Параллельный импорт: взгляд изнутри

Параллельный импорт: взгляд изнутри

Сегодня мы побеседуем с руководителем отдела закупок компании Interweir Юлией Королёвой – о её профессиональных достижениях, об авторских лайфхаках при закупке товаров, об опыте и наработках в деле снабжения.

  • Юлия, как давно Вы в этой должности, с каким образованием и каким опытом пришли в компанию Interweir?

В Interweir я пришла в середине сентября 2023. Мое первое профильное образование - мировая экономика Иркутского нархоза (БГУ), аспирантура, преподавание, почти 15 лет в этой сфере в разнообразных комбинациях, начинала с международной логистики и декларирования, а потом появился закуп, погружение в различные отрасли, ВЭД в IT, консультирование, фриланс - собственно, и вот мы здесь.

  • Легко ли Вы освоили навыки закупок различных категорий товаров? Какие “подводные камни” Вы обнаружили в этой сфере? С какими категориями товаров приходится работать чаще всего?

Наши частые запросы это запчасти и принадлежности для промышленной/агро/авто техники, профильное оборудование, тяжелая техника, высокочувствительные датчики, различная промышленная химия.

По отраслям это промышленность, энергетика, транспорт, электроника.

Практически везде важно понимать, куда идет та или иная деталь/датчик/для чего оборудование - без этого невозможна грамотная коммуникация с поставщиком и покупателем, однако, каждый новый запрос - это новый вызов, и мне очень интересно осваивать новые отрасли и освежать знания в тех, с чем уже работала. Основной челлендж - это получение оффера на редкие позиции. Но мы бы не были Interweir, если б не умели это)

  • Юлия, как бы Вы описали общую динамику компании Interweir за время Вашей работы? Как увеличились масштабы деятельности, число сотрудников, география закупок, сложность задач?

Динамика достаточно интенсивная развивающаяся, к концу года с осени наблюдается увеличение заявок на закупку в три раза, география закупок - весь мир, ведь мы не концентрируемся на каких-то определенных регионах, а ищем по запросу именно то, что хочет клиент. Увеличилось и количество отраслей, по которым мы отрабатываем заявки.

Мир давно стал глобальным, любая работа - это поиск, оценка рисков и тщательное планирование. Задачи каждый раз нетривиальные. Обычно я быстро изучаю матчасть, затем уже будучи в теме - начинаю знакомиться с поставщиками. Часто эти процессы параллельны.

Количество людей, которые вместе со мной трудятся над запросами в снабжении, также растет - начинали с двоих, сейчас пятеро.

  • Не могли бы Вы рассказать нашим читателям, как выглядит пошагово схема закупки какого-либо товара? Например, закупки спецтехники. Какие этапы и какова продолжительность каждого из них?

Для начала нужно понимать, что именно нужно - всегда важно получить точную спецификацию/описание/ТЗ. Нужна точность, применение, условия, в которых будет работать спецтехника, ведь вряд ли кабина бульдозера без утепления будет актуальна в суровых северных условиях. При закупке запчастей важно понимать на какое оборудование будет это все установлено, какого качества они должны быть.

Также важен бюджет, мы рассчитываем на оригинальную технику либо можно предложить аналог. Все зависит от проработки заявки, чем она детальнее продумана, тем быстрее мы вернемся с предложением.

Сложно сказать по дням - чем больше компания заказчика, тем больше коллег включается в коммуникацию; но не всегда. Бывает что уточняем все в течение 1-2 дней и можем работать дальше.

Кроме закупочной цены, логично, что заказчику нужен товар там, где он находится - нужно дать коллегам время для расчета логистики и таможенного оформления, поэтому работа снабжения - максимально быстро выдать цену и условия, это всегда точка роста.

  • Как влияют изменения в российском законодательстве на бизнес-процессы, которыми Вы управляете?

Могу сказать, что изменения в сфере ВЭД ввиду глобальных событий немного усложнили бизнес-процессы, но не настолько, чтобы называть их критическими. Наоборот, мы решаем вопросы, которые нам приносят клиенты - это каждый раз шаг вперед, потому что чем больше наша профессиональная емкость, тем больше насмотренность, опыт, возможности. Без вызова нет развития.

  • Какими иностранными языками Вы владеете и приходится ли использовать эти знания в работе?

Я свободно говорю по-английски больше 25 лет и базово по-китайски, пользуюсь обоими языками, но с китайским важна постоянная практика (особенно в языковой среде), с английским проще.

  • Часто ли приходится Вам выезжать в командировки? Если да, в какие страны чаще всего?

Пока что работаю там, где нахожусь я и ноутбук, если будет необходимость - без проблем можно ехать и работать “в поле”, опыт имеется, это снимает очень много вопросов, когда можешь влиять на события здесь и сейчас.

Ранее очень много ездила по Юго-Восточной Азии и Ближнему Востоку (ввиду определенной отраслевой специфики).

  • С закупками из какого государства чаще других приходится работать?

Я бы не сказала “чаще” - есть определенная равномерность в распределении запросов по странам происхождения товара - по всем континентам.

  • Юлия, у снабженцев в сфере ВЭД и параллельного импорта есть ли какое-либо специфическое ПО по закупкам, которое оптимизирует вашу работу?

Профильного ПО по нашей торговой специфике и параллельному импорту нет, но есть различные вспомогательные инструменты, которые помогают анализировать рынок в целом.

Мы оптимизируем деятельность в CRM, и в каждой компании, думаю, есть свои фишки и процессы.

Если мы говорим о планировании закупок на предприятии или в компании, которая закупается также под определенные тренды или сезоны, то это без сомнений ПО типа 1С/SAP/Oracle - но там другие задачи, это скорее про управление запасами.

