Математик без инвестиций создал тревел-сервис с дневной аудиторией в миллион человек: интервью с основателем «Туту.ру» Материал редакции

О том, как с помощью смекалки, команды и бережливости обойтись без внешнего капитала, что происходит на российском туристическом рынке и как сохранить мотивацию — если руководишь компанией 16 лет.

В закладки
Аудио

Математик Дмитрий Храпов запустил сервис «Туту.ру» в 2003 году.

В то время пользователи сервиса могли узнать только расписание электричек для девяти московских вокзалов. В 2019 году он превратился в хаб для путешественников, где они могут не только купить билеты, но и забронировать отель и подобрать приключение, а суточная аудитория проекта превышает миллион человек.

В интервью Дмитрий Храпов рассказал, как создал «Туту.ру» и развивал компанию без инвестиций — благодаря смекалке и команде, и что сейчас происходит на российском туристическом рынке.

Первые дни

Расскажите, как вы заинтересовались разработкой сайтов?

Первый сайт я сделал в 12 или 13 лет. У меня даже своего компьютера тогда не было — программировал у родителей на работе.

Это было страшно интересно, а ещё мне хотелось заработать. Первые сайты и первый опыт программирования были, конечно, достаточно простыми. Забавное совпадение, но свой первый сайт я разработал для небольшого туристического агентства. Сколько заплатили, не помню. На заработанные деньги я купил себе первую в жизни игровую приставку — Dendy.

Потом занялся разработкой серьёзнее: на переменах в школе изучал мануалы по HTML и JavaScript, что было не совсем обычно для школьника. К старшим классам за сайт можно было получить и по $200–300.

Прежде чем запустить «Туту.ру» вы основали интернет-агентство Mindbridge. Как это было?

В 2002 году один клиент сказал, что хочет сотрудничать с юридическим, а не с физическим лицом. Ну мы и зарегистрировались.

Вы уже учились в МГУ, верно?

Да, на мехмате. Это было между четвёртым и пятым курсом.

И «Туту.ру» появился как один из проектов студии Mindbridge?

Да. Я ездил на электричках из дома в Москву всё детство и весь университет. Электронных сервисов в 2003 году не было. Однажды мы сидели и обсуждали: «А давайте сделаем электронное расписание, чтобы было удобно?»

В этом и заключалась основная идея. В то время мы уже умели делать красивые сайты, но хотели создать продукт не просто с таблицами расписаний, а чтобы пользователь мог указать точку отправления и назначения и получить информацию. Чтобы было действительно удобно.

Концепт сайта варился и созревал в головах пару месяцев. Наконец, за два дня мы написали движок, ещё за день — оформление. Чуть больше времени ушло на наполнение контентом. При запуске у нас было расписание по девяти московским вокзалам. На следующий год добавили вокзалы Санкт-Петербурга.

В то время мы сформулировали два принципа работы, которыми руководствуемся до сих пор.

  1. Первый — наш сервис должен быть удобным для пользователей и человечным. Уровень сервиса и удобства использования всегда были для нас одним из ключевых подходов к работе. Это очень сложно постоянно поддерживать.
  2. Второй — автоматизация.

Чтобы развиваться в любой сфере, необходимо максимально автоматизировать любой ручной труд. Когда мы стали показывать изменения в расписании, надо было постоянно обновлять данные: ездить на вокзалы, фотографировать расписания и вручную вносить информацию — по мере роста сервиса это могло превратиться в неподъёмный массив сложной работы.

Значительную часть работы с информацией мы автоматизируем, но всё равно очень многое держится на конкретных людях, энтузиастах своего дела, которые имеют огромный опыт в поддержании расписания.

Качество расписания напрямую зависит от опыта и квалификации сотрудников, и у нас одни из лучших людей в России — без такой команды было бы сложно поддерживать хороший уровень.

Как вы привлекали пользователей на первом этапе?

Нас находили через поисковые системы, или приходили по рекомендации знакомых. Рекомендации — как раз следствие нашей нацеленности на удобный и человечный сервис. Потом стали развиваться другие каналы привлечения.

Как вы отметили первую сотню пользователей?

Словами: «Хорошо, здорово было бы, чтобы теперь к нам приходили по тысяче человек в день». Когда дневная посещаемость достигла тысячи человек, мы подумали: «Здорово, а как насчёт 10 тысяч?». Сейчас «Туту.ру» пользуется около 1 млн человек в день.

Сколько вы заплатили за домен tutu.ru?

$100 — стандартная цена за домен в то время.

Почему выбрали такое название?

Мы думали и над другими названиями, но не хотелось привязываться только к электричкам. Слово «туту», с одной стороны, — «железнодорожное», а с другой — просто гудок.

Я рад, что тогда мы не выбрали что-то вроде «Электричка.ру». Сейчас на электрички в «Туту.ру» приходится только четвёртая или пятая часть пользователей.

Деньги и инвестиции

За счёт чего вы зарабатывали в первые дни?

Сначала на рекламе. Потом появилась возможность приобретать билеты на поезда и самолёты.

С какого года сервис начал приносить деньги? Когда пошла первая выручка?

Первые рекламодатели появились в течение года. Ставишь баннерую систему, даже на маленькие сайты, и начинает что-то идти.

Сколько сервис приносил в первый год существования?

Уже не помню.

А какой была выручка, когда «Туту.ру» вышел на самоокупаемость?

Тоже не помню.

Вы с самого начала развивали сервис на собственные средства и не привлекали инвестиции. Почему? Не было соблазна, не предлагали, не хотели размывать долю?

Я верю в людей, которые делают сервис. И в то, что, если применить голову, можно сделать многое за небольшие средства. Важны не столько деньги, сколько то, можешь ли ты нестандартно подойти к решению задач.

Сделать сервис для путешественников, к которому возвращаются вновь, — плохо решаемая деньгами задача. Каждому нужно быть в теме. Без погружённых с головой сотрудников, основателей и ключевых руководителей это просто не едет.

