Мошенники использовали двухуровневую схему с фейковым председателем ТСЖ и психологическим давлением на жителях крупнейшего ЖК

Женщина в результате массовой атаки мошенников на жителей одного из самых крупных ЖК в России чуть не стала одной из жертв. Мошенники были настолько убедительны, что вызывали доверие у большого количества людей.

Героиня нашей истории готова была сделать перевод злоумышленникам, однако женщину спасла технология мобильного оператора, которая разорвала звонок (“Нейрощит” от Т-Мобайла на основе искусственного интеллекта выявляет и пресекает попытку мошенничества непосредственно во время телефонного звонка). Оператор разорвал звонок и предупредил клиентку о том, что она разговаривает с мошенниками.

Для атаки мошенники выбрали распространенную сейчас схему массового развода. Сценарий включает в себя несколько шагов, ключевое в которых – наличие двух подставных аккаунтов в телеграме, председателя и канала под названием “ГИС ТСЖ” или “ГИС ЖК”, якобы являющегося официальным аккаунтом государственной информационной системы, которая содержит подробную информацию о доме, коммунальных услугах, платежах и тд. В результате обманутыми оказываются члены целого ТСЖ или жители ЖК. Как это работает.

Злоумышленники находят базу номеров ТСЖ и создают фейковый аккаунт председателя, от имени которого пишут всем жителям. Позже этот аккаунт может быть переименован в ЖКХ. Разговор начинается непринужденно: подставной председатель проявляет заботу и спрашивает, все ли в порядке, нет ли проблем и претензий по обслуживанию, призывает сообщать, если что-то будет идти не так.

В ходе разговора “председатель” также предлагает настроить автоматизированную оплату счетов. Для этого жертвам направляется шестизначный код в телеграм-канал под названием “ГИС ТСЖ”.

На самом деле это еще один подставной аккаунт. После того, как жертва называет код, фейковый председатель начинает смеяться над ней со словами: “Мы тебя обманули, ты только что сообщила код от Госуслуг, сейчас мы выведем все деньги”.

Мошенники использовали двухуровневую схему с фейковым председателем ТСЖ и психологическим давлением на жителях крупнейшего ЖК

Но на этом этапе деньги жертвы находятся в безопасности. Шестизначный код – просто набор случайных цифр, сгенерированный мошенниками. На самом деле попасть по нему в аккаунт на Госуслугах нельзя. Все это – элементы психологического давления, в результате которых люди оказываются дезориентированы, теряют бдительность, начинают паниковать, под влиянием эмоций и страха перестают мыслить рационально и отдавать отчет в своих действиях. Настоящий развод начинается после: жертве звонит представитель ЦБ, Росфинмониторинга, ФСБ или другой госструктуры и предлагает “спасти” деньги, переведя на безопасный счет. Одновременно с этим злоумышленники отправляют фейковые уведомления якобы от Госуслуг о новом входе в личный кабинет. Эти сообщения также рассылаются мошенниками.

Одной из жертв стала Ирина. Услышав, что она “продиктовала мошенникам код от Госуслуг”, женщина сильно испугалась и запаниковала. Она была убеждена, что необходимо предпринимать действия для спасения денег, и даже ее сын Георгий и его жена не могли убедить ее в обратном.

“Мама была в панике и верила только злоумышленникам. Даже аргумент, что мошенники не стали бы предупреждать о выводе денег, если бы действительно получили доступ к Госуслугам, не помогал вывести ее из-под негативного влияния. Мы пытались объяснить, что раз мошенники до сих пор не вывели деньги, значит, у них нет доступа к ее счету. Но быстро поняли, что она не верит никому, кроме незнакомых людей, которые звонят и предлагают перевести деньги на “безопасный счет”. Со стороны мошенников признаться в том, что они мошенники, было психологической уловкой, которая очень хорошо сработала ”, – рассказал Георгий .

Единственное, что спасло от перевода денег злоумышленникам – “нейрощит”, который разорвал звонок. Мама Георгия – абонент Т-Мобайла, у которого автоматически для всех клиентов работает антимошенническая технология “Нейрощит”. Мошенники решили связаться с ней с помощью телефонного звонка. “Нейрощит” с помощью искусственного интеллекта автоматически анализирует все звонки абонентов в режиме реального времени на предмет мошенничества. И в этом кейсе технология распознала злоумышленников, разорвала звонок и предупредила клиентку, что ее пытаются обмануть. Только тогда Ирина поверила, что никакие деньги “спасать” не надо.

Позже выяснилось, что в это же время мошенники обрабатывали соседей клиентки. Со многими из них злоумышленники реализовали сценарий до конца и добились перевода денег на “безопасный счет”.

1
4 комментария