Возможно ли, что когда-нибудь Светлана Ефремова уйдет из «Сахарка»?

Я об этом никогда не задумывалась, но я могу это себе представить. Вообще я стараюсь ничего не загадывать. Я ведь и подумать не могла, что у меня будет пять магазинов, когда запускала «Сахарок» на 30 тысяч рублей. Когда в 2014 году мой знакомый дизайнер в шутку нарисовал форму для продавцов и сказал: «А вот в этом будут ходить твои сотрудники!» - я долго смеялась. Я мечтать не могла даже об одном офлайн-магазине, а сейчас их пять!

1010
реклама
разместить
1 комментарий