Из-за этого и система управления получается децентрализованная. Крайне важно в каждом продуктовом и технологическом направлении постоянно адаптировать сервис и команду под изменяющиеся условия. Та же классическая иерархическая схема управления здесь существенно помешала бы бизнесу.

Приведу пример, когда мы уходили от стандартных решений. С самого начала крайне важным был вопрос аналитики, откуда приходят пользователи.

В начале 2000-х не было систем аналитики, которые бы показывали, по каким поисковым запросам приходят пользователи. Мы написали собственный счётчик и анализатор к нему. Так мы получили инструмент измерения эффективности наших действий по продвижению. Другие же полагались на общедоступные системы, которые не давали нужных функций.

То же самое с контекстной рекламой. В самом начале мы пошли в рекламное агентство, причём выбрали лучшее, по рекомендации. Сделали с ними пробу. За 30 минут у нас со счёта исчезло 30 тысяч рублей. И почти нулевой результат. Мы попрощались с ними и стали делать сами.

Наш специалист погрузился в тему полностью. Разработал модели, попробовал несколько, написал свой модуль управления ставками и объявлениями. В итоге мы смогли выйти на окупаемость контекстной рекламы.

Технологии и мозги в интернете важнее инвестиций.

Поступали ли вам предложения о покупке доли?

Какие-то разговоры происходили, но детали раскрывать не буду.

Пару раз крупные компании из России пытались нас прощупать, но до чего-то серьёзного не доходило. Скорее всего, их останавливало то, что бизнес очень зависит от команды — «с играющими тренерами».

«Туту.ру» — это ведь одновременно и ИТ-компания, и очень клиентоориентированная фирма. Наш основной состав — разработчики, технари, программисты, математики, причём высококвалифицированные и очень неравнодушно относящиеся к уровню продукта, который мы делаем.

Как-то получилось, что мы все на одной волне, понимаем друг друга и находим очень хороших специалистов. Обратная сторона — если поменять конкретных людей, сервис быстро станет далеко не таким привлекательным.

Я бы сказал, нам очень повезло найти таких энтузиастов. И сохранить такой дух университета внутри.

А если сейчас предложат, тоже не продадите?

За последние годы мы прошли все внутренние аудиты, включая аналог due diligence, так что технически готовы к общению с инвесторами.

До этого предложения были скорее «посервисные», а не про компанию в целом. Это бессмысленно, потому что наша сильная сторона на стыке компетенций команд.

«Впрямую» на нашем рынке довольно сложно заработать, прибыль складывается из постоянного обновления и выигрыша за счёт тысячи небольших действий.

Сейчас мы добавили обслуживание малых и средних корпоративных клиентов. Раньше работали только для частных лиц, считая, что корпоративные сервисы очень сложны. Но для малого и среднего бизнеса мы смогли сделать такой же удобный сервис, как и для обычных клиентов.

Можно быстро, в онлайне, оформить покупку на юридическое лицо и получить все необходимые бухгалтерские документы для оформления командировки. Мы постарались сделать так, чтобы корпоративные клиенты могли пользоваться сервисом с такой же лёгкостью, как и обычные клиенты.

В итоге для клиента всё автоматизировано и выглядит простым и естественным, но за этим стоит кропотливая работа

Как распределяется выручка сейчас? Сколько в процентном соотношении приносит продажа билетов, бронирование отелей и туры?

Мы не рассказываем.

Кризисы и решения

За время существования сервис пережил как минимум два экономических кризиса. На ваш взгляд, какой из них ударил сильнее? Что вы делали в 2008—2009 годах и 2014–2015 годах?

Мы всегда жили экономно: ужимали наши траты как могли.

В 2008 году, когда вокруг увольняли людей, мы сидели и думали: «Нам что, тоже кого-то уволить?». Во-первых, некого — каждый человек очень нужный. Во-вторых, даже если кто-то уйдёт, сервису станет только хуже.

А в 2014 году стало видно, что люди не отказываются от путешествий (как по России, так и за границу), а выбирают более бюджетные маршруты и стараются экономить.

Также стало понятно, что в России начал оживать внутренний туризм. Мы попробовали сделать платформу для экскурсий, гидов и разных активностей длительностью до двух дней. Оказалось, что сервис у поставщиков пока слабый. Поэтому мы приостановили эксперимент и вернулись к нему позже (в феврале 2019 года сервис запустил раздел «Туту Приключения» — vc.ru).

А сколько человек было в компании?

15–20 человек. Мы просто шли дальше. Кризис на нас почти не повлиял. «Туту.ру» продолжил расти — что в 2008 году, что в 2014 году, просто не так быстро.

Люди всё равно будут путешествовать — даже в кризис.

Просто меняется структура поездок: доля зарубежных снижается, доля поездок по России — растёт.

А 2019 год — кризисный?

Сложностей всегда хватает, но мы от своих планов не отступаем. Запустили «Туту Приключения», активно двигаемся в сторону мультитранспортного поиска, развиваем наши контентные проекты — «Туту.Сюжеты» и «Дух путешествий», объединяемся с сотнями перевозчиков по стране, находим тысячи и тысячи локальных сообществ путешественников и работаем с ними.

Как вы думаете, что можно улучшить в России с точки зрения бизнес-климата?

Скажу о туристической отрасли. Например, у нас есть сервис для покупки автобусных билетов. В этой сфере мы видим проблемы, связанные с государственным регулированием.

До сих пор нередки случаи, когда автовокзалы требуют бумажные билеты, поскольку у игроков рынка нет единой интерпретации текущего устаревшего законодательства, которое необходимо актуализировать под современную цифровую действительность. Встречаются остановки, на которых автоматизация отсутствует в принципе. Но процесс идёт, и мы верим, что это вопрос ближайшего времени.

При этом на автобусном рынке есть и примеры «опережения» других транспортных направлений. Я говорю о Lux Express, с которой мы стали работать на эксклюзивных условиях с середины июня 2019 года.

