История патентного права в России

Татьяна Бабакова
Патентный эксперт

На первый взгляд, может показаться, что патентное законодательство появилось в нашей стране только в новейшей истории. Однако оно имеет довольно древние истоки.

До введения в действие в 1812 г. Манифеста «О привилегиях на разные изобретения и открытия в ремёслах и художествах» [1] объекты патентного права действительно никоим образом не были нормативно урегулированы. В те времена лишь отдельные прошения удовлетворялись государем, и только некоторые изобретатели могли получить определенные жалованные грамоты - привилегии, причем такие привилегии могли выражаться в совершено разных послаблениях для правообладателя, например, в возможности неуплаты тех или иных пошлин. Однако со временем в привилегиях все чаще стали появляться своего рода зачатки понятия исключительного права.

Наиболее показательны здесь жалованные грамоты времен Петра I. Одну из таких привилегий в 1701 году получил Иоганн Григорий, которому государь поручил построить в Новонемецкой слободе аптеку. Формулировка в привилегии была следующая: «чтоб, кромь него, в этой слободе иным никому вновь аптек не заводить и из домов лекарства тайно не продавать». Так была закреплена монополия.

Наверное, самая известная из привилегий – это выданная в 1752 году Михаилу Ломоносову на «делание разноцветных стекол, бисеру, стеклярусу и других галантерейных вещей» с очень знаковой фразой: «Дабы он, Ломоносов, яко первый в России тех вещей секрета сыскатель, за понесенный им труд удовольствие иметь мог: того ради впредь нынешнего времени тридцать лет никому другим в заведении тех фабрик дозволения не давать». Чем не исключительное право?!

В более поздней привилегии, выданной Леману в 1758 году, использована другая формулировка: «чтобы двадцать лет никому позволено не было против инвенции его работы, что им самим инвенировано будет, обоев, карет и прочаго делать и фабрики заводить» (прим. лат. inventio - изобретение), хотя по существу смысл тот же – запрет использования третьим лицам.

Выдача привилегий в те времена определялась только лишь милостью государя.

Ситуация изменилась с введением в действие в 1812 году вышеупомянутого Манифеста «О привилегиях на разные изобретения и открытия в ремёслах и художествах».

Как сообщает А.А. Пиленко, издание Манифеста было вызвано следующими обстоятельствами. В 1810 году иностранцы Герень и Елглунд обратились с прошением к Александру I о даровании им привилегии на винокуренный прибор, изобретенный иностранцами Адамом и Бераром. Прошение было удовлетворено, Гереню и Елглунду было предоставлено исключительное право до 1 мая 1820 года. При этом государь-императором было поручено Комитету Министров установить условия пользования данной привилегии. В ответ на это графом Михаилом Сперанским, известным русским реформатором, был подготовлен проект общего закона, который был рассмотрен Государственным Советом 8 мая 1812 года. Так появился первый патентный закон России.

Манифестом устанавливалась государственная регистрация изобретений. Соответствующие прошения рассматривались Министерством внутренних дел, а решение принималось Государственным Советом.

В Манифесте были определены первые требования, предъявляемые к изобретениям для их регистрации. Во-первых, согласно § 6 Манифеста «на изобретения, о коих Правительству не будет представлено… подробного и точного описания, привилегии не выдаются», т.е. было закреплено требование достаточности раскрытия изобретения (отметим, что в современной России данное условие как основание для отказа в выдаче патента введено только в 2014 году). Далее, согласно § 7 «на предметы, кои не только Государству, но и частным людям никакой пользы не приносят, или еще и во вред обратиться могут, привилегии не выдаются», т.е. установлен своего рода аналог условия патентоспособности «промышленная применимость».

Помимо указанных, в Манифесте был закреплен еще один критерий. Согласно § 17 действие привилегии может быть прекращено, если «Судом доказано будет, что то же самое изобретение или открытие, в то время, когда поступила просьба о выдаче привилегии, в публичных Ведомостях или сочинениях, внутри или вне Империи изданных, так уже было описано, что то же самое устройство и действие могло быть сделано и произведено и без нового описания». Таким образом, установлено условие патентоспособности «новизна», несоблюдение которого рассматривалось как основание для оспаривания действия привилегии.

Привилегии выдавались сроком на 3, 5 или 10 лет и могли передаваться другим лицам.

После принятия Манифеста Михаил Сперанский продолжил законотворческую работу. Так, в 1833 г. вышло «Положение о привилегиях» [2], которое развивало нормы, заложенные в Манифесте. В частности, был введен новый объект охраны – усовершенствование, которое рассматривалось наравне с изобретениями. Согласно § 1 Положения «всякое открытие, изобретение или усовершенствование какого-либо общеполезного предмета, или способа производства в искусствах, мануфактурах и ремеслах, есть собственность того лица, кем оное сделано, и лицо сие, для обеспечения прав своих на свою собственность, может испросить себе от Правительства исключительную привилегию».

Появилось еще одно основание для отказа: «на незначительные открытия, изобретения и усовершенствования, показывающие единственно остроту или изобретательность ума и которые, впрочем, не обещают никакой существенной пользы, а также на такие, кои могут обратиться во вред обществу или Государственным доходам, привилегии не выдаются». Таким образом, по сути устанавливалось условие патентоспособности «изобретательский уровень».

Введена норма, касающаяся зависимых изобретений, хоть и в непривычном для современного обывателя виде: «если в том изобретении, на которое привилегия выдана одному лицу, сделано будет какое-либо усовершенствование другим лицом, то на усовершенствование сие не может быть выдана особая привилегия сему последнему, разве он предварительно докажет, что сделал соглашение с хозяином первой привилегии об употреблении им остальных частей предмета; но с истечением срока первой привилегии может быть выдана особая привилегия на усовершенствованную часть».

Кроме того, Положением предусматривалось, что привилегия может прекратить свое действие вследствие неиспользования охраняемого объекта в течение четверти срока действия привилегии.

В соответствии с Положением прошения о выдаче привилегий подавались в Департамент Мануфактур и Внутренней Торговли и рассматривались в Мануфактурном Совете.

Дальнейшее развитие юридической науки привело к ограничению категорий объектов, которые могут являться предметом привилегии. Так, согласно статье 198(4) Устава о Промышленности [3] привилегии не могут быть выданы на изобретения и усовершенствования на «научные открытия и отвлеченные теории», «противные общественному порядку, нравственности и благопристойности», «привилегированные уже в России или получившие применение без привилегии, или же описанные в литературе с достаточною для воспроизведения их подробностью, до дня подачи прошения о выдач привилегии». Кроме того, привилегии не выдавались на химические, пищевые и вкусовые вещества и на составные лекарства, а также на способы и аппараты, служащие для их изготовления. Данное ограничение было введено, вероятно, вследствие сложности доказательства факта нарушения в те годы.

Согласно статьям 198(16) и 198(26) Устава привилегии выдавались на срок, не превышающий пятнадцати лет, и могли быть оспорены любым лицом в течение двух лет со дня их обнародования.

Позже нестабильная внутри- и внешнеполитическая обстановка потребовала введения новых мер. Так, в 1912 году были приняты Правила о принудительном отчуждении привилегий на изобретения и усовершенствования [4], согласно которым привилегии могут быть принудительно отчуждаемы «при наличии государственной в том необходимости, в пользу государства», при этом предусматривалась выплата вознаграждения владельцу отчуждаемой привилегии.

Таким образом, в Российской империи постепенно развивалась и совершенствовалась система охраны изобретений.

Однако изменение политического строя повлекло кардинальные перемены в юридической науке. Вся четко выстроенная система привилегий была отменена Декретом Совета Народных Комиссаров от 30 июня 1919 года: «Всякое изобретение, признанное полезным Комитетом по делам изобретений, может быть, по постановлению президиума Высшего Совета Народного Хозяйства, объявлено достоянием РСФСР», «Все законы и положения о привилегиях на изобретения, изданные до опубликования сего декрета, отменяются». Так началась новая эпоха – время авторских свидетельств, закрепляющих за изобретателями только право авторства.

Хотя следует признать, что законодателем предпринимались попытки возвращения к прежней концепции охраны. Так, 12 сентября 1924 г. было принято Постановление о патентах [5], созданное по немецкой модели и предусматривающее возможность предоставления патентообладателю исключительных прав, аналогично тем, которые существовали в Российской Империи. Однако среди отечественных изобретателей данная система не пользовалась популярностью. Ведь в случае, если изобретатель получал авторское свидетельство, тем самым отчуждая свое исключительное право в пользу государства, он мог рассчитывать на выплату ему вознаграждения. Патентная система, по понятным причинам, не предусматривала никаких вознаграждений. В этой связи дальнейшее развитие системы охраны изобретений в СССР все больше клонилось в сторону авторских свидетельств, а патенты выдавались по большей части только иностранцам.

Очередная смена политического строя в 1991 году снова обнулила созданную в советские годы концепцию авторских свидетельств. Во многом патентное законодательство нашей страны в 90-е годы было заимствовало из западных источников. Кроме того, были имплементированы нормы из многочисленных международных актов, подписанных Российской Федерацией, в их числе и Соглашение ТРИПС [6], действующее для Российской Федерации как для члена Всемирной торговой организации (ВТО). Хотя далеко не все зарубежные нормы «прижились» в законодательстве нашей страны и российская самобытность все же постепенно вносит свои коррективы, в том числе и в патентное право.

Дальнейшее развитие России безусловно потребует внесения различных изменений в законодательство. Однако, как показала история, наша страна способна отвечать на любые вызовы времени.

Список литературы:

  • Пиленко А.А. Право изобретателя (привилегии на изобретения и их защита в русском и международном праве). Историко-догматическое исследование. В 2 ч. СПб., 1902-1903;
  • Ревинский Д.О. Патентование изобретений в России, 1812-1870 гг. // Экономическая история: Ежегодник, 2001. М. 2002. С. 339-376.

Источники:

  • Манифест о привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах от 17 июня 1812 г. – Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. Т. 32. № 25143
  • Положение о привилегиях 22 ноября 1833 г. – Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2-е. Т.8. Отд. 1. № 6588
  • Св. Зак. т. XI ч. 2, изд. 1893 г.
  • Собр. Узак. 1300, 1912 г.
  • Постановление ЦИК и СНК РСФСР о патентах на изобретения от 12.09.1924 г.
  • Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), ВТО, Марракеш, 15 апреля 1994 г.
11
Начать дискуссию