  • Были ли случаи категорического отказа поставщика на просьбу о закупке товара? Не было ли это связано с политическими моментами? В целом, наблюдали ли Вы в сфере ВЭД случаи, когда политика вмешивается в бизнес и вставляет палки в колёса?

Мы живем в интересное время, когда казалось бы на первый взгляд не связанные друг с другом вещи, как спорт и политика, культура и политика, бизнес и политика - начинают влиять на сложившийся порядок. Я часто видела и вижу ситуации, когда бизнес хочет работать (ради искусства мало кто в это вовлечен), и это вполне объяснимо, но конъюнктура рынка совсем не располагает к прямому взаимодействию. Сейчас в сфере ВЭД все гораздо интереснее, чем 3-5-7 лет назад.

Но нам редко отказывают)

  • Как Вы работаете с рисками? Возможно ли предусмотреть все форс-мажорные ситуации?

Предусмотреть можно многое, и это сильно зависит от опыта. Просчитывать все возможные исходы и прописывать их в контрактных отношениях, начиная от момента получения заявки поставщиком до конца поставки - это моя работа, и чем детальнее они будут прописаны, тем лучше застрахованы мы, а значит, и наш клиент.

  • Приходится ли Вам обсчитывать рискообразующие факторы от колебания курса валют?

Колебания курсов валют это работа нашего финансового отдела, и я с огромным уважением отношусь к коллегам, которые держат руку на пульсе в это непростое время - мы можем предложить в итоге максимально быстрый и комфортный сервис заказчикам.

Есть моменты, когда приятнее импортировать, есть - когда экспортировать, но в целом, как раз наши клиенты и формируют основу ВЭД страны, поэтому я бы отталкивалась от намерений бизнеса, а не от страха валютных рисков.

  • Вы – стратег или тактик?

Хороший вопрос, сложный) Одно без другого сложно представить. Тактика не актуальна, если это просто суета, если нет большого “зачем”. Также как и стратегия без ежедневного приложения усилий это лишь мечты.

Мне кажется как сознание определяет бытие - так стратегия приводится в движение тактикой, может корректироваться в рамках разумного. Но важно ставить цели, интересно проверять новые гипотезы, важно видеть вызовы и не бояться.

  • В каких информационных каналах Вы следите за новостями в сфере снабжения?

Читаю деловые каналы типа РБК, тг-каналы типа “импорт в россию”, “завтрак с таможней”, часто просто зарубежную прессу - там иной взгляд на события.

  • Юлия, будьте добры, расскажите несколько слов о корпоративной культуре компании Interweir. Вместе с коллегами Вы проводите время только на работе или есть опыт совместного отдыха? Как это влияет на продуктивность бизнеса и психологический комфорт в команде?

У нас распределенная команда, но думаю, что традиция собираться и встречаться вживую будет укрепляться - не все работают в офисе, и важно периодически встречаться. Мне кажется, так проще решить и проговорить многие вопросы, да и просто встретить коллег - это приятно)

По опыту могу сказать, что тот, кто умеет хорошо отдыхать - умеет хорошо работать, поэтому психологический комфорт и легальные способы сбросить напряжение важны. У нас не токсичный коллектив, мне это важно - работа это место, где мы проводим треть жизненного времени.

  • Сопряжена ли ваша трудовая деятельность с психологическими стрессами? Как Вы нейтрализуете их последствия? Как Вы “заряжаете свою батарейку” – наполняете свой ресурс?

У нас высокий темп работы, но это то, что я знала с самого начала - это норма нынешней деловой жизни. Выгореть можно на любой работе, если не поддерживать себя на постоянной основе. Нет тела - нет дела, поэтому после осеннего перерыва я вернула ежедневные физические нагрузки (зал, бег, бассейн, баня - как это было всегда). Была и остается еженедельная работа с психологом и коучем, ежедневные личные ритуалы. Я увлекаюсь разными штуками, типа биохакинга, все пробую на себе, и тут нет готовых рецептов - все индивидуально. Но то, что делается регулярно, всегда дает результат.

  • Были ли у Вас случаи профессионального выгорания?

Да, выгорание было, это дорого обошлось в плане здоровья, и сейчас понимаю что в первую очередь из-за того, что ты не было ментальной гигиены - когда в голове порядок, гораздо проще реагировать на вызовы и принимать лучшие решения.

  • Какие долгосрочные задачи Вы ставите перед отделом снабжения? На кого рассчитываете в достижении задуманного?

Смотря что мы называем долгосрочной задачей - сейчас время, когда гибкость не менее важна, чем амбиции. В перспективе есть задачи забрать доли рынка по поставкам в определенных нишах, а для этого просто нужно спланировать ресурсы, время, расширение - и вперед.

У нас есть прекрасная команда, каждый умеет брать на себя ответственность, работать вместе и каждый в своей специфике, а также обсуждать происходящее словами через рот - поэтому все получится.

  • Какими пятью прилагательными Вы охарактеризовали бы команду Interweir?

квалифицированные

амбициозные

располагающие

увлеченные

действующие

  • Какой Вы видите компанию Interweir через три года?

Три года - это достаточно большой срок) сейчас в этот промежуток можно уложить прошлые семь лет. Предпочитаю не раскрывать планы и секреты, а говорить о случившемся по факту. Но думаю, к этому разговору можно вернуться не через три года, а в течение этого. Благодарю за интересные вопросы!

Юлия, огромное спасибо за уделенное время и познавательную беседу. От души желаем Вам новых профессиональных побед и радостного настроения!

Начать дискуссию