Инженеры из Барнаула шесть лет добивались сотрудничества с АвтоВАЗом

Инженеры из Барнаула шесть лет добивались сотрудничества с АвтоВАЗом

Научно-производственное предприятие «Лосев» из Барнаула производит оптику, электронику и светодиодную светотехнику. Они изучают передовой опыт и разрабатывают конкурентоспособные модели светотехники для российского рынка, не затрагивая зарубежные патенты.

Директор по развитию Сергей Алексеенко рассказал, почему компания шесть лет выходила на отечественный автопром и как за эти годы они поставили собственный безопасный светофор, спроектировали поисково-спасательный прожектор и изменили технологию шпаклевания. Ему слово.

Назвались в честь великого открытия

О технологии светоизлучающего диода и его практическом устройстве весь мир узнал за десятки лет до появления аббревиатуры LED. Советский изобретатель Олег Владимирович Лосев обнаружил на стыке карбида кремния и стальной проволоки «холодное свечение» — без инерции, разогрева и выделения тепла. В публикации в немецкой газете его назвали “Lossew Licht”. А в Союзе его работы, к сожалению, не печатали.

Когда мы создали НПП, то решили назвать его в честь ученого-самоучки, который опередил свое время, и в честь «свечения Лосева» — важнейшего открытия в области электролюминесценции, которое легло в основу полупроводниковой оптоэлектроники.

Три года по замкнутому кругу

Мы занимаемся светодиодной светотехникой с 2017 года. В то время еще ни один отечественный автопроизводитель не выпускал светодиодные фары. Поэтому у нас была идея продать технологию на конвейер в АвтоВАЗ, в КАМАЗ или в группу ГАЗ. То есть любой автомобильной компании, которая представлена в России.

Мы понимали, что это интересная и большая задача. Но не думали, что она займет целых шесть лет. Мы предлагали свои идеи и технологии, но нас воспринимали как стартап, то есть не совсем серьезно.

Сначала говорили, что мы даже не резидент «Сколково», а когда стали резидентом, сказали, что работают только с сертифицированными по автомобильным стандартам компаниями и что нужна не технология, а готовый сертифицированный продукт. Чтобы стать поставщиком, надо иметь сертификат, а чтобы получить сертификат, надо обязательно иметь контракт на поставку. Получается замкнутый круг, по которому нас водили три года.

Автопроизводитель отправляет нас в компанию, которая поставляет фары, чтобы мы работали с их поставщиком, потому что у нас часть продукта, а они принимают только фару целиком. Поставщик фар отправляет назад к автопроизводителю за заказом на нашу технологию. Все это происходит в переписке и длится очень долго. Но оказалась, что это не всё, так как у некоторых автопроизводителей есть внутренний регламент: использовать не новые технологии, а то, что годами применяли на других автомобилях.

Например, противотуманная фара, которую устанавливали сначала на Infiniti — в самой дорогой модели, через три года переходит на Nissan, потом на Renault, потом на Dacia и так далее. И только потом отправляется на отечественный конвейер. Это особенность светотехники — так происходит не со всеми комплектующими.

Нет смысла в локализации

Автопроизводители применяли только проверенные технологии, но не передовые. С точки зрения собственника — это правильно, потому что и поставщик проверенный, и продукт отработанный. А с точки зрения развития технологий в России — это губительно.

Согласно постановлению Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ», чтобы автомобиль был отечественным, нужно набрать только 50% баллов.

Всего баллов 4500: 1500 — корпус, 500 — двигатель, плюс бампер и сидения — прийти к 50% легко. А вся электроника и светотехника в автомобиле — это всего 50 баллов. Следовательно, локализовывать их, то есть создавать отечественные аналоги, нет никакого смысла, и почти все фары проектировали за границей. Проектировщики в эти заказы закладывают свои патенты. Соблюдая патентное право, локализовать эти детали становится практически невозможно.

Возможно, когда-нибудь возьмут в «Аурус»

Мы предлагали разные варианты работы, вплоть до того, чтобы спроектировать оптику и электронику без денег, то есть на средства грантов. Тогда это можно было сделать только через пару программ. Сейчас их гораздо больше: «Коммерциализация» Фонда содействия инновациям и грантовая программа «доращивания» Центра поддержки инжиниринга и инноваций при Минэкономразвития, АТР и другие.

В 2019 году мы уже могли создать самую передовую на тот момент матричную оптику. Это матрично-пиксельные светодиоды, которые светят выше теневой границы, но не ослепляют встречных водителей. Такую оптику применяли только на самых дорогих автомобилях. С этим проектом мы пошли в «НАМИ», чтобы предложить технологию для президентского автомобиля «Аурус».

Два года мы снова бьемся в закрытые двери и в 2021 году выигрываем конкурс, который проходит в рамках Ежегодного международного автомобильного научного форума (МАНФ). Нас хвалят, но говорят, что в 2024 году планируют серию с похожими фарами, однако приняли решение брать готовую технологию, так как нашу надо еще тестировать и воплощать в жизнь.

Для нас это значило, что, когда потребуется локализация, нас позовут и нам придется подстраиваться под купленную технологию и пытаться не нарушить патенты. Единственный плюс, что на нас обратили внимание и мы остались в контакте с этой площадкой.

Надо отдать должное, что все отечественные автопроизводители так или иначе общались с нами. Если тогда мы воспринимали отказ негативно, то сейчас понимаем, что были не готовы. За отказами они видели, как мы растем в технологиях и компетенциях не только как стартап, но и как производитель.

Если уж мы не можем внедрить свою технологию, то хорошо хотя бы локализовывать импортные.

С АвтоВАЗом получилось

В 2019–2020 годах у АвтоВАЗа появляется первая светодиодная оптика на автомобиле Arkana. Мы предлагаем им сделать светодиодные модули, как на этом автомобиле. Говорим, что провели реинжениринг, то есть разобрали их, проанализировали и готовы локализовать, не затрагивая патенты.

Нам отказывают, мотивируя тем, что уже есть надежный поставщик Hella с сертификацией. Мы не отчаивались и ходили со своими разработками снова и снова. Нас отмечали как лидеров по светодиодным и оптическим технологиям в России в автомобильной отрасли, но заключать контракты не хотели.

Даже в 2022 году многие считали, что Renault никуда не уйдет. И только в июле 2022 года, когда стало окончательно понятно, что западные бренды покидают Россию, нам предложили совместный проект по созданию электроники для фар.

Раньше этот элемент им поставляла зарубежная компания Continental, которая с 2022 года отказалась от сотрудничества. И снова нас ждала неудача. Автопроизводителям нужна только электроника, сертифицированная по автомобильным стандартам AEC Q-101 и AEC Q-102, а в России такой нет. Нам нужно было закупиться минимум на полгода вперед, а собственных средств не было. Поэтому мы попросили аванс

У всех производителей автомобилей такой контракт, что они платят за отгрузку партии только спустя два месяца. Получается, мы покупаем электронику сейчас, а получаем деньги только спустя 8 месяцев. Нам отказались давать аванс.

Провели реинжиниринг светодиодных модулей Hella, не затронув их патента, прошли все испытания по правилам ЕЭК ООН и стали поставщиком на конвейер к отечественному автопроизводителю
Провели реинжиниринг светодиодных модулей Hella, не затронув их патента, прошли все испытания по правилам ЕЭК ООН и стали поставщиком на конвейер к отечественному автопроизводителю

Мы уже смирились, что никогда не выйдем на конвейер в России. Чудо случилось в 2023 году. АвтоВАЗ предложил производить светодиодный модуль, который мы предлагали локализовать ранее. Для этого нужно было очень быстро закупиться электроникой, пройти все испытания, предоставить образцы и сделать поставки в короткие сроки.

Мы смогли все это сделать. Прошли путь от прототипа до поставок на конвейер за три месяца. Теперь НПП «Лосев» — поставщик АвтоВАЗа, правда, не первого уровня, а третьего. То есть мы свое изделие не поставляем напрямую, а поставляем партнерам, которые встраивают наши модули в фару и уже фару поставляют на АвтоВАЗ. Реинжиниринг (переосмысление в обход патентов) светодиодных модулей Hella, локализация производства и технологический суверенитет для автопроизводителя в области светодиодной светотехники — мы всё это сделали за очень короткое время без дополнительного финансирования.

Что стоит за успехом

Помимо финансирования по программе «Коммерциализация» от ФСИ мы получали гранты по их программам «Старт-1» и «Старт-2». Стали резидентами «Сколково», получили статусы «ТехноГазели» от МСП и малой технологической компании от Минэкономразвития.

Но это не сильно повлияло на наш успех. Все эти признания не помогли нам достучаться до автопроизводителей. Нам отказывали все. И только после того, как мы стали поставщиками АвтоВАЗа, с нами согласились общаться другие автопроизводители. До этого все шесть лет мы были для них просто стартапом.

Модуль для АвтоВАЗа собрала команда из трех человек. А за процессами производства и поставок стоят еще более сорока.

Мы взяли зарубежную светотехнику. Посмотрели формулу патента и электронику, поняли, что необходимо получить на выходе. И, отталкиваясь от этого, создали свою уникальную технологию и свою светотехнику. Пока это ноу-хау. Вскоре планируем запатентовать это решение.

От светофоров до фар

Параллельно все эти годы мы участвовали в конкурсах, отрабатывали гипотезы и нарабатывали компетенции. Так в 2018 году мы стали финалистами открытого запроса от РЖД по увеличению безопасности железнодорожного переезда. Создали умные пешеходные переходы с дополнительной индикацией для подсветки Lossew Lamp T1.30. Но с РЖД и их бюрократией — местами нужной, а местами нет — сработаться не смогли.

Однако в родном городе установили световую дополнительную индикацию на перекресток. Что, согласно данным ГИБДД, уменьшило аварийность в ночное время в два раза.

Полоса красного цвета с освещенностью более 200 Лк видна при включенном уличном освещении, независимо от погодных условий, состояния дорожного полотна и качества разметки
Полоса красного цвета с освещенностью более 200 Лк видна при включенном уличном освещении, независимо от погодных условий, состояния дорожного полотна и качества разметки

Делаем светильники для строителей

В 2019 году к нам обратились с запросом на производство проявочного светильника для штукатуров-маляров. Попросили сделать аналог французского светильника Ergoliss. Мы отправили прототип, напечатанный на 3D-принтере с электроникой и оптикой. Один из самых популярных блогеров России в малярном деле оценил нашу разработку, и у нас заказали партию. Мы выложили проект на Boomstarter и собрали 357 тысяч рублей — 51 человек заказал светильник по 7 тысяч рублей.

С того момента, как мы вышли на строительный рынок России, началась новая эра ровных стен. У мастеров даже появилось устойчивое выражение «работать под Лося» — так называют наш светильник.

Наш конструктор выяснил, что главная функция светильника — проявлять неровности, и предложил свой вариант
Наш конструктор выяснил, что главная функция светильника — проявлять неровности, и предложил свой вариант

И даже ковидный год не помешал нашему развитию: мастера оценили, что с «Лосем» растут и скорость работ, и качество отделки. Сейчас в нашем ассортименте четыре вида проявочных светильников.

В 2022 году, когда импортозамещение стало особенно актуально, мы увидели, что рынок в основном занимают зарубежные товары, и подумали, что наших компетенций хватит для создания аналогов.

Мы изучили строительный рынок и поняли, что цены на импортные шпатели существенно выше, чем на российские. Хотя это не наша ниша, мы провели микроструктурный анализ стали, посмотрели модуль упругости, марку стали, нанесение покрытия. Увидели отличия от отечественных инструментов и решили собрать лучшие решения из разных инструментов в одном.

В итоге получили патент на шпатель. А в 2023 году переосмыслили зарубежную модель стола и телескопического удлинителя и тоже получили патенты. Теперь мы стараемся все эти инструменты максимально объединить и создать экосистему инструментов, которая облегчит труд отделочников — всю линейку можно увидеть на Q4tools.com.

Переосмыслили зарубежные модели инструментов и предложили рынку более интересные продукты
Переосмыслили зарубежные модели инструментов и предложили рынку более интересные продукты

Прожектор светит на 3 км

В 2023 году мы выпустили светодиодный прожектор «Луна» с силой света 2 000 000 кд. Он состоит из десяти линз по 200 000 кд. Светит на 2828 метров (освещенность 0,25 Лк). Это уникальный прожектор с небольшими размерами — 17 на 26 см — и такой большой силой света.

В мире есть прожекторы, которые светят сильнее, но они либо не светодиодные, либо значительно больших размеров.

Прожектор можно применять для охраны территорий, акваторий и объектов, в качестве судового или поисково-спасательного прожектора
Прожектор можно применять для охраны территорий, акваторий и объектов, в качестве судового или поисково-спасательного прожектора

Каждая разработка — кропотливый инженерный процесс

Перед запуском каждого продукта мы занимаемся 3D-проектированием, компьютерным моделированием процессов эксплуатации и светотехническим моделированием. Технические характеристики продукта испытываем с помощью специального ПО. И только после всех цифровых испытаний заказываем комплектующие, монтируем микроэлектронные компоненты для создания первых прототипов, которые тестируем в реальных условиях, а потом вносим изменения, если они требуются, и тестируем заново.

Директор по развитию НПП «Лосев» Сергей Алексеенко показывает работу светильника на промышленной выставке «ИННОПРОМ»
Директор по развитию НПП «Лосев» Сергей Алексеенко показывает работу светильника на промышленной выставке «ИННОПРОМ»

Главное, не сидеть на месте

Наши разработки в 2017 году вошли в топ-250 конкурса «Сильные идеи для нового времени». Сейчас находимся в топ-1000: стало больше идей, которые государство готово поддержать. Нам сложнее попасть в фокус поддержки от АСИ, но мы уже получали гранты ФСИ, льготы «Сколково», финансовую и нефинансовую поддержку МИК.

Планируем значимо расширить линейку продуктов по строительному направлению и выйти на других автопроизводителей: ГАЗ, КамАЗ, «Москвич».

Метим в господдержку от Фонда развития промышленности или Центра поддержки инжиниринга и инновации. А также хотим получить льготный кредит по программе «Высокотех» от МСП и начать новые разработки — какие, пока коммерческая тайна.

14
2 комментария

Очень интересно.

1
Ответить

Эх побольше бы таких передовых и прорывных компаний)
Опыт и успехи НПП "Лосев" - вечатляют, моё почтение!

Ответить