«Умный» мир, ПО для следователей, автоматизация бизнеса: обзор ИТ-стартапов Астрахани

Истории семи компаний — о создании, развитии бизнеса и планах.

Автор: Максим Коротченко
Автор: Максим Коротченко

Астрахань — город в дельте Волги с населением 500 тысяч человек. Расстояние до Москвы — 1400 километров.

Одна из первых цифровых компаний города — Displair. Она разработала «безэкранный дисплей». Система включает в себя проектор и экран, на который проецируется картинка. Экран представляет собой облако, сформированное распылителем из частиц влаги. С 2010 по 2014 год его создатель Максим Каманин выиграл множество российских инновационных конкурсов.

Проект завоевал мировую известность как «воздушный монитор», привлёк $6 млн инвестиций и закрылся — для выхода на самоокупаемость компании потребовалось дополнительно $3 млн. Акционеры отказались предоставлять средства.

Но компании продолжили появляться, в последние годы — активнее. По данным Росстата, в 2014 году в Астраханской области выдано 59 патентов на изобретения, в 2017 году — 71.

Сегодня астраханские инноваторы предлагают решения для энергетики, логистики, сельского хозяйства, ритейла и других отраслей. Компании выпускают в основном «умные» устройства и программное обеспечение, в том числе с использованием искусственного интеллекта.

Многими компаниями руководят люди, имеющие учёные степени. При создании стартапа предпочитают обходиться собственными средствами, без кредитов.

Из минусов работы в небольшом городе — необходимость частых командировок в Москву. Из плюсов — более низкая оплата труда, по сравнению с крупными городами. Например, зарплата программистов — от 30 тысяч до 80 тысяч рублей в месяц.

Специалистов для ИТ готовят два вуза: АГУ и АГТУ. Компании нанимают лучших студентов с третьих курсов, за свой счёт доучивают и берут в проекты. Хороших разработчиков в регионе не хватает. Многие талантливые студенты — это выпускники регионального школьного технопарка, он работает с 2012 года.

Большинство астраханских инноваторов сосредоточены вокруг технопарка Fabrika. Это первый частный технопарк в России, портфельная компания «Инфрафонда РВК», открылся в Астрахани в 2012 году. Здесь работают 36 резидентов. Их ежегодный оборот составляет более 600 млн рублей, в проектах занято 400 человек.

Также ещё десять компаний сотрудничают с технопарком дистанционно, в том числе из других регионов, получая услуги по привлечению инвестиций и коммерциализации своих разработок.

11 астраханских компаний — резиденты «Сколково».

Fabrika часто выступает организатором или соорганизатором мероприятий для стартапов. Ежегодно проходит акселерационная программа «LIFTёрная», «Стартап-марафоны» с ФРИИ, отборы проектов на конкурсы Фонда содействия инновациям, РВК и других фондов.

В 2016 и 2017 годах «Сколково» провёл в Астрахани региональный этап Open Innovations Startup Tour. В мае 2018 года при поддержке областного минэкономразвития прошёл хакатон Юга России.

Мы не настолько стары, чтобы анализировать исторический период — насколько сейчас лучше, чем вчера. В советские годы в Астрахани был завод «Прогресс», он делал крутые вещи, включая компьютеры. Это был уровень такого массового производства устройств, до которого нам ещё далеко.

С другой стороны, сегодня нет необходимости завалить рынок компьютерами. У клиента есть потребность в конкретной «железке» в нужном количестве. И маленькие компании с этой задачей справляются. Каждый год мы видим новые компании, новые сделки и новые запросы от корпораций.

Сейчас всё больше стали обращать внимание на ИТ-сферу, на госуровне стимулируется развитие инструментов. Государственные и венчурные фонды, бизнес-ангелы, крупные корпорации год от года финансируют всё больше проектов. Иди и делай. Раньше было не так, каждый сам себе волк был. Не представляю, сколько идей погибло в девяностые годы и нулевые.

Но мы пока в начале пути. Рынок не освоен. В чём выстрелят именно наши компании через два-три года, сказать сложно. И здесь у нас нет коренных отличий от других регионов.

