Как VR-тренажер «Флайтоника» внедряют в подготовку пилотов БПЛА

Как VR-тренажер «Флайтоника» внедряют в подготовку пилотов БПЛА

Вместо учебников — пульты радиоуправления, а вместо доски — виртуальная среда с ландшафтами на выбор с возможностью конструировать собственные трассы и полетные задания. Так VR-симулятор, созданный стартапом «Флайтоника», обучает школьников навыкам пилотирования беспилотными летательными аппаратами в разных условиях.

Все началось с идеи, а идея — с аналитики рынка

Основатель стартапа «Флайтоника» Елизавета Галковская сделала заключение, что гражданский рынок беспилотных летательных аппаратов растет во всех отраслях, от космоса до сельского хозяйства, а специалистов для него просто катастрофически не хватает.

Елизавета Галковская и ректор Новосибирского государственного педагогического университета Алексей Герасев заключают соглашение о сотрудничестве на форуме «Технопром-2024»
Елизавета Галковская и ректор Новосибирского государственного педагогического университета Алексей Герасев заключают соглашение о сотрудничестве на форуме «Технопром-2024»

К такому выводу ее привел, среди прочего, анализ государственных программ, который подтвердил долгосрочный рост сегмента при кадровом дефиците. В 2024 году в рамках федерального проекта «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы» обеспечили оборудованием 558 образовательных организаций в 30 регионах страны для обучения разработке и эксплуатации беспилотников.

Согласно национальному проекту «Беспилотные авиационные системы», до конца 2030 года необходимо подготовить более миллиона молодых специалистов в области беспилотных летательных аппаратов. Кроме того, к 2030 году в стране должно быть больше 42 тысяч образовательных организаций для детей и подростков, где обучают управлению беспилотниками, из них — 4872 кружка и 380 центров практической подготовки по всей стране.

Эта работа предполагает три ключевых направления. Первое — подготовка кадров, второе — создание образовательных программ, и в эту работу уже активно включилось профессиональное сообщество. Третье направление — оснащение школ и колледжей необходимым оборудованием.

Технический эксперт «Флайтоники» Александр Городилов учит школьника управлять пультом виртуального беспилотного аппарата, который практически ничем не отличается от пульта управления реальным БПЛА
Технический эксперт «Флайтоники» Александр Городилов учит школьника управлять пультом виртуального беспилотного аппарата, который практически ничем не отличается от пульта управления реальным БПЛА

«Архипелаг» как полигон для проверки гипотез

Один из барьеров развития беспилотных авиационных систем — острая нехватка специалистов и инфраструктуры. Рынок требует сотни тысяч квалифицированных кадров. Но образовательные учреждения не готовы к этим вызовам. Когда внедрение таких программ спускается на уровень школ, возникают серьезные проблемы: у педагогов нет ни навыков обучения управлению дронами, ни ресурсов для разработки и реализации пилотных программ.

Еще одна преграда — это отсутствие оборудования и специализированных полетных зон. По правилам безопасности обучение полетам может проводиться только в специальных зонах, которые требуют значительных усилий и вложений для создания — от согласования места до соблюдения всех норм техники безопасности. Например, в Новосибирске с его 472 школами и 300 тысячами учеников действует всего две такие зоны, что делает практическое обучение почти невозможным.

Эти факторы создают и кадровый, и инфраструктурный дефицит: учить некому и учить негде. Решением может стать внедрение симуляторов управления дронами, которые доступны для использования как с VR-очками, так и на стандартных компьютерах.

Интерфейс тренажера «Флайтоника». Задача пилота — пролететь все препятствия, установленные в виртуальном ангаре, без аварий, незапланированных посадок дрона на землю и за минимально возможное время
Интерфейс тренажера «Флайтоника». Задача пилота — пролететь все препятствия, установленные в виртуальном ангаре, без аварий, незапланированных посадок дрона на землю и за минимально возможное время

«Поэтому мы увидели потенциал в развитии симуляционных обучающих комплексов», — рассказывает основатель компании «Флайтоника». Это и легло в основу гипотезы продукта: с платформой для обучения управлению дронами стартап принял участие в интенсиве «Архипелаг 2024».

На «Архипелаге» команда столкнулась с жесткой, но, как сами потом признались, конструктивной критикой. В ходе работы с экспертами создатели платформы выявили ключевую потребность обучающихся и доработали идею.

Выяснилось, что нужен не просто симулятор, а комплексное решение, которое должно включать и методические пособия, и компьютерное обеспечение (там, где это необходимо), VR-очки, пульт. А еще стало ясно, что в стране крайне востребованы курсы повышения квалификации для педагогов и что нужно срочно выстраивать систему сертификации преподавателей. При этом, по словам Елизаветы, само по себе умение управлять беспилотником не так сильно мотивирует, как возможность решить конкретную пользовательскую задачу — например, собрать данные по ландшафту.

«Мы не просто учим управлять дронами, мы воспитываем инженерное мышление. Через взаимодействие с виртуальными дронами дети изучают аэродинамику, физику, электронику. Они учатся мыслить системно», — говорит Елизавета Галковская.

Виртуальный полет стал ближе к реальному

В результате трансформации на интенсиве родился виртуальный тренажер, который сочетает симулятор ручных полетов, обучающие модули и методические рекомендации. Как рассказали в компании, в настоящее время стартап проводит переговоры с производителями дронов об интеграции симулятора с реальными устройствами.

На горизонте планов — добавить возможность программируемых полетов и конструктора трасс, когда преподаватель может использовать как заранее разработанные сценарии, так и создать свой собственный. В ближайшее время компания хочет создать и курс повышения квалификации для преподавателей в партнерстве с Новосибирским государственным педагогическим университетом.

24–26 октября они вместе провели олимпиаду для учащихся FLY-АВИА на форуме «Учебная Сибирь — 2024». Участвовали 25 команд, в каждой по два пилота. Соревновались в двух дисциплинах: виртуальное пилотирование в симуляторе «Флайтоника» и физическое управление беспилотными летательными аппаратами на специально подготовленной трассе — полетном кубе (огромной клетке в форме куба) с препятствиями.

Помимо скорости выполнения полетного задания, фиксировали качество управления квадрокоптерами: безаварийность, точность, аккуратность, состояние хелсбара (виртуальный урон, который беспилотник получил по тем или иным причинам). Победила команда «Пилоты 54» средней образовательной школы № 3 поселка Колывань (Новосибирская область).

Команда «Пилоты 54», победители на соревнованиях FLY-АВИА 2024: они прошли трассу с максимальными показателями: общее время двух пролетов — 2 минуты 20 секунд, 0 рестартов в виртуальном пролете, состояние хелсбара — 100%
Команда «Пилоты 54», победители на соревнованиях FLY-АВИА 2024: они прошли трассу с максимальными показателями: общее время двух пролетов — 2 минуты 20 секунд, 0 рестартов в виртуальном пролете, состояние хелсбара — 100%
1010
55
реклама
разместить
Начать дискуссию