{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Пять лет на удаче: история двух энтузиастов из Петербурга, которые открыли типографию без опыта в сфере Статьи редакции

Основатели Funky Press заказали оборудование без документов, вложили в ремонт помещения 600 тысяч рублей и пережили кассовый разрыв.

 Александр Суворов и Максим Симанович

В 2014 году архитектор Максим Симанович и дизайнер Александр Суворов открыли в Санкт-Петербурге типографию высокой печати Funky Press. Смысл этой технологии в том, что краска наносится на выпуклые элементы печатной формы, а потом отпечатывается, продавливая бумагу. В итоге изображение получается рельефным.

Компания создаёт визитки, бумажные пакеты и приглашения, а кроме высокой печати в типографии работает с тиснением фольгой, вырубкой и другими техниками с бумагой разной плотности.

У предпринимателей не было опыта в производственном бизнесе. Они не разделили доли компании между собой юридически и ранее отправили 500 тысяч рублей за станок в Германию, не подписывая документов и не зная продавца лично.

Тем не менее типография существует уже пять лет, а среди её клиентов, например, «ВКонтакте» и российский художник Покрас Лампас.

Пригласительные на фестиваль русского балета во Франции

Желание стать типографом

В 2007 году Максим Симанович учился в 11 классе. Когда в школе зашла речь о выпускных фотоальбомах, он не смог смириться с классическим вариантом из красного кожзаменителя с золотой тесьмой.

Симанович поискал в интернете информацию, как делать фотоальбомы, и договорился с родительским комитетом, что принесёт свой вариант книги.

В итоге старшеклассник нашёл переплётную мастерскую, вместе с которой разработал прототип, утвердил вариант в школе и смог заработать на заказе 25 тысяч рублей.

Большую часть денег Симанович потратил на сбор нового велосипеда, а на 5000 рублей купил в одном из журналов рекламу услуги создания фотоальбомов. И хотя ему поступали звонки с предложениями сотрудничать, он не смог совмещать заказы с учёбой — к тому времени он уже учился в университете на инженера-строителя.

По словам Симановича, его всегда тянуло к дизайну, архитектуре и красиво оформленным книгам. Но дизайнером он быть не хотел — его интересовало создание продукта, а не графика. Тогда студент начал изучать рынок и работу типографий в Санкт-Петербурге.

В 2008 году он обратил внимание на проблему: типографии не проверяли макеты, печатали на дешёвой бумаге и не желали пробовать новые технологии, чтобы сделать качественный продукт.

В итоге студент решил стать посредником между заказчиком и типографиями. Он находил клиентов и помогал им получать качественный результат: для этого ездил в мастерские, углублялся в технические аспекты переноса изображения на бумагу и помогал подготовить макеты к печати так, чтобы результат максимально повторял задумку дизайнера.

С каждого заказа он получал до 15% (точную сумму заработка Симанович назвать не смог). В то время он жил с родителями, но такой источник дохода позволял ему обеспечивать себя.

По словам Симановича, работа с типографиями каждый раз разочаровывала его: результат оказывался не таким хорошим, как ему бы хотелось, но найти исполнителей ещё лучше он не мог. Однако клиенты в основном всё равно оставались довольны и возвращались к студенту с повторными заказами.

В 2011 году Симанович познакомился с основателем дизайн-студии Royal Rocks Славой (фамилию предприниматель не раскрывает).

Вместе с новым знакомым предприниматель договорился арендовать помещение и иногда сотрудничать — когда студия получала заказ на разработку дизайна полиграфической продукции, Симанович мог подхватить его и организовать печать макета.

Создатель студии предлагал предпринимателю объединиться, но Симанович отказывался, потому что для него было важным быть на равных и при этом работать автономно.

По словам предпринимателя, проблема была в разных взглядах. Он стремился выпускать качественные продукты, а основатель Royal Rocks — получать максимальную прибыль, иногда продавая клиентам дизайн-услуги, которые были им не нужны.

