Вопрос на частоту. Альтернативные формы кинопоказа и проблемы беспроводной передачи звука

Как обеспечить качественное звуковоспроизведение в автокинотеатрах и для зрителей с ограниченными возможностями

Автокинотеатр Диана Авдеева (Magna Tech)
Автокинотеатр Диана Авдеева (Magna Tech)

Как известно, важнейшим из искусств для нас является..(вроде как В.И. Ленин так явно никогда не высказывался, но это вопрос для истории). Просмотр фильмов на настоящем большом экране по-прежнему является едва не самой массовой и популярной формой досуга (подробнее об этом в исследованиях Фонда кино РФ )и, конечно, привлекательным видом бизнеса. С учетом этого для массового кинопоказа разработано некоторое стандартное техническое решение (технологическая схема) - в данном случае речь идет о мультимедийной системе - которое включает как унифицированный набор оборудования, так и не слишком большой перечень производителей, предлагающих примерно эквивалентные по своим характеристикам устройства.

Но сфера кинопоказа постоянно расширяется - как за счет вовлечения новых типов аудитории ( людей с ограниченными возможностями), так и за счет появления/возрождения новых видов кинопоказа - таких как автокинотеатры. В связи с этим стандартная схема требует более или менее значительных модификаций, а также решения возникающих при этом проблем- как технических, так и экономических и даже нормативных. От того, насколько эффективны эти решения зависит по большому счету и существование самих этих видов кинопоказа

В этой статье мы обсудим лишь одну конкретную проблему - а именно, беспроводную передачу звука в процессе кинопоказа, а также наметим возможные пути ее разрешения. Всегда открыты к дискуссиям, комментариям и вопросам - либо здесь, либо в любой из наших социальных сетей (все ссылки в Таплинк). Magna Tech - дистрибьютор и интегратор в сфере профессиональных мультимедийных (аудиовизуальных) систем.

Начальные условия (дано)

Все то основное, что необходимо знать о кинозвуке (если быть более точным, о звуковоспроизведении в ходе демонстрации фильма в кинотеатре) даже владельцу/оператору кинотеатра, может быть сведено к нескольким пунктам.

1.Звук в кинотеатре - это важно, это очень важно (привет полковнику Очевидность). Впечатление от прослушивания звукового ряда, сопровождающего фильм, составляет самостоятельный пласт эстетического опыта, и оно вполне сопоставимо по силе воздействия с визуальным рядом.

2. Кинозвук записывается и воспроизводится в так называемых “объектно-ориентированных форматах”, примерами которых служат всем известные 5.1., 7.1., а также Аtmos от Dolby. Смысл объектно-ориентированного формата состоит в том, чтобы звуковые элементы (речь, звуковые эффекты, шумы) и их характеристики (громкость, слышимость, разборчивость) максимально точно соотносились с пространственным расположением визуальных элементов на экране (в кадре). Для того, чтобы вызвать у зрителя ощущения присутствия как бы “внутри” действия.

3.Рендеринг звука из объектно-ориентированного в аналоговый формат осуществляют звуковые кинопроцессоры (или интегрированные медиасерверы с функцией звукового процессора).

На этом специфика именно кинозвука заканчивается, потому что все остальные элементы звукотехнической системы вполне традиционны и очевидны: это и звуковые излучатели (собственно акустическая система/громкоговорители/колонки - кому как удобнее называть), усилители и т.д. Коммутируется вся эта система также вполне традиционно - при помощи проводов.

Когда хочется разнообразия (найти)

Вся эта эффективно работающая схема с передачей звука требует существенных корректировок, когда речь заходит об альтернативных формах кинопоказа. Проще говоря, когда фильм демонстрируется не в традиционном закрытом кинозале или на сеанс приходят люди с некоторыми особенностями.

В первом случае имеются в виду прежде всего и главным образом автокинотеатры, которые еще иногда называют “кинотеатрами для автомобилистов”. Как следует из названия, это кинотеатры, просмотр фильмов в которых осуществляется зрителями, находящимися в автомобилях. Как таковые в коммерческих целях они эксплуатируются много десятков лет, особенно в США, где существует даже особая ассоциация. Создавались подобные автокинотеатры и РФ, но сугубо локально, эпизодически и чаще всего на полулюбительских началах. В тренд эта идея превратилась благодаря всем известной пандемии COVID-19 с ее непременным атрибутом - изоляцией и дистанцированием.

Подчеркнем, в своем кристалльном выражении принцип автокинотеатра прост - каждая машина является своего рода отдельным кабинетом, если угодной, театральной “ложей”, которая никак не взаимодействует с другими такими ложами. Более того, предполагается, что никаких специальных устройств - кроме автомобиля - зрителям не потребуется (сегодня такой принцип называется BYOD - “bring your own device” - “только свое устройство”). И вот здесь возникает проблема - каким образом обеспечить прослушивание звукового ряда фильма каждым зрителем по отдельности.

Во втором случае также существует проблема избирательного прослушивания, но уже применительно к посетителям с особыми потребностями, которые находятся в обычном кинозале со зрителями без нарушений. Теме инклюзии была посвящена наша отдельная статья чуть ранее.

Здесь мы отметим, что сегодня предпринимаются значительные усилия для того, чтобы люди с нарушениями восприятия - слепые, слабовидящие, слабослышащие и глухие - могли также посещать киносеансы. Для наших целей важно подчеркнуть, что как минимум для двух категорий таких людей избирательное прослушивание имеет большое значение - для слепых/слабовидящих, слабослышащих. Для первых это важно потому, что звуковой ряд фильма включает особые описания, которые называются “тифлокомментарием”, которые по понятным причинам не нужны зрителям с обычным зрением. А для вторых требуется специально подготовленный звукоряд.

Отвечаем на вызов (решаем)

Стандартное решение не включает ровным счетом никаких средств избирательной доставки звука. Хотя при этом технических способов существует множество: это и классическая проводная технология, радиотрансляция с использованием радиопередатчика, оптическая беспроводная передача (с использованием инфракрасных волн), и, наконец, всем известные bluetoooth и wi-fi. Выбор одной из технологий логично обусловливает включение в общую систему соответствующего устройства.

Исторически для автокинотеатров используется - и в прошлом, и в настоящем - именно радиотрансляция с использованием FM-передатчиков.

Техническая врезка. Строго говоря, выражение FM-передатчик не совсем точное. Рабочие длины волн таких передатчиков относятся к ультракороткому диапазону (УКВ) - от 10 до 1 м, с рабочими частотами от 30 до 300 МГц. Длина волны обратно пропорциональна частотам: более коротким волнам соответствуют более высокие частоты, и наоборот. В свою очередь, FM обозначает способ модуляции, иначе говоря, способ представления низкочастотного сигнала (речи и музыки) в виде высокочастотных колебаний. Указанная модуляция реализуется в диапазоне частот от 87,5 до 108 МГц. Именно этот диапазон частот и является основным для коммерческого радиовещания.

У передачи кинозвука с использованием УКВ(FM) есть как минимум три фундаментальных преимущества: для прослушивания требуется совершенно обычный авторадиоприемник, обеспечивается передача стеореосигнала в высоком качестве, обеспечивается достаточная зона покрытия (в случае с автокинотеатром дальность передачи не превышает 100 м).

Однако для России все эти преимущества нивелируются одним фундаментальным недостатком: колоссальной зарегулированностью всего, что связано с радиочастотами.

Цели использования той или иной частоты определяются Таблицей распределения радиочастот, которая, помимо прочего, содержит еще и требования к субъектам, использующим эти частоты. Соответственно, для коммерческого вещания - то есть для передачи сигнала, не требующего для приема специальных устройств (даже раций) - отводится уже известный диапазон частот. И в соответствии с пунктом 37 ст. 12 ФЗ № 99 “О лицензировании отдельных видов деятельности” для осуществления радиовещания требуется лицензия. Иными словами, для организации автокинотеатра требуется радиовещательная лицензия, даже несмотря на исключительно малую мощность требуемого передатчика. Возможен, конечно, вариант, при котором ввиду малой мощности передатчика звуковоспроизведение в автокинотеатре не относится к радиовещанию и это бы решило все проблемы, но по умолчанию это не так (мы обратились с официальным запросом в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и ожидаем разъяснений).

Более того, импорт передающего оборудования также ограничивается лицензионными требованиями, перечень же разрешенного к ввозу без лицензии устанавливается документами Евразийской экономической комиссии, с общими требованиями можно ознакомиться здесь. Отметим, что и серийных образцов подобных маломощных передатчиков не так много по очевидным причинам: крайне невелика емкость рынка

Таким образом, пока ситуация выглядит следующим образом: использование радиовещательных частот и средств требует лицензии, а использование других - в частности, гражданских диапазонов 27 Мгц, 433,075 — 434,790 МГц, 446,0 — 446,1 МГц -либо технически неприемлемо, либо предполагает наличие специальных приемников

Завершая эту часть, отметим, что bluetooth-передатчики, которые сегодня продвигаются как альтернатива FM, пока не обеспечивают приемлемую зону покрытия, также требуют специальных приемников, и лицензии на импорт.

Что касается беспроводной передачи звука для ассистивных систем, то технологий здесь значительно больше: это и радиотрансляции (но не FM-УКВ) - для тифлокомментирования используются либо узкоспециализированные устройства типа Dolby Fidelio, либо беспроводные средства связи. Имеются оптические передатчики, и даже Wi-Fi (последнее, по уверению Sennheiser. уже готово для коммерческой эксплуатации).

Здесь основной проблемой остается отсутствие единой передающей платформы, в результате человек с ограниченными возможностями вынужден пользоваться целой батареей разных устройств, а театры, кинотеатры и т.д.вынуждены приобретать мелкосерийное и оттого дорогостоящее оборудование. Но развитие единой платформы, к сожалению, непосредственно связано с стабильным спросом и прежде всего, волей государства на формирование инклюзивной среды

1 комментарий

 Вы пытаетесь решить бизнес проблему, которой нет, вследствии отсутствия сегмента рынка как такового. 

Ответить