Как VR-тренажер «Флайтоника» внедряют в подготовку пилотов БПЛА
Вместо учебников — пульты радиоуправления, а вместо доски — виртуальная среда с ландшафтами на выбор с возможностью конструировать собственные трассы и полетные задания. Так VR-симулятор, созданный стартапом «Флайтоника», обучает школьников навыкам пилотирования беспилотными летательными аппаратами в разных условиях.
Все началось с идеи, а идея — с аналитики рынка
Основатель стартапа «Флайтоника» Елизавета Галковская сделала заключение, что гражданский рынок беспилотных летательных аппаратов растет во всех отраслях, от космоса до сельского хозяйства, а специалистов для него просто катастрофически не хватает.
К такому выводу ее привел, среди прочего, анализ государственных программ, который подтвердил долгосрочный рост сегмента при кадровом дефиците. В 2024 году в рамках федерального проекта «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы» обеспечили оборудованием 558 образовательных организаций в 30 регионах страны для обучения разработке и эксплуатации беспилотников.
Согласно национальному проекту «Беспилотные авиационные системы», до конца 2030 года необходимо подготовить более миллиона молодых специалистов в области беспилотных летательных аппаратов. Кроме того, к 2030 году в стране должно быть больше 42 тысяч образовательных организаций для детей и подростков, где обучают управлению беспилотниками, из них — 4872 кружка и 380 центров практической подготовки по всей стране.
Эта работа предполагает три ключевых направления. Первое — подготовка кадров, второе — создание образовательных программ, и в эту работу уже активно включилось профессиональное сообщество. Третье направление — оснащение школ и колледжей необходимым оборудованием.
«Архипелаг» как полигон для проверки гипотез
Один из барьеров развития беспилотных авиационных систем — острая нехватка специалистов и инфраструктуры. Рынок требует сотни тысяч квалифицированных кадров. Но образовательные учреждения не готовы к этим вызовам. Когда внедрение таких программ спускается на уровень школ, возникают серьезные проблемы: у педагогов нет ни навыков обучения управлению дронами, ни ресурсов для разработки и реализации пилотных программ.
Еще одна преграда — это отсутствие оборудования и специализированных полетных зон. По правилам безопасности обучение полетам может проводиться только в специальных зонах, которые требуют значительных усилий и вложений для создания — от согласования места до соблюдения всех норм техники безопасности. Например, в Новосибирске с его 472 школами и 300 тысячами учеников действует всего две такие зоны, что делает практическое обучение почти невозможным.
Эти факторы создают и кадровый, и инфраструктурный дефицит: учить некому и учить негде. Решением может стать внедрение симуляторов управления дронами, которые доступны для использования как с VR-очками, так и на стандартных компьютерах.
«Поэтому мы увидели потенциал в развитии симуляционных обучающих комплексов», — рассказывает основатель компании «Флайтоника». Это и легло в основу гипотезы продукта: с платформой для обучения управлению дронами стартап принял участие в интенсиве «Архипелаг 2024».
На «Архипелаге» команда столкнулась с жесткой, но, как сами потом признались, конструктивной критикой. В ходе работы с экспертами создатели платформы выявили ключевую потребность обучающихся и доработали идею.
Выяснилось, что нужен не просто симулятор, а комплексное решение, которое должно включать и методические пособия, и компьютерное обеспечение (там, где это необходимо), VR-очки, пульт. А еще стало ясно, что в стране крайне востребованы курсы повышения квалификации для педагогов и что нужно срочно выстраивать систему сертификации преподавателей. При этом, по словам Елизаветы, само по себе умение управлять беспилотником не так сильно мотивирует, как возможность решить конкретную пользовательскую задачу — например, собрать данные по ландшафту.
«Мы не просто учим управлять дронами, мы воспитываем инженерное мышление. Через взаимодействие с виртуальными дронами дети изучают аэродинамику, физику, электронику. Они учатся мыслить системно», — говорит Елизавета Галковская.
Виртуальный полет стал ближе к реальному
В результате трансформации на интенсиве родился виртуальный тренажер, который сочетает симулятор ручных полетов, обучающие модули и методические рекомендации. Как рассказали в компании, в настоящее время стартап проводит переговоры с производителями дронов об интеграции симулятора с реальными устройствами.
На горизонте планов — добавить возможность программируемых полетов и конструктора трасс, когда преподаватель может использовать как заранее разработанные сценарии, так и создать свой собственный. В ближайшее время компания хочет создать и курс повышения квалификации для преподавателей в партнерстве с Новосибирским государственным педагогическим университетом.
24–26 октября они вместе провели олимпиаду для учащихся FLY-АВИА на форуме «Учебная Сибирь — 2024». Участвовали 25 команд, в каждой по два пилота. Соревновались в двух дисциплинах: виртуальное пилотирование в симуляторе «Флайтоника» и физическое управление беспилотными летательными аппаратами на специально подготовленной трассе — полетном кубе (огромной клетке в форме куба) с препятствиями.
Помимо скорости выполнения полетного задания, фиксировали качество управления квадрокоптерами: безаварийность, точность, аккуратность, состояние хелсбара (виртуальный урон, который беспилотник получил по тем или иным причинам). Победила команда «Пилоты 54» средней образовательной школы № 3 поселка Колывань (Новосибирская область).