Да кто такой этот ваш методист?! Что делают «педагогические дизайнеры» и почему их работа важна в ИТ-сфере

Быстро развивающиеся технологии создают новые реалии для ИТ-сотрудников: корпоративное обучение становится неотъемлемой частью их профессионального развития. Большую ответственную роль в системе переподготовки и повышения квалификации берут на себя методисты — специалисты, которые проектируют траектории обучения, составляют образовательные планы, разрабатывают курсы и программы.

О том, что входит в задачи методистов, и какое место они занимают в образовательном процессе внутри ИТ-индустрии, рассказывает Юлия Линник, ведущий методист проекта «Обучение инструментам Сферы», команда Т1 Цифровая Академия.

Кто такой методист и чем он занимается?

Методист зачастую выстраивает весь образовательный процесс — от старта до финального результата. Многие до сих пор ассоциируют эту профессию с работой в школе. Тем не менее она давно вышла за ее пределы, а навыки грамотных методистов ценятся везде, где есть образовательный процесс: в университетах, онлайн-школах, организациях по повышению квалификации или компаниях, предоставляющие услуги по корпоративному обучению.

Представителей этой профессии называют по-разному. Помимо традиционного «методиста» можно встретить термины «педагогический дизайнер», «проектировщик обучения», «архитектор образовательного опыта», «сценарист и разработчик онлайн-курсов», «instructional designer» и прочие. Смысл остается одинаковым: методист составляет программу курса, отбирает подходящие материалы и выстраивает логику обучения, чтобы оно приносило наиболее эффективные результаты.

Спектр задач методиста обширен и часто зависит от конкретного проекта. Где-то он занимается только контентом программы, а где-то — становится центральной фигурой, ответственной за целый ряд процессов: от разработки идеи проекта до сбора обратной связи. И все же чаще всего методист отвечает за концепцию обучения, взаимодействие с экспертом, подготовку контента и качество конечного продукта.

Специфика работы методиста

Методист должен обладать как твердыми, так и мягкими навыками. Обязательны знания андрагогики, тестологии и психометрии — это специальные области науки, исследующие способы освоения и измерения знаний. Необходимо общее понимание принципов проектирования курсов и анализа их результатов, умение выбрать формат обучения в зависимости от запросов слушателей, а также навыки создания материалов, которые будут решать потребности и бизнеса, и целевой аудитории.

В отличие от многих узких экспертов, методисты — командные игроки. За созданием учебного курса всегда стоит целая команда специалистов и экспертов. Методист должен учитывать требования и запросы заинтересованных сторон и уметь:

  • брифовать заказчика, чтобы определить бизнес-цели проекта;
  • исследовать целевую аудиторию, чтобы узнать «боли» будущих студентов;
  • интервьюировать эксперта, чтобы получить важную для курса информацию;
  • ставить четкое ТЗ дизайнерам и разработчикам, чтобы визуальное оформление курса (анимация, инфографики) соответствовало задумке.

Сложность заключается в необходимости быть универсальным специалистом. При этом методист не может разбираться во всех учебных темах сразу, поэтому чаще всего он работает в связке с экспертами. Задача педагогического дизайнера — перевести информацию с экспертного языка на язык целевой аудитории, а также продумать структуру занятия так, чтобы информация легче воспринималась слушателями.

В Т1 Цифровой Академии методисты и эксперты тесно сотрудничают на протяжении создания курса. У каждого определена зона ответственности: эксперты принимают решения о том, что рассказывать в курсе, и отвечают за корректность информации. Методисты определяют структуру и логику программы — выстраивают последовательность материалов, подбирают примеры, задания, схемы и иллюстрации.

Как разрабатываются образовательные курсы для ИТ-специалистов и какую роль на себя берет методист?

Корпоративное обучение должно отвечать конкретным критериям: совпадать с запросами клиента, предоставлять актуальные знания, нести пользу обучающимся. Сложность заключается в том, что каждая компания формирует запросы в зависимости от своих бизнес-целей и тех трудностей, с которыми она сталкивается на данный момент.

Наше исследование тенденций рынка корпоративного обучения в России показывает, что сегодня все больше компаний требуют от поставщиков образовательных услуг сильно кастомизированных решений. Для выполнения таких задач требуются опыт и экспертиза методистов. Они глубоко погружаются в рабочую среду и детально прорабатывают тему, в рамках которой составляется образовательная программа. Это позволяет подготовить учебные материалы в соответствии с «болями» сотрудников.

Мы в Т1 Цифровой Академии разрабатываем учебные курсы в несколько этапов, в которых участвуют заказчик, эксперт и методист:

  • Заказчик обращается с запросом на создание образовательной программы, чтобы решить бизнес-проблему;
  • Определяются опорные точки проекта: заказчик и эксперт делятся гипотезами, почему проблема возникла и как ее решить;
  • Методист проводит кастдев целевой аудитории, запрашивает бизнес-цели проекта, задает необходимые вопросы заказчику и эксперту;
  • Собрав информацию, методист разрабатывает предварительный тематический план курса, определяет student journey map;
  • Методист и эксперт определяют последовательность тем и форматов, разрабатывают наполнение программы;
  • Курс отправляют в производство. Это может включать, например, запись видеолекций или отрисовку инфографик;
  • После завершения курса методисты собирают обратную связь участников и проводят аналитику для улучшения материалов.

Глубокая проработка начальных этапов — важное условие создания полезного учебного курса. Иногда заказчик неверно определяет источник бизнес-проблемы и, соответственно, приходит с неточным запросом. Именно поэтому одна из ключевых задач методиста — определить факторы, влияющие на возникновение трудностей, детально изучить портрет ЦА и условия, которые влияют на эффективность работы сотрудников.

Как это работает на конкретном примере? Допустим, заказчик хочет снизить количество обращений в поддержку при работе с ПО, разработав понятные скрипты и Q&A для сотрудников этого отдела. Это действительно может быть эффективным решением. Но еще в ходе исследования может выясниться, что люди в компании не понимают ответы поддержки, потому что в целом недостаточно владеют программой и не ознакомлены с ее функционалом. Так проект меняет фокус и становится обучающим курсом по работе с ПО. Задача методиста в таких случаях — точно увидеть потребность аудитории и предложить решения, которые одновременно приведут сотрудников к желаемому результату и помогут заказчику достичь бизнес-цель.

Что в итоге?

Востребованность методистов — как в ИТ, так и в других сферах — становится все более очевидной в современной корпоративной среде. Их работа направлена на создание и совершенствование образовательных программ, которые не только соответствуют потребностям сегодняшнего дня, но и помогают подготовиться к постоянно трансформирующимся вызовам внешнего мира.

Для компаний, поставляющих образовательные услуги на рынок, наличие методистов — обязательное условие для разработки качественных учебных курсов. А для заказчиков — знак того, что программы, которые они используют, соответствуют лучшим стандартам обучения.

44
Начать дискуссию