«Умница с абсолютно стратегическим мышлением»: как Наталия Филёва с мужем превратили «Сибирь» в аэрокосмическую S7

История жизни одной из самых успешных предпринимательниц в России.

31 марта 2019 года в авиакатастрофе погибла сооснователь и председатель совета директоров группы компаний S7 Наталия Филёва. Вместе с ней погиб отец Валерий Карачев и пилот Андрей Дикун.

Коллеги по отрасли отзывались о ней, как о прекрасном стратеге, который не боялся идти вперед в сложных ситуациях, а коллеги по S7 называли её «мамой».

«Финансовая газета»
«Финансовая газета»

Филёва Наталия Валерьевна родилась 27 ноября 1963 года в Новосибирске, окончила Новосибирский электротехнический институт, став инженером-радиомехаником. Позднее получила диплом по специальности «Организация управления производством» в институте народного хозяйства.

В начале 1990-х годов Филёва работала в новосибирском «Гарантбанке», а затем получила лицензию по работе с ценными бумагами. Вместе с мужем Владиславом открыла филиал инвестиционной компании «Еврофинансы». Ею владел армейский друг Филёва и основатель парфюмерной сети «Иль де Ботэ» Алексей Грибков. Сейчас ему принадлежит 10% акций S7, пишет The Bell.

Филёвы начали работу с ценными бумагами: выкупали эмиссии городских и областных векселей предприятий, а когда те не могли оплатить долги, предлагали финансовую помощь в обмен на продукцию, которую можно было продать.

Приход в авиацию

Работа в «Еврофинансах» привела Филёвых в авиацию: в 1998 году один из самолётов авиаотряда «Сибири» ремонтировался в Минеральных водах, компания не смогла оплатить работу. Филёвы погасили долг в 3 млн рублей и получили самолёты компании, пишет «Ведомости».

Владиславу Филёву хотелось заниматься бизнесом, связанным с авиацией, а областная администрация, находившаяся в поиске инвесторов для «Сибири», узнала о появлении молодых предпринимателей.

Филёвым предложили собрать контрольный пакет акций, пообещав позднее их выкупить. Супругам пришлось одолжить у московских знакомых и новосибирских компаний $20 млн, чтобы купить недостающие 26% акций «Сибири».

По информации Forbes, «Сибирь» в тот момент находилась в предбанкротном состоянии, и Филёвы медленно восстанавливали компанию. Когда администрация Новосибирска отказалась выкупать контрольный пакет, Филёвы решили консолидировать его: уволили руководство «Сибири», закрыли свою финансовую организацию и всей командой стали развивать авиакомпанию.

Их наставником стал Владимир Тасун — на тот момент начальник Западно-Сибирского управления Росавиации, сейчас — глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта. По его словам, центром создания компании стала Филёва. Она была идеологом, постановщиком задач, искала новые кадры и «была ведущим элементом в тандеме».

В течение двух лет Филёвы по совету Тасуна скупили ещё пять обанкротившихся региональных компаний: «Саян», «Энкор», авиапредприятия Томска, Кемерова и Барнаула. Таким образом «Сибирь» получала новые лицензии на маршруты.

Развитие «Сибирских авиалиний»

Супруги разделили обязанности: Наталия занималась маркетингом, коммерцией и коммуникацией с государством, а Владислав — стратегией и производством.

В 1999 году «Сибирь» совершила первую попытку купить «Внуковские авиалинии» — объединенная компания могла бы получить около 10% всего пассажиропотока и более 40 основных магистральных маршрутов из 150.

Ту-204-100 авиакомпании «Сибирь», 2003 год Wikiland
Ту-204-100 авиакомпании «Сибирь», 2003 год Wikiland

В 1998 году, до завершения сделки, Филёва назначили гендиректором «Внуковских авиалиний». Он перевёз команду в Москву, но позже владельцы контрольного пакета авиакомпании Сулейман Керимов и Татевос Суринов уменьшили предложение до 49%, и Филёвы отказались от покупки, вернувшись в Новосибирск.

После несостоявшейся сделки Керимов ушёл из «Внуковских авиалиниий», а Суринов вывел все активы и обанкротил компанию.

В 2001 году «Сибирь» выкупила авиапарк у фирмы «Центролизинг», продавцом стал хозяин аэропорта «Домодедово» Дмитрий Каменщик. После сделки «Сибирь» перевела компанию в «Домодедово» и помогла аэропорту стать крупнейшим по пассажиропотоку в России, пишет The Bell.

Затем «Сибирь» получила и маршруты «Внуковских авиалиний»: руководитель Росавиации Александр Нерадько согласился отдать маршруты при условии погашения всех долгов компании перед госпредприятиями, рассказывал «Ведомостям» знакомый Филёва.

Компании пришлось восемь лет оплачивать кредиторскую задолженность «Внуковских авиалиниий», которая оценивается в 600 млн–1 млрд рублей. К концу 2002 года «Сибирь» заняла первое место по перевозкам внутри России.

В 2004 году контрольный пакет «Сибири» был зарегистрирован на Наталию Филёву, она стала главным стратегом компании, передав мужу публичную деятельность, пишет РИА. В 2006 году она вошла в рейтинг самых успешных женщин России по версии издания «Финанс», её капитал оценили в $155 млн.

Она участвует в принятии значительной части серьёзных стратегических решений, связанных с развитием бизнес-группы в целом, деятельности авиакомпании, входящих в состав группы. И, конечно же, решает вопросы, связанные с маркетингом, рекламной политикой и так далее.

И здесь нужно сказать, что её женское чутье и интуиция не подводят. Группу удалось спозиционировать очень заметно.

И сегодня S7 и входящие в неё авиакомпании являются, пожалуй, наиболее яркими игроками с точки зрения восприятия, схемы окраски самолётов и предоставления услуг.

Олег Пантелеев, глава аналитической службы компании «Авиапорт» в комментарии «Эхо Москвы»

Переход к S7

В середине 2000-х годов Филёва занималась ребрендингом «Сибири» после нескольких авиакатастроф: в 2001 году был случайно сбит Ту-154 в ходе украинских учений, в 2002 году в таком же самолете был совершен теракт, а в 2006 принадлежащий «Сибири» А310 выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы во время посадки и загорелся.

Филёва хотела, чтобы компания была настоящей, профессиональной, не просто компанией, которая пришла снять пену. Не умаляю достоинства других авиакомпаний, но они первыми внедряли все инновации, которые появлялись на мировом авиационном рынке.

Владимир Тасун, глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта

Компания сменила название на S7 Airlines, самолеты получили узнаваемый яркий жёлто-зелёный цвет, запустились рекламные кампании — на ребрендинг были потрачены «десятки миллионов долларов».

Airlines Inform
Airlines Inform

Структура компании тоже поменялась — основной организацией стала S7 Group. В неё вошли основные активы авиаперевозчика: турагентство, продажа билетов, база технического обслуживания в «Домодедово», основанная в 2008 году дочерняя авиакомпания «Глобус», а также сама S7 Airlines. Филёва возглавила S7 Group, а Владислав — S7 Airlines.

Спасение из кризиса

В 2009 году компания допустила дефолт по облигациям на 2,3 млрд рублей, общий долг составлял 10,7 млрд рублей, половина которого приходилась на «Сбербанк», также в залоге у банка находился контрольный пакет акций, пишет The Bell.

Единственным решением для спасения бизнеса, которое предлагало правительство, было объединение с «Аэрофлотом», но Филёвы смогли договориться с другим кредитором — «Альфа-банком» — и получили кредит на 8,9 млрд рублей.

«Альфа-банк» объяснил своё решение «адекватностью акционеров»: планы, по мнению источников The Bell, разрабатывались совместно. Филёв знал, как действовать на рынке, а Наталия была «самым гениальным финансистом и менеджером».

Ей просто не было равных. Умница с абсолютно стратегическим мышлением, мгновенно схватывала и решала любую проблему. И очень жёсткая бизнесвумен.

Вячеслав Брешт, друг Филёвых, бывший совладелец титанового холдинга ВСМПО-АВИСМА

Чтобы погасить кредиторскую задолженность, компания продала 37 российский Ту-154 и Ил-86, отказалась от контракта на 15 самолетов Boeing 787 и полностью перешла на лизинговую модель — в авиапарке S7 на тот момент осталось 35 самолетов. Также S7 отказалась от низкодоходных маршрутов и сократила более 30% персонала — на компенсации лётчикам потратили $20 млн.

Кризис заставил пересмотреть бизнес-процессы и вести себя более осторожно: S7 начала эффективнее всех на рынке обслуживать авиапарк, экономить на внутренних нуждах и закупать самые энергоэффективные самолёты на рынке, пишет Forbes.

В расчетах помогала дочь Филёвых — Татьяна, которая отвечала в компании за маркетинг и рекламу. У неё был диплом по определению стоимости моделей самолётов и её снижения во время эксплуатации.

Татьяна Филёва «Сколково»
Татьяна Филёва «Сколково»

К 2010 году «Сибирь» потеряла часть рынка, перейдя со второго на четвёртое место по авиаперевозкам, но начала зарабатывать. К 2013 году у S7 оказался нулевой чистый долг и самый низкий скорректированный долг среди российских авиакомпаний — около 50 млрд рублей.

Выход в космос

В мае 2013 года Филёвы выкупили 25,5% акций «Сибири», принадлежащих государству. Компания приобрела блокирующий пакет за 1,33 млрд рублей после обсуждения в правительстве идеи отдать «Сибирь» «Аэрофлоту».

Тогда Филёва заявила «Ведомостям», что возможность объединения авиакомпаний — «шантаж со стороны государства». В 2017 году 10% акций «Сибири» были проданы компании «Еврофинансы-Недвижимость».

В 2015 году «Сибирь» вернулась на второе место по авиаперевозкам и продолжила развиваться. В 2016 году Филёвы вышли на международный рынок через покупку доли кипрской Charlie Airlines и объявили о запуске аэрокосмической компании S7 Space.

S7 вложила около $150 млн в покупку плавучего космодрома «Морской старт». Супруги считали, что из-за роста конкуренции в сфере коммерческих запусков ракет площадка станет экономически эффективной.

«Морской старт»
«Морской старт»

21 декабря 2018 года S7 Group переименовалась в S7 AirSpace Corporation, а 25 декабря 2018 года S7 Space анонсировала создание орбитального космодрома на базе элементов МКС. По задумке Филёвых, космодром может стать ключевой станцией космической транспортной системы «ближний космос»–«дальний космос». Проект намечен на 2022–2024 годы.

Есть люди, которые достигают определённых высот, останавливаются и пожинают плоды своих трудов. А есть люди, как Наталия Валерьевна, которые на протяжении целых десятилетий могут набирать высоту и не останавливаться.

Олег Пантелеев, глава аналитической службы агентства «АвиаПорт»

В группу входят более десяти компаний: авиакомпании «Сибирь» и «Глобус», а также розничная сеть по продаже авиационных и железнодорожных билетов, туристических путёвок, авиационный учебный центр, компания по техническому обслуживанию и ремонту авиатехники, плавучий космодром.

7 ноября 2018 года Наталия Филёва сменила мужа на посту председателя совета директоров «Сибири». Сам Владислав сконцентрировался на космическом бизнесе S7 Group. В 2017–2018 годах издание Forbes оценило состояние Филёвой в $600 млн. В 2018 году она стала четвёртой в рейтинге самых богатых женщин России по версии Forbes.

В 2017 году «Сибирь» заняла второе место в рейтинге российских авиакомпаний по версии Forbes. Сейчас S7 Group — крупнейший частный авиационный холдинг России, занимает второе место по размеру пассажиропотока среди российских авиакомпаний после «Аэрофлота». В 2018 году авиакомпании «Сибирь» и «Глобус», входящие в S7 Group, обслужили 16 млн пассажиров.

«Мама» авиационной отрасли

S7 считается семейной компанией: дочь Татьяна — старший вице-президент S7, она отвечает за коммерческий блок, продажи, развитие программ лояльности и стратегическое развитие компании, а другой дочке, Марии, принадлежит «Студенческое конструкторское бюро авиационных роторных двигателей». Всего у Наталии четверо детей.

Успехи в бизнесе выдающиеся, но самое главное, что Наталия была талантливым, очень добрым, хорошим, искренним и жизнерадостным человеком.

Я всегда считал их эталоном счастливой семьи.

Сергей Кравченко, друг Филёвых, президент Boeing в России и СНГ в комментарии The Bell

Филёва не только развивала собственную авиакомпанию, но и представляла интересы бизнеса в Российском союзе промышленников и предпринимателей, в котором была руководителем комиссии по авиационному транспорту и инфраструктуре, не боялась идти на конфликт, не отмалчивалась от отраслевых проблем и вела общественную работу, считает Олег Пантелеев.

В 2016 году Филёва защищала владельца «Домодедово» Дмитрия Каменщика, обвинённого в необеспечении требований безопасности. По этой причине, по версии следствия, произошёл теракт в 2011 году.

«Знаете, в "Домодедово" очень законопослушные люди. Деньги выжимают с клиентов — да, есть такой недостаток. Но в самом аэропорту никакой коррупции, всё хорошо организовано: шикарная четкость работы. Я хочу сказать, что он очень эффективный собственник», — говорила Филёва в интервью Forbes.

В 2018 году на инвестиционном форуме в Сочи Филёва попросила не звать чиновников на подобные форумы, потому что «они не делают бизнес, они не реальные люди». Несмотря на предназначение инвестфорума, первые ряды заняли госслужащие.

Что они там делали? Шутили, смеялись, говорили о своих проблемах. Это смешно. На первых рядах должны сидеть те, кто готов принести деньги.

Вы говорите про борьбу с коррупцией, а я задаюсь вопросом: «Откуда у них деньги на костюмы и ботинки?» У каждого костюм не меньше $1000 стоит.

Наталия Филёва

В разговоре с Forbes один из федеральных чиновников-знакомых Филёвой признался, что предпринимательница была «эмоциональной, яркой и очень харизматичной, очень жаль, что ее теперь нет с нами». На её слова он не обижается.

Также Филёва занималась благотворительностью: в 2017–2018 годах она подарила родному Новосибирску четыре тест-автомобиля для бесплатной сдачи крови на ВИЧ и гепатит С, каждый из которых стоил более 70 млн рублей. Проект в четыре раза эффективнее выявлял болезни, чем тестирование в медучреждениях.

Она планировала дальше развивать проекты по оказанию помощи людям с ВИЧ, по паллиативному уходу на дому и постконтактной профилактике больных, рассказал «Коммерсанту» председатель предправления общественной организации «Гуманитарный проект» Денис Камалдинов.

«Мы знаем, что Наталия Филева была заинтересована в этой работе. Она просто делала добро, не афишируя, не делая из благотворительности пиар», — говорит Камалдинов.

В компании все называли Филёву «мамой», рассказал «Коммерсанту» бывший гендиректор S7 Space Сергей Сопов. «Мама сказала — это закон. Я много с ней общался и уважал ее. Она была хорошим человеком. Это невосполнимая утрата», — рассказал он.

Глава Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун считает, что Филёву отличало нестандартное мышление и жёсткость в вопросах управления компанией.

Потеря ничем не может быть восполнена. Она была идеологом компании, возглавляла процессы и сама подбирала исполнителей. S7 во многом была создана благодаря энергии Наталии Филёвой, она умела ставить цели и была настойчивой в их достижении. Сегодня можно с полной уверенностью говорить, что S7 — это продукт именно супругов Филёвых.

Владимир Тасун

Гибель Филёвой прокомментировал глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин: «Она была великим энтузиастом авиации и космонавтики, для всех нас её гибель — личная трагедия».

Пока неизвестно, что будет с дальнейшим развитием космического подразделения — S7 Space отложила рассмотрение новой стратегии компании.

130130
107 комментариев

Сильная статья про сильных людей! Определенно нужно иметь стержень для такого рода бизнеса и решения таких проблем! Уважение и вечная память!

62
Ответить

Сделали деньги из воздуха на непрозрачных схемах на фондовом рынке в те годы, когда там контроля никакого не было. Потом купили за копейки то, что стоило сотни миллионов ("самолёты за 3 млн руб") - и это гениальные предприниматели? За что уважать то? Очередные махинаторы прихватизаторы.

22
Ответить

=== в 1998 году один из самолётов авиаотряда «Сибири» ремонтировался в Минеральных водах, компания не смогла оплатить работу. Филёвы погасили долг в 3 млн рублей и получили самолёты компании, пишет «Ведомости».

Филёвым предложили собрать контрольный пакет акций, пообещав позднее их выкупить. Супругам пришлось одолжить у московских знакомых и новосибирских компаний $20 млн, чтобы купить недостающие 26% акций «Сибири». ====

Не знаю ничего про их бизнес и личные качества. Но всегда забавно читать такое. 1998 год. Чисса одолжили 20 млн долларов у знакомых. ОДИН самолет ремонтировали, компания не могла оплатить ремонт ОДНОГО самолета и супруги получили самолетЫ компании.

44
Ответить

Комментарий недоступен

23
Ответить

В Форбсе за 2006 год есть интересные подробности, имеющие отношение к истории 1999 года (банкротство ВАЛ), причем со ссылками на некий отчет Счетной палаты, то есть не совсем и выдумка. И некоторые фамилии называются. В статье на VC понятное дело об этом ни слова)) и картинка немножечко другая получается в итоге.

6
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

ну это как Мордашов - В начальный период приватизации в России в 1992 стал директором по экономике и финансам Череповецкого металлургического комбината, вскоре преобразованного в ОАО «Северсталь». Генеральный директор Череповецкого комбината Юрий Липухин поручил Мордашову провести приватизацию комбината. В возрасте 27 лет Мордашов создал дочернюю компанию «Северсталь-инвест» (24 % акций которой принадлежали «Северстали», а 76 % — лично Мордашову) и затем скупил акции «Северстали». Получив таким образом контроль над предприятием, Мордашов стал директором и владельцем ОАО «Северсталь»

4
Ответить