Компания предлагает уровень сервиса и качества перевозок, которые не уступают бизнес-классу в самолетах. Пассажиры совершают поездку в очень комфортных условиях: широкие кресла, мультимедийные системы с фильмами и музыкой, горячие и прохладительные напитки, Wi-Fi и ещё многое, что у большинства людей даже не ассоциируется с автобусами.

Какой у вас в компании горизонт планирования?

Мы предпочитаем сперва сделать, а потом про это рассказывать.

Вообще стараемся планировать на несколько лет вперёд. А если возникают возможности или нужды, которых мы не предусмотрели, то планы поправляем.

Мы хотим сделать универсальный единый сервис путешествий, с помощью которого люди могли бы найти всё, что им нужно для поездки. Это долгосрочный план на много лет вперёд, большая цель, к которой мы стремимся.

Перемены, тренды, конкуренция

В 2018 году вы провели редизайн сайта и заказали его у «Студии Артемия Лебедева». Зачем?

По двум причинам. Первая — внешняя. Старый дизайн и логотип были «транспортными». А мы стали не только про транспорт, а про путешествия и всё, что с ними связано. Хотелось единого стилистического решения, чтобы у людей не возникало диссонанса.

Вторая причина ребрендинга — организационная. По мере развития у нас появлялись новые направления. У каждого — своя команда из разработчиков, дизайнеров, тестировщиков. Чем дальше, тем команды становились самостоятельнее. И с точки зрения дизайна каждое направление развивалось по-своему.

Получалось, что пользователь открывал авиабилеты, потом переходил в раздел с билетами на поезда, и там его встречал совершенно другой дизайн. Как итог — разорванный пользовательский опыт.

Поэтому сейчас мы, с одной стороны, развиваем отдельные направления, а с другой — начинаем их сводить вместе. Например, сделали единое мобильное приложение «Туту.ру», которое содержит три вида транспорта: поезда, самолеты и автобусы.

Изменения интерфейса «Туту.ру»

2003 год
2007 год​
​2015 год
2017 год​
2019 год

Что сейчас происходит на туристическом рынке?

Главный тренд — всё переходит в онлайн и автоматизируется. Люди всё больше привыкают покупать билеты в сети. Клиенты становятся требовательнее и ожидают высокого уровня сервиса. Как следствие, уровень сервиса в туризме и на транспорте растёт.

Люди стали чаще собирать путешествия самостоятельно и находить варианты подешевле. Но многие поняли, что «дешевле» не значит «то, что нужно».

Пользователи руководствуются и комфортом, и брендом: чтобы отправление было в удобное время или у перевозчика был высокий рейтинг. По этой причине мы ввели отзывы и внедряем рейтинги перевозчиков и отелей.

Для этого нам потребовалось решить интересную техническую задачу: мы проанализировали большое количество отзывов по отелям в зависимости от тональности и ключевого смысла.

А затем автоматически отметили каждый отель тегами — «есть детский сад», «вкусно кормят» или «невкусно кормят» и так далее. Мы это сделали, чтобы человеку легче было принять осознанное решение при выборе вариантов поездки.

А вообще нам очень хочется, чтобы в стране развивался туризм, и мы над этим работаем, помогаем и пользователям, и участникам рынка.

В прошлом году вернулись к идее включить в платформу организаторов активного отдыха и запустили сервис «Туту Приключения», где собрали авторские и тематические туры, походы и экспедиции.

За последние годы поставщики этих услуг очень сильно прибавили в уровне сервиса. Большинство вчерашних тревел-энтузиастов выросли в профессиональных гидов, некоторые объединились в небольшие турагентства. Современные тематические туры отличает качество сервиса и уровень подготовки: хорошее оборудование, отработанные маршруты и подготовленные гиды.

За последние пять лет в России появилось огромное количество очень классных предложений, да и по всему миру тоже. Самые дешевые предложения начинаются от нескольких сотен рублей — это авторские экскурсии по Москве или Петербургу. Самый дорогой тур — экспедиция на Северный или Южный полюс.

Сейчас на платформе есть много необычного: экскурсия по историческому центру Санкт-Петербурга на байдарках, рыболовный тур на Байкал, иммерсивный тур в виде игры-квеста в Армению, экспедиция по северу Камчатского полуострова.

Не могу не спросить про BlaBlaCar. Они сперва предлагали пользователям путешествие на автомобилях, а сейчас постепенно начинают вводить путешествия на автобусах. Как их появление влияет на «Туту.ру»? Считаете ли вы их конкурентом?

С одной стороны, они решают важную проблему — как попасть в те места, до которых иначе как на машине не доберёшься. С другой — к ним есть вопрос, связанный с безопасностью, который они стараются изо всех сил решить.

В целом это конкурент всем железнодорожным и автобусным перевозчикам. Они развивают рынок и дают пользу путешественникам.

Я заметил, что в туристическую сферу приходят игроки, традиционно далёкие от путешествий. Например, «Тинькофф» теперь продаёт авиабилеты. Видите ли вы конкурента в нём?

Конечно, какая-то дополнительная конкуренция возникает. Это нормальный процесс. Вопрос в том, насколько у них получится сделать удобный сервис, если для них туристическая сфера — непрофильное занятие.

Мы же занимаемся не только билетами, нам важно, чтобы с помощью нашего сервиса человек мог полностью планировать путешествие, а это комбинирование разных видов транспорта и активностей.

При этом, они, конечно, хороши в сервисе, а это одна из самых сложных частей нашего бизнеса. Возможно, у коллег получится найти новую модель и повернуть рынок, как они сделали с банками. В потенциал чисто онлайн-банка же тоже мало кто верил поначалу.

Кого вы считаете главным конкурентом?

Во-первых, Google. Они обладают огромным количеством данных и могут сделать универсальный сервис.

Во-вторых, у нас есть необычный конкурент, — лень. Побеждая её, можно много интересного добавлять в свою жизнь. И не только путешествия.

