Как руководителю быть на одной волне с командой и не терять авторитет

Спросили у главы продуктового веб-дизайна T2 Digital.

Как руководителю быть на одной волне с командой и не терять авторитет
Илона Арзуманян
Лид команды продуктового web-дизайна t2.digital

Я работаю в t2 около 2,5 лет, из них уже чуть больше полугода я лид, и этот опыт коренным образом изменил мое представление о том, что делает лид для своей команды, почему он так важен и какой от него прок.

Небольшой дисклеймер: раньше я считала, что в целом лиды – люди, которые ходят на какие-то звонки и время от времени смотрят макеты команды, при этом спокойно попивая свой модный кофе. Но опыт показал мне немного другую сторону управления творческими людьми или же руководства дизайнерами. Безусловно, это только мой опыт, и, вероятно, лиды графического дизайна или лиды другого уровня руководства могут рассказать нечто совсем отличное от того, что я хочу сказать.

Какая коммуникация поможет лиду стать не просто «говорящей головой», а опорой для команды

Как руководителю быть на одной волне с командой и не терять авторитет

Как я и представляла, лиды часто сидят на звонках, но не представляла, что это могут быть за звонки, т.к. когда занимаешь руководящую позицию, у тебя в целом уже нет макетов, которые надо проектировать и потом презентовать всем лицам, принимающим решения. На практике 95% работы лида – коммуникации про: а) какие-то глобальные вещи (что будем делать, куда движемся, обсуждения с другими лидами), б) процессы (как улучшать, внедрять новые или корректировать старые и поддерживать это, чтобы не кануло в Лету), в) коммуникация с командой в целом, г) коммуникация с каждым членом команды по отдельности, д) помощь команде на общих/внешних встречах.

Первые два пункта безусловно важны, но сегодня я хочу сфокусироваться на рассказе про команду, потому что главный ресурс и сила любого лида – его команда.

Коммуникация с командой в целом

Как и у всех команд, у нас есть дейлики для сверки статуса задач и выявления стопперов/уточнения вопросов, если они есть. Велосипед тут изобрести сложно, да и не нужно, просто это важно. Также у нас с командой есть регулярные встречи два раза в неделю, на которых мы показываем друг другу макеты, делимся фидбеком (важно: нетоксично, потому что каждый дизайнер в душе художник, а как говорится, художника обидеть может каждый), предлагаем идеи и улучшения, потому что при работе над задачей замыливается глаз, и часто взгляд со стороны вносит большой вклад.

Сейчас мы также вводим «прожарки» (анализируем интерфейсы разных продуктов, выносим какие-то идеи для приземления в свои продукты), разные митапы и воркшопы и стараемся делать это регулярной активностью. В целом наш посыл – даже если ты работаешь над конкретной задачей один, ты – не один, у нас поддерживающее коммьюнити.

Коммуникация с каждым членом команды по отдельности. One to one с каждым членом команды (про это чуть ниже расскажу подробнее), и разные коммуникации из разряда: совет по задаче, онбординг по проекту, помощь с поиском нужных макетов (касается новых членов команды, которые еще не со всем успели столкнуться). И конечно же есть такой поинт как ревью макетов, это обязательно. Иногда можно просто оставить комменты на макетах (если они минорные), но часто ребята хотят поштурмить комменты, обсудить их, на это тоже нужно закладывать время.

Помощь команде на внешних встречах. Когда в команду приходят новые ребята, и они занимаются своими первыми задачами, которые надо защищать перед стейкхолдерами или заказчиками, я всегда хожу на такие презентации с ними и называю это «поддержкой штанов». Встречу ведет сам дизайнер, он презентует и защищает решение, но я всегда рядом для ответа на какие-то вопросы, о которых новые ребята могут не знать или для помощи в защите решения, если дизайнер вдруг начнет нервничать и не сможет ответить. Почему так? Если вы допустили определенный дизайн до заказчиков, значит это и ваш дизайн тоже. Это помогает ребятам чувствовать себя чуть спокойнее и свободнее на встрече с кучей незнакомых людей. Иначе это примерно как прийти на вечеринку, на которой ты никого кроме виновника торжества не знаешь – не самое комфортное мероприятие. И тут вы должны помочь этот комфорт для дизайнера создать.

Итого: все эти пункты показывают, что на лиде много коммуникаций, но все они направлены на то, чтобы помогать команде на том или ином уровне.

Без чего нельзя представить работу руководителя и почему «эмпатия» – это не просто слово

Как руководителю быть на одной волне с командой и не терять авторитет

Понятно, что лиду продуктовых дизайнеров надо разбираться в продуктах, знать фигму, композицию и прочие hard вещи. Это безусловно, но сегодня не об этом.

Лиду важно понимать, что его главная сила – в его команде, потому что без хорошей атмосферы сложно работать над улучшениями имеющихся продуктов или созданием новых. Итак, самое важное – эмпатия и направление.

Что есть эмпатия и почему о ней все говорят. Все просто: если сухо давать комменты по макетам, у команды не будет мотивации работать, работа только в формате «вопрос-ответ» – так себе. Каждому важно быть услышанным, и вот как раз тут лиду невероятно важно уметь слушать, «фильтровать» и анализировать то, что говорят: возможно, есть какие-то проблемы на этапе онбординга, возможно, с кем-то из команды не складывается коммуникация, а возможно какой-то тип задач члену команды просто не интересен (тут могу сделать отсылку к типологии личностей по DISC, где можно понять, какой тип задач, фидбека и общения в целом будет комфортен каждому человеку). Только слушая команду, помогая преодолевать какие-то мелкие или не очень проблемы, вы будете «раскрепощать» коллег, а это дает духа и сил для работы.

Также я не представляю свою работу без фразы «а ты как думаешь?». Это очень важный вопрос, который надо задавать в уместное время. Например, если дизайнер наштурмил несколько вариантов дизайна, выходит с гипотезами/вопросами – важно всегда спросить его, что сам он думает, потому что для себя он уже решил, какой вариант лучше и выбрал фаворита. Во-первых, так вы не скатитесь в то, что команда обленится и будет задавать вам вопросы даже по мелочам, во-вторых, вы снова даете некоторый уровень свободы, так важный дизайнерам. Но очень важно задавать это в уместном контексте, потому что если вас спросят как получить доступ к корпоративной почте в первый день работы, вопрос «а ты как думаешь» будет, мягко говоря, странным.

Еще один важный скилл руководителя – открытость к обратной связи. Кому-то это может быть дано от природы, но если вам нет – надо развивать и качать этот навык. Никто не работает идеально, в том числе и вы как лид. К этому надо быть готовым: услышать и с гордо поднятой головой принять фидбек. А потом провести работу над ошибками, чтобы сделать жизнь вашей команды лучше.

Последняя важная вещь – мудрость, которой поделился со мной мой лид: руководить ≠ менторить.

Да, мы говорим о том, что важно давать свободу, автономность и не скатываться в микроменеджмент, но в то же время каждый лид должен понимать, что у него есть директивная опция. Иногда жесткость очень важна, но сразу скажу, что она нужна не со всеми и не всегда. Мне не нравится политика кнутов и пряников, но нравится идея цветов и лимонов. Кто есть кто? Сразу стоит сказать, что в такой категоризации нет хороших и плохих, это про разницу в подходах к людям. «Лимоны» классно работают в условиях драйва, такие люди не могут работать в условиях пары небольших задач, они должны чувствовать горящие сроки, высокую важность, быть мультизадачными, тогда они раскроются в лучшем свете с максимальной производительностью. Дисклеймер: ни в коем случае не дожимать до изнеможения или выгорания, это недопустимо. «Цветы» наоборот любят спокойствие, тишину, отсутствие урагана задач, меньшее количество коммуникаций. Может показаться, что цветы отдыхают на фоне лимонов, но это не так: им просто стоит давать менее срочные задачи, но, возможно, более долгоиграющие и объемные.

Как решать конфликты в команде

Помимо позитивной коммуникации с командой, в каждой компании возникают конфликты. Это нормально, потому что люди не всегда имеют одинаковое мнение (вот и славно, правда?). Но важно подчеркнуть, что любые конфликты/столкновения интересов и мнений должны проходить экологично, без оров и криков, на языке аргументов и фактов.

Как руководителю быть на одной волне с командой и не терять авторитет

Стоит для начала выделить основные причины конфликтов (по крайней мере на моем опыте встречались такие): мискоммуникация, ущемление чьих-то интересов, разные точки зрения или же размытые зоны ответственности. В решении конфликтов всегда важно выделять: а) причину конфликта, б) общую цель, которую решают конфликтующие, в) аргументы каждой из сторон, г) эмоциональный фон (все мы люди, и мы склонны обижаться/злиться, если что-то идет не по-нашему). Мне как медиатору конфликтов нужно уметь:

- выделить суть конфликта;

- обозначить общую глобальную цель сторон, сформировать решение и интегрировать его в процесс (естественно, после того, как мы выслушаем все стороны).

Медиатору, в нашем случае лиду как посреднику между дизайнерами или между дизайнером и продактом/любым другим сотрудником, важно быть непредвзятым, следить за тем, чтобы общение не переходило в токсичное, и генерить варианты решения проблемы/конфликта. Это все классная и замечательная теоретическая база, к применению которой прибегают не все, но я призываю это делать.

Как я провожу one to one, чтобы растить доверие команды и теплую атмосферу или же взращиваю социальный климат

Раз в неделю на полчасика я встречаюсь с каждым членом команды для обсуждения жизни и дел насущных, стараюсь делать это оффлайн, если есть такая возможность. У меня есть два вектора для таких встреч:

  • обсудить горящие вопросы и задачи, если есть такой запрос
  • поговорить на отвлеченные темы

Мне спокойно работается в обоих векторах, но второй для вас, как для лида, да и для команды, лучше. Я не призываю разговаривать с командой на супер личные темы, это переход границ. Не надо спрашивать как поживают муж/брат/сват, не все готовы делиться таким. Я всегда начинаю с вопроса «как дела?», и тогда человек начинает рассказывать то, что хочет. Важно помнить, что one to one – островок безопасности. Можно поговорить о грядущих или прошедших выходных, отпуске, о том, где кто ищет вдохновение для дизайна, какие telegram каналы читает, о досуге, да хоть о погоде (даже так вы станете чуть ближе к команде, потому что узнаете кому всегда душно, а кому – дует). Я люблю болтать с ребятами о фильмах/сериалах, о хобби, о том, что происходит вне работы. Например, я знаю, кто какие книги или фильмы любит, кто сторонник активного отдыха, а кто рукодельничает. Это может показаться мелочью, но всегда важно помнить, что работа – хоть и не центр жизни, но вы проводите за ней много времени, и это время должно проходить комфортно. Если личного контакта нет, можно поговорить о том, устает ли человек, как ему его задачи, смущает ли его что-то, а оттуда уже мостиком можно перейти к чему-то нерабочему. Ваша команда – не просто работники, это люди, и у каждого происходит много интересного.

Как оставаться авторитетным руководителем, но быть на одной волне с командой

В t2.digital я стала лидом из рядового дизайнера продукта, то есть моя команда видела меня в работе, мой подход, и в целом я не встретила особого сопротивления в том, что стала лидом. Для меня это было важно, тк в команде есть и более взрослые люди, и более опытные в плане количества лет в дизайне. Мои небольшие лайфхаки по тому, как оставаться реальным экспертом в глазах команды:

  • Помогать, направлять и подсказывать. Да, дизайнеры работают автономно, все самостоятельные, профессиональные и талантливые, но иногда каждому из них нужна помощь, и не всегда они готовы о ней попросить или же вовсе не осознают, что она им нужна. Что тут важно: не говорить, что у человека что-то не получается или получается плохо, ни в коем случае. Важно давать свободу, но при этом не пускать все на самотек, а подсказывать, оставаясь за рамками. Например, при получении новой задачи можно предложить вместе поштурмить задачу (так она может открыться с новой стороны), в стадии активной работы, на какой-то итерации подключиться и вместе «покрутить». Я не говорю, что нужно делать работу за дизайнера, но очень важно показать свою готовность прийти на помощь, и именно в такие моменты, когда ты предлагаешь подумать в какую-то сторону, но не делаешь все сам, человек в твоей команде подумает или скажет «ого, и правда классная идея, а ее вообще-то можно и нужно слушать». Мне нравится в таком ключе аллегория маяка: лид должен направлять, показывать, что есть зона безопасности и свет, тогда команде будет хорошо работаться.
  • Передавать экспертизу. Очень важный пункт, который иногда дается нелегко поначалу работы лидом. Кажется, что ты вывезешь делать и продуктовые задачи, и вести команду. Иногда может вообще показаться, что проще сделать самому, чем онбордить человека в какой-то специфический проект. Это совсем не так, важно просвещать, рассказывать предыстории продуктов, что было до и в целом делиться всем, что знаешь. Тогда и команда чувствует себя по-другому, более уверенно и заинтересованно, и ты как лид не должен разрываться на части между разными задачами.
  • Быть «играющим тренером». Я уже говорила о том, что надо иногда включаться и вместе «крутить» макеты, участвовать в брейнштормах и прочем, а не просто оставлять комментарии в фигме. Также иногда я беру мелкие продуктовые задачки, чтобы: а) самой не «закисать» в менеджменте, б) показать команде, что вы на одной волне, и помочь (разумеется, если ваш ресурс это позволяет). Кто-то считает это неправильным, у всех свой подход, но для меня в этом пункте скрывается единение с командой.

Итого – люди в команде бывают разные, ко всем нужен свой подход, но что важно на 1000%: важно уметь их слушать и приходить на помощь в нужный момент. Моя ключевая мысль в том, что лид ведет и направляет команду, а не сводит свои функции к сухому менеджменту.

2222
11
Начать дискуссию