Как НЕ нужно и как правильно проводить хакатон

Это мой первый хакатон и мы с командой выложились по полной. Чем все закончилось, рассказывается в этой статье.

10 Декабря 2018 года завершился хакатон Urban.Tech Challenge — как утверждают организаторы, один из самых крупных в России. Все серьезно: При поддержке правительства Москвы, крупные спонсоры: Auchan, ГК «ЭФКО», ПИК Digital, Leroy Merlin и Ростелеком.

Как НЕ нужно и как правильно проводить хакатон

Участники из разных городов России, 117 команд, 20% девушки. Четыре категории: Big Data, Real Estate, Retail, Advanced Analytics. В каждой по два трека. Начало в пятницу, финал в понедельник.

70 часов упорной работы

Организатором выступил Deworkacy. Событие прошло с размахом. Церемонии в представительном зале ЦДП. Участников встретили, довезли до места, разместили, кормили беспрерывно, всячески развлекали. Раздали замечательные подарки. На площадке даже работал массажист.

Организаторы трудились день и ночь наравне с командами и оказали максимальную поддержку. Огромнейшее спасибо!

Участники

На церемонии открытия ведущий задал вопрос — Для кого в зале это НЕ первый хакатон? Руки подняло больше половины зала. — А для кого это уже больше чем десятый хакатон? Осталось около 15% рук.

Конкурс подрядчиков

Действующие бизнесы приходят на хакатон, чтобы продать свои уже ГОТОВЫЕ решения. На данном хакатоне заметил: Plannerix, Rusoft (разработка сайтов), Eora (победитель), DataMap (победитель) и др. Может так и было задумано?

Участвовали команды от Сбербанк, Тинкофф и АТОН (победитель). Этот момент не очень ясен. Одна из задач конкретно этого хакатона —интеграция решений в бизнесы спонсоров. Внедрение решения от конкурентов очевидно противоречят этой цели.

Как НЕ нужно и как правильно проводить хакатон

Были и очень молодые команды с участниками по 18 лет, а были команды матерых программистов с многолетним опытом.

Гуляя по залам, увидел стол, за которым работало десять человек. Спросил у организатора, как же так, ведь по правилам размер команды ограничен? Организатор ответил, что правила изменили в последний день, но не успели никому сказать, только этой команде.

Пробегая мимо ресепшена, случайно услышал, что один участник говорил, что у него на хакатоне участвует аж три команды. Они тусовались все вместе и работали сообща над своими проектами.

Откровенно, я сам был пятый в команде. Как Продакт участвовал в подготовке к хакатону. Поскольку вход на хакатон был свободный, то тусил со своей командой, а в конце даже питчил.

Творческий процесс

Было клево! Команды не смыкая глаз прорабатывали свои идеи. Энергия пропитала два огромных этажа Co-working на Красном Октябре. Полное погружение в атмосферу предпринимательства. Народ реально что-то пилил беспрерывно три ночи.

Для кого-то это был первый опыт публичного пичта, а для кого-то повод потусить с друзьями или прилететь в Москву.

За время хакатона наша команда успела придумать уникальный сервис и запилить рабочий прототип. Очень довольны результатом.

Как НЕ нужно и как правильно проводить хакатон

Finita la Commedia

Вначале отбирали лучшие команды по трекам. На каждый питч выделяли четыре минуты с учетом показа демки.

Видео со всеми питчами по треку Real Estate можно глянуть по ссылке: www.youtube.com/playlist?list=PLkeWIIPeZ8750skVVa1X3bVQppeXJk-pw

Я заметил, что питч победителя в треке Real Estate длился 16 минут, хотя в нашем треке питч был жестко ограничивали 4-мя минутами.

Как НЕ нужно и как правильно проводить хакатон

Никакого Code Review

Порадовала компания Here — спонсор со своим специальным призом. Видел, как они собрали все интересные для них команды и лично обсуждали возможные пути взаимодейтвия. Эти спонсоры знали, зачем пришли на хакатон и для чего он существует.

Как сказал представитель: “Мы просили проекты показать прототип, лезли в код и задавали всякие каверзные вопросы. Для нас это 20-й хакатон, собаку съели в этом деле, команда опытная”.

Девять финальных победителей выступали с питчами на большой сцене и получили по 100.000 руб. Двое из них еще по 500.000 руб.

Всю церемению с питчами победителей можно посмотреть тут: https://www.facebook.com/Deworkacy/videos/2065917266804371/

Как НЕ нужно и как правильно проводить хакатон

Главный приз 500К рублей выиграл бизнес Eora за свое уже готовое решение, которое разрабатывалось пять лет. CEO компании со сцены гордо заявил, что в компании уже работает 22 человека и все они приняли участие в хакатоне.