Молодые компании сильно подвержены хайповым процессам. Например, когда была на пике история с блокчейном, все считали, что нужно заниматься только этим. Есть научные проекты: люди делают классные штуки, но не знают, как их продавать. Это 90% вузовских проектов. Мы их прорабатываем, смотрим, на какой рынок, в какие фонды с этим можно пойти.

ИТ — такая вещь, которая может нас на фоне всей России выделить. Но нужно инвестировать в образование. В тех же школьников и студентов, чтобы они не писали дипломы в стол, а готовили конкретные проекты, не боялись Terra incognita за дверями вуза, а видели светлое будущее.

Вячеслав Жиров,

исполнительный директор астраханского технопарка Fabrika

«Умный» мир от WireGeo

WireGeo — облачный сервис интеграции «умных» устройств от разных производителей в единое информационное пространство. Предназначен для создания «умных» квартир, домов, предприятий и даже городов. Компания изготавливает как программные продукты, так и сами «умные» устройства.

«Умный» мир, ПО для следователей, автоматизация бизнеса: обзор ИТ-стартапов Астрахани

Работает шесть лет, продажи начались в 2018 году. Основатель компании Константин Артемьев занялся бизнесом в ИТ-сфере ещё в 2006 году, когда учился на разработчика на втором курсе астраханского государственного технического университета. В 2013 году — к моменту создания WireGeo — две его другие компании стали резидентами «Сколково».

Сначала мне этот рынок просто стал интересен, я читал, впитывал информацию, а потом захотелось сказать своё слово. Родилась идея сделать систему «умного» дома. А потом это развилось в нечто большее.

Мы поняли, что сила не в оборудовании, а в интеграционном решении — нужна верхнеуровневая платформа, которая позволит объединить «умные» устройства от разных производителей и заставит их «дружить» друг с другом.

Константин Артемьев, генеральный директор WireGeo

Система состоит из отказоустойчивой распределённой облачной платформы и «умных» контроллеров, датчиков и исполнительных механизмов, которые к ней подключены. Дистанционно через мобильное приложение, стационарный компьютер, планшет или ноутбук можно регулировать освещённость, температуру, влажность, системы видеонаблюдения, сигнализации и другие функции в любом наблюдаемом объекте.

Например, включать полив растений дома в определённое время, убавлять отопление во время отпуска, менять режим кондиционера к моменту возвращения.

Платформа способна объединять объекты не только в рамках одного помещения, она может интегрировать десятки тысяч контроллеров и миллионы датчиков и исполнительных механизмов, распределённых по миру, создавая «умные» города.

Например, в 2018 году генподрядчик центра организации дорожного движения в Москве привлёк платформу WireGeo к проекту мониторинга работоспособности системы подсветки дорожных знаков по городу.

Помимо «умных» устройств от разных производителей WireGeo может подключать сторонние веб-сервисы и бизнес-приложения, а также позволяет клиенту самостоятельно, не привлекая программистов, создавать приложения.

WireGeo работает шесть лет, продажи начались в 2018 году. В проект вложено более 5 млн рублей, это собственные средства основателей, которые они заработали в других компаниях.

Заказчиков WireGeo искали, общаясь на форумах с компаниями, которые обслуживают потенциальных клиентов: интернет-провайдерами, инсталляторами «умных» устройств. Также основатели активно участвовали в различных выставках. Например, они заключили несколько контрактов по итогам участия в Hi-Tech Building в Москве в октябре 2018 года.

В основной команде компании 12 человек, ещё десять — удалённые сотрудники. В Астрахани два офиса: один для программистов, другой — лаборатория, где собирается вся электроника.

Сейчас у WireGeo около тысячи клиентов, ещё есть заказы в партнёрстве с крупными компаниями. В основном продукт покупают в больших городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, есть несколько заказов в Астрахани. Стоимость автоматизации серьёзных объектов начинается от 100–150 тысяч рублей, но есть и бюджетные варианты — от 15 тысяч рублей.