Однако работая в одном помещении со студией, предприниматель познакомился со своим будущим партнёром — дизайнером Александром Суворовым.

Суворов занимался дизайном с 2006 года и начинал с макетов визиток за 300 рублей в копицентре. До прихода в Royal Rocks в 2011 году он успел поработать в рекламном агентстве CNG и собрать свою базу клиентов на фрилансе. В дизайн-студии он рисовал иллюстрации для сайтов и помогал делать визитки.

В 2012 году после долгих споров с владельцем дизайн-студии Симанович съехал из общего офиса. Суворов тоже ушёл из Royal Rocks: он увлёкся digital-дизайном и устроился в агентство Eyetronic делать сайты.

После сотрудничества с дизайн-студией Симанович понял, что реклама в классическом понимании ему неинтересна, а единственный способ делать качественный продукт — самостоятельно разобраться в технологии и открыть свою типографию.

Первый печатный станок

В итоге Максим Симанович стал изучать форумы, смотреть видео и читать профильную литературу по полиграфии. Особенно сильно его увлекла техника высокой печати.

В июне 2013 года предприниматель начал искать подходящее для старта типографское оборудование. А параллельно — продолжал выступать посредником между типографиями и заказчиками.

Одним из важных критериев поиска стал максимальный вес станка — не более 25 кг (более массивное оборудование было бы невозможно отправить по почте).

Однажды Симанович увидел на eBay английский станок 1950-х годов Adana. Как рассказывает предприниматель, американские станки подобного типа делались из чугуна. А английский был современнее и состоял из сплава алюминия с чугуном, поэтому весил около 20 кг.

Печатный станок Adana​

Но чтобы купить его, предпринимателю сперва требовалось выиграть аукцион.

«Оказалось, что аукционы на этом сайте — раскачанная индустрия, есть множество агрегаторов, которые следят за ставками. Но я подумал, что мой вариант — поддаться судьбе, а не полагаться на алгоритмы», — вспоминает типограф.

Симановичу повезло: его ставка выиграла, и он заплатил за станок примерно 50 тысяч рублей. Однако когда продавец пошёл отправлять станок, то оказалось, что он весит более 30 кг. Ему пришлось отправлять заказ в двух посылках. За доставку Симановичу пришлось доплатить около 25 тысяч рублей.

Когда мне пришла первая часть Adana в зелёном пластиковом кейсе, это вызвало у меня, наверное, самые сильные эмоции в жизни.

Максим Симанович

Однако для запуска дела одного станка было мало, вспоминает Симанович. Предпринимателю пришлось разобраться, как печатать, делать формы, какую краску использовать и где взять резиновые накатные валы, которые подойдут по своим свойствам для высокой печати.

«Готовых решений для высокой печати нет. Каждая задача — опыт, эксперимент и адаптация существующих материалов», — комментирует он.

Печатать на станке предприниматель начал у себя на кухне, а результатами делился в интернете со знакомым из Royal Rocks Александром Суворовым, который в то время уехал жить в Москву. Он же и стал первым заказчиком Симановича.

Чуть позже Симанович потратил 30 тысяч рублей и купил на Avito ручной резак, чтобы делать визитки. Однако зарабатывать у него не получалось: из-за недостатка опыта даже самые простые изделия получались с браком — приходилось их переделывать за свой счёт.

Кроме того, уровень оборудования также не соответствовал объёмам заказов, а приобрести промышленные станки предприниматель пока себе позволить не мог.

Печатаешь 1000 визиток, а потом клиент говорит, что они получились не прямоугольные. Приходит понимание, что для этого нужен резак за 500 тысяч рублей — иначе, как бы ты ни старался, ровной формы не выйдет.