Заказчик трека Big Data был Национальный расчетный депозитарий (НРД). На приз претендовало 17 команд. Задача стояла следующая:

Как НЕ нужно и как правильно проводить хакатон

Наличие готового прототипа — один из ключевых критериев хакатона:

Как НЕ нужно и как правильно проводить хакатон

Каким же было удивление, когда победителем трека стала команда Portonomica, от сотрудников АТОН. У команды не было ни единой строчки кода. Только презентация и два мокапа. Типичный робоэдвайзер, который напоминал Тинькофф Инвестиции, только синего цвета. Похоже, что дизайнер вставил свои наброски с работы.

Конкурс красоты

Хакатон — марафон программирования. Соответственно, проекты без работающего прототипа не должны были допускать до питча. Условия так же утверждали, что это ни в коем случае не конкурс идей.

Как НЕ нужно и как правильно проводить хакатон

Обсуждая результаты со многими командами, мне рассказали, что это типично для русских хакатонов, когда побеждает проект без кода.

Deworkacy ограничились функцией организатора, а качество оценок и соблюдение условий их не волновало. Возможно, просто не смогли донести суть хакатона до жюри НРД и те пришли неподготовленными.

Среди финального жюри не было ни одного эксперта в цифровом бизнесе или программировании. В лучшем случае был директор по IT, чаще, просто Начальник!

Как НЕ нужно и как правильно проводить хакатон

Каждому финалисту можно было задать два вопроса. Члены жюри даже для вида не смогли придумать ни одного вопроса участникам.

Что произошло дальше, пожалуй не стоит писать на VC. Об этом можно прочитать в полной статье на MEDIUM.

Как НЕ нужно и как правильно проводить хакатон

Принципы правильного хакатона

Так и не понял суть российского хакатона. Если это рекрутинговый event, то зачем тогда приглашать команды из других компаний? Если это соревнование программистов, то почему тогда побеждают мокапы? Если конкурс подрядчиков, то зачем созывать студентов? Если это конкурс идей, то зачем тогда кодить?

На основе полученного опыта сформировал ключевые принципы:

  • Хакатон, это марафон программистов. Нет рабочего прототипа к финалу — дисквалификация
  • Для мокапов, идей и бизнес-планов проводить конкурсы под другим названием или выделять отдельные призы
  • Не мешать в одном хакатоне Data Science и программирование, т.к. это разные дисциплины и их трудно сравнивать
  • Для компаний проводить отдельные хакатоны. Пусть соревнуются с равными, а не со студентами
  • Четко ставить задачу и измеримый результат
  • Следить за регламентами: Время питча, состав команд и т.п.
  • В жюри приглашать экспертов из предметной области
  • Объяснять спонсорам правила и принципы хакатона; консультировать по оценкам
  • Приглашать на мероприятие только тех, кто в теме

Возможно тогда в России будет не только самый крупный, но самый правильный хакатон в стране.

77
11 комментариев

ЧТО ЭТО ЗА ДИЧЬ?
коммерческие компании выставляют свои заказы на конкурсной основе и принимают коммерческие предложения подрядчиков в виде презентации.
это всегда называлось тендером - какого хрена сейчас это называют хакатоном????
я просто не понимаю что за шизанутые тренды, с подменами понятий.

1
Ответить

Да, это одна из претензий :-(
Даже если это не муждусобойчик, как-то странно выглядит, что готовый бизнес нагнал всех своих сотрудников ,чтобы у студентов отнять приз

Ответить

"Действующие бизнесы приходят на хакатон, чтобы продать свои уже ГОТОВЫЕ решения. На данном хакатоне заметил: ... DataMap (победитель) ..."

Простите, но какое готовое решение мы продавали? Бросаться подобными заявлениями, не разобравшись в вопросе, не самая лучшая идея. Получается какая-то диванная экспертиза.
Во-первых, мы не имеем готовых решений вообще, мы занимаемся исключительно оказанием услуг по оцифровке и геокодированию данных. Это базовые вещи в ГИС.
Во-вторых, за время хакатона мы занимались тремя вещами: подготовкой данных по стандартным методикам, разработкой алгоритма на базе алгоритма Дейкстры и основ геометрии, визуализация данных при помощи Leaflet.js.
Про какие готовые решения Вы говорите вообще?

P.S. На нас ссылочку тоже можно было :(

1
Ответить

DataMap действующий бизнес. Это ваш коммерческий сервис прогонять через свои процессы и инструменты поток данных и обрабатывать их. Мы со Славой тему по обработке данных обсудили и а в конце есть рекомендация, что хакатоны по Data Science и программированию проводить раздельно.

Ответить

Эта компания Here стала активно ходить на хакатоны, активно продвигая свой API. При этом сидят в жюри и если ты не использовал их Карты, то призового места не видать. Бред полный.

Ответить

На этом хакатоне они оценивали только в своей спец номинации. Имеют право мне кажется)

2
Ответить

Максим, зачем же так...

Компания HERE Technologies действительно активно участвует в хакатонах, но оценивает команды исключительно в рамках своих специальных номинаций.

На Urban Tech Challenge ни одного представителя из HERE в жюри не было.

Ответить