Мы каждый день делаем что-то такое, чего не делали вчера, выпускаем новое оборудование, организуем мониторинг новых объектов. Поступил запрос по оборудованию для железной дороги, много заказов по ЖКХ.

Например, сеть торговых центров хочет знать, сколько весь ТРЦ потребляет электроэнергии, а сколько — каждый арендатор, как автоматически регулировать систему отопления и научить платформу реагировать на аварийные ситуации.

Сеть медицинских учреждений хочет знать, насколько правильно сотрудники обращаются с медотходами и поддерживают температурный режим и режимы уборки в лабораторных помещениях. Платформа применима абсолютно во всех сферах, и я считаю — в этом наша сила.

Константин Артемьев, генеральный директор WireGeo

Управление бизнесом с помощью искусственного интеллекта от Adeptik

Adeptik — первая в Астрахани компания, которая начала делать проекты в области цифровой трансформации предприятий. Она создаёт информационные системы управления бизнесом в реальном времени, используя технологии искусственного интеллекта.

Является резидентом «Сколково». Работает с 2015 года, продажи начались в 2018 году.

Это не первый наш проект в области информационных технологий. В предыдущей компании мы десять лет занимались разработкой достаточно традиционных информационных систем: давали мобильным торговым сотрудникам программу, которая автоматизировала всю их деятельность и обеспечивала связь с офисом.

Это был успешный проект, нашими клиентами стали более 5000 компаний из 17 стран мира. Но в какой-то момент мы столкнулись с более сложным запросом, для решения которого и была создана компания Adeptik, — быстрое автоматическое планирование деятельности сотрудников.

Например, предприятие занимается ремонтом объектов, которые расположены в разных местах города. Каждый день несколько десятков авто с бригадами выезжают на место в соответствии с планом работ. Но происходит авария, нужно быстро перестроить план под новые обстоятельства.

Причём необходимо учесть множество факторов: перераспределение бригад так, чтобы не было задержек по времени для обслуживания других объектов, наличие у сотрудников, направляемых к месту аварии, необходимых компетенций, допуска к объекту, инструментов и так далее.

Другой пример — есть завод, в цеху которого станки связаны друг с другом различными технологическими цепочками: детали, сделанные на одном станке, передаются на другие. Предположим, первый станок сломался. В этот момент необходимо обновить план работы в соответствии с новыми обстоятельствами. И не за сутки или три часа, а за три минуты.

Человек, как бы он ни был обучен, не справляется с этими задачами так же эффективно, как искусственный интеллект. Особенно в условиях ограниченного времени.

Нужна система, которая может управлять ситуацией — оперативно и гибко решать проблемы в соответствии с возникающими обстоятельствами. Это экономит ресурсы и сокращает расходы на десятки процентов.

Сергей Гудырин, генеральный директор Adeptik, кандидат экономических наук

Adeptik создаёт технологии управления работы бизнеса на основе искусственного интеллекта. В команде 30 человек, в основном математики, четверть сотрудников — кандидаты наук. Первый год работы компании её специалисты занимались только исследованиями.

Adeptik получил грант от фонда «Сколково» в размере 5 млн рублей. Основатели также вложили в развитие проекта собственные средства.

Мы рассчитывали, что нашими первыми клиентами будут небольшие компании, они быстрее принимают решения. Но оказалось, что для них слишком сложны наши технологии, они не очень хорошо понимают, чем мы занимаемся.

В больших компаниях эффект от применения наших технологий гораздо заметнее, но получить заказ от «гигантов» сложнее. Переход на гибкое управление — достаточно сложная задача для любого предприятия.

Это сдвиг парадигмы управления, всё начинает работать по-другому. Они не хотят рисковать, им нужны рекомендации, рейтинги, но мы занимаемся вещами, которыми ещё несколько лет назад не занимался никто.

И два года назад мы попали в ситуацию, когда нам надо было выходить на продажи, а клиентов не было.

Мы начали делать всё, чтобы они появились: ездили на инновационные выставки, конференции, форумы, рассказывали, выступали, общались со всеми институтами развития, участвовали в конкурсах, делали публикации в соцсетях — использовали любые информационные каналы, чтобы о нас узнали.

