Вкратце: за что задержали основателя инвестфонда Baring Vostok Майкла Калви и чем известна его компания
Фонд инвестировал в «Яндекс», «1С», «Вкусвилл», Skyeng, «Тинькофф банк», ivi и другие компании, всего в российские организации Baring Vostok вложил $2,8 млрд.
15 февраля 2019 года в Москве задержали основателя инвестиционной группы Baring Vostok Майкла Калви, суд рассматривает вопрос о его аресте по делу о мошенничестве на 2,5 млрд рублей.
Кто такой Майкл Калви
Основатель и управляющий партнёр инвестиционного фонда Baring Vostok. Магистр финансов, окончил Лондонскую школу экономики.
До 1994 года работал в инвестиционной компании Salomon Brothers, где отвечал за слияния и поглощения в нефтегазовой отрасли, и в Европейском банке реконструкции и развития, в котором занимался инвестициями в энергетические компании Центральной и Восточной Европы, включая Россию.
В 1994 году инвестиционная компания Baring Asset Management и российско-американский банк «Совлинк» сформировали фонд First NIS Regional Fund с начальным капиталом $160 млн. Калви стал его основателем и одним из управляющих. Сейчас он возглавляет инвестиционные комитеты всех организаций, которые находятся под управлением Baring Vostok.
Baring Vostok стал личным проектом Калви и первым профессионально организованным инвестиционным фондом, который был запущен в России после дефолта 1998 года, считает председатель совета директоров «Русские Фонды» Сергей Васильев.
Чем известен фонд Baring Vostok
Компания работает с 1994 года и занимается прямыми инвестициями в проекты из России и других стран бывшего СССР. По собственным данным, компания привлекла в капитал своих фондов $3,7 млрд.
В частности, Baring Vostok инвестировала в Avito, «1C», Skyeng, Gett, «Вкусвилл», Busfor, сеть поликлиник «Семейный доктор», «Тинькофф банк», оператора наружной рекламы Gallery, онлайн-кинотеатр ivi и другие проекты. К 2019 году фонды Baring Vostok вложили $2,8 млрд в 80 проектов, средняя норма доходности — 38%.
Основной принцип фонда — работать только с частными компаниями на прозрачных рынках. Baring Vostok никогда не инвестировал в компании, связанные с государственным сектором.
Первым проектом Baring Vostok в области коммуникаций стал FGI Wireless, позже ставший «Вымпелкомом». Это первая российская компания, которая вышла на IPO.
В 1996 году Baring Vostok инвестировал в «Боржоми», став первым иностранным фондом, который вложил средства в экономику Грузии. К 1998 году Baring Vostok смог вернуть инвесторам $620 млн.
В 2000 году фонд Baring Vostok стал инвестором платформы электронной коммерции «Озон», также приобрёл 35,7% акций «Яндекса», помогал развивать поисковик до его выхода на IPO.
Окончательно фонд вышел из «Яндекса» в 2016 году, но не прекратил сотрудничество — Baring Vostok и «Яндекс» совместно инвестируют в медицинский стартап DOC+.
В 2001 году фонд создал единый бренд «СладКо», объединив три региональные фабрики — екатеринбургскую «Конфи», ульяновскую «Волжанку» и казанскую «Зарю». Компания «СладКо» была продана норвежскому концерну Orkla Group в 2004 году, сумма сделки могла составить около $100 млн.
В 2006 году на IPO вышел другой крупный инвестиционный проект Baring Vostok — телекомпания «СТС Медиа». Фонд полностью продал свою долю в 2008 году.
В 2011 году Baring Vostok Private Equity Fund инвестировал в группу компаний «1С», получив долю в 9%.
В 2015 году Baring Vostok продал свою долю в сети кинотеатров «Каро», в которой с 2012 года был крупнейшим инвестором, и купил семейство телевизионных каналов Viasat, вещающих в России.
В июне 2017 года Baring Vostok стал основным акционером инфраструктурной компании «Вертикаль», которая владеет вторым по величине объёмом вышек связи для операторов сотовой связи.
В марте 2018 года фонд продал акции «Тинькофф банка» на $80 млн.
Спор с банком «Восточный»
В ноябре 2010 года Baring Vostok Private Equity Fund через кипрскую компанию Evison Holdings выкупил 20% акций банка «Восточный» и довёл свою долю до контрольной — сейчас у фонда 51,62% акций. Ещё 32% акций «Восточного» стали принадлежать инвестору Артёму Аветисяну после того, как в январе 2017 года к «Восточному» присоединился подконтрольный Аветисяну банк «Юниаструм».
После присоединения «Восточному» потребовалась докапитализация — в 2018 году банк безуспешно пытался провести допэмиссию акций на 5 млрд рублей.
По информации «Коммерсанта», Аветисяну не хватило средств для выкупа акций, а Baring Vostok не был готов увеличивать долю в банке, так как пытался выйти из капитала, из-за чего между акционерами началась борьба за контрольный пакет «Восточного».
Внутри банка начались кадровые перестановки: 3 сентября 2018 года совет директоров уволил Дмитрия Левина с поста руководителя «Восточного», назначив Вячеслава Арутюняна временным главой.
Baring Vostok не согласился с назначением и 7 сентября 2018 года подал в суд с требованием отменить решение. По информации «Коммерсанта», Арутюнян — выходец из банка «Юниаструм» и человек Аветисяна, что вызвало конфликт интересов.
Суд удовлетворил требование истца, и 11 сентября стороны договорились о назначении и.о. предправления банка Александра Нестеренко. Фонд отозвал иск к банку после договорённости.
В январе 2019 года Evison объявила, что готова выкупить всю сумму допэмиссии, а фонды Baring Vostok привлекли необходимые средства и держат их на своих счетах. Совет директоров банка был готов завершить допэмиссию до конца апреля 2019 года.
Арест Майкла Калви
15 февраля 2019 года Майкла Калви и ещё пять человек задержали по подозрению в хищении имущества на 2,5 млрд рублей. Уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ было возбуждено 13 февраля после заявления одного из акционеров банка «Восточный». Оно предполагает лишение свободы на срок до десяти лет.
Всего под стражу взято шесть человек: кроме Калви задержали сотрудников Baring Vostok Вагана Абгаряна, Филиппа Дельпале и Ивана Зюзина, а также председателя совета директоров ПАО «Норвик Банк» Алексея Кордичева, который был главой правления «Восточного» и стал его советником, и генерального директора «Первого коллекторского бюро» Максима Владимирова.
Показания на сотрудников Baring Vostok дал Шерзод Юсупов, ставший акционером «Восточного» после покупки «Юниаструма». Ему принадлежало 9,9% акций банка. Юсупов — ключевая фигура во всех проектах Арутюняна, пишет Forbes.
По данным следствия, Калви вступил в сговор с Дельпалем и Зюзиным, и убедил Юсупова одобрить приобретение у «Первого кредитного бюро» 59,9% акций компании International Financial Technology Group S.C.A. в счет имевшегося у ПКБ перед банком долга на 2,5 млрд рублей.
Калви, Депальд, Абгарян и другие соучастники якобы составили ложный отчет, в котором рыночную стоимость акций International Financial Technology Group S.C.A. завысили до 3 млрд рублей. Согласно постановлению о возбуждении уголовного дела, реальная стоимость бумаг не превышала 600 тысяч рублей, отмечает РБК.
Калви утверждает, что сделка была выгодна для «Восточного», так как ПКБ ежегодно получало чистую прибыль в 100 млн рублей, и такая компания должна стоить не менее 2,5 млрд рублей. Согласно последней отчетности IFTG, активы компании в 2016 году составляли $82 млн (4,8 млрд рублей по курсу в момент сделки), а чистая прибыль — $22,7 млн (1,3 млрд рублей)
Кордичев согласился сотрудничать со следствием и дал показания против остальных фигурантов дела, сообщил его адвокат. К вечеру 15 февраля под стражу заключили пятерых фигурантов дела. Дельпаль и Кордичев — до 13 апреля 2019 года.
Калви считает, что «Юсуповым двигали два мотива при подаче заявления в ФСБ — создать себе переговорную позицию для отказа Baring Vostok от требований в суде и уменьшить размытие доли Аветисяна в "Восточном", что было бы неизбежным при докапитализации банка со стороны фонда», передает ТАСС.
Всех фигурантов дела, за исключением Майкл Калви, арестовали до 17 апреля 2019 года. Калви не стали арестовывать, и продлили время его задержания на 72 часа, передаёт ТАСС. Следующее заседание о мере пресечения намечено на 18 февраля.
16 февраля 2019 года Майкла Калви арестовали до 13 апреля 2019 года.
Baring Vostok подтвердил, что задержания не связаны с деятельностью банка или фонда и прошли в рамках «коммерческого спора» вокруг банка «Восточный». Компания утверждает, что фонды и портфельные компании работают в штатном режиме и пообещала отстаивать права своих арестованных сотрудников.
после опыта общения с восточным изначально подумал что наверняка это они что-нибудь намудрили и подставили калви. после этого поста ощущение только усиливается.
и сюда же вспоминаются слова аветисяна из интервью тинькову, что он построил свой бизнес при этой власти с нуля и он доволен.
похоже, что Аветисян хочет повесить на калви то, что разворовал в Восточном...
Карьера Калви поражает. Большой молодец. Интересно было бы пообщаться с ним или поучиться у него
Осторожно с мечтами...
Комментарий недоступен
Один из тех рисковых американских парней, которые не побоялись выйти на отдаленные развивающиеся рынки, потому что на развивающихся рынках крутится большое бабло. Но на таких рынках процветают в основном криминальные таланты, видимо Калви как раз из их породы. Так что ничего удивительного.