Как Россия наращивает производство компьютеров, электронных и оптических изделий в условиях санкций

Как Россия наращивает производство компьютеров, электронных и оптических изделий в условиях санкций

По итогам 2022 года производство компьютеров, электронных и оптических изделий в России выросло в денежном выражении на 50% — с 36,4 млрд до 54,8 млрд рублей (данные Росстата). С января по май 2023-го рост продолжился — на 21,6%. Таким образом, компьютерная техника стала главным поставщиком положительной динамики за последний год.

Сегодня мы постараемся разобраться, в каком состоянии находится российская электроника, за счет чего наблюдается такой рост, и какие прогнозы дают эксперты.

Статистика и текущее положение

В марте 2023 года якутская компания «Плата» заявила о планах выпуска отечественных ноутбуков, системных блоков и моноблоков под собственным брендом. Предполагается, что 70% компонентов будут отечественного производства — речь идет о материнской плате, оперативной памяти, жестких дисках, процессоре и корпусе. Первые образцы уже проходят сертификацию, а глава Якутии Айсен Николаев всячески поддерживает проект.

Якутская инициатива — далеко не единственная в стране. С уходом зарубежных поставщиков отрасли приходится замещать столь важные продукты, как микроэлектроника, собственными силами. Так, московские компании в I квартале 2023 года нарастили выпуск компьютерной техники на 21%. Аналитики Delta Computers прогнозируют, что продажи отечественных ПК по итогам 2023 года вырастут на 20-30%. При этом основными покупателями выступят государственные ведомства и оборонная промышленность.

На конец 2022 года доля отечественных компонентов на рынке электроники достигала 12%. Росстат фиксирует внушительный рост производства по большинству направлений.

Как Россия наращивает производство компьютеров, электронных и оптических изделий в условиях санкций

Разумеется, государство всячески поддерживает отрасль — ее значимость для развития экономики огромна. Например, 27 марта 2023 года вышло Постановление Правительства №486 — вступило в силу оно 20 апреля. Согласно документу, при госзакупках продукцию поставщиков электроники будут делить на 3 уровня.

  1. Электроника на основе отечественных компонентов (конкретно упоминаются процессоры).
  2. Электроника с иностранными компонентами.
  3. Полностью иностранная электроника.

Предпочтение будет всегда отдаваться первому уровню, ко второму и третьему обратятся только в случае отсутствия альтернативы.

Заместитель министра промышленности и торговли Василий Шпак считает, что сферу отечественной электроники в 2024 году ожидают инвестиции на уровне 250 млрд рублей. Еще одно важное направление — расширение сотрудничества в этой области с дружественными странами (Китай, Индия, Иран и т. д.). При этом Шпак отмечает, что «полного технологического цикла производства электроники на своей территории нет и не будет в ближайшие 20-25 лет ни в одной стране».

Выводы просты: сфера развивается. Вынужденно и за счет государственных инициатив. При этом она сталкивается с существенными преградами, заставляющие усомниться в реальности достижения поставленных задач.

Проблемы, которые есть у отрасли

Компьютеры, носимые гаджеты, микросхемы, оптоволоконные системы — это сверхсложные продукты высокотехнологичного производства. Ни один российский производитель электроники на текущий момент не способен конкурировать с американскими, европейскими и китайскими. На это есть несколько весомых причин:

  1. 90% мировых производителей чипов не могут работать с Россией. Такую статистику привел глава отечественной компании по сборке микросхем «Элодика» Константин Кириллов в интервью изданию «Газета.ru». Например, тайваньский гигант TSMC с долей на рынке микропроцессоров в размере 52,1% объявил о прекращении сотрудничества с Россией еще 25 февраля 2022 года. Немного сглаживают ситуацию параллельный импорт и китайские поставщики. Но отсутствие прямого контакта с лидерами рынка существенно тормозит прогресс.
  2. Российские процессоры производились на Тайване. В заметках СМИ часто мелькают отечественные процессоры «Байкал» и «Эльбрус». Значимая инициатива для российской сферы микроэлектроники, конкурентный продукт в узких кругах. Наряду с ними выделим «Скиф» — систему для мобильных устройств от НПЦ «Элвис», которую планировалось опробовать в 2023 году. Проблема в том, что производством всех перечисленных выше продуктов занималась уже упомянутая TSMC. Сейчас эта производственная площадка полностью недоступна.
  3. Низкая рентабельность. Сфера производства компьютеров, электронных и оптических изделий находится среди аутсайдеров по рентабельности в промышленности — об этом заявили эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Прибыль от вложений редко превышает 5-10%. Связано это, помимо прочего, с возросшими в 2022 году издержками и нарушением логистических цепочек.
  4. Риски ввоза некачественной продукции из-за рубежа. Как утверждают аналитики Ассоциации разработчиков и производителей электроники (АРПЭ), параллельный импорт и сотрудничество с неавторизованными поставщиками может привести к ввозу низкокачественных чипов и комплектующих в Россию. По некоторым расчетам, риски увеличиваются в 400 раз. Результат — распространение дефектных устройств и падение продаж.
  5. Нехватка специальных материалов. В качестве примера приведем монокристаллический кремний — материал, необходимый для производства транзисторов, выпрямителей тока, термисторов и т. д. Раньше сырье для его синтеза поставляли иностранные компании, сейчас с этим есть проблемы. Отметим, что летом 2022 года компания «Росэлектроника» показала образец монокристаллического кремния, созданного с использованием полностью российских материалов, поэтому подвижки в этом направлении имеются.
  6. Минусы российских изделий. Эксперты называют три главных минуса отечественной электроники — небольшой ассортимент, минимальные объемы производства и высокая цена. У зарубежных заводов, как правило, линейка в 10 раз шире, а производственные мощности гораздо выше, что сказывается на сроках поставок. Для иллюстрации расхождения в стоимости приведем пример: зарубежный чип RC0805FR-07100RL — 16 копеек, его отечественный аналог Р1-12 ШКАБ.434110.002 — минимум 10 рублей. Объясняется это, опять же, несопоставимым масштабом продаж.
  7. Нехватка производственных площадей и технологий. Лидеры отрасли TSMC и Samsung вовсю осваиваются 3-нанометровый техпроцесс, Intel делает ставку на 7 нм, SMIC, GlobalFoundries, UMC — на 10, 12, 22 нм соответственно. Если говорить простым языком, техпроцесс — это «толщина» транзисторного слоя в процессоре (чем он меньше, тем мощнее и энергоэффективнее чип). Самое современное отечественное предприятие «Микрон» освоило 90-нанометровый техпроцесс, также есть экспериментальные сборочные линии для 65 нм. Для производства более современной электроники требуются инвестиции в производственные мощности и оборудование, собираемое исключительно за границей.
  8. Дефицит кадров. Стремительное наращивание производства всегда приводит к нехватке кадров, поскольку учебные заведения выпускают прежнее количество специалистов. По данным CNews, по состоянию на лето 2023 года в России не хватает 20% «ручных монтажников», 40% операторов поверхностного монтажа и около 60% управленческого состава. И это на фоне ежегодного роста зарплат в сфере на уровне 20-30%.

Прямо сейчас российская промышленность способна выпускать чипы для силовой электроники, машиностроения и специального применения. Но это, по мнению аналитиков, не более 1% от всего необходимого объема. Производство микроэлектроники для разнообразных гаджетов и современной компьютерной техники на существующих российских предприятиях, к сожалению, невозможно.

Ведущие игроки на рынке

Уже упомянутый выше холдинг «Росэлектроника» объединяет сразу 140 предприятий отрасли из нескольких «дивизионов». Организация находится под санкциями США с 2015 года, поэтому успела приспособиться к ограничениям. Якутская «Плата» — новый игрок на рынке, ассортимент которого еще предстоит изучить. Признанными же лидерами сферы считаются:

  • Микрон. 54% экспорта российской электроники, №1 в стране по производству микросхем, больше 4 млрд микросхем в год. В каталоге также представлены RFID-метки, карты, чипы, дискретные полупроводниковые устройства, автоэлектроника и многое другое. «Микрон», базирующийся в Зеленограде — локомотив отечественной микроэлектроники.
  • Кремний Эл. Продукцию Группы «Кремний Эл» закупают около 815 предприятий в России и странах ближнего зарубежья, свыше 1500 типономиналов продукции. Компания славится низким процентом брака — дефектным оказывается 1 чип из 2 млн.
  • Ангстрем. Основной продукт — силовая электроника. Также «Ангстрем» производит аналоговые и интерфейсные микросхемы, микропроцессоры, коммутаторы, драйверы и т. д. В наличии есть микроэлектроника высокой стойкости для космических технологий.
  • НИИ полупроводниковых приборов. Томское предприятие, ведет историю с 1964 года. Специализация — поставка полупроводников для электронной промышленности. Есть отдельные линейки медицинской техники и светодиодной продукции.
  • GS Nanotech. Компания из Калининградской области, оказывающая услуги по разработке, корпусированию и тестированию микроэлектронной продукции. Наиболее интересными позициями являются твердотельные накопители (SSD), интегральные схемы (в том числе, микросхемы флеш-памяти) и системы-в-корпусе (SIP).
  • Крокус Наноэлектроника. Единственный в России производитель магниторезистивной оперативной памяти с произвольным доступом (MRAM). Также это первый завод, освоивший производство микроэлектроники на пластинах 300 мм, что в перспективе открывает доступ к 55-нанометровому техпроцессу.
  • НМ-Тех. Московская фирма со штатом в 800 сотрудников и общей площадью производственных помещений свыше 43 тыс. м2. Занимается производством микроэлектронных компонентов на пластинах 200 мм, исследованием кристаллов, научно-исследовательскими и опытными работами. Один из последних реализуемых проектов — защищенные микросхемы для SIM-карт.
  • НИИП Росатом. На базе предприятия «Росатома» сформировано единственное в России производство высокочистого монокристаллического кремния методом бестигельной зонной плавки. Результат — специальный материал, отвечающий самым высоким стандартам отрасли. Другие направления деятельности — стерилизация изделий, проведение испытаний на радиационную стойкость, диагностика кабелей для АЭС и т. д.

Перечисленные выше компании можно с уверенностью относить к поставщикам электроники высокого класса (для своих задач). До 2022 года они были недогружены, поскольку в большинстве случаев закупка за рубежом обходилась дешевле. Сегодня они переживают небывалый спрос на свою продукцию, что положительно сказывается на состоянии отрасли в целом.

Прогнозы и перспективы

В марте 2023 года был сдан в эксплуатацию первый корпус завода в Зеленограде, способный поставлять микрочипы с 28-нанометровым техпроцессом. Учитывая, что не так давно были полностью освоены 90 нм, прогресс колоссальный. Не удивительно, что эксперты прогнозируют рост производства электроники к концу 2023 года еще как минимум на 10%.

Еще летом 2022 года премьер-министр Михаил Мишустин поставил цель перед отечественной радиоэлектронной промышленностью — довести долю российских компонентов на внутреннем рынке до 70% к 2030 году. Кажется, именно к таким результатам стремятся производители прямо сейчас. Конечно, при этом никуда не уходят ключевые проблемы — острая нехватка производственных мощностей, квалифицированных кадров и доступа к мировым технологиям. В итоге, каких результатов удастся добиться, покажет будущее.

11
4 комментария

"Проблемы, которые есть у отрасли" (с)

Не указана главная проблема: маленькая емкость отечественного рынка.
Емкость российского рынка такова, что компоненты проще ввезти, чем строить тут производство.
По сравнению с этим в Китае компания может раскачаться на внутреннем рынке, а потом идти захватывать мир.

1
Ответить

Вы неправы в стране где живет 150.000000 человек не может быть маленькой емкости, и есть еще куча корпоративных клиентов. Так что емкость в миллиарды долларов здесь есть. Просто в России как обычно плохому танцору мешают яйца. И проще найти причины по которым они не могут. В таком случае что мешало последние тридцать лет свободных отношений развивать это направление? Приглашать иностранных специалистов, строить заводы, закупать оборудование. Видимо яйца мешали танцору)))

Ответить

Никак...

Ответить