Сергей Гудырин, генеральный директор Adeptik, кандидат экономических наук

Результатом этих действий стали грант из Фонда содействия инновациям, поддержка рабочей группы Национальной технической инициативы по направлению «Технет», победа в конкурсе «Телеком Идея», проект с МТС, сотрудничество с одним из крупнейших машиностроительных предприятий Объединённой двигателестроительной корпорации и несколько заказов от предприятий среднего масштаба.

После внедрения платформы Adeptik в МТС и других сервисных компаниях производительность мобильных бригад выросла на 20%, в ОДК — в два раза сократились сроки сборки двигателей.

Сейчас компания работает с 40 клиентами из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Новосибирска, ведёт переговоры с предприятиями Казахстана, Индии, Бангладеш.

Стоимость услуг Adeptik зависит от потребностей заказчика. У компании есть тиражные продукты — от 20 до 80 тысяч рублей. Но чаще всего тиражный продукт берётся за основу, а внедряется проект, который подходит конкретной компании, его цена может доходить до нескольких миллионов рублей.

Одна из основных проблем компании — дефицит квалифицированных кадров в Астрахани.

Нет у нас в городе крупных международных ИТ-компаний, из которых могли бы приходить к нам готовые, хорошо знающие свою работу сотрудники. А выпускники, пусть даже самые толковые, сразу работать не совсем готовы, уходит большое количество времени, чтобы их дообучить.

Но мы занимаемся настолько интересным и перспективным делом, что хорошие люди к нам тянутся. К нам приходят зрелые сотрудники из смежных областей: телекома, нефтегазовых компаний, банковской сферы, госуправления и образования.

В 2020 году мы хотим вырасти в три раза по объёму задач. И мы не боимся конкурентов. Рынок цифровой трансформации предприятий настолько огромный, что он нас не сдерживает.

Сергей Гудырин,

генеральный директор Adeptik, кандидат экономических наук

Компьютерные программы для следователей от ФСА

«Фундаментальные системы анализа» (ФСА) — компания-разработчик программного обеспечения для правоохранительных органов, резидент «Сколково».

Работает с 2011 года, продажи начались в 2012 году.

Первые программы ФСА выпустило для обучения и переподготовки следователей. Это были виртуальные тренажёры, которые моделируют места преступлений.

«Умный» мир, ПО для следователей, автоматизация бизнеса: обзор ИТ-стартапов Астрахани

Сейчас команда работает над мобильным приложением — помощником следователя на реальном месте происшествия.

В планах — внедрить в программное решение элементы искусственного интеллекта, чтобы прогнозировать вероятность совершения преступлений.

Руководитель проекта Фархад Ашимов до этого работал финансовым директором астраханской компании «Агент плюс».

Лет семь назад мы с коллегой совершенно случайно узнали, что в каждом следственном управлении есть специальная учебная комната — «криминалистический полигон». В таких комнатах следователи учатся эффективно работать при осмотре места происшествия: там есть предметы интерьера, орудия преступления, манекены.

Человек заходит и начинает осмотр, учится находить и собирать следы, которые могут позднее оказаться важными уликами, всё описывает, фотографирует, составляет протокол.

И возникла идея: в этой комнате много не смоделируешь. А если преступление совершено на улице, в гаражах, в поезде? А если сделать компьютерную программу, чтобы следователь мог быстро создать в ней разные виртуальные места преступлений?

Фархад Ашимов, генеральный директор ФСА, кандидат экономических наук
«Умный» мир, ПО для следователей, автоматизация бизнеса: обзор ИТ-стартапов Астрахани

Своей идеей инноватор поделился со знакомым — астраханским следователем-криминалистом. Тот рассказал руководству об идее проекта, концепцию обсудили на совещании и одобрили. Первый прототип виртуального тренажёра для следователей был готов через полгода. Астраханцы решили сразу отправить его в Москву, в главное управление криминалистики Следственного комитета РФ.

