Рандомизация MAC-адресов и iOS 14
Новая версия ОС устройств Apple — iOS 14 — будет рандомизировать MAC-адреса для каждой сети (SSID). Подменный идентификатор устройства будет обновляться каждые 24 часа. Проблема ли это для производителей WiFi-Радаров? Рассказываем, как это повлияет на рынок WiFi-устройств в целом.
Новые верcии ОС устройств Apple выйдут осенью этого года. iOS 14 будет доступна для устройств iPhone 6s и новее.
Что такое MAC-адреса и как они связаны с WiFi?
MAC-адрес — это уникальный идентификатор из букв и цифр, который присваивается каждому устройству с доступом в Интернет. Например, MAC-адреса есть у смартфонов и ноутбуков, а также у принтеров, сканеров и др. Этот идентификатор используется для подключения к беспроводной или проводной сети.
В России MAC-адреса можно собирать и использовать для настройки онлайн-рекламы на площадках «Яндекс» и myTarget. Без связки с номером телефона или ФИО владельца устройства MAC-адрес не считается персональными данными.
MAC-адрес также необходим, чтобы идентифицировать устройство, когда пользователь подключается к WiFi-сети. Таким образом можно осуществлять политику контроля доступа к сети.
Что может измениться с рандомизацией MAC-адресов?
Рандомизация MAC-адреса — это процесс, когда устройство «подделывает» свой настоящий идентификатор. Система генерирует случайный набор цифр и букв, чтобы скрыть настоящий MAC-адрес.
Работает это по определенному алгоритму, который гарантирует то, что «поддельный» идентификатор никогда не будет пересекаться с другими настоящими MAC-адресами ни одного из производителей оборудования.
Например, когда на смартфоне в фоновом режиме работает WiFi-модуль, он в процессе автономного поиска WiFi-сети, к которой можно подключиться, может рассылать сетевым устройствам поддельный MAC-адрес.
В настоящем времени большинство операционных систем подменяют реальный MAC-адрес только во время поиска беспроводных сетей для доступа в Интернет. Но это ни на что не влияет при непосредственном подключении к WiFi. С новой версией ОС от Apple рандомизация MAC-адресов будет включена по умолчанию для всех WiFi-сетей, не только во время автономного поиска.
С одной стороны, рандомизация повышает уровень безопасности для пользователя, но также это может усложнить подключение к WiFi-сетям.
Что это меняет?
Инструменты сбора аудитории для гиперлокального таргетинга в онлайн-рекламе, такие, как WiFi-Радар, не смогут собрать MAC-адреса устройств Apple с новой прошивкой (например, модели iPhone 6s и моложе).
WiFi-Радар — инструмент сбора аудитории для онлайн-рекламы и для получения аналитических данных. Инструмент собирает MAC-адреса смартфонов и ноутбуков, на которых включен модуль WiFi, в радиусе до 70 метров.
С помощью WiFi-Радара можно собрать тех, кто проходит мимо заведения, гостей определенного мероприятия, клиентов конкурентов или просто посетителей любой локации — парка, ТЦ и др. Полученную аудиторию идентификаторов можно выгрузить на рекламную площадку. Рекламная площадка «смэтчит» MAC-адрес и пользователя и покажет ему рекламу товара или услуги бизнеса.
Устройство также помогает анализировать поведение проходящего потока людей: можно определить, какой процент людей просто прошел мимо WiFi-Радара, сколько находилось рядом достаточно времени для совершения покупки, сколько прошло около инструмента впервые.
По собранным нами данным за 2020 год, процент устройств с операционной системой iOS, которые используют в России, в среднем составляет 37,2%.
При этом 38,7% устройств Apple, которыми пользуются россияне, не обновлены до последней версии прошивки. А 11,3% устройств не смогут обновиться до iOS14, потому что на эту модель не предусмотрена установка последней версии ОС. Это означает, что после обновления версии ОС от Apple устройства WiFi-таргетинга не смогут собирать ~23,7% от трафика — людей с установленной iOS14 на их iPhone.
«Эта ситуация скажется на работе нашего продукта — WiFi-Радара — и мы не сможем собирать до 23,7% проходящего трафика. Мы будем отслеживать все изменения, — технический директор Hot-WiFi Вадим Виноградов. — Также рандомизация MAC-адресов — шаг вперед в вопросах безопасности и анонимности для пользователей».
Помимо MAC-адресов, рекламные площадки принимают номера телефонов и email-адреса пользователей, на них можно настроить таргетированную рекламу. Собирать контакты покупателей помогают программы лояльности, гостевые WiFi-сети, как, например, наш Хотспот, квизы и формы заявки на сайтах и различные мероприятия, на которых стоит стенд компании.
Для поиска новых покупателей можно использовать собственную клиентскую базу — выгрузить контакты клиентов на рекламную площадку и расширить аудиторию с помощью инструмента look-alike.
Такой способ рекламы помог нам найти первых клиентов, когда мы выходили на новый рынок — в ОАЭ. Мы выгрузили свою базу клиентов HoReCa на Facebook, расширили ее с помощью look-alike и ограничили показ рекламы по геопозиции — в Дубае. За первые 2 недели показа рекламы получили 18 лидов, из них 10 дошли до финального этапа согласования. Получили выручку от продаж — 640 тыс. руб.
Это также затронет работу WiFi-сетей
Рандомизация MAC-адресов в новой версии ОС устройств Apple может привести к усложнению подключения к WiFi-сетям. Сейчас точки доступа WiFi используют MAC-адреса устройств, чтобы определить, подключался ли уже пользователь к этой точке доступа или еще нет.
Обычно при повторном подключении точка доступа может распознать устройство. Не нужно повторно проходить регистрацию. Однако, при рандомизации MAC-адресов WiFi-сеть не сможет автоматически определить устройство. Пользователю придется ежедневно проходить авторизацию для доступа в WiFi-сеть (поскольку рандомизированный MAC-адрес в новой версии ОС Apple будет изменяться каждые 24 часа).
Это также коснется владельцев гостевых WiFi-сетей, например, ресторанов и фитнес-центров. MAC-адрес нельзя будет связать с устройством или пользователем. Некоторые пользовательские службы не смогут работать без дополнительного ввода данных. Поставщик WiFi-сетей также не сможет выполнять запросы от полиции, если возникнет такая необходимость.
Тем не менее гостевые WiFi-сети могут помочь восполнить пробел в сборе данных: гостя можно попросить оставить свои контакты — номер и email — при авторизации в WiFi. Или предложить пройти авторизацию через соцсети и попросить подписаться на группу бизнеса в соцсетях. В дальнейшем эти контакты можно использовать для настройки рекламы или СМС- и email-рассылок.
Можно ли как-то упростить процедуру подключения?
Поскольку эта функция может быть неудобной для посетителей ресторанов, фитнес-центров, библиотек и других заведений с гостевой WiFi-сетью, куда гость приходит не каждый день, владельцы устройств с iOS смогут отключить рандомизацию MAC-адреса для подключения к некоторым конкретным WiFi-сетям.
Опять лишний гемор простым людям(
Простым людям как раз никакого геморроя. Они в большинстве своём даже не будут в курсе.
А вот всем тем, кто завязывается на MAC-адреса (таргетинг, гео, фильтры) — им и геморрой. Но это не простые люди.
Просто Apple не допускает сторонних сборщиков данных к "пирогу" данных столь "вкусной" аудитории. Просто бизнес, ничего личного.
А кто-то в курсе есть ли рандомизация в современных версиях Android или нет?
Есть при поиске сети, а тут сделали для известных сетей (такого пока в Андроиде нет). Закрыли дыру, что по факту (и wifi-радар, Ideco Mesh и другие так делают) можно легко узнать настоящий мак, представившись известной сетью для устройства и сбросив потом попытку авторизации.
https://vc.ru/tech/146247-randomizaciya-mac-adresov-i-ios-14?comment=1982723
Я надеюсь можно будет провести рандомизацию чаще, чем каждые 24 часа. Так, например, в аэропорту Schiphol в Нидерландах (обслуживает Амстердам) доступен бесплатный WiFi. Но только на час. При подмене MAC-адреса возможно заново подключиться к сети еще на час.
С другой стороны, это может убить рынок хотспотов и тогда в принципе плакал бесплатный интернет на час :(