Истории Катя Грановская
15 620

Придумать популярную игру, но не заработать на ней: история «Тетриса» и его изобретателя

Права на головоломку Алексея Пажитнова десять лет принадлежали советскому правительству, а за рубежом её без лицензии продавали иностранные предприниматели.

В закладки
Одна из первых обложек игры The Digital Antiquarian

Бизнес-план из детского хобби

Алексей Пажитнов работал в Вычислительном центре Академии наук СССР. Он изучал искусственный интеллект и распознавание компьютером человеческой речи. Иногда Пажитнов ночевал на работе и, чтобы отдохнуть, экспериментировал с созданием головоломок, которыми увлекался ещё с детства.

Алексей Пажитнов The Digital Antiquarian

Вдохновение приходило к нему в неожиданные моменты. Дэвид Шефф в книге «Game Over. Как Nintendo завоевала мир» рассказывает, как Пажитнов гулял по океанариуму и был заворожён камбалой, которая, оказавшись рядом с водорослями, моментально меняла цвет с коричневого на зелёный. Так ему пришла мысль о фигурках, которые могли бы быстро менять свой цвет или форму.

Идея «Тетриса» родилась, когда Пажитнов наткнулся на детскую настольную игру «Пентамино». Смысл головоломки в том, чтобы сложить вместе несколько плоских фигурок, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов.

Игра «Пентамино»

Программист начал экспериментировать, решив создать её компьютерную версию, но остановился на более простом варианте, где элементы были сложены из четырёх квадратов. Такие фигурки он назвал «тетрамино», от греческого «тетра» — «четыре». Пажитнов добавил к этому слову название своего любимого вида спорта, тенниса, и получил «Тетрис».

Первый «Тетрис» был написан для советского микрокомпьютера «Электроника-60», на котором Пажитнов работал в Вычислительном центре. Поэтому элементы игры состояли из пробелов, ограниченных с двух сторон скобками. Ни цвета, ни музыки тоже не было. Усовершенствовать игру Пажитнову помогли коллеги.

Одна из первых версий «Тетриса» на компьютере «Электроника-60» The Digital Antiquarian

Цветную версию «Тетриса» написал программист Вадим Герасимов. В школе он выделялся среди сверстников: знал языки программирования Basic и Pascal, умел взламывать защиту компьютера и запускать вирусы.

Мальчику было 16 лет, когда учитель информатики привёл его в Вычислительный центр Академии наук, чтобы потренироваться в программировании. Там его заметил коллега Пажитнова Дмитрий Павловский и пригласил вместе поработать над «Тетрисом».

Герасимов самостоятельно разобрался с операционной системой MS DOS и переписал головоломку для компьютера IBM. «Когда я делал “Тетрис”, меня даже не могло взять на работу ни одно государственное учреждение, мне было слишком мало лет. Я делал это просто ради удовольствия», — рассказывал программист.

Вместе Пажитнов, Павловский и Герасимов изменили игру: маленькие «тетрамино» стали разноцветными, появилась табличка с подсчётом баллов.

Первые копии «Тетриса» были бесплатными, их раздавали на дискетах сотрудникам центра. Игра начала набирать популярность в московском кругу компьютерщиков, и у Пажитнова, Павловского и Герасимова появился первый бизнес-проект.

Программисты планировали собрать около десятка игр для ПК, включая «Тетрис», в одну систему, которую они назвали «компьютерным луна-парком». За пару месяцев они разработали несколько игр в цвете, с графикой и звуком и представили некоторые коллегам по центру.

Цветной «Тетрис» Владимира Герасимова The Digital Antiquarian

Единственная проблема состояла в том, чтоб продать разработку, ведь заниматься частным предпринимательством в СССР запрещали. Чтобы дать жизнь хотя бы «Тетрису», Пажитнов отдал права на него компании «Электроноргтехника» («Элорг»).

Она обладала монополией на импорт и экспорт электронного оборудования и программного обеспечения в СССР. Все соглашения с партнёрами и планы по продаже игры проходили через неё.