Где-то через месяц пришёл отзыв: «Это измените, это добавьте». Но в целом нам сообщили, что это — круто, идея замечательная. И тогда мы поняли, что интерес есть, решили уже серьёзно подойти к задаче: создали компанию, наняли сотрудников и стали создавать полноценное программное обеспечение.

Фархад Ашимов, генеральный директор ФСА, кандидат экономических наук

Сейчас в команде семь человек. Работать компания начинала на свои деньги. На создание первой версии потратили 1,5 млн рублей. Частично инноваторов поддержал областной минэкономразвития, выделив небольшой грант на разработку.

Через год готовую программу купили следственные управления СК РФ из всех регионов и ещё 40 вузов — для обучения студентов-криминалистов.

Массового распространения не было сразу. Сперва один регион приобрёл пилотную версию, попробовал, прислали замечания, мы исправили, потом второй, затем пришли и другие.

Мы же не криминалисты и понимали, что могли многое не учесть. Допустим, мы сделали модель комнаты, вид сверху, а следователи нам говорят: нужен потолок, люстра. И рассказывали примеры из реальной практики, как преступник несколько раз стрелял из пистолета, все гильзы за собой собрал, а одну он не нашёл, потому что она залетела в плафон.

Её потом обнаружили следователи. Учитывать такие вот нюансы и учатся будущие криминалисты на нашем тренажёре.

Фархад Ашимов,

генеральный директор ФСА, кандидат экономических наук

Более поздним проектом ФСА стало мобильное приложение «Конструктор места происшествия» для следователей.

Астраханские разработчики обратили внимание, что криминалисты при осмотре места происшествия до сих выполняют много рутинной работы: на бумаге описывают обнаруженные следы и важные для расследования заметки, составляют протоколы и акты, зарисовывают от руки планы и схемы мест происшествий.

Компания предложила автоматизировать работу с помощью программы для планшета, заменив привычные ручку и бумагу.

Разработку на первом этапе поддержал фонд «Сколково», предоставив грант в 5 млн рублей. Сейчас «Конструктор места происшествия» уже внедрили в следственных управлениях в 12 российских регионах.

Ещё одна идея разработчиков — использовать искусственный интеллект для прогнозирования преступлений.

Уже существуют математические модели и криминалистические теории, на основе которых программные алгоритмы с учётом многочисленных факторов рассчитывают вероятность совершения преступления.

Например, повторного ограбления в небольшом квадрате территорией около 500 на 500 метров — с указанием временных интервалов с повышенным риском.

В США, следуя рекомендациям аналогичной программы PredPol, сотрудники нескольких полицейских отделений усиленно патрулируют наиболее «рисковые зоны» в определённое время с целью препятствия совершению преступлений.

Олег Лагуткин, заместитель директора по развитию «ФСА», кандидат политических наук

Компания Best занимается проектами автоматизации бизнеса на платформе «1С»

Преимущественно в сфере энергетики. Параллельно реализует собственные программные продукты с использованием технологий искусственного интеллекта.

Компания вышла на рынок в 1997 году, начиная с поставок компьютеров и программного обеспечения корпоративным клиентам. Затем стала партнёром фирмы «1С».

Сейчас компания выпускает программные продукты для автоматизации крупнейших энергетических предприятий в 48 городах России и СНГ: Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Саратове, Саранске, Чебоксарах, Краснодаре, Ростове, Якутске и других городах.

Все привыкли, что «1С» — это просто учёт: бухгалтерия, зарплата, торговля и прочее. Мы же автоматизируем производственные бизнес-процессы предприятий.

Например, в сфере электроэнергетики мы автоматизируем практически все внутренние бизнес-процессы от генерации электроэнергии до передачи её конечному потребителю.

Разработанные нами системы позволяют генерирующим компаниям рассчитать объём произведённой электроэнергии, распределительным сетевым компаниям — объём переданной электроэнергии, на основе расчётов составить баланс электроэнергии, а сбытовым компаниям — начислить стоимость услуг по тарифам, выставить счета и произвести сверку взаиморасчётов с потребителями.

