Как скоро мы останемся без связи

Как скоро мы останемся без связи

Что произойдёт, если операторы мобильной связи с сегодняшнего дня перестанут вкладывать в развитие сети и поддержку инфраструктуры? Ведь у ведущих телеком-компаний это огромные суммы, сотни миллионов сомони в год! Разве нельзя как-то «притормозить», хотя бы какое-то время не тратить такие деньги на сеть и не планировать повышение тарифов? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, чем такой «экономный» подход опасен для сети – и, разумеется, для абонентов.

…Не реагируем на аварии

Любое оборудование имеет определённый «срок жизни». Он зависит от условий окружающей среды, конструкции, наличия движущихся деталей, износ которых снижает срок эксплуатации. Например, в мобильных сетях сравнительно недолго служат дизельно-генераторные установки (ДГУ), которые используются как дополнительный, а иногда и главный источник энергии для базовых станций. Но они жизненно необходимы: не будет исправно работающего дизеля – в случае отключения электричества оборудование просто отключится, и связь окажется недоступной. Вывод: нужно регулярно закупать новые ДГУ!

К «долгожителям» относятся базовые станции (БС), оптоволоконные и радиорелейные линии связи. Их допустимый срок эксплуатации – порядка 10 лет. Но связисты редко на это рассчитывают. Оборудование может выйти из строя из-за резких перепадов температур, обледенения, камнепадов или схода селевых потоков, что для горных районов Таджикистана не редкость. Волоконно-оптические линии, протянутые вдоль автотрасс, часто рвут неосторожные водители грузовиков и дорожные рабочие. Такие аварии требуют быстрой ликвидации, устранения поломок. Не принято срочных мер, а именно такой фантастический сценарий мы и рассматриваем, – без связи навсегда останется целый район или даже область.

Даже куда более мелкие ЧП могут привести к глобальным и, естественно, крайне нежелательным последствиям. Простой пример: из-за скачка напряжения перегорела плата на базовой станции. А заменить вышедшую из строя деталь некому, ведь на обслуживание больше не выделяются средства. Да и нечем, потому что новые платы не закупаются. Спустя какое-то время из-за перегрузки отключится вся БС. Трафик будет автоматически переброшен на соседние станции – они начнут работать «за двоих», также с перегрузкой. А если и там полетят платы, начнётся веерное отключение элементов сети. И снова: на значительной территории не то что ухудшится качество услуг – абоненты останутся вообще без связи.

Сложно сказать, насколько быстро поломка небольшой детали приведёт к таким катастрофическим последствиям, но при негативном сценарии это займёт всего несколько суток. Вывод: нужно следить за сетью в режиме 24/7, иметь оперативные ремонтные бригады и достаточный резерв запасных деталей. А всё оборудование закупается за рубежом, поэтому суммы инвестиций оператора часто указываются в долларах. И это серьёзные суммы.

…Не обновляем оборудование

Впрочем, нужно учитывать не только возможные аварии. Технологии связи развиваются такими темпами, что оборудование иногда морально устаревает раньше, чем наступает механический износ. Условно говоря, сейчас одна базовая станция может обслуживать в десять раз больше абонентов, чем почти такая же, но выпущенная лет пять назад. И мобильный интернет после обновления программного обеспечения будет в разы быстрее. Это можно сравнить с моделями смартфонов. Часто мы отказываемся от старых аппаратов не потому, что они сломались – просто они уже не справляются со своими задачами. А новые – быстрее, удобнее, производительнее, у них больше гигабайт и мегапикселей. К слову, факт появления в продаже новых телефонов тоже требует от операторов активных действий – обновления ПО базовых станций, биллинговой системы, коммутационной части. В противном случае сеть или совсем не будет «видеть» аппараты новых моделей, или как минимум не будет работать часть функций смартфонов.

Оборудование мобильной сети не только устаревает со временем, но и «стареет» в чисто физическом плане. Если оставить в сети базовую станцию, чей срок эксплуатации истёк, скорее всего, во время звонка абоненты будут слышать посторонний треск, а может быть, один из собеседников вообще окажется не на связи. Телефон начнёт периодически терять сеть, что в первую очередь повлияет на доступность мобильного интернета. Вывод: сеть нужно модернизировать! Вот связисты и заменяют оборудование, которое в теории может работать десять лет и более, уже через три-четыре года.

В интересах клиентов оператор ежегодно модернизирует порядка 10% радиосети. Чаще всего заменяются блоки радиопередатчиков и микропроцессоры базовых станций – их место занимают новые, с улучшенными техническими характеристиками. Хотя на самом деле нет ни одного типа оборудования, которое не требовало бы пристального внимания и периодического обновления. Это непросто, но лидер рынка должен обеспечивать абонентам высокое качество телеком-услуг.

Не стоит забывать, что граждане Таджикистана всё активнее пользуются услугами связи, постоянно растёт и число абонентов, и потребление трафика. И современными digital-услугами хотят пользоваться все, в том числе жители отдалённых районов. Вывод: нужно строить сеть, устанавливать по всей стране дополнительные БС. Так связь приходит к новым абонентам, на новые территории. Это требует огромных ресурсов. Но оператор год за годом ликвидирует цифровое неравенство – даже при том, что на это нужно тратить треть всех своих доходов.

Дело на миллионы

А вот теперь – про деньги. В 2023 году затраты одной из ведущих телеком-компаний на стройку составили 19% от всех денежных поступлений. Ещё 9% – это траты на обслуживание, поддержание работоспособности сети. Итого: инфраструктура «забирает» 28% от всех доходов компании.

Только апгрейд программного обеспечения, позволяющий кроме всего прочего увеличивать ёмкость сети и скорость интернета, может обойтись от 500 тыс. до 1 млн долларов. Расходы на лицензии, без которых телеком-компания не может эксплуатировать оборудование и предоставлять услуги клиентам, составляют до 4 млн долларов в год. А если брать суммарный объём инвестиций в инфраструктуру за десять лет, получится и вовсе гигантская цифра в 153 млн долларов США, то есть почти 1,7 млрд сомони по нынешнему курсу. Это огромные затраты. Но если их обнулить, едва ли не на следующий день абоненты останутся без связи.

Начать дискуссию