Наш след в высоких технологиях: топ-5 IT-продуктов, которые придумали в России

Российский IT-сектор исправно поставляет в мир не только специалистов разного спектра, но и уникальные технологии, востребованные на Западе, Востоке и вообще везде. И если про Telegram, Яндекс и Антивирус Касперского знают все, то большинство продуктов с российскими корнями остаются в тени. Сегодня мы осветим историю их создания и след наших соотечественников в этом деле.

ABBYY

В далеком 1989-м году студенты МФТИ Давид Ян и Александр Москалев задумали создать электронную программу-словарь. Концепция вышла простая и незамысловатая, удобная для всех: на экране два прямоугольника, расположенные вертикально и горизонтально, в первом находится список слов, во втором — карточка по выбранному из них.

Так выглядел интерфейс первой версии словаря
Так выглядел интерфейс первой версии словаря

Проект оказался коммерчески успешным, и дальше программисты не останавливались: уже после развала СССР они разработали орфографический корректор, а чуть позже реализовали на практике ПО для распознавания текста. Это был предвестник известного всем FineReader, а в 1997-м году компания станет брендом под именем ABBYY.

У капитала только один путь — расширяться любыми путями. Офисы корпорации появились за границей, особенно ценным был выход на американский рынок: главой этого филиала стал Дин Тан — тайванец с большими связями на малой родине. Он поспособствовал тому, чтобы азиатские сканеры, поставлявшиеся в США, предлагались к покупке с предустановленными продуктами ABBYY. Потребители привыкли к российскому сервису, и он получил полноценное признание за границей.

Дальнейшая история компании также успешна: скупки конкурентов, новые филиалы по всему миру и почти единоличное лидерство в сфере. Сейчас ABBYY предлагает самые продвинутые решения интеллектуальной обработки документов: пользователям доступны продукты распознавания, обработки и анализа документов. Также организация приложила руку к оцифровке множества русскоязычных книг, текстов и редких изданий.

После 2022-го года ABBYY вышла с отечественного рынка, но бывшие сотрудники бренда создали ООО «Контент ИИ» и ведут техническую поддержку продуктов на территории России. Так или иначе история компании — еще одно доказательство мощи советской школы, давшей миру столько новых изобретений.

FindFace

Могут ли технологии распознавания человеческих лиц привести нас к антиутопии в реальной жизни? Вопрос дискуссионный, но возможность поиска человека по фотографии интересует не только органы и спецслужбы, но и обычных людей, увидевших красивую девушку в метро или желающих найти одноклассников в соцсетях. Именно с этой целью разработчик Артем Кухаренко создал FindFace — первоначально это был сервис, связывающий фотографии людей с их профилями во ВКонтакте. Технология стала доступной к использованию в 2016-м году, и тогда же число пользователей приложения превысило планку в 1 миллион человек.

Увидел на улице и застеснялся познакомиться? FindFace поможет!
Увидел на улице и застеснялся познакомиться? FindFace поможет!

Алгоритм распознавания лиц FindFace был высоко оценен всеми компетентными специалистами, а его компания-владелец NtechLab выиграла множество тематических номинаций и в разное время получала доступ к гостендерам различных стран, включая США. На сегодняшний день технология внедрена в передовую московскую систему видеонаблюдения и используется в некоторых других российских регионах. Полиция использует FindFace для определения нарушителей закона: разработка показала себя «во всю мощь» во время Чемпионата мира по футболу-2018, а позже была успешно настроена на поиск нарушителей самоизоляции во время ковида.

Этичность использования FindFace остается предметом жарких дискуссий, хотя технология приобрела популярность не только в России и неоднократно поставлялась на экспорт частным и государственным закупщикам. А российский фотограф Егор Цветков еще на заре появления сервиса сделал громкий фотопроект, запечатлевая пассажиров метро на камеру и затем легко находя их в соцсетях. При всей неоднозначности технологии и способов ее применения именно наши программисты дали мощнейший толчок технологиям распознавания лиц по всему миру, а FindFace превратился во всемирный бренд.

Prisma

Другая область работы с человеческими образами — это стилизация фотографий под выбранный образ. В том же 2016-м году прогремела белорусская разработка MSQRD, которая позднее была перекуплена Фейсбуком*, а российские программисты создали приложение Prisma. Уже изначально оно шло с достаточно широким функционалом: пользователь мог обработать фотографию себя или любого другого человека в стиле известного художника на выбор. Имена разработчиков — Алексей Моисеенков, Андрей Усольцев, Илья Фролов, Олег Пояганов и Арам Харди.

Всего за несколько дней нахождения в App Store Prisma попала в топ скачиваний по почти всем странам СНГ, а затем начала победное шествие по загранице. А за 2 месяца количество загруженных фотографий превысило 1 миллиард. А для тех, кто не захотел скачивать приложение из магазинов, создатели сделали бот в Telegram.

В свое время звезд шоу-бизнеса охватила настоящая лихорадка: селебрити из России и других стран обрабатывали фото через приложение и делились результатами, что положительно сказалось на его популярности.
В свое время звезд шоу-бизнеса охватила настоящая лихорадка: селебрити из России и других стран обрабатывали фото через приложение и делились результатами, что положительно сказалось на его популярности.

Стоит заметить, что отечественные компании охотно вкладывали инвестиции в разработку: Mail.ru Group, где Моисеенков работал аналитиком, инвестировал около двух миллионов долларов, также отметились инвесткомпания Haxus и фонд Gagarin Capital. В дальнейшем Haxus выкупил доли нескольких инвесторов и стал главным акционером, а «мозги» проекта в лице главных разработчиков ушли из проекта.

Нынешняя компания-собственник продукта Prisma Labs базируется в Калифорнии и уже успела выпустить новое приложение: Lensa редактирует фотографии и превращает их в аватарки и анимации. А наш список пополняется еще одной крутой российской разработкой.

Coub

Короткие видеоролики захватывают мир: Tiktok, Youtube Shorts и другие площадки агрегируют внимание все большего количества пользователей. Rutube все никак не выстрелит, а в России, кажется, уже и забыли, что у нас был свой сервис, революционный и опередивший свое время.

Coub появился еще в 2012-м году и задумывался как платформа для создания живых фото с зацикленным воспроизведением и звуком. Проект, основанный Михаилом Табуновым и братьями Игорем и Антоном Гладкобородовыми, никак не продвигался коммерчески и распространялся по сарафанному радио. Им повезло: смешные повторяющиеся ролики зашли аудитории на ура. Один из самых известных коубов попал на MDK и стал мемом, а другой показали на Вечернем Урганте. После этого в Coub потекли серьезные инвестиции: 3.5 миллионов долларов вложили компании Vaizra Capital и Phenomen Ventures. К 2015-му году сайт проекта привлекал 50 миллионов посетителей в месяц в основном из России, но также из стран СНГ и даже из США. А вот потом что-то пошло не так.

Основная причина спада популярности коубов — это развитие внутренних экосистем у соцсетей, которые были основным источником трафика. Если ранее ВКонтакте или Инстаграм относились к интеграции контента с других ресурсов более терпимо, то сейчас они развивают свои видеоплатформы и закручивают гайки: чтобы вставить коуб, например, в сторис, требуется сохранить видео и выгрузить его самому, а значит, ссылки на сайт-первоисточник уже не будет.

«Коза» использовалась в интерфейсе приложения и стала его главным символом
«Коза» использовалась в интерфейсе приложения и стала его главным символом

Владельцы ресурса допустили и другие ошибки: непродуманная монетизация с раздражающими повторяющимися рекламами, экономия на маркетинговых затратах (тот же Тикток в первые годы существования был везде), недостаточная локализация под зарубежную аудиторию и не только. Сейчас Coub превратился в нишевый ресурс с небольшой, хотя и очень преданной фанбазой. В любом случае отдаем должное команде разработчиков, которая продумала и отлично реализовала идею, прогремевшую на весь Рунет и не только.

Dr. Web

О чем вы думаете, когда слышите в одном предложении слова «Россия» и «антивирус»? Лаборатория Касперского даже в мыслях на шаг впереди конкурентов, но на ней история российских систем безопасности только начинается. Разработчик сервиса Игорь Данилов работал в ЦНПО «Ленинец» — одном из многочисленных советских НИИ. Работая в области антивирусной защиты, он создает первый вирусный анализатор в начале девяностых. Дело быстро перерастает в частную практику, и уже в 1994-м году на рынок выходит Doctor Web.

Программа быстро вытеснила лидера рынка Aidstest за счет возможности бороться с полиморфными вирусами. К середине девяностых Dr. Web стал одним из наиболее популярных антивирусов и далее бурно развивался, опережая средние темпы в отрасли. Офисы компании появились как на территории СНГ, так и в дальнем зарубежье: представительства Doctor Web работают в Германии и Японии.

Создатель антивируса Игорь Данилов — один из наследников советской технической школы
Создатель антивируса Игорь Данилов — один из наследников советской технической школы

За свою историю Dr. Web выпустил множество уникальных антивирусных технологий, как, например, собственный эвристический анализатор. Продукты компании используются в крупных российских государственных и частных организациях, а базовый пакет услуг доступен обычным пользователям.

Doctor Web — последний в нашем списке, и это отличный пример того, как компания может расти и успешно развиваться в российской юрисдикции. Прообраз современной версии антивируса появился в прошлом веке и в другом государстве, а его создатель обладал достаточной жилкой предпринимателя, чтобы вывести свое детище на рынок и создать корпорацию мирового уровня. Остается пожелать будущим отечественным стартапам того же: стабильного роста и процветания на родине.

*Сервисы Meta признаны экстремистскими на территории Российской Федерации.

11
Начать дискуссию