Юлия Проталинская,

коммерческий директор Best, кандидат экономических наук

У компании есть проекты на платформе «1С» по созданию биллинговых систем, один из которых сейчас внедряется в ГЛОНАСС, а также собственные программные продукты в сфере энергоэффективности и управления производственными активами.

В 2016 году Best выиграла грант по линии поддержки проектов Национальной технологической инициативы на создание системы управления производственными активами.

Мы создаём продукт с использованием нейронных сетей, который будет рассчитывать стоимость ремонта производственных активов на основе индекса состояния оборудования.

Мы используем понятие «стоимость владения активами». В системе будет учитываться не только стоимость покупки оборудования, но и стоимость его содержания и ремонта.

Программа рассчитает период, в течение которого владение оборудованием остаётся выгодным. По истечении этого периода эффективнее будет продать оборудование по рыночной стоимости и купить новое, чем нести большие затраты на его обслуживание и ремонт. Экономия может составить 10–15%. Для крупных компаний это миллионы рублей.

В компании работает 60 человек, в разработке и сопровождении находится 20 проектов, стоимость программных продуктов начинается от 1,5 млн рублей, услуги по внедрению — от 2 млн рублей. Компания развивается полностью за счёт собственных средств.

Новые продукты компания старается создавать за счёт грантов, но чаще всего инвестирует собственные средства, полученные от реализации предыдущих заказов.

Юлия Проталинская,

коммерческий директор Best, кандидат экономических наук

Водный спасатель от «Инпроекта»

Компания «Инпроект» создаёт роботизированную поисково-спасательную систему на воде и аппаратный комплекс с машинным зрением для поиска пропавших людей.

«Умный» мир, ПО для следователей, автоматизация бизнеса: обзор ИТ-стартапов Астрахани

В 2016 году астраханец Данила Ивашкович, заканчивая магистратуру факультета управления водным транспортом в АГТУ, познакомился с предпринимателем из Ярославля Андреем Шапыгиным. Тот собирал команду для воплощения идеи поисково-спасательной системы. К проекту присоединилось ещё шесть астраханцев, а также учёные из Санкт-Петербурга — всего собралось 20 человек.

В сентябре 2017 года разработчики занялись проектом: жители Санкт-Петербурга создают датчиковую аппаратуру, а жители Астрахани — «мозги» — систему навигации и управления.

Система работает так: на руку человеку надевается специальный браслет с датчиком, если человек упал за борт или тонет во время купания, сигнал об этом поступает на дистанционный пульт управления, который запускает быстроходную спасательную капсулу, прикреплённую к борту судна, либо к бую, ограничивающему зону купания.

Капсула по датчику автоматически определяет местоположение тонущего, подплывает и спасает. На всю операцию уходит меньше минуты.

Всего разработано три варианта системы: для судоходства, авиации и спасения отдыхающих на море или на реке. Для первых двух случаев капсула будет оборудована системой жизнеобеспечения. Стоимость системы в зависимости от комплектации составляет от 200 тысяч до 400 тысяч рублей.

Проект одобрили в экспертном сообществе группы MariNet Национальной технологической инициативы. После этого проектом компании «Инпроект» заинтересовался крупный инвестор из сферы судостроения.

В 2018 году команда проекта получила грант из фонда развития инноваций на 20 млн рублей, ещё 5 млн рублей вложено собственных средств.

Пилотный образец будет создан весной 2019 года, рассчитывают в компании, испытания пройдут на набережной Волги.

Перед тем как заняться проектом, мы проанализировали ситуацию, провели переговоры с потенциальными заказчиками и получили много положительных отзывов.

Более 1 млн яхт, около 4 млн рыболовных коммерческих судов и почти 87 тысяч судов торгового флота по всему миру — ожидаемые заказчики продукта.

Ежегодно в мире по разным причинам тонет около 400 тысяч человек, но до сих пор не было создано универсального решения для их спасения. Например, в США придумали дистанционного робота-спасателя, в Португалии — самоходный спасательный круг, а наши соотечественники из Якутии разработали радиоуправляемый спасательный снаряд.

Но все эти экземпляры ограничены в радиусе действия — в пределах прямой видимости спасателя, не автоматизированы и не оснащены системами жизнеобеспечения.

Данила Ивашкович, гендиректор «Инпроекта»

Параллельно компания разрабатывает комплекс с машинным зрением для поиска людей на воде, попавших в бедствие. Уже в 2020 году планирует выйти с этим продуктом на рынок.

Вот представьте: океан, произошло стихийное бедствие. В воде мусор, ветки обломки, а среди всего этого — люди. Искать их визуально очень сложно, особенно если волнение или человек без сознания.

А если приподнять камеру на квадрокоптере или самолёте с программой, обладающей визуальным, аудио-, гидрофонным и другими каналами поиска, то это кратно повышает шансы, а также снижает затраты на поиск.

Данила Ивашкович, гендиректор «Инпроекта»

Aperso — приложение по распознаванию лиц на основе ИИ

Стартап работает два года, продажи начались в 2016 году.

В 2015 году астраханский программист Дмитрий Андреев, работающий удалённо в Microsoft, проходил стажировку в Калифорнии. В штаб-квартире Центра высоких технологий он узнал о возможностях моделирования искусственных нейронных сетей: компьютер можно научить «видеть» и «понимать», что находится на фото и на видео.

Воодушевлённый этой идеей Андреев из Калифорнии позвонил своему другу Руслану Романовскому, который тоже работал в ИТ-сфере. Вместе они давно планировали создать собственный проект.

Я был в Москве, мы вернулись в Астрахань, встретились, стали обсуждать идею, поняли, что это, наверное, то, чем бы мы хотели заняться, стали разбирать, что можно быстро научить распознавать.

Дмитрий говорит: «Лица». Ведь всё чаще общение людей заменяет машина — банкоматы встали на место кассиров, сайт госуслуг заменил госслужащих, интернет-сервисы стали посредниками для онлайн-покупателей товаров и услуг.

Руслан Романовский, генеральный директор Aperso

Руслан созвонился с несколькими знакомыми, которые подтвердили его идею: система распознавания лиц нужна розничным магазинам. Они устанавливают видеокамеры, чтобы фиксировать количество людей и нарушения.

Дмитрий занялся написанием кода, Руслан продвижением проекта.

Свою первую презентацию Aperso подготовили в августе 2016 года на форуме по искусственному интеллекту в Москве, заинтересовали нескольких федеральных сетевиков. Осознав, что направление для развития выбрано верно, Руслан и Дмитрий уволились с работы, чтобы полностью посвятить себя проекту.

Оставить стабильность ради высокой неопределённости. Мы не думали об этом. Всегда можно вернуться назад. А стабильность часто приводит к застою. Таков современный мир — если вы не идёте вперёд, то через какое-то время быстро начнёте двигаться назад, сами этого не замечая.

Оглянётесь и поймёте, что десять лет сидите на одном месте. А жизнь проходит. Стабильно и безопасно.

Руслан Романовский, генеральный директор Aperso

Разработав первый прототип, Aperso стала искать клиентов: основатели ездили на форумы, выставки, участвовали в конкурсах. Прошли в программу поддержки стартапов от Microsoft, в финал GenerationS, «Яндекс.Маркета» и GoTech «Новый ритейл», выиграли грант Фонда развития инноваций.

После конкурсов появились первые покупатели из числа известных российских компаний в сфере ритейла и связи.

Сейчас над проектом работает команда из пяти человек, клиентами стали более десяти компаний, суммы сделок — от 100 тысяч до 1,5 млн рублей.

В это же время астраханцы искали способы выхода на международный рынок. Их коллеги из Санкт-Петербурга поделились контактами партнёра из Японии. Изучив характеристики продукта, компьютерная компания «Системная интеграция» купила астраханскую программу для торговых сетей в Токио.

В ходе работы над проектом Дмитрий написал вторую программу — распознавания лиц для проверки документов: она определяет подделки. Программой заинтересовалась компания из ОАЭ.

У нас пока нет планов переводить бизнес из Астрахани, но огорчающий недостаток работы в регионе в том, что все основные переговоры и конкурсы проходят в Москве. А это дополнительные затраты по времени и деньгам.

Сейчас совершенствуем оба продукта. Ищем новых инвесторов. Много изучили информации, есть интерес заказчиков. Мы понимаем: то, чем мы занимаемся, востребовано. Мы на верном пути.

Руслан Романовский, генеральный директор Aperso

IOSYA создаёт ПО и оборудование с машинным интеллектом для оптимизации и управления производственными процессами

Работает с 2015 года, продажи начались в 2018 году.

В 2014 году выпускник кафедры «Микроэлектроника» Астраханского госуниверситета Илья Развин с командой сокурсников реализовал прибор для электрохимических измерений с применением методов машинного обучения, который анализировал состав растворов, определяя точное количество и объём примесей в них.

Проект выиграл «Умника», на 400 тысяч рублей гранта IOSYA выпустила шесть прототипов прибора и разослала в разные научные лаборатории страны, которые его протестировали и подтвердили точность измерений.

Но к тому времени астраханцы увидели другие перспективы — по цифровизации баз производства. Занялись непосредственно анализом данных. Через три года выпустили первый продукт: программу, которая, получая доступ к базам данных предприятия, анализирует их и выдаёт готовые решения по оптимизации работы всей цепочки процессов работы с документами, оборудованием, транспортировкой, изготовлением, обработкой заказов.

В июне 2017 года компания представила проект на выставке «Экспо Электроника» в Москве. Разработка заинтересовала инвестора, но работать с ним IOSYA не стала.

Нам начали подсовывать хитрые юридические документы: контракт на 86 млн рублей, по которому за три года мы должны были вернуть деньги под 400%.

Илья Развин, генеральный директор IOSYA

В это время Развин учился во Франции. Совмещая с учёбой, работал руководителем отдела разработки и электроники в инкубаторе при инженерной школе Ecole Centrale Supelec в Париже. Он скопил около €10 тысяч и зарегистрировал бизнес в Марселе. Заказчиков искал на крупнейших производственных выставках в Париже: Viva Тесh, CIGRE.

Мы ездили по выставкам и общались с топ-менеджерами компаний. Деньги брали только за результат — повышение экономической эффективности предприятия. В контракте это прописывали.

Илья Развин, генеральный директор IOSYA

За первые полгода IOSYA заключила контракты с шестью компаниями во Франции, включая одного из крупнейших в мире производителей в сфере химической промышленности, получили заказ на изготовление измерительной электроники для лаборатории IM2NP. За шесть месяцев оборот составил около €800 тысяч.

В сентябре на выставке CIGRE в Париже IOSYA нашла первого заказчика из России — завод «Севкабель» из Санкт-Петербурга, который уже несколько лет прорабатывал решения по индустрии 4.0. Затем был подписан контракт с компанией «Стимул групп» из Обнинска, которые специализируются на разработке и серийном производстве материалов нового поколения в химической промышленности.

В ноябре 2018 года IOSYA зарегистрировалась в Астрахани. Сейчас ведёт переговоры о контрактах с заводами из Саратова, Кемерово, Екатеринбурга, Астрахани.

В команде 16 человек, часть — из России, часть из Франции, большинство работают удалённо.

Мне всегда было интересно создавать международную историю и развивать компанию и продукт дома. Несколько лет назад, когда мы начинали, наткнулись на многие грабли.

Теперь я приехал и вижу колоссальные изменения — жизнь вокруг инновационного молодого предпринимателя начала бурлить. Она стала открытой. В этом плане Россия изменилась.

Илья Развин, генеральный директор IOSYA
1414
3 комментария

Хорошо, когда есть энтузиасты в регионах а не только в нерезиновой, приятно такое видеть. Терпения вам!

6

Ребята - молодчины! Классные проекты делают. Так держать. Удачи!

1

столько раз тут сколково, что будто ради этого всё и затевалось.