За границу без разрешения

Попасть за границу русской головоломке помог научный руководитель Вычислительного центра Виктор Брябрин. Он восхищался «Тетрисом» и отправил пробник игры в Институт компьютерных исследований в Будапеште. В то время там с визитом был Роберт Стейн, глава британской компании Andromeda, издававшей игры.

Среди программ он заметил «Тетрис», адаптированный венгерскими специалистами для компьютеров фирм Commodore и Apple, сел поиграть и с трудом остановился. «Я не был любителем игр, но если мне понравилась эта игра, видимо, это очень хорошая игра», — вспоминал Стейн.

Предприниматель захотел купить лицензию на «Тетрис», однако нужно было вести переговоры с СССР. А начать продажи Стейн хотел как можно скорее.

Глава Andromeda нашёл выход, который, по его мнению, позволял и быстро заработать, и соблюсти приличия. Он приобрёл лицензию на версии для Commodore и Apple у венгерской стороны и начал продавать игру американским издателям без лицензии на оригинал.

Предприниматель был уверен, что он сможет легко уговорить советских разработчиков, тем более если они узнают, что к их игре уже проявили интерес иностранные компании.

Пажитнов не знал английского языка. Прямого доступа к телексу у программиста не было. Телеграмму с согласием заключить сделку он смог отправить только спустя несколько недель, пройдя через переводчика и многочисленных начальников Вычислительного центра. К тому времени Стейн, всё ещё не имея прав на оригинал «Тетриса», уже продал лицензию разработчику игр Spectrum Holobyte, дочерней компании британского издателя игр Mirrorsoft.

За это он получил аванс в виде 3000 фунтов стерлингов и компенсацию за пользование правами от 7,5 до 15% суммы продаж. Соглашение, которое Стейн предложил заключить советским партнёрам, звучало ещё выгоднее: аванс в виде $10 тысяч и 75% от общей суммы продаж «Тетриса».

Переговоры о продаже прав на игру взяло на себя подразделение Академии наук, занимавшееся лицензиями, «Лицензнаука». Стейн попытался получить расположение Пажитнова, заявив, что в Британии главным в сделке считают разработчика игры и его пожелания, однако программист встретил эти слова с подозрением.

Для него, как и для всей «Лицензнауки», подобные сделки были новым опытом. В СССР осторожничали, просили гарантий и ужесточали условия сделки: требовали аванса в $25 тысяч и 80% прибыли. После долгих споров Стейн уехал, так и не заключив контракт.

В США «Тетрис» рекламировали как первую игру из-за «железного занавеса». Её упаковали в красную коробку, поместили на обложку собор Василия Блаженного, букву «с» стилизовали под серп и молот. Ещё в «Тетрис» добавили музыку — мелодию песни «Коробейники» на стихи Николая Некрасова.

Реклама «Тетриса» в одной из американских газет The Digital Antiquarian

Игра получала положительные рецензии. Один из сотрудников офиса Mirrorsoft, после того как «Тетрис» запретили на всех компьютерах в этой компании, писал: «Не так много игр захватывают настолько, что играешь в них даже во сне, и “Тетрис” — одна из них, по крайней мере для меня. Всю ночь мне снились фигурки из игры, я не выспался и решил не играть в эту игру хотя бы двое суток. Более высокую оценку я дать не могу».

Mirrorsoft и Spectrum Holobyte начали выпускать игру для ПК в Европе и США, не зная о том, что Стейн всё ещё посылает в Москву письма с просьбами «встретиться где угодно и с кем угодно» для заключения сделки.

Алексей Пажитнов тем временем работал над другим проектом, обучающей программой «Биограф», и решил посоветоваться насчёт её продажи с представителями «Элорга».

В разговоре программист упомянул, с какими трудностями столкнулся при лицензировании «Тетриса». Однако представители компании заявили, что о продаже прав на головоломку слышат впервые. По их мнению, «Лицензнаука» не должна была вести переговоры и брать на себя ответственность за заключение соглашений.

Логотип компании «Электроноргтехника» The Digital Antiquarian

Сделка отменяется. Телеграмму об этом из «Элорга» послали Стейну, сообщив, что теперь все переговоры будет вести только сама обладающая правами компания. Виноватым, по мнению «Элорга», оказался сам Пажитнов. Он отправил телеграмму, написав, что согласен заключить сделку, и эту фразу западный партнёр истолковал так, как ему было выгоднее.

Стейн угрожал советской стороне скандалом, не стесняясь говорить о продаже прав на игру зарубежным компаниям и шантажируя расположением мирового компьютерного сообщества. В «Элорге» выслушали угрозы, продолжили придираться к деталям соглашения и в конечном счёте заключили сделку. Стейн получил права на «Тетрис» для различных типов ПК.

Помощь от Nintendo

Издатели игр заинтересовались домашними приставками и переносными системами. Прав на производство картриджей с «Тетрисом» для таких устройств у Стейна не было, но он пообещал получить их, и Mirrorsoft продала Atari Games лицензию на издание игры в Японии.

Предприниматель снова начал переписку с Москвой, но «Элорг» волновало другое: компании так и не заплатили. С момента заключения сделки прошло уже полгода, но Стейн сослался на проблемы с транзакциями, согласился оплачивать пятипроцентный штраф за просрочку платежей и всё равно не выслал чеков.

Пока тянулись переговоры Стейна с «Элоргом», «тетрисомания» перекинулась на Японию. Там было продано 2 млн экземпляров головоломки. В Японии Mirrorsoft и Spectrum Holobyte продали версию игры для ПК, а также для приставок владельцу компании Blue Planet Software Хенку Роджерсу.

В это время Nintendo готовилась представить на рынке свою последнюю разработку — Game Boy, и ей нужна была игра, которая будет продаваться. Президент Nintendo лично попросил Роджерса получить права на переносные игровые системы, пообещав позже купить их у него.

Игровая консоль Nintendo Game Boy

Когда Хенк Роджерс отправил факс Стейну с просьбой о продаже лицензии на переносные системы, тот всё ещё спорил с партнёрами из СССР о гонорарах. Тогда Роджерс отправился в Москву сам.

В первый же день он заключил соглашение о покупке прав на переносные системы. По словам Пажитнова, с Роджерсом легко договорились, потому что он не просил никаких гарантий и не давал пустых обещаний. Но когда предприниматель, желая похвастаться своим бизнесом, достал из портфеля картридж «Тетриса» для видеоигровой системы Nintendo Famicom, беседа изменила направление.

Роджерс узнал, что все 130 тысяч картриджей, которые уже были проданы в Японии, на самом деле пиратские. Они произведены по лицензии на видеоигровые системы, которую Стейн так и не купил у «Элорга». Роджерс сразу же выписал чек на частичную оплату всех проданных картриджей и пообещал привлечь партнёра, который не только обеспечит крупное разбирательство, но и поможет разработчикам заработать на нём.

Этим партнёром была Nintendo. Крупное разбирательство началось с компанией Atari Games, которая пыталась доказать, что Famicom — это не игровая консоль, а маленький ПК, на которые у компании есть официальная лицензия.

Однако Nintendo предоставила официальный контракт русских со Стейном, в котором под «компьютером» понимали именно компьютер с клавиатурой, монитором и дисководом, работающий на обычном процессорном блоке, а не на микропроцессоре, который умещается на одном чипе.

Алексей Пажитнов и Хенк Роджерс на встрече в Москве The Digital Antiquarian

По результатам суда Atari Games пришлось остановить производство картриджей с «Тетрисом» и отправить все имеющиеся экземпляры на склад. В компании считали, что их версия лучше оригинала: в японском варианте головоломки можно было играть вдвоём.

Сделать модификацию игры для двух пользователей хотел и Пажитнов, но он не успел развить эту идею. Забракованные картриджи стали раритетом, позже коллекционеры покупали их по $150 за штуку. Их до сих пор можно найти на eBay примерно за ту же цену.

Обложка пиратского картриджа Tetris Atari Games The Digital Antiquarian

Череда сделок и соглашений завершилась в пользу Хенка Роджерса и «Элорга». После долгих переговоров, судов, встреч и поправок в контрактах Стейн остался с лицензией для ПК и игровых автоматов стоимостью $150 тысяч, однако постепенно советская сторона стала лишать его всех связей с игрой, ссылаясь на неуплату компенсации за пользование правами.

В 1990 году у Стейна отозвали все права на «Тетрис». Предприниматель признался, что за всё это время заработал на игре около $200 тысяч, хотя мог бы миллионы. Mirrorsoft и Atari Games тоже лишились лицензий по результатам судебных процессов. «Элорг» и Nintendo остались с лицензией на переносные системы и готовящимся контрактом на домашние игровые системы, а Хенк Роджерс и советские обладатели прав — с деньгами.

Большая прибыль с маленькой игры

Сумма аванса от Nintendo остаётся секретом, но, по слухам, достигала $3–5 млн. «Тетрис» выпускался в комплекте с Game Boy. К 1992 году в мире было продано 32 млн устройств, причём 46% игроков были взрослыми.

«Если вы хотите продать Game Boy маленьким мальчикам, запакуйте туда Mario. Но запакуйте туда “Тетрис”, и вы продадите GameBoy всем», — уверял Хенк Роджерс.

Роджерс получал по $1 за каждый проданный «Тетрис» в комплекте с Game Boy и ещё больше с каждой отдельно проданной игры. Nintendo головоломка Пажитнова принесла $80 млн без учёта продаж Game Boy. Если брать в расчёт продажи устройства, сумма составит несколько миллиардов долларов, ведь уже в 1991–1992 годах они достигли $2 млрд.

Алексей Пажитнов (второй слева) и Хенк Роджерс (второй справа) с партнёрами из Tetris Company The Digital Antiquarian

Когда в «Элорге» вели переговоры с Хенком Роджерсом, Алексей Пажитнов вспомнил о плане «компьютерного луна-парка», но передумал его воплощать. Программист был увлечён успехом «Тетриса» и не хотел разрабатывать другие игры.

Японские партнёры во время переговоров пытались уточнить детали выплат автору игры, но в «Элорге» отрезали: Пажитнов создавал её в рабочее время, а значит, вся прибыль должна идти государству.

Программист передал ей права в 1985 году на десять лет, и весь этот срок не получал прибыли с продаж собственной игры, тогда как советское правительство заработало несколько миллионов долларов на сделке с Nintendo.

Мировой чемпионат по классическому «Тетрису» проводится на Портлендской выставке ретро-игр и каждый год привлекает 6000 зрителей

После распада СССР предприятие «Элорг» стало частным. Роджерс пригласил Пажитнова в Токио, они стали партнёрами и в 1995 году основали Tetris Company. Только в 1996 году, когда права на «Тетрис» перестали принадлежать «Элоргу», Пажитнов начал получать доход с продаж.

Tetris Company вела переговоры о полной передаче прав и добилась этого в 2005 году. Специально для управления лицензиями на головоломку Роджерс и Пажитнов в этом же году создали Tetris Holding Company. Сейчас все права на игру принадлежат именно ей.

#тетрис #лицензии #игры #разработка

{ "author_name": "Катя Грановская", "author_type": "self", "tags": ["\u0442\u0435\u0442\u0440\u0438\u0441","\u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043a\u0430","\u043b\u0438\u0446\u0435\u043d\u0437\u0438\u0438","\u0438\u0433\u0440\u044b"], "comments": 85, "likes": 119, "favorites": 122, "is_advertisement": false, "subsite_label": "story", "id": 78735, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 09 Aug 2019 09:36:30 +0300" }
{"average":27554,"one":95,"ten":75}
Сколько денег вы откладываете в месяц?
Ответьте и узнаете, сколько копят другие.
0 ₽
70 000+ ₽
0 ₽
{ "id": 78735, "author_id": 304639, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/78735\/get","add":"\/comments\/78735\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/78735"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199131, "last_count_and_date": null }
85 комментариев

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
128

У него разве не должна была исчезнуть стена за плитой?

Ответить
36

но в «Элорге» отрезали: Пажитнов создавал её в рабочее время, а значит, вся прибыль должна идти государству

Всеми силами отжать, и не дать заработать частнику. Узнаёте чиновников, да?
Всё вернулось на круги своя через 30+ лет

Ответить
29

Я скорее узнаю подход типичной капиталистической компании.
Он разработал тетрис на мощностях НИИ и наверняка в рабочее время хотя бы одну минуту на него потратил. Этого уже достаточно, что бы компания претендовала на право обладания продуктом.

Ответить
11

Обычно в трудовом договоре фиксируются обязанности сотрудника — то, что он делает сверх этих обязанностей, — его личная инициатива и он имеет право на прибыль от этой деятельности. Таков подход капиталистической компании.
К примеру, Игорь Сысоев разработал NGinx, работая в Рамблере, что не помешало ему через некоторое время основать свою компанию, а потом продать её.

Ответить
4

Обычно в трудовом договоре фиксируются обязанности сотрудника — то, что он делает сверх этих обязанностей, — его личная инициатива и он имеет право на прибыль от этой деятельности. Таков подход капиталистической компании.

Подход капиталистической компании как раз обратный: все рабочее время и все разработки должны принадлежать ей. Все остальное — исключения. Как с nginx. Из интервью с автором:

— Интересно: вы работали в Рамблере и трудились над nginx. У Рамблера не было никаких прав? Это такой тонкий вопрос. Как удалось сохранить права на проект? Да, это довольно тонкий вопрос. Он, конечно, интересует не только вас, и мы довольно основательно его проработали. В России законодательство устроено так, что компании принадлежит то, что сделано в рамках трудовых обязанностей либо по отдельному договору. То есть должен быть договор с человеком, где было бы сказано: нужно разработать программный продукт. В Рамблере я работал системным администратором, разработкой занимался в свободное время, продукт с самого начала выпускался под лицензией BSD, как открытое программное обеспечение. В Рамблере nginx начал применяться уже тогда, когда основной функционал был готов. Более того, даже первое применение nginx было не в Рамблере, а на сайтах Rate.ee и zvuki.ru.

То есть если у вас есть обязанность разрабатывать код, то это всё сильно усложняет. А если при этом ещё и внедрение прошло внутри компании — думаю, нет шансов просто все забрать себе, потому что ты автор.

Ответить
0

Согласно Вашей цитате, как минимум для России — Nginx — не исключение — ровно то, о чём я говорил.
Я видел истории с Запада, когда человек подобным образом создавал компанию на наработках с места работы, его пытались засудить и суд вставал на его сторону. В общем, там, я полагаю, всё так же зависит от договора.

Ответить
0

В общем, там, я полагаю, всё так же зависит от договора.

Да. Но это исследование заслуживает отдельной статьи — очень интересно, как компании сейчас перекрывают или не перекрывают возможности создания чего-то в рамках действия договора и для каких групп сотрудников (думаю, у рядовых разработчиков привилегий меньше, чем у ключевых).

Согласно Вашей цитате, как минимум для России — Nginx — не исключение — ровно то, о чём я говорил.

Чтобы выяснить истину, надо посмотреть на типичный договор системного администратора сегодня, а не 20 лет назад. Если у него входит в обязанности написание кода (а я думаю, входит), то всё меняется в ту сторону, о которой написал я — компании делают так, чтобы как минимум принять участие в судьбе продукта.

Ответить
1

Я думаю, немалую роль играет то, занимался ли этим сотрудник в рабочее время. Ведь рабочее время принадлежит работодателю.

Ответить
2

Возняк делал первый апле работая в HP

Ответить
0

Вообще-то сам Возняк сознался, что все делали в самом Паккарде, а он выписывал технические журналы и повышал свой уровень. А гаража вообще не было.

Ответить
0

А причем тут "вообще-то" ? Не вижу упоминаний про гараж в моем коментарии.

Ответить
0

Гараж это символ.

Ответить
0

Это мифология. Эппл делали в самом HP штатные сотрудники.

Ответить
0

Вам виднее.

Ответить
1

Ну если Вы верите. что ковбой спас девушку и рядом случайно оказался кинооператор.

Ответить
0

Вообще-то у Паккарда был свой гараж!

Ответить
0

Вам лучше знать

Ответить
3

Школьник Сергей Герасимов тоже тратил на Тетрис своё рабочее время? - а ведь именно он делал версию для ПК, т.к. большой калькулятор Электроника-60 мало кого интересовал

Ответить
4

Он тратил время, которое он должен был тратить на обучение в Советской (лучшей в мире) Школе. Значит, Школа должна была забрать его доход, ведь на его лучшее в мире образование были потрачены деньги Советского Народа.

Ответить
8

Он занимался Трудовым Воспитанием, самым важным в Советской Лучшей В Мире Образовательной Системе. Значит этот доход был неотъемлемой частью Народного Хозяйства, а он сам - Передовиком Производства, за что ему должны были Ленинскую Премию, Орден Трудового Красного Знамени и Путёвку в Санаторий.

Ответить
0

круто:) вы бы могли просто зажать Caps

Ответить
0

как бесит такие(такое)
не справедливо

Ответить
0

В любой западной компании, если ты создашь продукт даже на ноутбуке компании в свое свободное время - не говоря уже про рабочее - этот продукт у тебя легко отсудят по закону. Но ты же не будешь делать такие глупые комментарии про чиновников и круги своя - это же на Западе.

Ответить
8

Однако стоит учесть, что в капиталистичечких компаниях не обесценивают вклад разработчика, и при продаже лицензии выплачивают гонорар и распределяют последующий доход между компанией и разработчиком. Японцы во время переговоров пытались уточнить детали выплат автору игры, то есть для них это априори нормальная практика, хотя, казалось бы, на кой им это нужно, плати компании процент и всё. Однако Совок не захотел даже рассматривать этот вопрос, как видно из статьи.

Ответить
0

Да да,не обесценивают. Особенно в игровых компаниях,после месяцев кранчей.

Ответить
0

Кранчи это не обесценивание труда, это обесценивание личного времени. И это проблема, да. Но вот за сам труд оплата достойная, особенно с учетом переработок. И вы судя по всему не слышали про различные стимулирующие опционы (вознаграждения акциями), что в российской практике ох какая редкость, не говоря уже о советском союзе. Да и не надо сравнивать работу по найму с издательскими контрактами. Здесь советы фактически выступали в качестве издателя, поэтому у японцев появился логичный вопрос о вознаграждении автора.

Ответить
0

Но вот за сам труд оплата достойная, особенно с учетом переработок.

Нет. С учётом переработок - тем более.

Ответить
1

Вообще-то, человек так отдавал себя работе, что даже ночевал там иногда. И нередко "рабочий", т.е. входящий в должностные обязанности код он писал и в своё законное время отдыха. Поэтому разделять здесь рабочее/нерабочее время - практически невозможно.
Иногда Пажитнов ночевал на работе и, чтобы отдохнуть, экспериментировал с созданием головоломок, которыми увлекался ещё с детства.

Но вы, наверняка как представитель чиновничьей стороны, вряд ли когда-либо поддержите сторону простого человека в споре с бездушным должностным аппаратом

Ответить
0

Silicon Valley хороший сериал, но даже там рабский контракт признали ничтожным с точки зрения закона. Пересмотрите.

Ответить
0

Там насколько я помню главные герои нашли лазейку, но в целом ситуация примерно так обстоит, суть не меняется.

Ответить
0

Всеми силами отжать, и не дать заработать частнику. Узнаёте чиновников, да?

Он не только разработал это в рабочее время; но и полностью на инструментах работодателя. На выходных на своём ноуте тогда такое было нельзя сделать.

Посмотрите на историю любых штук, созданных внутри корпораций даже сегодня, которые не могли бы быть сделанными без её ключевых ресурсов (это часто не оборудование сегодня). Тот же React. Решение по его лицензии принимал в итоге не автор, а Facebook.

Ответить
3

А чего ресурсы сами то в продукт не превращаются?

Ответить
1

Потому что для этого нужен труд, как осмысленная деятельность превращения ресурсов в продукт с потребительской ценностью.

Ответить
1

И я про то

Ответить
0

Тогда к чему вопрос был?

Ответить
1

О том, что какие бы ни были ресурсы, сами они продукт не произведут, Так что работодатель не прав в случаях если заявляет полные права на продукт. Компания, как минимум, получает имиджевый бонус или... не получает.

Ответить
0

Покупая рабочее время сотрудника (а точнее его способность к труду), компания отчуждает от него все результаты труда ещё в момент их создания. Спорить с этим и негодовать бессмысленно. Либо все надо делать во вне рабочее время и без ресурсов компании. Или не идти в найм, если желание создавать что-то и реализовать это на рынке напрямую такое сильное.

Ответить
1

Не знаю ни одной компании, которая не злоупотребляет своими правами в отношении работников. Но, в общем , мы с вами больше о деталях спорим, чем по существу.

Ответить
0

Не знаю ни одной компании, которая не злоупотребляет своими правами в отношении работников.

Вам не кажется, что я о том же? И как раз больше по существу, потому что в этом нет «ЗЛОупотребления», так как это суть капитала, он просто потребляет время и способность к труду человека в максимально возможной мере.

Ответить
1

Да, согласен.

Ответить
0

Гос. предприятие не "купило" всё время Пажитнова. Он проводил на работе немало личного времени, - ночевал, и т.п. А кроме того, как научный сотрудник, наверняка являлся одним из создателей, либо совершенствователей тех самых ресурсов компании

Ответить
1

А Чем остальные работники Советского НИИ Искусственного Интеллекта занимались в рабочее время? В обед я примерно представляю что они делали.

Ответить
1

Если у него было такое рабочее задание,то да. А если нет,то просто выговор ему за это.
А тетрис его)

Ответить
0

Путен виноват? Он создавал в раб время на раб оборудовании.

Ответить
0

в вашем сообщении слово "раб" идет красной нитью, не заметили? Держитесь и дальше ваших жизненных ориентиров, успехов вам

Ответить
17

Всё таки по итогу Happy End, здорово. Думал разработчики сгинули в 90х после развала СССР. Хотя конечно могли бы заработать больше.

Ответить
15

пришлось зарегаться, чтобы поделиться. тем более фотку Джонаса в конце статьи прикрепили

https://www.youtube.com/watch?v=puK-kHBxGE0
https://www.youtube.com/watch?v=Gt9tWO0Zaxo
https://www.youtube.com/watch?v=PR2uzv6Ih4M

Ответить
1

линии мутятся фигурки крутятся, залип на час с этим комментатором.

Ответить
11

Чем не история для фильма? Сценаристы, ау.

Ответить
4

Ща вам слепят сериал про СССР, Пажитнова и КНБшника,который мешал ему развиваться)))

Ответить
0

99%, что так и будет, но так хотя бы будет что потом отрицать, сняв нормальный фильм про него :)

Ответить
1

Про него наши снимут сериал,как црушнтк похищает права на тетрис,но доблестные сотрудники кгбфсб в последний момент возвращают их!

Ответить
11

Глонас и СССР, Тетрис из СССР, архитектура x86 отчасти в СССР, интернет собственный была попытка создать тоже в СССР.
Всё проебали...

Ответить
3

даже ненавистный зомбоящик, и тот - придумал успешно эмигрировавший Зворыкин

Ответить
1

Извините, но в СССР ни компьютеров у населения не было, ни автомобилей - нафига им ГЛОНАСС и Тетрис? Ничего в стране шаровой и зелёной краски и не было толком. Все прожирали ВПК, братские народы и сама не эффективная экономика. Народ бухал и философствовал или ходил в горы и читал науку и жизнь, кулибины изобретали давно изобретенное колесо, а хозяйки делали ситечко из чулок. Но все они стояли в очереди на мебель (!) и телевизор (!).

Ответить
0

Слоны и Арии

Ответить
7

Уважаемая редакция!
У вас не хватает одной цифры в конце статьи.
Примерно в такой фразе:
С 1996 по 2005 компания Тетрис с участием Пажитнова получила ХХХ миллионов долларов за проданные лицензии на игру.

Ответить
1

А я всегда считал, что в оригинале игра называлась стакан...

Ответить
1

Нам её в школе на информатике ставили ну и рассказывали про неё, что российская разработка и что это типа стакан и вода в него сверху поступает

Ответить
0

Какая-то странная аналогия, вода бы сама заполнялась равномерно)

Ответить
0

Это единственная нестыковка для меня была)

Ответить
1

подразделение Академии наук, занимавшееся лицензиями, «Лицензнаука»

Кому еще вспомнилась АО "УволокНаука" из известной пародии на анти-вирус, из тех бородатых лет? ))

Ответить
1

Спасибо за статью. Очень интересно!

Ответить
1

Неудивительно что ссср развалился.

Ответить
1

очень крутая статья.
если честно, у меня даже мурашки были, когда читал, не знаю почему. Особенно с фотографии Пажитнова и Роджерса в Москве.
Какое все-таки невинное, "девственное" время было, когда делали такие простые культовые игры и люди, еще не избалованные индустрией развелечений, с запоем наслаждались тем, что есть. А сейчас мы плюёмся от ААА-проектов и любим, условно, только какого-то Ведьмака. Смотришь сейчас на это из 2019 года и как-то вот с теплотой вспоминаешь все те деньки, когда ты тоже умолял маму дать поиграть в денди и зарубиться в чип-и-дейла и марио.

Ответить
0

... а мама и бабушка говорили, что приставка портит телевизор. :)

Ещё советские настолки были. Тоже тема.

Ответить
0

Мне так и не купили денди, потому что сядет кинескоп. Детская травма (

Ответить
0

Интересно как в 96 году перестали принадлежать права уже частной фирме?! Суды чтоли?!

Ответить
2

Dogovor bil toko na10let. V statye vrode napisano.

Ответить
0

точно, в самом же начале. просто на тот момент они принадлежали правительству, а с 91 года все же уже частная контора была и соответственно неизвестно что по наследству перешло ;)

Ответить
0

2 мысли: в советском совке всем было до пизды на интеллектуальный качественный труд и все великое не рождается с нуля, а является удачной доработкой уже существующей модели

Ответить

Комментарий удален

0

В этой книжке есть забавная глава где рассказывается как большие шишки из нинтендо ездили покупать тетрис, советую почитать

Ответить
0

в какой книжке?

Ответить
0

ну которую упоминают в статье, Game Over, Дэвид Шефф

Ответить
0

На русском есть?

Ответить
0

Да, она и в печатном виде выходила в россии, на старте продаж Пажитнов книги подписывал)

Ответить
0

На русском как называется?

Ответить
0

GAME OVER Как Nintendo завоевала мир

Ответить
0

Спасибо 🙏

Ответить
0

Спасибо за инфу!круто!

Ответить
0

В Советском Союзе Академик был Выездными и писал книги типа - Может ли ЭВМ понять Наташу Ростову так как ее понимает Пьер Безухов. (получал академические гонорары). Потом Академик выезжал и пиздил за бугром первое что попало под руку. А уже Пажитнов и другие обязаны были из этого сделать Наш Советский Лучший в мире. (предварительно разобравшись)

Ответить
0

друг если знает, что не сможет на проекте заработать - даже его не начинает, хотя гений и идей у него куча, но он получает удовольствие от реализации этих идей только тогда, когда прибыль эквивалентна тому, что он задумал, сначала меня это даже злило - ведь он мог принести пользу во многих сферах, где его просят помочь, а теперь привык и даже думаю, что это правильно и у него точно таких проколов не будет

Ответить
0

Сам в шоке что это сейчас киберспорт!

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }