Экшен! На что снимать свое лучшее путешествие. Часть 2. Выбираем экшн-камеру.
Немного предисловия:
Мы много путешествуем и много снимаем, и бла-бла-бла…
В этой части речь пойдет об экшен-камерах.
Мы расскажем, на чем основываемся при выборе в свой собственный сетап для запечатлевания «самых-самых» моментов. Ваше мнение может не совпадать с нашим, и вы можете попробовать переубедить нас в комментариях.
Основную вступительную часть мы рассказали в первой статье этого гомерического эпоса о камерах, поэтому не будем здесь пересказывать общие технические аспекты в стиле «А что такое матрица (Wake up, Neo)?» и «На что влияет фокусное расстояние?».
Все! Погнали по делу!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, там мы делимся актуальной информацией в "режиме здесь и сейчас".
Экшен-камеры.
Каких-то 5–7 лет назад, говоря «экшен-камера», подразумевалось GoPro и ничего больше. Да, были превосходные девайсы от Sony, которые являлись некой экзотикой, и миллион разного хлама с AliExpress «как GoPro, только дешевле, я не лох за бренд переплачивать».
Однако конкурентный рынок тем и прекрасен, что рано или поздно появляются ребята, которые начинают подгонять гиганта, почивающего на лаврах собственного величия, заставляя последнего работать активнее. На сегодняшний день мир экшен-камер довольно плотно поделен между тремя брендами: GoPro, DJI и Insta360.
И вот вам первое разочарование в авторах данной статьи: мы не будем упоминать и тем более советовать так называемые камеры-аналоги каких-то локальных китайских производителей, которые можно купить сильно ниже рынка.
Нам попадалось немало подобных аппаратиков, но так или иначе истина сводится к банальному бессмертному правилу: «Краилово ведёт к попадалову».
В 99% случаев это не экономия, а впустую выброшенные деньги.
Совет номер раз: хотите сэкономить — идите на Авито и купите подержанную, но хорошую камеру, профита будет в разы больше.
Извините, если ожидали увидеть здесь какое-то откровение, но чудес не бывает. И вот, сразу еще одна банальная мысль, так сказать вдогонку: любая камера от этой именитой тройки брендов — хорошая. Разница в нюансах, которые становятся важны только при ну очень близком рассмотрении. Качество картинки, ночная съемка, удобство меню, способ крепления — все это де-та-ли.
Но давайте нагоним хоть немного аргументации. Глобально выбор стоит не между брендами, а между поколениями.
То есть, что выбрать: GoPro 10 или 12? А может, DJI Action 5? Или, может быть, вообще продать душу дьяволу и стать обладателем Insta360 Ace Pro 2, а может и простой Ace Pro достаточно?
Давайте разбираться.
Итак. Главное — мы никогда не используем экшен-камеры как основные. Если мы боремся за картинку (а мы да), то ни одна из них не даст нам желаемого результата.
Почему?
Рад, что вы спросили!
Ответ кроется в её размере. Большие матрицы туда не поместятся. Никаких удобоваримых возможностей получить с их помощью картинку с большим количеством информации и глубины — нет.
Занавес.
Они нужны нам в двух случаях:
1. Когда руки заняты, и нет возможности использовать большие и тяжёлые «основные». Плюсом мы получаем так называемый субъективный план, который в особо динамичные моменты вовлекает зрителя, позволяя поставить себя на место отважного искателя приключений.
2. Когда жалко другие камеры и/или есть риск их повреждения. Собираемся прыгать с тросом со скалы — экшен-камера, убегать от быков во время фестиваля в Испании — экшен-камера, скатываться с горы в Шотландии за головкой сыра на скорость — ну вы поняли…
А теперь представим, что нам прямо сейчас понадобилась экшен-камера.
GoPro Hero 13.
По бумагам выглядит самым слабым вариантом. Потому что нет 8К, имеет самую малую ёмкость аккумулятора, самое низкое в тройке качество звука и хуже всех снимает ночью.
Из приятного — она самая дешёвая из последних экшен-камер (от 35.000₽ до 38.000₽).
Почему не стоит брать GoPro — понятно. Почему стоит?
Ну, во-первых, все эти минусы в целом-то и не минусы вовсе. О чём это мы? Конкуренты предлагают изображение в 8К, а Hero 13 только 5,3К. Дело в том, что и 8, и 5,3 — это абсолютно избыточное разрешение для данного типа камер. Итоговый материал будет в 99% случаев FHD, а даже если и 4К — для кого все это?
Подобный тип картинки хорош, если вы собираетесь показывать свой фильм в «Киномаксе» или иметь на постобработке возможность увеличивать (кропить) изображение без потери качества на итоговом Full HD, что для экшен-камер довольно бессмысленный акт. А вот места такое изображение будет занимать прилично, и компьютер во время монтажа такой картинки спасибо вам не скажет.
Что было бы действительно приятно — иметь больше информации в этих самых пикселях. Мы говорим о битности и пресловутой субдискретизации, но такие размышления в разрезе экшен-камер — смех, да и только.
В сухом остатке она умеет снимать в 10 бит, а с 12-й модели туда завезли и Log-формат. Сомневаюсь, что красить этот лог приятно, но лучше, чем ничего.
А вот в чём мы еще сильнее сомневемся, так это в том, что существует большое количество людей, готовых так сильно заморачиваться при съёмке своих покатух.
Ночная съёмка — действительно шумит, что сказать.
Короче, как это работает? На уровень шума при низкой освещённости влияет размер матрицы. Чем она больше, тем меньше шумит картинка. В таких камерах говорить здесь просто не о чем. Поэтому все эти бренды соревнуются только уровнем своих шумодавов. Говоря проще, они все снимают плохо, а устраняется это встроенными фильтрами, и у GoPro они отрабатывают хуже всего. И вне зависимости от камеры, на постобработке с таким материалом предстоит неслабо побороться, чтобы получить хоть что-то смотрибельное.
А ещё, нам хватит пальцев одной руки, чтобы перечислить все моменты, когда приходилось использовать экшен-камеру в темноте.
Дело в том, что все активности происходят в светлое время суток, и это снова просто маркетинговый ход. Однако если же вы действительно часто активничаете в сумерках — GoPro не для вас.
Звук. Мы опять садимся на своего любимого конька и говорим — звук недостаточно хорош ни на одной из камер, чтобы его можно было использовать вот просто как есть. После обработки саунд-дорожки, записанной прямо на родные микрофоны экшен-камеры, результат будет одинаковым и всегда хуже, чем при использовании петличек или направленных микрофонов.
DJI Action 5.
Отличные камеры. Всё.
Всем спасибо.
Ладно. Давайте поговорим.
DJI находится в середине по соотношению цена-качество. (от 42.000₽ до 45.000₽)
Картинка от GoPro отличается. Не лучше и не хуже — просто другая. Интересная идея с креплениями на магнитах.
Есть логарифмический формат, применяется тот же Log-профиль, что и на младшей линейке дронов — D-Log M.
Не самый податливый, но всё же самый приятный из тройки. Ну а дальше — сокрушительный удар в виде цифр и фишек: 8К, 4 часа работы, ночной профиль и вот это всё. Звук из коробки лучше, чем у Hero 13, да и в целом девиз самой камеры: «Как GoPro, только во всём лучше».
Из известных проблем:
Многие блогеры на тестах показали, как камеры предыдущей модели (Action 4) перегреваются и выключаются. Вот только смысл этого теста для нас настолько загадочен, что мы отказываемся заносить это в минусы данного девайса.
Как это было:
Блогер говорит «Посмотрим, что у неё с перегревом» и включает камеру на полтора часа. Удивительный тест. На кой чёрт экшен-камере работать непрерывно полтора-два часа?
Да, есть один сценарий: таймлапс ночного неба. Во всех остальных вариантах использования — бессмысленно. Ну и ещё момент, такие тесты нам попадались только про предыдущую модель.
Insta360 Ace Pro 2.
Ребята, взорвавшие рынок своими 360-view камерами. Сразу скажем: такие вещицы, на наш взгляд, — баловство для соцсетей. Да, прикольно, и даже некоторые моментики можно подшить в свой фильмец о трипе, но снимать всё только на неё — дело гиблое. Ну очень широкоформатные изображения получаются. Однако у них есть настоящий Роллс-Ройс в мире традиционных камер, и имя ему — Ace Pro 2.
Это самая дорогая штучка (от 58.000₽ до 65.000₽) и давайте посмотрим за что мы платим:
• Поворотный экран — мощь! Штука очень клевая. Да, не во время езды на байке, но в каком-нибудь треке, влоге — супер прям!
• Цветовые профили — пресеты, в которых снимает камера. Вот если не любите красить — отличный способ получать картинку «как в кино».
• Есть логарифмический профиль, но он у всех есть, в 2025-м это уже не Бог весть что.
Ну и всё. Вот за этот набор функций просят почти вдвое больше, чем за GoPro, и на 30% больше, чем за DJI.
Ах да, Insta считается лучшей в ночной съёмке, но тут мы с вами уже разобрались и нас не проведешь!
Вот между этим и стоит выбор.
Что взяли бы мы?
Барабанная дробь…
DJI Action 5.
Почему?
8К? — Нет.
4 часа работы? — Снова нет.
Может быть, слоу-мо в 4К? — Опять мимо.
Экосистема. У DJI с запасом лучшее приложение для работы с камерой, загрузкой/выгрузкой, предпросмотром.
А если у вас ещё и дрон от DJI, а скорее всего он у вас именно от них, — будет в разы приятнее использовать одно приложение и один Log-профиль на посте.
Вот так.
Оптимизация процессов зарешала.
У GoPro такое «юзерфрендли» приложение, что через минуту, клянусь, минуту использования, хочется выстрелить в свой телефон дробью в упор. А Insta не предлагает ничего такого, чего нет у DJI, чтобы заплатить за неё почти 60К.
Помечтали и хватит.
На что мы снимаем на самом деле?
GoPro Hero 10.
Прямо сейчас на Авито можно приобрести новенькую десятку за 20 000₽. Это раз.
GoPro 10 удовлетворяет всем требованиям к экшен-камере даже сегодня.
У неё нет Log-профиля. Да, было бы приятно его иметь, но! Глубокие настройки на таких девайсах — мучение.
Вы постоянно в движении, условия сцены постоянно меняются, и работать в Log-е с такой камерой — большой риск не снять ничего.
Мы используем ND-фильтры, чтобы получить красивую и динамичную картинку, и это-то уже испытание. Не представляем, что там будет ещё и в Log.
Так что если кто-то хотел получить действительно наше мнение — оно выглядит так: любая камера от тройки данных брендов в последних трёх поколениях — отличный выбор. Служить она будет верой и правдой. Всё остальное зависит исключительно от личных предпочтений. Не гонитесь за цифрами.
Да, про ND. Вдруг вы не знаете, а мы не рассказываем. Вы наверняка видели где-нибудь в инстике, где какой-нибудь парень рвёт на своей Tenere 700 по песку, а вокруг всё изображение смазано так, будто он летит 300 км/ч.
Так вот, чтобы так снять, нужен ND-фильтр. Ну вернее, не так. Чтобы так снять, нужно, чтобы ваша выдержка была равна не более x2 от установленного FPS. Например: снимаете в 24 кадра — выдержка 1/50, в 60 — 1/120, в 120 — 1/240 и так далее. И чаще всего, если вы поставите такую выдержку, получите пересвет картинки, и выглядеть всё будет ужасно. ND-фильтр выполняет роль солнечных очков для линзы и позволяет затемнить изображение при высокой выдержке. Мы используем от Freewell.
Для того чтобы это использовать, необходимо выставлять настройки параметров камеры вручную, что на экшен-машинках особенно неудобно.
P.S.
Есть ещё одна штука, которая как будто бы к теме не относится, хотя вроде как и по ней — DJI Pocket.
По своей сути это великолепное в своей простоте устройство. Камера с дрона на трёхосевом стабилизаторе с рукоятью, в комплекте с микрофоном. Устройство просто отличное для влогов. Имеет ряд автоматических функций, например, умеет отслеживать лицо и держать его в кадре. В самых «жирных» комплектациях поставляется вместе с петличками DJI MIC, которые, в свою очередь, очень хорошо пишут звук.
Знаем тревел-блоги, которые снимаются только на неё. Большой разницы по сравнению с экшен-камерами нет. По сути из различий — это ручка, да стабилизатор. Но хочется, чтобы где-нибудь одна такая лежала. Ну вот просто для красоты.
Несмотря на столь комплиментарный отзыв, ответить себе на вопрос «А зачем она нам нужна?» мы не можем, а вот на что можно потратить 60 000₽, которые за неё просят, — знаем. Приоритеты в действии, что сказать.
На этом всё. Дальше про квадрокоптеры.
Пока-пока.