ABB, Schneider, Siemens, Hyundai – ушли совсем или ищут способ обойти санкции

Зарубежные производители электротехники уходят из России. Одни делают безапелляционные заявления о полном прекращении работы на российском рынке, другие осторожно говорят о «приостановлении» поставок. Заказчики пробуют альтернативные каналы для ввоза продукции через Китай, Индию и надеются, что поставки возобновятся.

Давайте разбираться, какие зарубежные производители ушли совсем, а какие просто пережидают обстоятельства, и что в этой ситуации делать российским производителям.

ABB, Schneider, Siemens, Hyundai – ушли совсем или ищут способ обойти санкции

ABB (Швейцария)

Представители швейцарского производителя ABB с момента начала спецоперации дали всего один осторожный комментарий.

«В результате сбоев в цепочке поставок и других логистических проблем ABB временно приостановила прием новых заказов и всю операционную деятельность, связанную с поставками в Россию, Белоруссию и на Украину»

У компании в России есть две производственные площадки: в Липецке и Московской области.

Вероятно, ABB продолжит деятельность, когда наладит новые каналы поставок. Но даже в этом случае останется проблема с некоторой продукцией. Например, коммутационное оборудование высоких классов напряжения, в том числе с большой отключающей способностью, производили исключительно в Германии и Швейцарии.

Schneider Electric (Франция)

Schneider продолжает обслуживание поставленного оборудования, но не принимает новые заказы.

В апреле руководство глобальной компании подписало письмо о намерении продать активы Schneider Electric в России локальному менеджменту компании.

За 10 лет компания вложила более 1 млрд $ в российский бизнес: построила 5 заводов, открыла логистические и инженерные центры. В сделку на продажу активов войдут завод «ЭлектроМоноблок» в Ленинградской области, научно-технический центр «Механотроника» в Санкт-Петербурге, завод «Потенциал» в Республике Марий Эл, площадки компании в Иннополисе и Сколково.

Производство продолжит работу, но из «чьих» компонентов будут собирать оборудование, — большой вопрос. Так или иначе ждем возобновления производства, например, под брендом «Шнайдер и точка».

Siemens (Германия)

Компания намерена полностью уйти с российского рынка, на котором работает с 1852 года.

12 мая Siemens и ее «дочка» Siemens Mobility объявили об уходе из России и выходе из совместных предприятий с РЖД по обслуживанию и ремонту «Ласточек» и «Сапсанов».

ABB, Schneider, Siemens, Hyundai – ушли совсем или ищут способ обойти санкции

В то же время воронежский завод по производству трансформаторов продолжает работать в штатном режиме и обеспечен заказами как минимум до осени.

Компания владеет заводом «Сименс Трансформаторы» в Воронеже, «Сименс Электропривод» в Санкт-Петербурге и ведет совместное с АО «Силовые машины» производство газовых турбин в Ленинградской области.

Siemens поставляла в страну в том числе контроллеры и приводные механизмы для автоматизированных производственных линий и была основным поставщиком данного оборудования. Уход компании может серьезно сказаться на производственных отраслях.

Компания полностью уйдет из России, но будет делать это планомерно.

Есть и хорошие новости

Hyundai (Корея)

Дефицитные на российском рынке распределительные элегазовые устройства КРУЭ 110-220 кВ уже сейчас можно заказать с доставкой из Кореи. Раньше основной объем поставок этой продукции обеспечивали ABB и Siemens, так что электротехническая продукция Hyundai может стать качественной заменой.

Компания Hyundai приостановила работу автомобильных заводов в России и поставку компонентов из-за разорванных логистических цепочек. Однако уже начали оформлять альтернативные Одобрения типа транспортного средства (ОТТС) для России и, как поговаривают, готовятся к ввозу автомобилей из Китая и Кореи.

Hyundai не локализовал в России производство электротехнической продукции, а только открыл представительство Hyundai Heavy Industries.

Запустить производство в России компания Hyunday все-таки пыталась. В 2013 году под городом Артем торжественно открыли завод Hyunday Heavy Industries, построенный специально для производства электрической распределительной и регулирующей аппаратуры. Однако за все эти годы на заводе так ничего не произвели.

Оказалось, что выгоднее завозить готовое электрооборудование, чем производить в России. Все дело в том, что КРУЭ не облагаются пошлинами на ввоз, а на комплектующие пошлина составляет 20%.

В 2017 году здание завода выкупила группа компаний «Доброфлот» и использует его в качестве склада для консервов.

Торжественное открытие завода Hyunday Heavy Industries под городом Артем Приморского края
Торжественное открытие завода Hyunday Heavy Industries под городом Артем Приморского края

Ждать возвращения или действовать

Многие компании не заявляют категорично об уходе, а ссылаются на логистические сложности поставок. Возможно, некоторые из них продолжат работу, когда будет налажен параллельный импорт, или поменяется собственник.

Сильно рассчитывать на возобновление работы компаний не стоит — популярные бренды электротехнической продукции, такие как ABB, Schneider, получали всего 2% выручки от реализации продукции на российском рынке. В абсолютном выражении это, конечно, огромные суммы, но такую потерю в объеме мирового рынка пережить можно.

Товарооборот ABB в России оценивался примерно в 1 млрд $ в год.

В то же время открываются хорошие возможности для российских производителей электротехники. Самое время занимать освободившиеся ниши.

На вопрос «что производить» помогут ответить специальные информационно-аналитические ресурсы. Благодаря им можно проанализировать потребность в оборудовании и материалах российского рынка энергетики.

Ресурс — gi-pro.ru
Ресурс — gi-pro.ru

Хотите производить КРУЭ? Посмотрите, в скольких проектах это оборудование запланировано к установке до 2030 года, оцените стоимость запуска производства и посчитайте, как скоро окупится производство.

Алексей Голиков

Генеральный директор и основатель МЦР

Телеграм

Тенчат

2121
40 комментариев

"Хотите производить КРУЭ? Посмотрите, в скольких проектах это оборудование запланировано к установке до 2030 года, оцените стоимость запуска производства и посчитайте, как скоро окупится производство."

Ой, ну пипец как просто - просто взяли и организовали, че там)) В мирные годы, когда ограничений не было, не организовывали, когда была возможность высокоточные станки завозить, любые нужные для этого производства технологии, а сейчас вдруг резко взяли и завезли))
В россии нет даже производства нужного типа сальников высокого давления, нет производства коммутационных аппаратов такого уровня точности, как у ABB (Hitachi), Siemens или GE. Это просто гигантские инвестиции, которые могли себе позволить компании - гиганты. И даже у Siemens Energy (лидер рынка, между прочим) таких заводов по производству КРУЭ всего по пальцам одной руки в мирке по количеству. И они производят на весь мир. Россия сама для себя не сможет сколько-нибудь серийно производить, нет такого рынка, чтобы это окупилось.

3
Ответить

Пессиместичненько) когда то в России были масляные фонари всего лишь на Невском проспекте одного города. В другой период один Юра полетел туда, куда никто еще не летал. Возможно все. Раз Вы так посвящены в феноменальные успехи компании Сименс и иже с ними, то наверное знаете, что собственного производства полного цикла у них нет, как ни у кого нет, уйдут поставщики от них, и они превратятся в обычный Саратовский электрозавод)

3
Ответить

На вопрос "Почему не производили раньше" есть простой ответ — потому что не могли конкурировать. Одна ячейка КРУЭ 110 стоит от 27 млн ₽, а покупают обычно комплектно целым распределительным устройством, и это уже 350-400 млн ₽ за 14 ячеек с доп.оборудованием. Когда есть выбор на рынке, то купишь то, с чем привык работать и что зарекомендовало себя.

Много общаюсь с производителями различного оборудования: все отмечают, что, если раньше с ними никто разговаривать не хотел, то сейчас сами звонят и договариваются о поставке продукции.

Ответить

Зачем нам Шнайдер и ABB, когда есть православные РТ-40 и РН-54

Ответить

То есть вы хотели спросить "Зачем Тесла, если есть Москвич?"))

7
Ответить

Главное начать. Построить можно и велосипед, и КРУЭ и ракету) и я убежден, что в наше время уже не нужны десятки лет НИОКРа, машинное обучение, искусственный интеллект, современные айти решения, аналитика инвестиций и т.д. Из-за всего, что нам мешало в прошлом, мы достигаем того, что есть у нас в настоящем, и на всем том, чего достигли в настоящем, мы поедем в будущее)

1
Ответить