«Мои дети в чемоданах не спят»

Ольга Милованова о том, как совместить семью с карьерой и зачем для этого петь

Материнство порой напоминает мне борьбу с ребёнком за личное пространство.

Второй год мучительно урываю минутки, пытаясь брать интервью и писать статьи из детской песочницы. В это время соцсети полны супер-мамами, которые занимаются с детьми развивашками, наводят дома идеальный порядок, уделяют время мужу, успевая ещё учиться и карьеру строить.

Чтобы понять «как?!», пришлось одну такую найти.

Ольга Милованова. Фото из личного профиля ВКонтакте.
Ольга Милованова. Фото из личного профиля ВКонтакте.

Ольга Милованова профессионал сразу в двух областях — академическом вокале и психологии. Уже 10 лет она проводит в Крыму тренинги по раскрытию голоса «Пой свою жизнь», в программе которых совместила свои профессии. Её практики и упражнения помогают не только научиться ощущать собственный голос и владеть им, но и проживать через звук эмоции, чувства, расслаблять тело и избавляться от физического напряжения.

Также Ольга организатор и активный участник концертов и музыкальных встреч.

А ещё Ольга воспитывает троих сыновей.

О первой беременности она узнала вскоре после поступления в магистратуру. К тому времени, в 2017 году, у неё уже была семья – муж и 14-летний пасынок. Ольге пришлось совмещать материнство с очным обучением в университете, семинарами и курсами для будущих мам, собственными тренингами, а потом и с «настоящей» работой в музыкальном училище. Вдобавок Ольга разработала новую программу тренингов «Звучание в родах», где обучала беременных владеть своим телом через голос и петь колыбельные.

Когда в 2021 году родился третий сын, оборотов она не сбавила и запустила курс «Мамина песня» для мам с детьми.

Сейчас её сыновьям 20, 5 и 2 года, и настоящий декретный отпуск Ольга взяла лишь этим летом.

Встретиться нам удалось в выходной день, когда старший сын остался дома с младшим, а среднего папа повёл на кружок.

– Я тоже наблюдаю за другими мамами и всё материнство пытаюсь понять, как всё успеть? Чтобы и дом, и работа, и дети, и муж, и хобби, и здоровье… Иногда смотрю на какую-нибудь маму и думаю: «Восемь детей, и она ещё какое-то дело ведёт, свой бизнес. Ну святая женщина!». А моя собственная мама всегда удивляется, как я всё успеваю: с детьми, ещё работать, по хозяйству…

А я просто телевизор не смотрю.

Идеальных мам не бывает. Когда я начала разбираться, как живут те, кем я раньше восхищалась, оказалось, что у каждой свои скелеты в шкафу и свой образ жизни. У одной дети с отцом живут, а не с ней, у другой дома бардак, третья питается из супермаркета… Кто-то может себе позволить няню, с кем-то бабушка живёт. Этих факторов огромный спектр, и их сочетание формирует твои индивидуальные возможности.

А второй момент – организация времени и быта. Я много роликов на ютубе пересмотрела, как оптимизировать свой быт. Вот с готовкой. У меня в доме четверо мужчин, и я одна. Но хочется, чтобы все были сыты и питались хорошей едой. Поэтому я нашла свои лайфхаки. Например, домашние полуфабрикаты: налепить 5 кг котлет, положить в морозилку и потом готовить постепенно.

Хотя у меня есть одна отдушина: иногда, когда я сильно устала, мы можем поесть янтыков (блюдо крымской кухни, чебуреки, зажаренные на сухой сковороде без масла) в кафе неподалёку, где их очень вкусно готовят. Я ловлю такие моменты, стараюсь их включать в свою жизнь.

Поэтому «как всё успеть?» – а никак! Если сосредотачиваешься на чём-то одном, значит в другом не будешь успевать. Я стараюсь как-то организовать своё время и пространство, чтобы найти гармонию. Но в итоге всё равно жертвую карьерой.

– Почему тогда ты не ушла в декрет сразу? Была острая необходимость в заработке?

– Работа всю жизнь была для меня не средством заработка денег. Это больше удовольствие, та сфера, где я приношу пользу, и от этого чувствую себя нужной в социальном плане. К тому же, когда занимаешься вокалом, необходимо практиковаться каждый день. Голосовые связки требуют тренировок так же, как мышцы. Да и нейронные дорожки необходимо регулярно обновлять.

А в декрете это ещё и глоток свежего воздуха. В семье и от материнства любая женщина устаёт, потому что это её главная обязанность. А зарабатывание денег – не главная женская обязанность, я считаю.

Ольга Милованова с мужем и пасынком. Фото из личного профиля ВКонтакте.
Ольга Милованова с мужем и пасынком. Фото из личного профиля ВКонтакте.

– Муж и старший сын поддерживают твои активности, помогают?

– Да, конечно. У нас бабушки в других городах живут, рядом только старший сын. Он уже учится в университете, но с удовольствием сидит с младшими братьями, когда может.

Но они поддерживают, пока это не в ущерб семье.

У меня есть такое качество: я сильно увлекаюсь. И, если во что-то бросаюсь, то хочется ещё и ещё. Какая-то жадность появляется, я чувствую, что могу и кучу групп набрать, и в других городах вести. Поэтому, когда какая-то идея в голову приходит, её нужно сначала мужу озвучить, чтобы он сказал: «Оля, посмотри, у тебя то-то, и ещё там-то, и вот здесь…». И я такая: «Блин, да, я не успею…».

У меня была ситуация: среднему сыну 2 года, приближаются вторые роды, а мне нужно было петь произведений 20-30 за раз в музыкальном училище. И я думала: «Да что там? Я справлюсь!». Но меня всё же убедили, что роды есть роды, и нужно успокоиться перед ними. Так что я ушла в декрет, но уже через полгода после родов возобновила тренинги — проводила занятия у себя дома, где мы оборудовали специальный зал.

Мне хочется быть везде и сразу, но ресурс времени ограничен. Возможно, если бы я была одна…

Хотя я бы, наверное, была в депрессии, и на развитие не хватало энтузиазма. Всё время хотелось бы искать мужа и создать семью. А так мне спокойно, что тылы прикрыты, и я могу уделить время своему развитию.

– В какой момент появились идеи вести тренинги для мам?

– Во время первой беременности я захотела выучить колыбельные. А, когда я что-то веду, – это самая большая мотивация самой освоить материал. Когда я объявила первое занятие для беременных в Ялте, никто ещё и не знал, что я тоже беременна.

А когда родился младший сын, я обучалась на курсах и узнала про детский фольклор: пестушки, потешки, наколенные игры. Со средним особо этим не интересовалась, а тут подумала: «Как интересно, надо применять!»

Это очень хорошо запускает речь, а ещё множество техник расслабления детей, с которыми я уже была знакома, но тут мне открылись все корни. Что всё было у наших предков, и не нужно выдумывать нового, просто бери и делай. Другой вопрос, что эти знания собраны по специальным фольклорным источникам, и, если у тебя профессия с этим не связана, ты их просто не найдёшь.

Потешки я начала вести, когда младшему было полтора года, и на занятия ходила с ним. Причем на первое вообще пришла с двумя детьми. Думала, что смогу. Но получилось, что я всё время разруливала их конфликты, так что решила: нет, буду ходить только с младшим.

У нас получился целый курс, очень удачный. Я назвала его «Мамина песня», хотя мы пели не так много, в основном практики были телесные, сосредоточенные на ребенке. И они сделаны так, чтобы незаметно вплетаться в жизнь. Вот взял ребенка на руки и на раз-два сделал ему прибаутку. Или промял младенца и тоже, раз-два, что-то ему наговорил. Ребенок это запоминает и потом выдаёт тебе.

А потом как-то так завертелось, что получилось 3 группы в неделю. Это была такая гонка, суета…

Когда уже этим летом закончились все группы, я поняла, что не хочу снова брать такой темп. Хотя эмоций, развития, пользы как для меня, так и для участников, было очень много. И тепла в душе от этого периода тоже много.

Занятие курса «Мамина песня». Фото из канала «Пой свою жизнь. Раскрытие голоса. Голосотерапия».
Занятие курса «Мамина песня». Фото из канала «Пой свою жизнь. Раскрытие голоса. Голосотерапия».

– Ты очень часто и свои занятия проводишь, и на другие ходишь с детьми. Это тебе с детьми повезло, что они такое позволяют или просто желание развиваться сильнее страха, что не получится?

– Второе. Меня постоянно куда-то несет. Мне скучно, нужно куда-то идти, что-то узнавать.

Когда я работала в музучилище, мне потребовались услуги няни. Работа занимала по 2-3 часа, но график не я устанавливала, как с тренингами. Так что я пела, а ребенок гулял с няней в парке неподалёку.

А вот на занятия вокалом среднего сына брала. Ему было меньше двух лет, я пела по 40 минут с педагогом, а он сидел, слушал. Вот можно сказать, что со средним повезло. Он спокойный, усидчивый, любит что-то поделать сам, а не так, что я за ним бегаю «не делай то, не делай это». Как за младшим.

Хотя младший тоже прилично себя ведёт. У нас просто приличные дети, и мне повезло не с детьми, а с мужем. Он делает их приличными.

У нас такие взгляды на жизнь: не семья для ребенка, а ребенок для семьи. Некоторые педагоги, взгляды которых мне близки, говорят: если скажешь ребенку, что надо спать в чемодане в коридоре – он будет спать в чемодане в коридоре.

Мои дети в чемоданах не спят, но я после года убираю такие моменты, как совместный сон, ношение в слинге или ночные кормления. Ищу другие инструменты, как помочь ребенку расти спокойным и адекватным, чтобы он мог эффективно и гармонично включаться в этот мир и в нашу семью. Но для этого я посетила определённые семинары, обучилась всему.

Например, я детей пеленала. Это позволяет снизить тонус у ребенка, делает его спокойнее. Младший до года спал по 5-6 часов в день, а это вагон времени, я успевала очень много дел переделать. Если бы он всё это время сидел на мне в слинге или спал по 20-30 минут, как это часто бывает, естественно, я бы ничего не успевала.

– Я тоже пою детям, но колыбельных знаю мало, поэтому иногда пою просто песни, которые мне нравятся, «взрослые». Насколько это правильно? Ребенку достаточно звучания маминого голоса или слова песен тоже важны?

– Пение было создано не для выступлений на сцене. В старину пели дома. Так можно прожить огромный спектр эмоций, сбалансировать себя или что-то выплеснуть. Наши предки переживали через песню горе, радовались, укладывали детей.

И любая колыбельная в первую очередь колыбельная для мамы: чтобы успокоиться, прийти в равновесие, как и от любого пения. Поэтому, если колыбельная тебе не нравится, лучше выбрать другую песню.

Ещё зависит от возраста ребенка. Например, у меня средний в 5 лет колыбельные любит гораздо больше, чем в 2. И ему слова важны, он их слушает, иногда меня исправляет. В некоторых песнях есть сакральный смысл, и они программируют ребенка на определенный образ жизни, мыслей. «Будь здоров, будь крепкий, как дуб» – все эти образы закладывают будущее мировоззрение ребенка. Так что сама решай, с какими словами хочешь ребенка воспитывать.

А вот маленький ребенок живет в мамином эмоциональном поле. Поэтому лучше петь то, что нравится маме. Но важен ещё и ритм, песня должна укачивать.

– Мне нравятся старые военные, они спокойные и дети под них хорошо засыпают. Но там есть упоминание крови, смерти, жестокости. Можно ли такое петь ребенку?

– Сейчас военное время, возможно, для тебя эти песни – способ прорабатывать свои эмоции. Средний сын, например, часто играет в военного: ему необходимо отыгрывать то, что он видит вокруг себя, слышит по телевизору. Если ты поёшь хорошие песни, со смыслом, например, где кто-то умер за подвиг, это вреда не несет.

Раньше тема смерти вообще не была табуирована. Если кто-то умирал, ребенка не отстраняли, как сейчас. В доме стоял гроб, приходили плакальщицы, семья скорбела, все открыто выражали эмоции. Дети видели, что смерть существует, и учились утрату проживать, но наше поколение это умение уже утратило. Сейчас, когда сталкиваешься с потерей, ты вынужден включиться в бюрократический процесс, а не в эмоциональный. А это серьезное испытание для психики. Потом проходит время, а человек просто отключен и подавлен, в депрессии. Поэтому у нас у всех психологи, мы кому-то плачемся или просто замыкаемся в себе.

Ольга Милованова с младшими сыновьями. Фото из личного профиля ВКонтакте.
Ольга Милованова с младшими сыновьями. Фото из личного профиля ВКонтакте.

– Дети вызывают у нас сильные эмоции, но иногда эти эмоции оказываются негативными. Например, ребёнок не слушается, балуется, или просто мама устала и не в настроении. Я вот кричу на детей, потому что мне хочется выплеснуть этот негатив через голос. Есть ли какие-то упражнения, которые позволяют сбросить напряжение, не срываясь на ребёнке?

– Это достаточно глубокий вопрос, и с причинами нужно разбираться отдельно. Но да, есть техника, которая помогает справиться сиюминутно. Я называю её «техникой безопасности», мы делаем такое на общих тренингах по голосотерапии.

Нужно положить ладони на землю – на природе лучше всего, но, если ты в помещении, подойдёт пол или стена. И с долгим звуком «у-у-у» выстанываем из себя это напряжение, злость, уныние, грусть. Через звук нужно высвободить ту эмоцию, которая для тебя сейчас нежелательна или может травмировать окружающих.

В момент гнева можно наговорить гораздо больше ненужного, чем когда успокоишься и можешь мыслить здраво. Но эти эмоции кратковременны. Это выплеск гормонов, и, если переждать 5-10 минут, он проходит. Когда с мужем, например, какие-то неполадки, можно остановиться, пойти в туалет, там себе в стену «поУкать», а потом продолжить выяснять отношения, но только адекватно и спокойно. Не скажу, что я всегда так делаю, но знаю, к чему стремиться.

А, чтобы этого не возникало, нужно всегда находиться в адекватном состоянии, следить за собой, совершать гигиену ума, гигиену эмоций. Так же, как мы делаем наши телесные процедуры – чистку зубов, душ, – так же должны быть гигиенические процедуры души. Работа над своими мыслями, чувствами.

Вот у меня прошлый год был очень насыщенный – три группы по тренингам, новая концертная программа, музыкальные джемы. А несколько месяцев назад я ушла в «декрет». Активность нарастала, был такой пик – и сразу затишье.

И первое время, когда я залезала в соцсети и видела, кто что где организует, у меня сразу включалась зависть.

Мысли: «Блин, а как же я? Мне же тоже надо! Почему они могут, а я сейчас нет?».

Для меня самая большая сложность декрета именно в том, что сразу возникает какое-то чувство зависти, конкуренции.

Эта зависть меня просто проедала, сжирала время, силы, я не могла быть эффективной в чём-то другом. Но есть техники, с помощью которых я могу с этим поработать, и начинаю сознательно справляться. В этот раз мне помогла обычная психологическая практика ранжирования. Я посмотрела, что для меня сейчас в приоритете: дети, их развитие и здоровье – моё и детей. Здоровье оказалось на первом месте, а на последнем профессиональный план. И я успокоилась. Потому что поняла, что занимаюсь именно тем, что сейчас важно и нужно. И, если я сейчас буду тратить силы на то, что очень хочется, то значимые сферы окажутся запущены, и потом я буду страдать гораздо больше.

Я не пытаюсь строить карьеру. Можно что-то себе придумать: вести тренинги в Москве или петь в филармонии. Но тогда в работу нужно быть постоянно включённой, и не выпадать, как я себе иногда позволяю.

А у меня в приоритете дети, которых нужно развивать, муж, которому нужна моя поддержка, дом. И ещё здоровье, без которого я вообще ничего не смогу. Этим летом я поставила в приоритет свою физическую форму, тренировки, и считаю, что это правильное вложение. А тренинги и вокал подождут.

Беседовала Ольга Кедук для телеграм-канала MOM's bar.

В статье использованы фотографии с личной страницы и телеграм-канала Ольги Миловановой ВКонтакте.

Начать дискуссию