Максим Симанович

В итоге у Симановича сломался единственный станок для печати — Adana не выдержала высокой нагрузки. Симанович починил и усилил оборудование, но после ремонта станок не мог выдавать такой же стабильный и ожидаемый результат, что и раньше, и работать на нём стало невозможно.

Покупка нового оборудования

Наблюдая за работой друга, Александр Суворов захотел присоединиться к Симановичу и вернулся в Санкт-Петербург весной 2014 года. Друзья начали искать помещение под совместный бизнес.

У партнёров не было стартового капитала, но Суворов продолжал работать дизайнером на фрилансе, а Симанович всё ещё помогал студиям сотрудничать с другими типографиями.

Предприниматели арендовали за 15 тысяч рублей помещение площадью 34 м². И первым делом сделали стильный ремонт. «Мы сделали пол, как на палубе яхты, чёрный потолок, покрасили стены и поставили огромный стол», — рассказывает Максим Симанович.

Первый офис Funky Press до ремонта

Ремонт предприниматели делали своими руками, и продлился он с конца июня по сентябрь. Всего на него ушло около 100 тысяч рублей.

Под нами был завод, а на нашем этаже — другие мастерские. Тут пришли мы и стали вваливать деньги в ремонт нашего помещения. Все приходили и спрашивали: «Зачем вам деревянный пол, ребята?» А мы отвечали, что по-другому не можем начать работу. «Это же 40 тысяч рублей, вы чего?» — говорили нам.

Александр Суворов

Параллельно с ремонтом Симанович искал новое оборудование и наткнулся в интернете на немецкий печатный станок на формат B2 Korrex Berlin 1966 года весом 1,2 тонны.

Korrex Berlin

Симанович нашёл человека, который продавал станок на немецком форуме. Тогда предприниматели связались с продавцом, чтобы зарезервировать его. Станок стоил около 325 тысяч рублей.

Также Симановичу удалось найти инженера, у которого был опыт перевозки полиграфического оборудования из Германии в Россию. Тот пообещал привезти станок, когда наберётся достаточное количество заказов на доставку. Его услуги стоили около 125 тысяч рублей.

При этом у предпринимателей не хватало денег на покупку, а банки отказывали им в кредите без пояснения причин.

Однако партнёрам удалось найти выход. «Мой хороший друг Леван (фамилию предприниматели назвать отказались — vc.ru) — человек с широкой грузинской душой. Ранее он помогал нам с ремонтом, а тогда — предложил оформить кредит на него», — вспоминает Симанович.

Предприниматель отговаривал друга от этого поступка, но Леван поддержал начинание товарища и, ничего не сказав, взял кредит на 400 тысяч рублей.

В итоге Симанович отправил деньги продавцу станка и доставщику в Германию, с которыми у него были только устные договорённости, никаких документов подписано не было. Он был вынужден рисковать, потому что найти такое же оборудование в России было невозможно.

На оставшиеся деньги Симанович вместе с Леваном отправились отдыхать на неделю в Турцию, решив, что устали после ремонта и истории с оплатой станка.

Доставка оборудования затянулась на два месяца. Резкое падение курса рубля снизило спрос на зарубежное типографское оборудование — и доставщику потребовалось время, чтобы собрать достаточно заказов для загрузки фуры.

Получить станок удалось лишь в конце ноября 2014 года. Однако предприниматели столкнулись с новой проблемой: он не проходил в дверной проём. В итоге станок простоял у мастерской ещё два месяца, пока партнёры не разобрали его на две части и не занесли в помещение.

Запуск аппарата вновь пришлось отложить — выяснилось, что для питания станка требуется проложить в помещение дополнительные два провода. Также у предпринимателей не было материалов для начала печати.

На электропроводку, бумагу и краску потребовалось ещё около 50 тысяч рублей. При этом предприниматели выплачивали кредит друга Симановича по 20 тысяч рублей в месяц и платили аренду, всё ещё продолжая работать по своим направлениям.

В итоге к печати на новом станке предприниматели приступили лишь в апреле 2015 года.

Максим Симанович за работой на Korrex Berlin

Переезд в новый офис

Первоначально предприниматели совмещали две экспертизы: Суворов занимался дизайном, а Симанович воплощал макеты в жизнь. У каждого была своя база наработанных до этого клиентов, поэтому проблем с поиском первых заказов не было.

Студию назвали First Sense (первое чувство). Для предпринимателей это означало, что человек, взяв в руки продукт, испытает приятные эмоции от визуальной и тактильной его составляющих.

При этом типографию друзья выделили в отдельный экспериментальный проект под названием Funky Press.

Первым заказом на печать стали 600 визиток для завода «Двигатель». За них компании заплатили около 30 тысяч рублей, но заработать всё равно не удалось — продукция всё ещё зачастую выходила бракованной, исправлять это приходилось за свой счёт.

​Визитка для завода «Двигатель»

В середине 2014 года предприниматели наняли дизайнера, а спустя полгода Суворов начал позиционировать себя для клиентов уже не как фрилансера, а как студию. Он поднял цены на дизайн-услуги в три раза.

«Клиенты меня не поняли, поэтому дизайн быстро закончился, и мы с Максимом сосредоточились на печати», — комментирует Суворов.

В тот момент заводом «Измерон», на котором Funky Press арендовала помещение, заинтересовался «Газпром проектирование». Компания планировала арендовать всё здание. Типографии дали месяц, чтобы съехать.

И хотя предприниматели искали новое помещение, попадавшиеся варианты их не устраивали. Кроме того, как вспоминает Суворов, команда не верила, что так просто может переехать, потому что лишь недавно закончила финальное обустройство пространства.

Мы досидели до того, что были единственные на этаже, а вокруг нас рушились стены, всё было в пыли, мы запирались у себя в отдалённом закутке и работали.

Доходило до того, что мы пробирались в наше помещение через развалины. Я не понимаю, как на нас смотрели арендодатели, а мы продолжали говорить, что скоро съедем.

Александр Суворов

При этом предприниматели продолжали ходить в администрацию завода и добились того, что им разрешили занять помещение на этаже ниже, где часть здания «Газпром» оставил заводу, а часть осталась пустовать.

В январе 2017 года типография переехала в новое помещение. Проблема была в том, что в нём не хватало одной стены — предпринимателям приходилось работать на глазах у сотрудников завода.

У нас лежали летние колёса от моей и Максима машин, а на них столешница. Мы просто сидели и курили самокрутки, не зная, что с этим делать. Дул сильный ветер, потому что у нас в стене был прорублен люк, из которого сыпался почему-то к нам на стол песок.

Как-то раз я приехал на работу в районе шести утра. Я забыл закрыть на ключ дверь и заснул прямо на коробках. Проснулся от шорохов, вскочил, как бомж, из коробок, а там женщина с завода перебирает наши элитные блокноты.

Александр Суворов

Спустя полгода предприниматели обратились к знакомым, чтобы те сделали в помещении ремонт, а сами продолжали выполнять заказы.

В целом на аренду помещения у них уходит около 60 тысяч рублей в месяц.

Расфокусировка

К середине 2018 года у предпринимателей уже был советский пресс для горячего тиснения фольгой за 150 тысяч рублей, гидравлический резак примерно за 350 тысяч рублей и другое более мелкое оборудование. Это позволяло брать разнообразные заказы на изготовление полиграфической продукции.

Тем не менее у бизнеса случился кассовый разрыв из-за череды проблем.

Во-первых, предприниматели вложили слишком много денег в новый ремонт — около 600 тысяч рублей.

Типография Funky Press

Во-вторых, Симанович и Суворов стали брать всё более сложные проекты, которые из-за брака часто приходилось переделывать — из-за этого бизнес уходил в минус.

В-третьих, у одного из постоянных клиентов (его название предприниматели не уточняют) постоянно менялись менеджеры. Новые сотрудники заказчика спустя время стали отдавать печать проектов своим знакомым.

Точную сумму задолженности основатели типографии не раскрывают. Однако Симанович комментирует: «Мы не очень рискованные предприниматели, мы не опускаемся на самое дно по финансам».

Вместе с этим в здание завода переехало ещё две типографии (их названия компания не уточняет), с которыми Funky Press была знакома ранее. В итоге компании договорились делить производственные мощности между собой.

Тогда типографии больше не нужен был собственный резак — предприниматели могли резать бумагу у друзей. Аппарат продали за ту же цену, что и приобретали, а деньги вложили обратно в оборотные средства, чтобы избавиться от кассового разрыва.

Риски типографского дела

Первые два года, как говорят предприниматели, бизнес уходил в минус. По словам Максима Симановича, сейчас типографии удаётся жить за счёт того, что она работает не по восемь, а по 10–12 часов в день.

Суворов дополняет, что заработка не хватает, чтобы купить себе, например, квартиру или новую иномарку.

При этом Funky Press работает через несколько ИП основателей, которые позволяют вести бизнес по упрощённой форме. Предприниматель считает, что это позволило компании выжить ещё на первом этапе.

Предприниматели не боятся ссоры и считают, что если сложится неблагоприятная ситуация, то решение всегда найдётся.

«Если бы мы сразу разделили всё по долям и выписывали бы себе зарплату, то мы не продержались бы и года, — комментирует Симанович. — Как сказал Юлий Цезарь: “Лучше один раз умереть, чем всю жизнь ожидать смерти“».

По словам предпринимателей, в среднем компания сейчас получает 80 заказов в месяц, при этом доходность бизнеса до 30%. Ежемесячный оборот типографии основатели назвать отказались.

Цена, например, за визитки варьируется от 3000 до 20 000 рублей за 100 штук.

Сейчас в компании работают три наёмных сотрудника: два печатника и один менеджер по проектам.

Команда Funky Press

При этом предприниматели не находят времени на систематический маркетинг, хотя с самого начала бизнеса развивают группу типографии во «ВКонтакте» и страницу в Instagram. Кроме того, с 2018 года Суворов ведёт свой Telegram-канал, где делится опытом и буднями Funky Press.

По словам предпринимателей, они постоянно покупают оборудование, потому что под каждую мелкую операцию в полиграфии нужен отдельный инструмент.

Например, нужно купить аппарат, чтобы просверлить в бумаге дырку, а для складывания листа пополам нужен биговщик, который стоит от 35 тысяч рублей. Для склейки двух листов нужна техника за 250 тысяч рублей.

«До сих пор мы существуем в рамках недорогого оборудования. Техника, которая заточена под большие тиражи, обладает высокой степенью автоматизации и высоким качеством, стоит в 10–15 раз дороже, чем то, что у нас. Хороший степлер стоит 20 тысяч рублей, а промышленный — 1,5 млн рублей», — рассказывает Симанович.

​Пригласительные на иммерсивное шоу

По словам предпринимателя, типография — классический бизнес, где для увеличения производственного объёма в десять раз нужно нанять десять человек, увеличить площадь, докупить оборудование.

Ещё одной трудностью Александр Суворов называет каскад ошибок. По его словам, иногда заказы идут гладко, а бывает, что специалист спотыкается на одном, потом на втором, затем на третьем этапе. При этом конкретного решения для этой проблемы нет, и предпринимателям остаётся лишь фиксировать опыт.

Бывает, что даёшь где-то слабину в переговорах, обещаешь попробовать сделать вариант, хотя до этого уже убедился, что технически он невозможен.

В последний раз, когда я так сказал, то делал заказ месяц, что в четыре раза дольше обычного. Понятно дело, что я не только этим заказом занимался, но висящая задача в мозге очень выматывает.

Александр Суворов

По словам Суворова, типография отказывается работать с клиентами, которые позволяют себе выплёскивать в адрес студии сильный негатив уже на первом этапе.

«С большой вероятностью заказ посыпется и будет идти туго, поэтому лучше сразу отказаться от него, чем начинать», — комментирует предприниматель.

Суворов вспоминает, что у типографии был в клиентах чиновник из администрации Санкт-Петербурга, но опыт получился отрицательным.

Заказчик позвонил и сказал, что очень хочет сделать премиальные визитки именно у Funky Press, потому что ему нравятся работы мастерской. Предприниматели повели клиента по стандартной схеме.

Когда заказчика попросили показать, какие именно работы типографии ему нравятся, то он ответил: «Предложите мне». Предприниматели показали варианты, но клиент вначале долгое время не давал комментарии, а потом прокомментировал с яркой негативной эмоциональной окраской, при этом не давая конкретику. В итоге Funky Press отказались от заказа и вернули деньги клиенту.

Когда в типографию поступает новый заказ, клиент не получает ответа сразу, а попадает в лист ожидания. Однако предприниматели об этом не переживают — по их мнению, если клиент не может подождать ответа день, то ему не нужны, например, визитки, которые придётся ждать полторы недели.

​Блокноты для «ВКонтакте»

У Funky Press есть постоянные клиенты, которым предприниматели идут навстречу и готовы выполнить срочные заказы в ущерб своему свободному времени.

Изначально, если заказ сложный и требует сочетания разных техник, клиента предупреждают о том, что сроки могут сдвинуться. Когда заказчики начинают давить на сроки, заказ вновь «сыпется». Как рассказывает Суворов, иногда после пяти видов печати в финале от нервов из-за давящего клиента может произойти ошибка.

Типографий ручной печати мало на российском рынке, потому что есть большие риски. Каждый заказ может увести компанию в минус.

К нам приходил парень из региональной типографии, у которого отлажен бизнес. Он пришёл и сказал, что мы занимаемся творчеством.

Мне кажется, что можно найти впоследствии инструменты, которые станут более бизнесовые, но мы пока их ищем.

Александр Суворов
0
52 комментария
Написать комментарий...
Otto Blotto

Как бывший владелец типографии, всегда советую новичкам, которые хотят влезть в это дело- не лезьте!

Денег вы не увидите, потеряете время, деньги, нервы и пр.

Времена, когда можно было открывать что то с друзьями, давно канули в прошлое.

Делать что то качественное- это не для загнивающей экономики России, это для богатых компаний Сша и Европы.

Но и там уже типография умирает.

Кто вообще щас использует визитки??
Я еду в китай, там все спрашивают qr код вичата.
А визитки с тиснением или там золотые для понтов, чтобы выглЯдеть дорохо бохато.

Но если вы хотите заработать 20-30 тыс рублец в месяц, ну можете попробовать.
Но лучше тогда курьером поработайте, в Москве неплохой курьер имеет мин 60 тыс в месяц, а хороший и все 100.

P.s. Вбухивать 600 тыс рублей(10000 долларов!) в ремонт непринадлежащего тебе помещения считаю неприемлимым, вы дали почву для размышления владельцам этого помещения, типа а неплохо так выглядит после ремонта, а что это мы так мало денег берем? А подать сюда ляпкина тяпкина, а поднять аренду этим отрокам!

Ответить
Развернуть ветку
Карл Новичок

кого ни спроси про его бизнес = 10/10 ответов будут: 

..."всегда советую новичкам, которые хотят влезть в это дело- не лезьте!

Денег вы не увидите, потеряете время, деньги, нервы и пр."...

Ответить
Развернуть ветку
Otto Blotto

Потому, что бизнес в России идет к стагнации, как и вся экономика, идет монополизация, скоро в России останутся 5-10 интернет-магазинов- яндекс, вайлдберрис, ламода и пр.

В 90 заработать деньги было намного легче

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда