Ученье — свет, но когда светлее? Нужно ли учить сотрудников в рабочие часы?

Концепция life-long learning — непрерывного обучения в течение всей жизни — становится общепринятой: мир, технологии, общество развиваются все быстрее, и постоянное повышение собственных компетенций теперь уже является базовым условием для специалистов, которые хотят оставаться востребованными на протяжении всего карьерного пути.

Но «учить или не учить» — это вопрос, на который не только отвечает каждый человек сам для себя, но которым задаются и компании во всех сферах. Корпоративное образование и обучение в процессе работы (learning in the flow of work) позволяет развивать сотрудников под новые задачи и вызовы, помогает справиться с дефицитом специалистов и быстрее подстраиваться под условия новой реальности.

Его польза очевидна при «взгляде сверху», но когда приходит время приземлять любую обучающую программу на людей и задачи бизнеса, у компаний возникает множество вопросов. Как измерить эффект обучения? Как убедиться, что курс полезен и применим на практике? Какой ресурс специалисты могут тратить на обучение, чтобы при этом продолжать справляться с рабочими задачами?

Одна из самых актуальных дилемм в контексте дополнительного профессионального образования — это именно время. Нужно ли выделять рабочие часы для обучения сотрудников или такое решение приносит больше издержек, чем пользы?

Когда обучение в рабочие часы точно работает?

Конечно, вопрос организации обучения во многом определяется тем, кого именно планируется учить. Необходимо учитывать опыт и позицию сотрудника, его загрузку и мотивацию к обучению. Но тем не менее, согласно методологии 5 Moments of Need, существует 5 базовых ситуаций, когда у сотрудника на рабочем месте возникает потребность в обучении или дообучении:

  • нужно впервые выполнить новую задачу;
  • нужно расширить и углубить понимание того, чему научился ранее;
  • нужно применять новую информацию на практике (например, адаптировать свою работу к уникальной ситуации);
  • нужно решить новую проблему (например, что-то ломается или работает не так, как было задумано);
  • нужно научиться новым навыкам взамен привычных и глубоко укоренившихся.

Какой бы ни была эта потребность, если ее можно удовлетворить, дав сотруднику нужные знания в нужный момент, то обучение в рабочее время будет наиболее логичным и эффективным вариантом развития компетенций специалиста. Например, речь может идти о микрообучении точечным техническим навыкам (владение офисной программой, применение конкретной методики и тп.).

Есть еще одно важное условие, чтобы такое обучение «без отрыва от производства» было эффективным: в компании должна быть налажена система, при которой сотрудник не будет тратить время (рабочие часы!) на поиск информации. Разрыв между возникновением потребности и ответом на нее должен быть минимален: специалист должен буквально за пару кликов находить нужную ему памятку, инструкцию, видеолекцию, контакт внутреннего эксперта компании и т.д.

Почему обучение в рабочие часы может быть не лучшим решением?

Многие руководители, топ-менеджеры, лидеры L&D подразделений опасаются отрывать сотрудников от работы ради прохождения корпоративного обучения — и они имеют на это основания.

Найти баланс между тем, чтобы сотрудники не потеряли в эффективности выполнения текущих рабочих задач, и тем, чтобы приобрели новые знания и компетенции, способные принести пользу в достижении бизнес-целей компании в будущем — непростая задача.

Во-первых, нужно убедиться, что обучение не пройдет впустую: определить метрики, позволяющие оценить эффективность обучения и демонстрировать его влияние на бизнес-процессы. Как мы выяснили в исследовании тенденций на рынке корпоративного образования в России, запрос на развитие инструментов оценки сейчас большой, и он характерен для компаний из самых разных сфер — от банков до тяжелой промышленности.

Во-вторых, нужно продумать перераспределение нагрузки сотрудников, которых предполагается отправить на обучение. Часто это затруднительно: интенсивность работы высока, задач много, и они требуют глубокого погружения — нельзя просто назначить другого человека ответственным и все.

А если задачи не перераспределить, то сотрудник, проходящий обучение параллельно с рабочим процессом, будет либо все время отвлекаться, переключаясь между делами, либо вынужденно будет перерабатывать, либо и то, и другое. В итоге такое обучение никому не принесет пользы: специалист не освоит предложенный ему курс в полном объеме, его личная эффективность упадет, вероятность выгорания вырастет, а компания потратит средства на обучение, но не получит результата.

Какие возможности дает обучение в рабочее время?

С помощью грамотно спланированного обучения, проводимого в рабочие часы, можно добиться отличных результатов.

Во-первых, такой формат менее требователен к внутренней мотивации и дисциплине сотрудников. Во внерабочее время им приходится преодолевать множество отвлекающих факторов и каждый раз делать выбор в пользу обучения вместо того, чтобы провести время с семьей, отдохнуть или заняться своими увлечениями. А когда для обучения выделено специальное время, специалистам проще сконцентрироваться, их готовность вовлечься и довести начатый курс до конца выше.

Еще одно преимущество: если программа проходит в групповом формате, то помимо прямой пользы от освоения новых знаний и компетенций, сотрудники также могут прокачать софт-скиллы через взаимодействие в группе. Это не только делает обучение более эффективным, но и помогает развивать неформальные связи, улучшать взаимопонимание в команде, что в конечном счете повышает результаты работы в целом в целом и положительно сказывается на атмосфере в компании.

Наконец, обучение в рабочее время — это пример и проявление человекоцентричного подхода, который позволяет увеличить лояльность и удержать сотрудников. Человеческий капитал — это движущая сила любой организации на рынке, поэтому важно, чтобы компания предоставляла людям не только возможность обучаться, но и соблюдать здоровое соотношение работы и личной жизни.

Это не просто тезис, а существующий на рынке тренд: переход концепции Talent Management (управление талантами) на новый уровень — к Talent Enablement (раскрытие талантов). В рамках этого подхода методы эффективного обучения и управления персоналом интегрируются в единую экосистему, целью которой является создание в компании культуры непрерывного получения знаний для достижения стратегических целей бизнеса.

Что в итоге?

Единственного правильного ответа в вопросе, стоит ли выделять рабочее время для обучения, не существует. Эффективность образовательного курса зависит от десятка различных факторов, в числе которых — формат, структура и контент самой программы, ее соответствие бизнес-целям компании, загрузка и мотивация сотрудников, организация обучающего процесса и так далее, далее, далее.

Обучение в рабочие часы несет определенные риски: ошибки в организации и недостаточная проработка содержания курса могут отразиться на показателях операционной деятельности компании. Но в то же время у такого варианта обучения есть существенные преимущества: сотрудники более мотивированы освоить курс или программу до конца и более сконцентрированы на обучении, что делает его более эффективным. Кроме того, обучение в рабочее время может положительно влиять на лояльность сотрудников. Главное — учесть их потребности и цели бизнеса.

1 комментарий

Конечно, только во внерабочее время, только хардкор.

Ответить