Благодаря каким технологиям «Туту.ру» может измениться в ближайшие годы?

Персонификация

Современная индустрия путешествий предлагает огромный выбор, в котором легко утонуть. Цель сервиса — помогать конкретному пользователю сделать выбор.

Мы будем использовать механизм машинного обучения и обработку больших данных, чтобы выбор, который предлагает «Туту.ру», был персонифицирован под конкретного человека, его предпочтения и образ жизни.

Кому-то важна экономия, а кому-то комфорт. Один выбирает только пятизвёздочные отели, а другой хочет жить в скромном бунгало на берегу океана. Предложения сервиса должны это учитывать.

Микросервисы

Мы постепенно переходим на микросервисную архитектуру во всех наших продуктах. Это позволит в дальнейшем намного быстрее разрабатывать и масштабировать, качественнее и быстрее проводить эксперименты, сделает разработку более прогнозируемой.

О продуктивности, выгорании и саморазвитии

Был ли у вас в жизни момент, когда хотелось бросить «Туту.ру» и заняться чем-то ещё?

Был. Бывало, что накапливались проблемы и кризисы внутри компании. Ты смотришь на это всё и думаешь: «Боже мой, что с этим делать?!» — а с утра просыпаешься и опять идёшь разбираться. Учитывая сложность проекта, думаю, это периодически случается у всех руководителей. Но ты встаёшь и идёшь разбираться.

Что помогло вам с этим справиться?

Во-первых, я перетерпел это состояние. Во-вторых, начал решать проблемы.

Компания за много лет работы прошла несколько внутренних кризисов. Людей и сервисов становится больше: возникает проблема коммуникации, согласованности, ведь у каждого направления отдельная команда.

Например, первая попытка запуска сервиса для корпоративных клиентов провалилась, потому что у нас не получилось собрать сервис на стыке авиа и железной дороги.

В итоге мы пересобрали команду — выбрали людей из обоих направлений. И они уже справились. Несмотря на то что у каждого направления есть свои цели, ребята собираются вместе и ищут пути создания единого сервиса — иногда в ущерб краткосрочным целям своего направления. В решении внутренних кризисов огромную роль играет культура в компании и взаимоотношения в коллективе.

Во сколько начинается ваш рабочий день?

По-разному. Иногда я в офисе в 8:00, а иногда и в 12:00. Но даже когда не в офисе, через час после подъёма обычно занимаюсь рабочими вопросами.

Как настраиваетесь на работу?

Самый хороший настрой — сделать зарядку и плотно позавтракать. Очень важно поддерживать себя в «ресурсном» состоянии: высыпаться, есть вовремя, не забывать о спорте. Тогда настрой на работу будет происходить автоматически.

У нас много людей, которые увлечённо работают, но через какое-то время любой запал исчезнет, если не отдыхать и не вести здоровый образ жизни.

Что занимает большую часть рабочего дня?

Встречи и совещания. Раньше этого было ещё больше. Через какое-то время стало понятно: когда совещаний много — польза от них падает. Нужно освобождать время для изучения трендов, зарубежного опыта, внутренних данных.

Какой у вас рекорд по количеству совещаний?

12–14 совещаний в день.

Это когда в компании внутренние кризисы?

Иногда уезжаешь в командировку на неделю, а когда возвращаешься — в компании много желающих с тобой поговорить.

Какая у вас самая любимая, а какая — самая скучная часть в работе?

Самая любимая — работа с тем, как сделать сервис лучше: поиск решений, аналитика, обсуждение, придумывание. Также люблю быть слушателем, когда ребята придумывают что-то классное.

Если раньше я многое придумывал, то сейчас у команд очень высокая степень самостоятельности. Здорово работать с талантливыми и умными людьми.

Как и многие, не очень люблю копаться в бумагах.

Поделитесь секретом мотивации и управления людьми, который стал для вас открытием.

Я считаю, что самая сильная мотивация — самомотивация. Когда человек сам хочет что-то сделать и видит цель, к которой нужно прийти.

Если кто-то хочет делать классный сервис, программировать, придумывать интересные публикации в соцсетях, рисовать или делать интерфейс, это наш человек. Такого не нужно мотивировать.

Считаю: из-за того, что мы берём таких ребят, мы и развиваемся: постоянно обновляемся и постоянно смотрим вперёд с горящими глазами.

Этим и отличаемся от корпораций.

В корпоративной структуре, даже если сотрудник очень заряжен, можно сделать так, чтобы у него запал пропал. Поэтому основная работа руководителя — поддерживать заряд и убирать деятельность, которая не несёт смысла. То есть сохранять ту самую самомотивацию.

Мы все на работе проводим больше времени, чем дома. Если комфортно работать в компании и с коллегами, есть понятные цели, задачи и рядом такие же энтузиасты, то будет и вовлечение, и мотивация.

Расскажите о своём главном уроке управления людьми.

В какой-то момент для меня стало определённым открытием, что мало выдать какую-то задачу. Важно ещё её принять, проконтролировать, достигнут ли нужный результат. Это нужно не только для контроля. Это нужно и для того, чтобы человек, которому выдана задача, ощутил, что результат его работы имеет значение.

Знаю, что у вас в компании есть бонус за прочитанную литературу. Сколько он составляет?

3% от оклада. Чтобы его получить, человек должен от начала до конца прочитать книгу из нашей библиотеки и написать по ней что-то вроде отчёта: что он из этой книги вынес для себя. Только тогда бонус засчитывается.

Но ведь сотрудник может всё придумать?

Я верю, что люди этого не делают. Изначально эта система появилась для того, чтобы люди учились. Чтение книжек запускает процесс самообучения, а потом выливается в то, что люди начинают читать другие книги, статьи, ходить на конференции, делиться знаниями. Короче говоря — развиваться. А это именно то, что нужно для долгосрочного успеха.

Вы сами часто читаете?

Сейчас получается одну-две книги в месяц.

Семь любимых книг Дмитрия Храпова из билиотеки «Туту.ру»

  1. Тони Шей, «Доставляя счастье».

  2. Джим Коллинз, «От хорошего к великому».
  3. Элия М. Гольдратт, Джеф Кокс, «Цель. Процесс непрерывного совершенствования».
  4. Джеффри Паркер, Сангит Пол Чаудари, Маршалл ван Альстайн, «Революция платформ».
  5. Мартин Фаулер, «Рефакторинг. Улучшение существующего кода».
  6. Максим Дорофеев, «Джедайские техники».
  7. Стивен Кови, «Семь навыков высокоэффективных людей».

Какие книги вас удивили или вдохновили за последний год?

Очень понравилась книжка «Задачи трёх тел» — научная фантастика китайского автора Лю Цысинь. Раньше такой фантастики не встречал: эти именно научная фантастика — очень интересно.

А из бизнес-литературы?

Есть вдохновляющие книги вроде «Теряя невинность» Ричарда Бренсона, «История Amazon» Джона Гришема или «Alibaba. История мирового восхождения от первого лица» Дункана Кларка.

Они что-то подсвечивают, но не дают полноценного ответа на вопросы. Поэтому последние годы я больше читаю учебники — по маркетингу, управлению, менеджменту и финансам. Они позволяют посмотреть на темы с разных сторон. Может быть, это не так интересно и вдохновляюще, но гораздо полезнее.

Очень интересная книга об управлении Георгия Щедровицкого — «Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология», её издавал Артемий Лебедев.

Как часто вы сами путешествуете?

Совершаю 10–20 более-менее далёких поездок в год. По России и за её пределы.

Назовите три страны, которые оказались для вас открытием.

Недавно первый раз в жизни побывал в Доминикане. Было здорово! Там замечательные люди. Немного разгильдяи, но очень весёлые и позитивные.

Страна бедная, а продолжительность жизни одна из самых высоких в мире. По опросам о счастье местных жителей, страна стабильно находится на верхних строчках.

Понравилось на Байкале. Я был там в феврале 2018 года, с одним из гидов «Туту.Приключений». Удивительно красивое место. Место силы и лютого холода.

Третья страна — Белоруссия. Я люблю природу больше, чем города. В Белоруссии с природой всё хорошо. Плюс отличные дороги. Там есть удивительное место — Браславские озёра. Это не про экскурсионные поездки, а про природу и походы.

Сами часто пользуетесь «Туту.ру»?

Очень часто. Я пользуюсь многими тревел-сервисами, помимо «Туту.ру», в том числе, чтобы увидеть, как там всё устроено. Но большую часть поездок делаю через «Туту.ру».

И последний традиционный вопрос. На чём вы ездите?

На минивэне Toyota. До этого ездил на Mercedes-Benz Viano, но он слишком большой, ездить по городу тяжело. А Toyota — в самый раз.

{ "author_name": "Никита Евдокимов", "author_type": "editor", "tags": ["\u0442\u0443\u0442\u0443\u0440\u0443","\u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0432\u044c\u044e"], "comments": 94, "likes": 107, "favorites": 232, "is_advertisement": false, "subsite_label": "story", "id": 71144, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Mon, 30 Sep 2019 17:06:13 +0300", "is_special": false }
Создать объявление на vc.ru
Сервисы
Куда уходят клиенты конструкторов сайтов
Чаще всего мигрируют с Wix на Tilda, клиенты «Платформы LP» переходят на Creatium, а «Битрикс 24» и Tilda обмениваются…
0
{ "id": 71144, "author_id": 61917, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/71144\/get","add":"\/comments\/71144\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/71144"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199131, "last_count_and_date": null }
94 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
56

Первый сайт я сделал в 12 или 13 лет. У меня даже своего компьютера тогда не было — программировал у родителей на работе.

Это было страшно интересно, а ещё мне хотелось заработать. Первые сайты и первый опыт программирования были, конечно, достаточно простыми. Забавное совпадение, но свой первый сайт я разработал для небольшого туристического агентства.

Университет окончил в 2003-м, значит когда поступал в 1998-м, ему было 17. Лет "12 или 13" ему было значит году в 1992-1993. А в Рунете первый сайт появился в 1994-м. На самом деле конечно в те годы школьники вполне занимались программированием, это это были бейсик, паскаль, си или ассемблер, а никак не появившийся в 1995 году JavaScript. Ну и уж конечно "сайт для туристического агентства, разработанный школьником", это история совсем не из 90-х. Как и все остальное здесь:

Потом занялся разработкой серьёзнее: на переменах в школе изучал мануалы по HTML и JavaScript, что было не совсем обычно для школьника. К старшим классам за сайт можно было получить и по $200–300.

Изучал "мануалы" наверное на айпаде, пряча его от одноклассников под партой?

Гражданин Храпов однако знатный выдумщик.

Ответить
14

Верно подмечено. Хотя, я вот тоже например уже не помню событий такой давности и дат. Если мне зададут подобный вопрос, ("а чем ты занимался в 14, 15, 17 лет?"), я запросто могу на пару лет ошибиться теми или иными событиями. Я думаю не у меня одного такое.

В целом история нравится, видно что человек сам построил все, откуда ноги растут у этого всего и т.д. Экологичный хороший бизнес, действительно редкость в России. Я, как  тоже владелец сайтов, вижу какая у них была бизнес модель и как(за счет чего) они взлетели в 2000-е  - прекрасно понимаю.

Такой разительный контраст с большинством историй на VC, где как правило истоки всего ведут к "мой хороший друг/коллега/партнер одолжил нам 20 миллионов, и мы начали вот как круто творить, читайте какие мы крутые...!"

Ответить
3

Что не история на VC, то всё инфоциганство) 

Ответить
3

Айпад он прятал от Джобса. Но тот проехал и запилил свой.

Ответить
1

слава богу что не стал травить байки про какой-нибудь гараж где первое время работал он и его сервер)

Ответить
0

Он и его Возняк

Ответить
–4

свой первый сайт, не?

я вот свой первый в 2008 сделал, и?

Ответить
27

Зачем покупать жд билеты на туту с комиссией, когда на ржд её нет? Использую этот сайт только как расписание электричек

Ответить
15

Тоже ни разу ничего там не покупал. Оказалось, что есть огромное количество людей, которые покупают билеты у перекупов, а потом с удивлением узнают, что всю жизнь переплачивали.

Ответить
7

На РЖД без комиссии? Круто, буду знать

Ответить
–6

Потому что РЖД никогда не отдаст деньги. Например, ты сделал возврат, деньги не пришли. Выбить их - практически не реально. Или купил билет, билет не купился, деньги застряли. Обычно деньги возвращаются, но если застряли - можешь про них забыть.

Или вот сейчас бухгалтерия требует не билет, а чек. Вы купили билетов себе и коллегам, тысяч на 20. Вот только чек на почту не пришел. Или ящик переполнен. Или пришел, и вы его случайно удалили. Попробуй спроси у РЖД чек - пошлют куда подальше, никто его для тебя искать не будет. И попал ты на 20 тысяч.

И таких моментов очень много. Не знаю как в Туту, наша поддержка обрабатывает подобные заявки в течении 10и минут, когда покупая в РЖД ты просто можешь попрощаться со своими деньгами.

Ответить
9

Забавно, пару раз делала возвраты купленных на сайте РЖД билетов - не было никаких проблем, причем обещали вернуть деньги в течение 30 дней, вернули через 3.

Ответить
0

Конечно, они возвращаются. РЖД держит деньги у себя 2 дня, потом возвращает. Если банк нормальный - он сразу зачисляет их на счет - вот вам и 3 дня.

Но бывают случаи, когда деньги не доходят. Бывают случаи, когда данные о возврате через кассу не доходят. Вы, как рядовой пользователь, вряд ли с этим столкнетесь - потому что это доли процента. Но когда ты имеешь статистику по сотням тысяч билетов - поверьте, такие случаи есть. И поддержка РЖД такие кейсы крайне плохо обрабатывает. Я иногда спрашиваю пользователей - удалось ли им вернуть деньги. Пока ни одного положительного результата. 

При этом сроки chargeback к тому моменту, скорее всего, вышли (человек месяц ждет возврата, потом месяц переписки с РЖД и т.д.), поэтому у вас не остается вариантов вернуть деньги, кроме как через суд. И люди на это забивают.

Нормальная же поддержка должна обрабатывать такие ситуации.

Ответить
3

Возвраты от РЖД и авиакомпаний норм идут, вот от агрегаторов ни разу не было. Я покупаю около 10 билетов в месяц - авиа в основном и посредников избегаю как могу. Где вы таких мизераблей берете? 

Ответить
0

Наша поддержка обрабатывает примерно 20 заявок в день о том, что деньги не вернулись. 

Основная часть - когда пользователь просто не заметил возврата. 

Еще крупная часть - когда не прошел адекватный срок для возврата (многие думают что возврат осуществляется мгновенно). 

Бывают случаи когда пользователь отменил ЭР вместо возврата. Или еще что-то.

Но и бывают когда билет действительно возвращен, сроки, установленные РЖД (до 30 дней) действительно вышли, и возврата действительно не было. 

И в таком случае получить деньги обратно, доказать что у РЖД там какая-то ошибка - очень сложно.

Ответить
2

Аналогично. Использую Туту только чтобы найти удобный поезд, там поиск удобнее. Хз чем сайт живёт, но видимо люди хавают, пофиг на цену.

Ответить
0

Ну не у всех есть куча свободного времени на мониторинг всего рынка из-за конкретного билета.

Ответить
1

Он в тексте как раз про лень и говорит, правда в виду конкурента, но ее сюда тоже можно приплести - людям банально лень искать. Выпал туту первым в поиске - туда и идут.

Ответить
1

Я тот самый пользователь, который сознательно переплачивал на Туту. Главная причина - уёбищный интерфейс сайта РЖД. Авторизация, восстановление пароля (запоминать пароль, Карл), поиск, оформление - дикий ад, мне физически больно пользоваться этим, посещаю этот сайт как зубного. Туту ещё и напоминает о предстоящих поездках, тогда как ржд забывает обо мне сразу после оплаты.
Но да, я бы на их месте зарабатывал другими способами, отечественный пользователь за эти 250 рублей предпочтёт страдать.

Ответить
0

Не знаю как сейчас, а раньше на РЖД не было информирования о появившихся билетах. Вот туту очень выручал своими смсками. И несколько раз пользовалась автопокупкой (или как эта услуга правильно называется) билетов.

Ответить
0

Люди платят за удобство (те же, кто покупает Apple). Плюс возможно корпоративные клиенты.

Ответить
22

Талантливый, умный человек. Молодец! Построил всенародный сервис. Таких проектов не более десяти в России. 

Ответить
9

Жду когда предложишь красивый домен, у тебя же под все проекты в мире есть что то подходящее, иначе зачем ты его похвалил?))

Ответить
6

У него все хорошо с доменом.

Ответить
–1

Уже два комментария и ни одной продажи домена? Стареете, Павел..

Ответить
–1

У меня много продаж) На 2-3 млн в месяц) хватает. А стареем мы все.

Ответить
9

Создал без инвестиций, в 2003 году он) Тогда и сухарики "Кириешки", 6.5 рублей стоили. 

Ответить
23

зато нытики, что тогда, что сейчас - одни и те же

Ответить
3

Ладно хоть нытики одни и те же, а вот балаболов все больше и больше. 

Ответить
2

Да, после года основания можно не читать)

Ответить
13

покупал билеты на поезд через туту ру в этом году, хороший удобный сервис, потом оказалось что через сайт ржд дешевле rzd.ru

Ответить
–7

С электронными билетами на ржд аккуратней, при накладках легко не пустят на поезд (или высадят), так как «бумажный» билет условно сильнее и главнее электронного. В этом году родители были свидетелями. Дурдом.

Ответить
3

Недавно впервые прокатился в электричке, но опаздывал и не успел купить билет на станции. В вагоне ходили проверяющие билетов. Это отряд из билетера, охранника ржд и росгвардейца (выглядит очень милитаризованно и страшно). Попытался найти сайты, где можно купить билет на электричку. Единственный вариант оказалось скачать приложение РЖД. Качалось оно вечность, а проверка билетов была все ближе. Потом надо было добавить карту, я уже начал потеть))

Получил билет, когда контролер уже была передо мной. Показал ей QR код, в ожидании, что она его отсканирует. А она так удивилась, будто не знала, что бывают электронные билеты в принципе. Фыркнула и пошла дальше.

Причем сам поезд современный, бесшумный, с кондиционерами.

Ответить
1

Ну прям экшн)

Ответить
0

просто необходимо распечатать на принтере электронный билет, так да много еще совковых проводников, но времена меняются

Ответить
7

Не необходимо. Езжу по билету,сохранненому на телефоне по несколько раз в год. 

Внимательнее с данными просто,которые вводите. 

Ответить
9

Всегда показываю только паспорт.

Ответить
0

Обязан иметь при себе распечатанный билет, или электронную копию на смартфоне. Понятно что многие пускают только по паспорту. Но по правилам РЖД - обязан.

Ответить
0

А у них есть такой пункт в правилах на сайте?

Ответить
0

Да, есть. 

Ответить
1

Какая разница электронных билетов ржд и туту?

Ответить
2

Туту посредник,поэтому наценка. Ржд-прямой билет,но там динамичное ценообразование и прочие прелести 

Ответить
0

Ветку внимательно читаем, потом отвечаем

Ответить
2

Я прошу прощения,сударь. Больше не лезу)))

Ответить
0

Динамическое ценообоазование - это фишка РЖД, так что она автоматом и у вмех перекупов. 

Ответить

Комментарий удален

8

Через РЖД не только дешевле. РЖД еще и бонусные карты выдает. Я за год накапливал по этой карте достаточно, чтобы летом в купе (минимум) съездить на юг и обратно. 

Ответить
0

А еще высокий кэшбек позволил купить три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка замшевая… три куртки. Магнитофон импортный! Пиджак!

Ответить
6

Кого вы считаете главным конкурентом?

Во-первых, Google. Во-вторых, лень. 

===

маловато : ) 

Интереснее было бы с рассказом о конкурентах, о личном мнении, сравнениях с западными аналогами. 

по приключениям и экспедициям: живой на сегодня сайт и тот, что активно предлагает мне включить экспедиции в их пул помимо вас - это youtravel.me (по мне так они симпатичнее реализовали этот проект). Есть основание полагать, что в будущем airbnb впечатления расширят проект с покупкой "впечатлениями" до покупки целых "экспедиций", тут наверняка не самое простое правовое поле. 

до гугла у вас много конкурентов, по авиа и отелям - это и метапоисковики (скайсканнер, момондон, авиасэйлс) и сами агенты типа экспедиции, букинга, onetwotrip и прочих, не говоря уже про airbnb (если уж говорить о сервисе по проживанию).

автобусы/поезда - прямые сайты самих компаний, типа сайта РЖД или Lux express

если как справочник, наверняка яндекс с их расписанием. 

Ответить
4

Эльнар, пользуясь случаем, хочу еще раз вас пригласить) будем рады видеть среди тревел-экспертов YouTravel.me :)

Ответить
1

не. Спасибо, лень : )

Ответить
7

Человек пишет что первый сайт на заказ сделал для турконторы. А потом пишет что начал изучать HTML. Это прикол? :) Или он хочет сказать, что контора заказала сайт у школьника на Front page? :) Да и год выпуска первого сайта не сходится с первым сайтом в рунете... :(

Ответить
0

Вы задаете слишком много вопросов

Ответить
0

Если вопросы возникают - их задают. Критическое мышление никто не отменял...

Ответить
5

Как активный пользователей туту - это сервис расписания электричек 

Ответить
4

"... без инвестиций создал тревел сайт ..."

16 лет по вашему не инвестиция?

по-моему "математик" инвестировал самое дорогое

Ответить
3

Да, есть несовпадения в датах и периодах. Шут с ними. Но реально крутой кейс.

Ответить
2

Сколько стоил домен дядя заполнил, а сколько денег зарабатывал - уже не помнит. Аяаяа)))

Ответить
2

;) У меня мама в детстве спрашивала курил ли Коля когда мы на стройке шатались, а я говорил ей "не помню". Это была идеальная отговорка на мой взгляд, только потом я понял, что было понятно что Коля курил.

Ответить
0

Чужие деньги считать нехорошо!!!

Ответить
0

Мне еще Мама говорила, что врать плохо.

Ответить
2

Долгие годы время от времени пользуюсь Tutu и не перестаю удивляться, за счёт чего же они живут и выживают? уж расписания всего-чего-только можно появилось в яндексе, гугле, и туристические поездки + билеты продают все кому не лень.

Значит, действительно, дело в особенностях Продукта - он удобнее, приятнее, комфортнее для клиентов!

Не могу не отметить тот факт, что Дмитрий много раз повторяет: основной актив, капитал бизнеса Tutu  - это команда, сотрудники. О чем далеко не каждый глава хай-тек бизнеса упоминает!

Дмитрию и команде Tutu - моё восхищение!

Ответить
–1

живут и выживают за счет комиссии на билеты

Ответить
1

Очень интересно. Давайте сотрудничать? У нас как раз есть решение под мультитранспорт. И хорошая экспертиза с автотусными перевозчиками. 

Ответить
2

тусить любите?

Ответить
2

Спасибо! Интересно было прочитать

Ответить
2

Домен классный, запоминаемость 100%. 

Ответить
2

На tutu отличный поисковик станций. Например, на сайте РЖД и ряде других не купить билет в г. Кропоткин т.к.станция там называется по другому (сюрприз!), а tutu с такой задачей справляется прекрасно, за что ему большое спасибо.

Ответить
2

"За два дня написали движок" - а как они расписание обновляли? Ручками вбивали? Интеграция и обмен данными это как раз самое сложное место всегда.

Ответить
0

Да много интересных вещей пишет, особенно интересных для тех кто в теме написания "движков". Интересно что там было?

Ответить
2

Напишу юзабилити баг который настолько явный и удивительно что его не 
правят до сих пор.

Ищу билеты , выбираю дату и место
Понимаю что ищу вместо самолёта поезд
Нажимаю вверху на Авиа

Актуальное поведение:
Перебрасывает на АВИА и стирает все раннее введённые данные

Ожидаемое поведение:
Все поля заполняются данными из предыдущего поиска

Ответить
0

И что на сайте-миллионнике такой явный функционал не сделан? :)

Ответить
1

Очень много критиков. Желаю Дмитрию дальнейшей жизни в своей работе, и не смотреть на критиков. Обычно такие сами не имеют того, что имеет Дмитрий. И правильно делает, не открывая некие внутренние тайны. Есть народная мудрость, - "Хочешь, чтобы Боги рассмеялись, расскажи им свои планы".

Ответить
1

я думаю, все желают герою всего лучшего, просто для публичной статьи матерого предпринимателя слишком много очевидных ошибок и умолчаний.

Ответить
0

Я лично не увидел в нём "матёрого" предпринимателя вообще.. К нему, на мой взгляд, это нарицательное слово вообще не относится. Это не матёрые Застройщики, МММ-шники, БАНКИ-ровщики и т.д. Он просто "пахарь" в своей колее. И он наверняка знает, как легко "утопить" простой бизнес, взращиваемый долгие годы, отвечая на любопытствующие вопросы любителей копаться в чужом белье, в т.ч. и наши "добропорядочные" налоговики, чинуши, "ОРЕШКИНЫ", удушающие всё более простое население и малый бизнес новыми поборами и пенсионными реформами.. и прочих сих... А вот реальные матёрые предприниматели, сжигающие всю Сибирь, вывозящие сырье, золото, живые ресурсы, капиталы, нефтедоллары и т.д... - у них никто не удосужится спрашивать об их кошельках, и прочих корпоратвных тайнах.... Их даже никто и не сажает, т.к. за миллиарды не сажают... А этого парня просто попыталась заклевать наша "челядь". Мне за них стыдно... обмельчал народ...

Ответить
1

По чем кстати тысяча слов + регистрация?

Ответить
1

А щас до такого уровня без инвестиций не реально взлететь

Ответить
–1

Хороший сервис, но накрутка на каждый билет 300р это мда 

Ответить
2

Не все так просто. Туту берет, допустим, 7-8% с билета. Из этих 7%  -  2% берет себе РЖД, - 2% эквайринг. На оставшиеся 3% надо платить зарплаты, содержать инфраструктуру. С оставшегося - еще заплатить 40% налогов (ндс + доход). Это бизнес, где реальный профит очень маленький (в процентном соотношении) - это не китайское барахло за 300% продавать.

Ответить
1

Но если поехать на вокзал и оплатить картой, то эквайринг с зарплатами пропадает 

Да или на сайте ржд. И накрутка 300р на билет за 2000р это 15%. 

Китайское барахло еще привезти надо, там надбавленная стоимость формируется из экономии 25-40 дней на доставке. А тут просто воздух перепродают для людей, которые ленятся на соседнем сайте ржд посмотреть 

Ответить
0

Хм, ну 15% и правда многовато. 

Ответить
0

Пффф, на фотке старый макбук, даже новый макбук не смог купить хах

Ответить
2

Старые лучше новых. Хе-хе.

Ответить
0

Обычные посредники, коих сотни. Какой смысл переплачивать, покупая у них билеты, когда можно взять все напрямую? 

Ответить
0

у них очень удобный сервис.

Например, на поездах - можно посмотреть отзыв о каждом вагоне в конкретном поезде или узнать, кто твой сосед: мужчина или женщина. 

Ответить
0

*чувствую себя адвокатом РЖД* но ведь есть отдельные женские купе, которые стоят столько же, сколько и остальные

Ответить
0

да, я знаю, что есть женские

но не во всех поездах и уж точно не найти отзывов про нюансы инфаструктуры вагона и каждого купе и даже конкретных проводниц)

+ у них огненные спецпроекты и за это как маркетолог, я их тоже люблю 

Например, вот тут они прям из электрички отправили отдыхать на море бесплатно )) https://www.youtube.com/watch?v=Z06Z_pz6BYQ 

Ответить
0

Туту. Врет про расписание из Фрязино в МСК . В 9:50 нет электрички , есть в 10: 10 . Теперь не доверяю :-(

Ответить
0

Я восхищён!

Ответить
0

с удовольствием прочитала.

Очень прям обидно, что о команде и процессах внутренних не так часто рассказываете) При этом у вас внутрянка поинтересней чем у многих проектов.

Ответить

Комментарий удален

0

Зашел на сайт, билеты Ларнака - Казань стоят от 44к. На яндекс Авиа от 15к. Понятно, что за 15к куча пересадок, но на туту пишут про дешевые авиабилеты.

Ну и комиссия большая, зачем переплачивать ?

Ответить
0

Без инвестиций с помощью молодых и пылких программистов из стольного града Кишинева 😎

Ответить
0

И не слова про аналогичные Яндекс сервисы, которые в отличие от Google вообще не конкуренты на нашем рынке... да да... И вообще нет намёка, что хотим инвесторов и полностью к этому готовы, поэтому про ‘цифры’ и ‘показатели’ (кроме 1 млн посетителей) - без комментариев 

Ответить
0

первый сайт в 12 лет - обалдеть... я в 12 лет только пиво начал пить :)

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }