Отечественный станкопром. Сатурн-Атлас.

В 2020-м году был приобретен автоматический установщик smd-компонентов Сатурн-Атлас от некоего безымянного производителя (далее "Инициативы"). Приобретен был через дистрибьютора - Клевер Электроникс.

Далее приводится описание опыта эксплуатации данного станка.

На момент приобретения этот станок только-только появился в продаже.

Выбор станка

Подкупала цена - с пусконаладочными работами но без питателей что-то около 1 млн 300к рублей (1 млн 643 руб с учетом закупленных позднее питателей). На тот момент (май 2021-го года) это было сравнимо с Китайским установщиком Neoden S1, но явным отличительным преимуществом был встроенный дозатор паяльной пасты.

Еще одним фактором в пользу покупки именно Сатурна являлся тот факт, что производитель был отечественный. Принято считать, что китайские поставщики оборудования не отличаются качественной тех поддержкой, теряя интерес к клиенту сразу после поступления оплаты за продукцию.

Перед тем как приобрести станок созвонился с Инициативой (производителем станка). По телефону меня заверили в том, что свои собственные станки они эксплуатируют на собственном производстве и станки работают качественно и заявленным характеристикам соответствуют.

В итоге оказалось, что это не так. Станок не соответствует заявленным характеристикам.

Детские болячки

Оплата аванса, четыре месяца ожидания и вот станок приехал. Далее неделя пусконаладочных работ, первые спаянные платы и... У станка практически полезли детские болячки, которые, стоит признать, тех поддержка первое время честно и быстро устраняла.

Отечественный станкопром. Сатурн-Атлас.
Отечественный станкопром. Сатурн-Атлас.

Запомнилась следующая проблема: у станка два сопла - одно для захвата компонентов вакуумным способом, второе - для дозирования пасты под давлением. Оба сопла перед работой калибруются с помощью кнопки-концевика, в который каждое сопло тычется для калибровки положения сопла в пространстве. Так вот первая версия прошивки станка была такой, что оба сопла тыкались в одну и ту же точку. В итоге происходило следующее: сопло-дозатор тычется в кнопку, оставляя на ней капли припоя, далее ту да же тычется сопло вакуумного захвата, забивается пастой и не распознается камерой. В итоге станок встает колом. Эта ошибка вылезла буквально с первых недель или месяцев. Ее быстро удаленно пофиксили, модифицировав прошивку таким образом, чтобы оба сопла стучались в одну и ту же кнопку, но в разные ее части (габариты кнопки позволяли). Ошибку то устранили, но сразу стало понятно, что станок продали даже не погоняв его хотя бы пару недель на реальном производстве.

Болячки станка вылезали одна за другой:

- станок не стабильно распознавал компоненты,

- не стабильно захватывал компоненты из питателя,

- не точно устанавливал компоненты,

- не мог найти fiducial marks,

- не мог отмотать ленту с питателя, сбивалась калибровка питателей,

- протяжка ленты в питателях проходила не полностью,

- не мог захватить крайние компоненты с палет,

- не мог распознать сопло, калибровка отпускаемой дозы паяльной пасты постоянно менялась,

- порою паста переставала дозироваться от слова совсем,

- иногда наоборот вываливало столько пасты, что возникали потенциальные залипухи

- компоненты устанавливались не точно, с некоторым смещением

- закупленные питатели приходили с намертво закрученными винтами, ослабить которые не представлялось возможным, не сорвав резьбу.

Проблемы вылезали одна за другой.

Месяц за месяцем. Год за годом.

Тех поддержка честно удаленно подключалась и устраняла их. Но! Но начало расти время от заявки о проблеме до ее устранения. Т.е. если первые месяцы тех поддержка подключалась в течении суток, то далее до устранения проблемы могла проходить и целая неделя.

Причина, как я понял, заключалась в том, что количество проданных станков росло, что приводило к росту обращений на доработку станка, что приводило к возникновению очередей на удаленное подключение инженеров.

В итоге станок стоял колом в ожидании удаленного подключения инженера дни напролет, а мне все это время приходилось паять компоненты вручную.

Спустя три года бОльшую часть проблем устранили. Но не все. И это даже не считая принципиально неустранимые проблемы. О которых я даже не заикался при обращении в тех поддержку, поскольку, единственно возможным решением тут был возврат станка обратно.

Принципиально неустранимые проблемы

Как уже выше упоминал, - станок не соответствует заявленным характеристикам, а именно:

1. Станку не под силу установка компонентов 0201.

Причина в примитивном устройстве питателей "пружинка-шпингалет". Натяжение пружинок гуляет от питателя к питателю. Отмотка защитной пленки с ленты осуществляется барабаном, который пытается отмотать пленку на всех питателях сразу при извлечении компонента из одного любого питателя. Нет никакой обратной связи о том отмоталась ли пленка, протянулась ли лента в принципе, и протянулась ли она на нужное расстояние. На практике это приводит к тому, что каждая N-ная установка SMD рассыпухи из питателей завершается неудачей.

Плюс/минус, бывает по разному, но в среднем, можно ожидать, что:

- в случае 0201 неудачей завершается каждая 10-ая установка компонента (именно по этой причине в итоге пришлось отказаться от планов перейти на 0201)

- в случае 0402 - каждая 100-тая

- в случае 0603 и выше - каждая 500-тая

Это приводит к тому, что вы не можете работать со станок по принципу "запустил и забыл". Рядом должен всегда кто-то находиться и перезапускать работу станка при фейлах.

Строго говоря, можно даже поспорить насчет того, что станку под силу установка 0402. Поскольку даже каждый сотый неудачный компонент это довольно много.

2. Станку не под силу установка QFN-компонентов с шагом 0.4мм/0.5мм.

В этом случае причина кроется в недостижимой точности дозирования и нанесения паяльной пасты. Вы не сможете нанести пасту на условный QFN-32 с шагом 0.4мм пасту так, чтобы не получить залипуху двух соседних контактных площадок или, наоборот, отсутствие пасты на части контактных площадок.

Устранимые, но не устраненные проблемы

Станок нестабильно распознает BGA-компоненты и SMT-модули.

Здесь причина кроется в несовершенстве алгоритмов распознавания компонентов.

На видео пример того, что "исполняет" станок на момент написания статьи (декабрь 2024-го года), т.е. к исходу третьего года его эксплуатации:

Инженеры Инициативы удаленно подключались к станку, обновляли программное обеспечение, пересоздавали футпринт компонента и тестировали установку BGA-компонента один единственный раз. Компонент устанавливался и инженеры с чувством выполненного долга отключались от anydesk со словами "Готово. Работает." На следующее утро я приходил в офис, также устанавливал успешно один-два компонента, пока очередной компонент не фейлился, - устанавливался криво-косо как на видео, смазывая всю паяльную пасту на контактных площадках.

И так несколько раз.

На мое предположение, что нужно не компонент крутить перед камерой, сравнивая каждый новый снимок с матрицей футпринта, а производить программное вращение снимка, а еще лучше реализовать радиальное сравнение снимка с матрицей ответа не последовало.

В итоге, в середине 2023-го года, на очередное мое обращение, они не придумали ничего лучше, как позвонить мне с предложением перепродать станок другому страждущему коллеге по цеху. Мол, "вас же все равно станок не устраивает, - так продайте его и не морочьте нам голову".

Сказать что я охренел, - не сказать ничего.

Вся подлость заключалась в том, что если бы я даже и смог продать станок, то только с существенной скидкой на амортизацию. Даже если бы я смог выручить, допустим, 1 млн с продажи, то в 2023-м году за 1 млн я бы не смог купить станок хотя бы близко соответствующий тем характеристикам, которые Инициатива и Клевер заявляли, впарив мне станок в 2021-м за 1.3 млн руб.

И они даже скинули мой номер какому-то производителю электроники, который мне позвонил. Но после того, как я честно рассказал обо всех недостатках станка (получать в табло или выступать ответчиком в арбитраже не хотелось) он приобрел китайский станок.

Чем все закончилось

Спустя три года эксплуатации станок так и не научился стабильно распознавать и устанавливать BGA компоненты и SMT модули. Я продолжаю его эксплуатировать. Более-менее стабильно наношу паяльную пасту, устанавливаю 0402. Но как доходит дело до BGA (часто возникает такая потребность), - то хоть вешайся:

Отечественный станкопром. Сатурн-Атлас.

Из шести плат в панели если станок корректно устанавливает BGA компоненты хотя бы на две - то это прямо праздник! С остальных приходится снимать компоненты вручную, смотреть не смазалась ли паста и если нет, - то заряжать станок на установку компонентов по новой и так по кругу. Если же паста смазалась, - то плата просто идет на пайку без установленных BGA, а далее просто отбраковывается, поскольку смывать пасту и наносить ее по новой слишком долго.

Неделю назад отправил в Инициативу и Клевер письмо с просьбой починить распознавалку футпринтов. Даже не упоминал кривые питатели и нестабильное дозирование пасты. Мол, хотя бы распознавалку почините, чтобы станок хоть как то смог работать более-менее полноценно. В ответ тишина. Ничем не проймешь ребят.

12 комментариев

А пасту вы используете для шприцевого нанесения? Неравномерное нанесение бывает только с трафаретной пастой.
Мешалка для пасты есть?

"Станку не под силу установка QFN-компонентов с шагом"
Ставим шаг 0,3 с пастой 4 класса. Просто точки наносим в шахматном порядке :) И мы до этого додумались за 2 дня :)

На сатурне ставите пасту на qfn с шагом 0.3?
Видео в студию)